Планирование и организация подготовки персонала здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

10758

Планирование и организация подготовки персонала здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени осуществляются в режиме повседневной деятельности органами управления здравоохранением всех уровней и руководителями учреждений здравоохранения. При планировании анализируются профиль и предназначение формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, установленный срок их готовности, наличие и состояние оснащения, техники, учебной и материально-технической базы, уровень подготовки основного и приписного составов, знание ими своего предназначения при действиях в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка персонала здравоохранения к работе в условиях чрезвычайной ситуации по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:

  •   отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в чрезвычайной ситуации;
  •   постановку задач учреждениям здравоохранения по их подготовке к работе в чрезвычайной ситуации;
  •   создание формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, оснащение их имуществом;
  •   обучение персонала созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения выполнению своих функциональных обязанностей в чрезвычайной ситуации;
  •   повышение устойчивости функционирования формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
  •   отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения путем проведения практических занятий и учений.

Подготовка персонала здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях подразделяется на оперативную, методическую и специальную. Она проводится по группам:
 • подготовка руководящего состава здравоохранения;
 • подготовка медицинского персонала здравоохранения;
 • подготовка прочего персонала здравоохранения (рабочих, служащих, водителей и др.).Оперативная подготовка направлена на обучение выполнению задач по управлению мобилизационным развертыванием учреждений здравоохранения к действиям в особый период и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также по всестороннему медицинскому обеспечению. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-хозяйственному обеспечению.Методическая подготовка – это комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение мастерства как руководящего состава, так и остального персонала по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единства взглядов и подходов к выполнению поставленных задач.Специальная подготовка проводится по специальным программам с целью обучения медицинских кадров принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пораженных и больных, а также овладения приемами и способами оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Подготовка персонала учреждения здравоохранения организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за истекший год и ставятся задачи на следующий год.

В констатирующей, подводящей итоги части приказа отмечаются успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное – имевшие место недостатки, факты неисполнительности и упущений, с указанием, по чьей вине они произошли. Во второй, приказной части определяются основные задачи по подготовке учреждения здравоохранения и его персонала в следующем году, перечень основных мероприятий, сроки их проведения, ответственные за них должностные лица, а также меры по устранению имевших место недостатков, взыскания за упущения и поощрения за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указываются порядок его доведения до исполнителей и организация контроля его выполнения в течение года.

К приказу в виде приложения прикладывается календарный план основных мероприятий, в котором указывается: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их проведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формирования), предполагаемые материальные и финансовые затраты.

В соответствие с приказом для проведения занятий по специальной подготовке персонала создаются учебные группы из руководящего состава, врачей, средних медицинских работников и обслуживающего персонала, назначаются руководители занятий, их заместители в каждой из групп, определяется время проведения занятий.

Общая продолжительность специальной подготовки руководящего состава учреждений здравоохранения составляет 15 ч, врачей и среднего медицинского персонала – 35 ч, обслуживающего персонала – 12 ч. Основная цель специальной подготовки заключается в том, чтобы обучаемые усвоили основные положения нормативных документов по структуре службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, особенности организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и приобрели практические навыки в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка подразделяется на теоретическую и практическую части, последняя должна существенно превалировать.Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы службы медицины катастроф, гражданской обороны в сфере здравоохранения и по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки по оценке обстановки и управлению силами и средствами служб.Врачебный состав совершенствует свои знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии поражений, характерной для прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется подготовке врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.Средний медицинский персонал осваивает и совершенствует практические навыки выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода учреждений здравоохранения на режимы работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных.Младший медицинский и вспомогательный персонал учреждений здравоохранения изучает основные клинические признаки неотложных состояний и обучается практическим приемам оказания первой медицинской помощи, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.

В специальной подготовке персонала учреждений здравоохранения необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.

Специальная подготовка врачебно-сестринского персонала, входящего в состав формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки.

Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях, порядок управления службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке, закрепляются в ходе:
 • штабных тренировок и учений;
 • командно-штабных учений;
 • тактико-специальных учений;
 • объектовых тренировок;
 • комплексных учений.Штабная тренировка – начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения. Продолжительность штабной тренировки, в зависимости от ее тематики, составляет 2–4 ч с периодичностью проведения 1 раз в квартал.

В ходе штабной тренировки отрабатываются и изучаются планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц органа управления государственного или муниципального здравоохранения или учреждений здравоохранения (штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций), практически проигрывается порядок приведения его в готовность в ограниченные сроки, с отработкой схемы оповещения и экстренного сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Проводят штабные тренировки руководители органов управления и учреждений здравоохранения или их заместители.

Для проведения штабной тренировки разрабатывается план, в котором указываются: тема, учебные цели, дата и время, состав обучаемых, место проведения занятия, вопросы и порядок их отработки.

Основными методами отработки вопросов на штабной тренировке являются: практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц по знанию обязанностей действий в чрезвычайных ситуациях, обмен мнениями по содержанию работы органа управления или учреждения здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.Штабное учение проводится с органами управления здравоохранением, когда должностные лица имеют достаточную подготовку для решения определенных ситуационных задач с учетом обстановки. Продолжительность штабного учения – 4–6 ч.

К штабному учению привлекаются подчиненные органы управления, руководители структурных подразделений учреждения здравоохранения,задействуются средства связи, отрабатываются вопросы с учетом создаваемой в соответствии с замыслом учения обстановки. Основная цель штабного учения – привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов, по управлению силами и средствами служб, выработке умений в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя при этом имеющиеся средства связи. В ходе штабного учения проверяется реальность планирования мероприятий по организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, перевода органа управления учреждений здравоохранения на режим работы в условиях массового поступления пострадавших (пораженных и больных).

В соответствии с темой и целями учения разрабатываются замысел штабного учения и план его проведения. В замысле отражаются исходная обстановка и ее развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучающихся. В плане проведения учения указываются: тема, учебные цели, состав участников, время, продолжительность и место проведения, учебные вопросы, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса. Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки во времени, то в плане указывается скачковая обстановка, т. е. те события, которые были за этот период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения штабного учения являются замысел и реальные документы плана медицинского обеспечения населения.

Основной метод проведения штабного учения – заслушивание должностных лиц по полученным вводным об оценке обстановки, выработке ими грамотных управленческих решений с подготовкой распоряжений и представлением донесений.

К сведению

Вводная – внезапный элемент изменения общей и медицинской обстановки при проведении учения, выдаваемый посредниками учений для их руководителей и участников в виде устного распоряжения или ситуационных задач и требующий немедленного адекватного реагирования по изменению использования сил и средств, участвующих в учении.

Завершается штабное учение подведением итогов и разбором действий обучаемых.Командно-штабное учение – высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения. Его продолжительность – до 2–3 суток. В командно-штабном учении принимают участие органы управления государственного и муниципального здравоохранения, учреждения здравоохранения с созданными на их базе формированиями службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения (бригады, отряды) с имеющимися транспортом, имуществом, средствами связи, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами и аппаратами. На командно-штабном учении используются наглядные пособия (схемы, таблицы, указатели и т. п.), необходимые для практической работы. В связи с этим проведение командно-штабного учения требует, как правило, финансирования.

Командно-штабное учение может быть успешно проведено, если отработаны документы плана медицинского обеспечения (плана действий в часах, плана гражданской обороны учреждений здравоохранения), если должностные лица, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, с кем они должны взаимодействовать, если они имеют навыки в отработке документов. В ходе проведения командно-штабного учения обязательно хронометрирование некоторых мероприятий (экстренного сбора персонала; сроков приведения в готовность структурных подразделений учреждений здравоохранения и формирований, создаваемых ими; выдачи имущества резерва; пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и др.).

При подведении итогов командно-штабного учения оценивается организация работы органов управления, учреждений и формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения.Тактико-специальное учение – основная и наиболее эффективная форма подготовки формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения и персонала, входящего в их состав, для выполнения задач по предназначению. На такие учения привлекается весь персонал формирований, оснащенный техникой и имуществом в соответствии с имеющимся табелем. На учения отводится до 6 ч, и они должны проводиться ежегодно. Основными задачами тактико-специального учения являются следующие:
 • совершенствование навыков руководителей формирований по управлению ими в условиях чрезвычайных ситуаций;
 • выработка слаженных и взаимосвязанных действий персонала формирований как для самостоятельного выполнения решаемых задач, так и во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями учреждений здравоохранения и ведомственными службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и т. п.);
 • оценка готовности формирований к действиям в очагах чрезвычайных ситуаций.

Для проверки отдельных положений проектов нормативных документов, касающихся внедрения новых форм, методов и способов действий в очагах чрезвычайных ситуаций, в соответствии с решениями вышестоящих начальников службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения может быть организовано проведение опытно-исследовательского тактико-специального учения.

Руководителем тактико-специального учения может быть главный врач или назначенный им на эту роль заместитель по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также и сам командир формирования. Для проведения учения могут привлекаться посредники из числа наиболее опытных специалистов в этой сфере деятельности.

При подготовке тактико-специального учения определяются тема, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, место учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения. В ходе учения анализируются отдаваемые распоряжения, степень и качество их выполнения, осуществляется контроль обеспечения безопасности.

Учения следует начинать с оповещения и экстренного сбора персонала формирования, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

После вручения вводных руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным.

Решение руководителя формирования заслушивает и утверждает руководитель учения. Если принято недостаточно обоснованное решение, руководитель учения путем постановки дополнительных вопросов побуждает руководителя формирования глубже вникнуть в обстановку, заново оценить ее и принять более целесообразное решение. При необходимости руководитель учения может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение и продолжить учение. Приостановка учения возможна и для более качественной повторной отработки наиболее важных приемов и способов действий.

Наращивание обстановки при проведении тактико-специального учения достигается введением новых вводных, имитирующих различные элементы чрезвычайных ситуаций (обвал, пожар, подтопление с увеличением количества условно пострадавших и т. п.). Это позволяет осуществлять маневр силами и средствами формирования с учетом изменения обстановки, принимать дополнительные решения в связи с изменившейся обстановкой, изыскивать возможности проявления инициативы и находчивости руководителей.

Заканчивается учение после выполнения всех поставленных задач с последующим проведением его разбора, оценки действий руководителя и всего персонала формирования по этапам учения.

В стационарных ЛПУ с малой коечной емкостью и амбулаторно-поликлинических учреждениях проводятся объектовые тренировки, а в больницах с большой коечной емкостью (500 и более коек) – комплексные учения. Периодичность их проведения – 1 раз в 3 года. Продолжительность объектовой тренировки – 1–2 суток, комплексного учения – 2–3 суток.

В проведении комплексного учения участвуют: орган управления учреждений здравоохранения в полном составе, эвакуационная комиссия, комиссия по устойчивости функционирования, формирования общего и медицинского назначения. К учению привлекается не менее 30–40% штатного состава функциональных отделений учреждений здравоохранения. Учение проводится без прекращения работы учреждений здравоохранения, в связи с чем важно спланировать участие персонала отделений и формирований не на весь период учения, а по графику.

Основная цель комплексного учения – практическая отработка тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода учреждений здравоохранения на режим работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, выполнение персоналом этих мероприятий, организация слаженной работы отделений учреждений здравоохранения, выявление наиболее сложных вопросов по организации работы в чрезвычайных ситуациях и поиск оптимальных решений.

Для проведения комплексного учения разрабатываются замысел, план проведения учения, план материально-технического обеспечения, предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий.

По итогам учения составляются отчет и план устранения выявленных замечаний и недостатков, при необходимости вносятся соответствующиекоррективы в планы медицинского обеспечения населения (планы гражданской обороны учреждений здравоохранения и планы действий учреждений здравоохранения) и в организацию подготовки персонала.

Комплексные учения проводятся на объектовом, муниципальном и субъектовом уровнях. Их цель – отработка вопросов взаимодействия в чрезвычайных ситуациях с ведомственным здравоохранением и другими службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и др.).

В ходе объектовой тренировки отрабатывается меньший объем вопросов. Основная ее цель – проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе формирований и отделений учреждений здравоохранения. Для проведения объектовой тренировки разрабатываются аналогичные документы, что и для комплексного учения. Заканчивается объектовая тренировка ее разбором и подведением итогов.

Совершенствование знаний и навыков действий персонала учреждений здравоохранения осуществляется не только на плановых занятиях и учениях по специальной подготовке в учреждениях здравоохранения, но и на циклах усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала, в ходе проводимых совещаний, учебных сборов и конференций по службе медицины катастроф и гражданской обороне в сфере здравоохранения, при решении персоналом ситуационных задач в ходе проведения руководителями учреждений здравоохранения обходов, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Сочетание всех форм подготовки персонала учреждений здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях, соблюдение принципа обучения “от простого к сложному” дает хорошие результаты, повышает интерес обучаемых, способствует эффективному привитию навыков в управлении процессом ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль