О повышении эффективности лекарственного обеспечения подразделений многопрофильного стационара

5119

В условиях инфляции “консервация” тарифов (в части медицинских расходов) в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) Нижегородской области, имевшая место с 2003 г. вплоть до второго полугодия 2005 г., крайне обострила проблему дефицита финансирования лекарственного обеспечения стационарных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) региона. Это не могло не сказаться на качестве лечебно-диагностического процесса. Госпитализированные пациенты приобретали медикаменты и изделия медицинского назначения за счет личных средств, что идет вразрез с Программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

В I–III кварталах 2005 г. в муниципальном ЛПУ “Городская больница № 13” г. Нижнего Новгорода нами рассматривался порядок лекарственного обеспечения подразделений 1100-коечного стационара. В структуре учреждения функционировала больничная аптека I категории, и многолетняя деятельность службы снабжения представлялась безупречной. цели проделанной работы – путем проведения организационноэкономических мероприятий достичь оптимизации ассортимента закупаемых медикаментов и их распределения между лечебными подразделениями больницы; обеспечить рентабельность деятельности подразделений в части медицинских расходов; максимально снизить цены на приобретаемую фармацевтическую продукцию и одновременно ликвидировать имевшуюся кредиторскую задолженность перед поставщиками; перейти от закупки с отсрочкой платежей на более выгодную закупку на условиях предоплаты; добиться, чтобы пациенты стационаров не приобретали лекарства за счет личных средств, и создать “прозрачную” для персонала больницы систему аптечного снабжения лечебных подразделений.

Был также проведен подробный экономический анализ медицинских расходов больницы, их структуры произведены точные расчеты размеров прямого участия каждого из лечебных подразделений в медицинских расходах учреждения, а также косвенных расходов на деятельность параклинических подразделений и на изделия медицинского назначения, распределяемые помимо аптеки. такой анализ был выполнен на основании данных бухгалтерского учета и централизованного автоматизированного персонифицированного (по каждому из пациентов) компьютерного учета выполняемых параклинических услуг и хирургических вмешательств, ведущегося в больнице с помощью информационной компьютерной системы “ДжАН” (разработчик программного обеспечения – фирма “кОСтА”, Санкт-Петербург). Проведенный анализ выявил весьма существенные диспропорции медицинских расходов в лечебных отделениях, подтвердил необходимость жесткого регулирования процессов закупок медикаментов, их распределения по подразделениям и финансового лимитирования аптечных расходов со стороны администрации ЛПУ.

Месячные финансовые нормативы (лимиты) аптечных расходов клинических отделений и больницы в целом были рассчитаны группой должностных лиц и ведущих специалистов больницы с участием сотрудников работающих на базе больницы клинических кафедр Нижегородской медицинской академии. При этом учитывались фактические прямые, расчетные косвенные медицинские расходы и прогнозируемые доходы от деятельности каждого из клинических отделений, а также расходы на создание резервов средств на непредвиденные закупки и погашение кредиторской задолженности.

В больнице была внедрена и в течение III квартала 2005 г. апробирована новая система закупок. Это аукцион котировок и распределения между подразделениями медикаментов с использованием расчетных лимитов аптечных расходов. Суть новой системы в следующем. Закупки медикаментов и их выдача из аптеки производились согласно месячным заявкам клинических отделений в соответствии с заявленным ассортиментом и на суммы, не превышающие утвержденных лимитов. В заявки отделений на приобретение медикаментов можно было включать без предварительного согласования по подчиненности и с клиническим фармакологом больницы только те препараты, которые содержались в разработанном и утвержденном в больнице специальном перечне из почти 500 торговых наименований лекарственных препаратов и разновидностей форм их выпуска, отобранных клиницистами по принципу “цена – эффективность”. При этом учитывалась минимальная достаточность их ассортимента для обеспечения приемлемого качества лечебного процесса и соответствия суммарной стоимости утвержденным лимитам.

Ежемесячно, до истечения второй декады месяца, руководители клинических отделений представляли заявки на приобретение медикаментов для работы в течение последующего месяца на суммы не более

90% их месячного лимита. На основании таких заявок формировалась сводная общебольничная заявка, сбалансированная в соответствии с суммарным месячным лимитом. Эту заявку передавали в специально созданную конкурсную комиссию по размещению заказов для нужд больницы.

В условиях срочной потребности в имеющихся в широкой оптовой продаже на региональном рынке медикаментах конкурсная комиссия (без какой-либо коррекции ассортимента заявленных медикаментов) решала вопрос их закупки, запрашивая ценовые котировки у всех без исключения поставщиков фармацевтической продукции, имеющих соответствующие договорные отношения с больницей, и по каждой из позиций заявки. Основной критерий выбора исполнителей заказа для комиссии – цена единицы закупаемой продукции.

Заявки клинических отделений на дозакупки медикаментов исполнялись только в пределах неиспользованной доли их лимита или за счет больничного резерва для непредвиденных аптечных расходов.

Была предусмотрена возможность скорректировать утвержденные лимиты пропорционально фактическим отклонениям от расчетных размеров “заработка” клиническими отделениями средств ОМС, а также возможность увеличить лимит отделений на величину выявленной в ходе экономического мониторинга экономии расходов по статье “Медикаменты и изделия медицинского назначения” по выполнению параклинических услуг для отделений.

Все взаимодействующие с больницей поставщики фармацевтической продукции официально приглашались для участия в конкурсной процедуре по закупке медикаментов. Прием их коммерческих предложений осуществлялся только коллегиально, с соблюдением конфиденциальности. На бумажном и электронном носителях (последний – в формате Microsoft Excel) заполнялись соответствующие ячейки таблицы сводной месячной заявки больницы. коммерческие предложения, поданные участниками аукциона котировок позже оговоренных сроков, не принимались к рассмотрению. Это позволяло конкурсной комиссии не позднее следующего дня без существенных трудозатрат обеспечить реальное обязательное рассмотрение предложений по каждой позиции заявки.

Внедрение аукциона котировок существенно сказалось на изменении закупочных цен на лекарственные средства. Для анализа процесса закупок в новых условиях был выбран период с января по сентябрь 2005 г. включительно. На протяжении данного периода цены на отдельные препараты и общая стоимость закупок препаратов по каждой позиции рассматривались поэтапно: 1-й этап – до изменения системы закупок и введения финансовых нормативов (январь), 2-й этап – непосредственно после введения финансовых лимитов (март), 3–5-й этапы – с применением ежемесячных описанных выше конкурсных процедур (июль, август и сентябрь).

В целях упрощения расчетов перечень препаратов, закупаемых с проведением конкурсного отбора поставщиков, был ограничен группой препаратов, в которую вошли как дорогостоящие, так и относительно дешевые, но приобретаемые в большом количестве. критерии отбора медикаментов в эту группу – высокая стоимость закупки каждой из позиций (начиная с максимальной и далее по убыванию), повторяемость закупок (исключено небольшое число препаратов, закупки которых носили разовый характер), а также суммарная стоимость всей группы препаратов, равная 60% от общей стоимости месячной закупки. Препараты каждого торгового наименования были идентичными по форме выпуска.

Последующий анализ динамики цен был проведен в пределах этой группы высокозатратных медикаментов, в которой оказалось 44 препарата из почти 500 ежемесячно закупаемых согласно решению конкурсной комиссии.

Анализ показал, что на 3-м этапе средняя закупочная цена на медикаменты уменьшилась на 10,8%, а на 5-м этапе – уже на 15,8%.

Анализ отобранной методом случайной выборки части медикаментов из разных ценовых диапазонов показал итоговое снижение цен (от 0,44 до 55%) на все препараты и изделия медицинского назначения, за исключением актовегина (рост цены на 24,21%). В некоторых случаях резкое падение цен происходило из-за смены производителя препаратов (при идентичности клинической эффективности, условий хранения и соблюдении других параметров). В единичных случаях в ходе закупок имела место обратная ситуация – рост цены из-за смены производителя (закупка оригинальных препаратов) ввиду замечаний клиницистов о недостаточной эффективности препаратов, неприемлемости требований по условиям хранения препаратов или о недостаточной плотности перевязочного материала.

На некоторые препараты закупочные цены несколько снизились еще в доконкурсном периоде за счет активизации конъюнктурной проработки рыночных цен из-за введения финансовых лимитов стоимости закупок. Максимум снижения закупочных цен пришелся именно на момент начала проведения аукциона котировок, что мы объясняем в первую очередь расширением круга потенциальных поставщиков фармацевтической продукции (до 11–14 в каждую из конкурсных процедур) и обострением конкуренции среди них за право поставки товаров в крупный стационар. Последнее подтверждает и продолжающееся, хотя и в замедленном темпе, снижение цен на многие препараты в ходе последующих конкурсных закупок. Опытному руководителю больничной аптеки стало не под силу изучать конъюнктуру регионального рынка фармацевтической продукции по каждой из заявленных на приобретение позиций, хотя ранее во всех случаях рассматривались цены не менее чем у трех потенциальных поставщиков.

Несмотря на очевидность существенного снижения закупочных цен и экономической эффективности изменения системы закупок медикаментов количественная оценка экономического эффекта и достигнутой экономии финансовых средств учреждения затруднены: на каждом из рассматриваемых этапов закупались разные количества одних и тех же препаратов и изделий медицинского назначения. В целях достижения сопоставимости стоимость закупок с января по август по каждой из позиций была перерассчитана с учетом эквивалентного закупке сентября количества препаратов и изделий. Расчетная стоимость таких эквивалентных по ассортименту и количеству, но разнящихся по цене почти каждого препарата закупок высокозатратной группы медикаментов снизилась с 1595 тыс. руб. в январе до 1286 тыс. руб. в сентябре. В течение всего анализируемого периода происходило уменьшение стоимости таких закупок, однако особо выраженное снижение произошло в момент начала конкурсных процедур.

Расчетная экономия финансовых средств на закупку эквивалентного объема медикаментов высокозатратной группы в сентябре по сравнению с закупочными ценами января составила 19,4%.

Экстраполируя расчетный размер достигнутой экономии средств, израсходованных на закупку препаратов высокозатратной группы, на полную стоимость каждой из закупок, можно приблизительно оценить общий размер ежемесячной экономии при проведении конкурсных закупок: июль – 286 620 руб.; август – 335 530 руб.; сентябрь – 403 140 руб.

В течение III–IV кварталов 2005 г. в региональной системе ОМС было произведено существенное увеличение тарифов на медицинские расходы стационаров. Однако, вне зависимости от этого изменение системы закупок больницей и распределения между ее подразделениями медикаментов позволило, в т. ч. и до роста тарифов, обеспечить стабильность, оптимизацию и сбалансированность по ассортименту лекарственного снабжения клинических отделений, увеличить за счет достигнутой экономии объемы закупок, а по истечении полугодия практически ликвидировать кредиторскую задолженность перед поставщиками фармацевтической продукции. Введение финансовых ограничителей заставило руководителей клинических подразделений многопрофильного стационара заниматься вопросами экономики и обеспечения рентабельности деятельности своих подразделений (это касалось не только прямых, но и косвенных медицинских расходов).

Результаты введения новой системы таковы:

1) применение жесткой системы закупок и распределения между подразделениями медикаментов положительно повлияло на лекарственного обеспечение деятельности подразделений МЛПУ “Городская больница № 13” (при неизменных тарифах ОМС по истечении полугодия полностью ликвидирована кредиторская задолженность перед поставщиками фармацевтической продукции в размере более 3 млн руб.);

2) использование описанных мер по ограничению медицинских расходов обеспечило стабильность и сбалансированность ассортимента лекарственного снабжения клинических отделений. Улучшилось качество лечебно-диагностического процесса, уменьшилось число случаев приобретения пациентами стационаров медикаментов за счет личных средств;

3) составлен внутриучрежденческий формулярный список – основа общей больничной заявки, выставляемой на конкурс по закупке медикаментов;

4) зарегистрировано итоговое снижение цен (от 0,44 до 55%) практически на все препараты и изделия медицинского назначения;

5) внедрение в клиническую практику автоматизированных компьютерных систем значительно облегчило процессы контроля, учета и распределения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также финансовых ресурсов.

Таким образом, учитывая специфику деятельности лечебно-профилактических учреждений, для внедрения в практику здравоохранения рекомендован конкурсный способ проведения закупок лекарственных средств – аукцион котировок.

Изменение системы закупок медикаментов и внедрение аукциона котировок позволило обеспечить стабильность, оптимизировать и сбалансировать по ассортименту лекарственное снабжение клинических отделений МЛПУ “Городская больница № 13”, за счет достигнутой экономии увеличить объемы закупок.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×