Уровень исполнения территориальных программ государственных гарантий и работа службы родовспоможения

5712

Материнская смертность рассматривается как показатель состояния акушерской службы и как критерий социально-экономического состояния общества в целом. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р, отмечено, что охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения России при сложившейся социально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения.

Материнская смертность – один из важнейших показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825.

В настоящее время все большее внимание уделяется программно-целевому методу планирования и финансирования здравоохранения, под которым понимается разработка целевых программ и выделение финансов для их реализации. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, реализуемая с конца 1990-х гг. во всех субъектах РФ, и ее составная часть – базовая программа обязательного медицинского страхования – направлены на обеспечение доступности и качества медицинской помощи.

Эффективность использования государственных средств, результативность этих программ нуждаются в оценке. В соответствии с методикой аудита эффективности использования государственных ресурсов здравоохранения на территориальном уровне, разработанной Экспертным советом Счетной палаты Российской Федерации, показатель материнской смертности является одним из критериев оценки эффективности использования государственных ресурсов при оказании гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Материнская смертность зависит от социально-экономических, политических, экологических, культурных и медико-организационных факторов, воздействующих на состояние здоровье населения. Многофакторная зависимость материнской смертности, в т. ч. социально-экономическая детерминированность, подтверждается данными мировой статистики, согласно которой свыше 99% случаев смерти матерей приходится на развивающиеся страны и менее 1% случаев регистрируется в экономически развитых государствах.

Цель данной работы – оценить влияние уровня исполнения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в субъектах Российской Федерации по объемам и финансовому обеспечению оказанной женщинам медицинской помощи в период беременности, родов и в послеродовый период в 2006 г., в т. ч. в амбулаторно-поликлинических условиях (женские консультации) и в акушерских стационарах (родильные дома, отделения, перинатальные центры), на показатель материнской смертности.

Анализ реализации ТПГГ проведен на основании статистического исследования оперативных данных из 86 субъектов РФ. Фактический объем медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях определялся числом посещений женской консультации в расчете на одну беременную, в акушерских стационарах – числом койко-дней за период госпитализации в стационарах круглосуточного пребывания в расчете на одну женщину по профилю коек для беременных и рожениц, а также по профилю коек патологии беременности.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 461, указано, что норматив затрат на одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения составляет в среднем 100,5 руб., а норматив затрат на один койко-день в стационаре составляет в среднем 588,4 руб.

Федеральный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период (посещения, койко-дня) рассчитывался на основании указанных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи с учетом относительных коэффициентов стоимости одного посещения по специальности “акушерство и гинекология” (0,8654) и одного койко-дня госпитализации (по профилю коек для беременных и рожениц в среднем 1,2936, по профилю коек патологии беременности – в среднем 1,2984), рекомендованных в письме Минздравсоцразвития России № 4076-ВС и Федерального фонда ОМС № 3986/40-3/и от 22.05.2005, и районных коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги.

Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную в амбулаторно-поликлинических условиях рассчитывалось исходя из фактической стоимости одного посещения и числа посещений за период беременности. Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную, роженицу в акушерских стационарах вычислялось на основании фактической стоимости единицы объема оказанной медицинской помощи (койко-дня) и числа койко-дней в расчете на одну женщину по профилю коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности.

Уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования (в процентах) определялся соотношением фактических и нормативных объемов финансирования.

Статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием прикладных программ Microsoft Excel и SPSS 13.0. Для проведения корреляционного анализа использовался метод Пирсона. При абсолютном значении коэффициента корреляции r > 0,7 связь оценивалась как сильная, при 0,3 < r 0,7 – как средняя и при r 0,3 – как слабая.

В ходе анализа показателей реализации ТПГГ по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (табл. 1) установлено, что фактический объем медицинской помощи в расчете на одну беременную в женских консультациях колебался от 11,05 ± 2,72 посещений в Южном федеральном округе (ФО) до 13,69 ± 2,29 посещений в Приволжском ФО и в среднем по Российской Федерации составил 12,12 ± 2,84 посещения.

В среднем по Российской Федерации фактическая стоимость одного посещения женской консультации с учетом районных коэффициентов удорожания условной единицы бюджетных услуг составила 163,4 руб.

Приведенный показатель стоимости одного посещения женской консультации (без учета влияния районных коэффициентов удорожания условной единицы бюджетных услуг) в среднем составил 122,6 руб. при нормативе 87,0 руб. При этом необходимо отметить значительное неравенство субъектов РФ в размерах финансового обеспечения амбулаторно-поликлинической помощи во время беременности. В частности, наименьший уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования медицинской помощи в женских консультациях установлен в Ивановской (51,4% от федерального норматива), Белгородской (52,8%) областях, Республике Калмыкия (52,6%), наибольший – в Ямало-Ненецком автономном округе (764,6%) и Республике Татарстан (623,8% от федерального норматива). При анализе в разрезе федеральных округов максимальный уровень исполнения ТПГГ отмечен в Уральском ФО (302,7%), минимальный – в Сибирском (94,1%).

В большинстве субъектов Российской Федерации расчетные региональные нормативы финансовых затрат соответствовали федеральным нормативам, однако в 25 субъектах при планировании нормативов финансирования отмечалось их необоснованное занижение в ТПГГ.

Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную было наименьшим в Сибирском ФО (1299,3 руб.), наибольшим – в Уральском (5361,0 руб.).

Дефицит финансирования ТПГГ на оказание медицинской помощи женщинам в период беременности на амбулаторном этапе отмечался в 42 (48,8%) субъектах Российской Федерации и в среднем составил 23,9 ± 11,8%. При этом наибольшее число субъектов с “дефицитными” ТПГГ зарегистрировано в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах (соответственно 72,7 и 64,3% субъектов, входящих в состав округов).

Таблица 1

Показатели реализации ТПГГ по объемам и финансовому обеспечению медицинской помощи беременным женщинам в женских консультациях в 2006 г. (М ± s)*

Федеральный округ

Фактический объем медицинской помощи (число посещений) в расчете на одну беременную

Расчетный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи (посещения), руб.

Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи (посещения), руб.

федеральный**

региональный

фактическая

приведенная***

ЦФО

12,64 ± 3,24

87,0 ± 0

96,9 ± 40,8

114,8 ± 87,7

114,8 ± 87,7

СЗФО

12,36 ± 2,46

128,0 ± 44,2

132,6 ± 58,7

140,0 ± 88,2

102,1 ± 78,7

ЮФО

11,05 ± 2,72

88,1 ± 1,7

149,2 ± 113,0

129,8 ± 100,3

128,3 ± 95,1

ПФО

13,69 ± 2,29

91,3 ± 5,9

163,6 ± 133,5

146,6 ± 122,7

141,0 ± 117,8

УФО

11,38 ± 1,03

136,0 ± 39,7

533,9 ± 602,1

485,8 ± 492,7

263,3 ± 178,5

СФО

11,41 ± 3,04

128,3 ± 17,2

130,1 ± 37,9

117,9 ± 30,2

80,2 ± 17,8

ДВФО

11,56 ± 2,54

183,5 ± 43,2

231,6 ± 69,6

214,1 ± 86,8

101,3 ± 33,0

Продолжение таблицы 1

Федеральный округ

Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную, руб.

Уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования, %

ЦФО

1464,3 ± 1121,9

132,0 ± 98,17

СЗФО

1574,6 ± 746,0

117,3 ± 90,5

ЮФО

1472,7 ± 1371,5

147,5 ± 109,3

ПФО

2151,6 ± 2166,6

162,1 ± 135,4

УФО

5361,0 ± 4953,0

302,7 ± 205,2

СФО

1299,3 ± 345,2

94,1 ± 22,3

ДВФО

2465,7 ± 1136,2

116,4 ± 37,9

* Данные представлены в виде (М ± s), где s – среднее квадратическое отклонение.

** С учетом коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

*** Без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

Анализ реализации ТПГГ на основе фактических показателей объемов и финансового обеспечения оказанной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период в акушерских стационарах (родильные дома, отделения, перинатальные центры) позволил установить следующее. Фактический объем медицинской помощи в расчете на одну беременную, роженицу в среднем по Российской Федерации составил 7,19 ± 1,31 койко-дня, в расчете на одну пациентку по профилю коек патологии беременности – 11,4 ± 2,3 койкодня. Наибольшие средние сроки пребывания женщин в акушерских отделениях (табл. 2) установлены в Северо-Западном ФО (7,78 койкодня), наименьшие – в Центральном (6,6 койко-дня). Максимальные сроки лечения в отделениях патологии беременности (табл. 3) отмечены в Южном федеральном округе (12,52 койко-дня), минимальные – в Приволжском (10,48 койко-дня).

Фактическая стоимость одного койко-дня для беременных и рожениц в среднем по Российской Федерации составила 1044,0 руб., одного койко-дня в отделениях патологии беременности – 815,9 руб.

Средний приведенный показатель стоимости одного койко-дня для беременных и рожениц составил 785,8 руб. при нормативе 761,2 руб. (103,2% от норматива), одного койко-дня в отделениях патологии беременности – 603,4 руб. при нормативе 764,0 руб. (79,0% от норматива). При этом наибольший приведенный показатель стоимости одного койкодня для беременных и рожениц (табл. 2) имел место в Центральном ФО (870,0 руб.), наименьший – в Сибирском ФО (648,6 руб.). Приведенная стоимость одного койко-дня в отделениях патологии беременности (табл. 3) была максимальной в Уральском ФО (1027,9 руб.), минимальной – в Северо-Западном (501,9 руб.). Во всех федеральных округах, за исключением Уральского, расходы на содержание одного койко-дня в отделениях патологии беременности составляли 65,7–87,0% от уровня федерального норматива.

Расчетные региональные нормативы финансовых затрат соответствовали федеральным нормативам только в 36 субъектах РФ по профилю коек для беременных и рожениц и в 30 субъектах – по койкам патологии беременности. Таким образом, уже на этапе планирования ТПГГ отмечалось необоснованное занижение нормативов финансирования койко-дня, особенно в отделениях патологии беременности.

Наибольшие фактические расходы в расчете на одну роженицу (табл. 2) установлены в стационарах Дальневосточного ФО (11 522,1 руб.), наименьшие – в Приволжском (5534,1 руб.). Фактическая стоимость лечения одной беременной в отделении патологии (табл. 3) была максимальной в Уральском ФО (18 675,5 руб.), минимальной – в Приволжском федеральном округе (5819,9 руб.).

Таблица 2

Показатели реализации ТПГГ по объемам и финансовому обеспечению медицинской помощи женщинам в акушерских стационарах по профилю коек для беременных и рожениц, 2006 г. (М ± s)

Федеральный округ

Фактический объем медицинской помощи (число койко-дней) в расчете на одну беременную, роженицу

Расчетный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи (койко-дня), руб.

Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи (койко-дня), руб.

федеральный*

региональный

фактическая

приведенная**

ЦФО

6,6 ± 0,97

761,2 ± 0

743,6 ± 204,5

870,0 ± 396,2

870,0 ± 385,6

СЗФО

7,78 ± 1,72

1120,3 ± 386,8

1255,2 ± 884,5

1296,9 ± 871,8

834,3 ± 341,8

ЮФО

7,4 ± 1,51

770,91 ± 14,62

913,2 ± 622,1

817,6 ± 514,8

807,5 ± 490,6

ПФО

7,55 ± 1,1

798,7 ± 51,5

871,1 ± 512,8

757,8 ± 538,8

728,8 ± 516,5

УФО

7,26 ± 1,58

1190,4 ± 347,1

1491,9 ± 1087,2

1481,8 ± 1072,0

861,7 ± 409,0

СФО

6,96 ± 0,9

1122,6 ± 150,2

1096,5 ± 404,6

959,5 ± 378,1

648,6 ± 220,4

ДВФО

7,08 ± 1,13

1605,6 ± 377,6

2182,9 ± 1402,4

1629,7 ± 577,5

778,5 ± 201,8

Продолжение таблицы 2

Федеральный округ

Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную, роженицу, руб.

Уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования, %

ЦФО

5712,3 ± 2615,3

114,3 ± 50,6

СЗФО

9866,0 ± 6451,3

109,6 ± 44,9

ЮФО

5946,3 ± 3814,8

106,1 ± 64,4

ПФО

5534,1 ± 3796,6

95,9 ± 67,8

УФО

10419,2 ± 7253,2

113,2 ± 53,7

СФО

6623,8 ± 2423,1

85,1 ± 28,9

ДВФО

11522,1 ± 4469,3

102,3 ± 26,5

* С учетом коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

** Без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

Таблица 3

Показатели реализации ТПГГ по объемам и финансовому обеспечению медицинской помощи женщинам в акушерских стационарах по профилю коек патологии беременности, 2006 г. (М ± s)

Федеральный округ

Фактический объем медицинской помощи (число койко-дней) в расчете на одну беременную

Расчетный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи (койко-дня), руб.

Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи (койко-дня), руб.

федеральный*

региональный

фактическая

приведенная**

ЦФО

11,59 ± 2,76

764,0 ± 0

611,3 ± 218,3

575,1 ± 336,3

575,1 ± 327,3

СЗФО

11,43 ± 1,97

1123,5 ± 387,3

854,2 ± 342,9

747,1 ± 355,8

501,9 ± 125,3

ЮФО

12,52 ± 2,37

773,7 ± 14,7

793,2 ± 444,9

673,5 ± 304,5

665,4 ± 292,7

ПФО

10,48 ± 1,69

801,6 ± 51,7

692,7 ± 212,3

554,4 ± 225,2

533,5 ± 219,3

УФО

10,98 ± 2,83

1194,8 ± 348,4

1804,4 ± 1249,2

1810,4 ± 1242,1

1027,9 ± 463,8

СФО

11,31 ± 1,9

1126,7 ± 150,8

980,0 ± 415,5

806,1 ± 320,4

548,3 ± 200,6

ДВФО

11,22 ± 1,87

1611,5 ± 379,0

1832,7±1480,9

1292,9 ± 568,9

606,2 ± 205,0

Продолжение таблицы 3

Федеральный округ

Фактическое финансовое обеспечение в расчете на одну беременную, руб.

Уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования, %

ЦФО

6488,8 ± 3330,9

75,4 ± 42,8

СЗФО

8745,9 ± 5281,7

65,7 ± 16,4

ЮФО

8234,9 ± 3210,7

87,0 ± 38,1

ПФО

5819,9 ± 2305,1

69,8 ± 28,7

УФО

18675,5 ± 13523,1

134,5 ± 60,7

СФО

9086,5 ± 4002,0

71,9 ± 26,1

ДВФО

14640,7 ± 6849,9

79,3 ± 26,8

* С учетом коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

** Без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги.

Дефицит ТПГГ в части финансового обеспечения коек для беременных и рожениц имел место в 54 субъектах (62,8%) Российской Федерации, коек патологии беременности – в 73 субъектах (84,9%). Наибольшее число субъектов с недостаточным финансированием коек для беременных и рожениц зарегистрировано в Приволжском (85,7% субъектов) и Сибирском (85,7%) федеральных округах. В Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском ФО более чем в 90% субъектов имелся дефицит финансирования коек патологии беременности.

Для того чтобы оценить влияние показателей финансового обеспечения оказанной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период в амбулаторно-поликлинических условиях и в акушерских стационарах на уровень материнской смертности в субъектах Российской Федерации, был проведен корреляционный анализ с расчетом коэффициентов корреляции в целом по РФ и в разрезе федеральных округов.

По результатам проведенного анализа (табл. 4) установлена обратная зависимость между уровнем исполнения ТПГГ по объемам финансирования в женских консультациях и показателем материнской смертности как в целом по РФ, так и в большинстве федеральных округов, в т. ч. в Северо-Западном ФО (r = -0,405), Уральском (r = -0,395) и Сибирском (r = -0,456).

Таблица 4

Коэффициенты корреляции r финансового обеспечения медицинской помощи женщинам (в женских консультациях и акушерских стационарах) и материнской смертности в 2006 г.

Федеральный округ

Уровень исполнения ТПГГ по объемам финансирования

в женских консультациях

стационарных коек для беременных и рожениц

стационарных коек патологии беременности

Центральный

-0,229

0,042

-0,152

Северо-Западный

-0,405

-0,375

-0,262

Южный

-0,108

-0,188

0,013

Приволжский

0,001

-0,054

-0,009

Уральский

-0,395

-0,570

-0,670

Сибирский

-0,456

0,079

0,161

Дальневосточный

0,245

0,211

0,161

Российская Федерация

-0,044

-0,071

-0,002

Различия в показателях финансового обеспечения медицинской помощи женщинам в период беременности внутри федеральных округов значительны, поэтому все субъекты Российской Федерации были разделены на две группы в зависимости от уровня исполнения ТПГГ по объемам финансирования медицинской помощи женщинам в период беременности в амбулаторно-поликлинических условиях.

К первой группе отнесены 42 субъекта Российской Федерации с фактическим объемом финансирования ниже федерального норматива (уровень исполнения ТПГГ в среднем составил 76,1 ± 12,12%). Во вторую группу вошли 44 субъекта с объемами финансирования, соответствующими федеральному нормативу либо превышающими его (уровень исполнения ТПГГ в среднем составил 203,5 ± 144,3%). На основании корреляционного анализа установлена обратная зависимость между уровнем исполнения ТПГГ и показателем материнской смертности в обеих группах (в первой группе r = -0,280, во второй группе r = -0,053).

Между уровнем исполнения ТПГГ по объемам финансирования медицинской помощи в акушерских стационарах и показателем материнской смертности также выявлена обратная корреляция в целом по Российской Федерации и в большинстве федеральных округов, в том числе в Северо-Западном (r = -0,375 по койкам для беременных и рожениц) и Уральском ФО (r = -0,570 по койкам для беременных и рожениц, r = -0,670 по койкам патологии беременности) (табл. 4).

В зависимости от объемов финансирования медицинской помощи в акушерских стационарах все субъекты Российской Федерации были распределены на три группы. В группу 1 с уровнем исполнения ТПГГ по финансированию коек для беременных и рожениц менее 75% был включен 31 субъект (уровень исполнения ТПГГ в среднем составил 60,63 ± 10,1%), в группу 2 с уровнем исполнения 75–100% вошли 23 субъекта (уровень исполнения ТПГГ в среднем составил 85,83 ± 5,58%); в группу 3 с уровнем исполнения более 100% – 32 субъекта (уровень исполнения ТПГГ в среднем составил 157,09 ± 53,6%). По результатам корреляционного анализа установлена обратная зависимость между изучаемыми показателями во всех группах (в первой группе r = -0,107; во второй r = -0,241; в третьей r = -0,100).

С учетом исполнения ТПГГ по объемам финансирования коек патологии беременности также было выделено три группы субъектов Российской Федерации: с уровнем исполнения ТПГГ менее 75% (в среднем 57,93 ± 11,47%) – 54 субъекта, с уровнем 75–100% (в среднем 86,17 ± 6,45%) – 19 субъектов, более 100% (в среднем 156,22 ± 48,25%) –

13 субъектов. Между уровнем исполнения ТПГГ и показателем материнской смертности выявлена прямая зависимость в группе 1 (r = + 0,079) и обратная корреляция – в группах 2 и 3 (r = -0,275 и r = -0,163 соответственно).

Установленная в результате корреляционного анализа обратная зависимость между показателями финансового обеспечения оказанной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период в учреждениях родовспоможения и показателем материнской смертности в целом по Российской Федерации и в большинстве федеральных округов позволяет предположить, что объемы финансирования медицинской помощи в женских консультациях и в акушерских стационарах в определенной степени влияют на уровень материнской смертности, причем в большей степени это влияние проявляется в группах с низким уровнем исполнения ТПГГ.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что среди субъектов Российской Федерации имеется достаточно высокая дифференциация финансовой обеспеченности территориальных программ по оказанию медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовый период. Уровень расходов на ТПГГ наиболее обеспеченных субъектов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, Республика Татарстан, г. Москва, г. Санкт-Петербург) в 3 раза и более превышал расходы наименее обеспеченных субъектов (Республика Дагестан, Новгородская, Пензенская, Костромская, Владимирская области).

Основная проблема реализации Программы государственных гарантий в 2006 г., касающаяся финансового обеспечения медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, – дефицит финансирования ТПГГ и в первую очередь – недостаточное финансовое обеспечение коек патологии беременности. В частности, недостаточное финансирование медицинской помощи в период беременности в амбулаторно-поликлинических условиях имело место в 42 субъектах Российской Федерации (48,8%), в акушерских стационарах по профилю коек для беременных и рожениц – в 54 субъектах (62,8%), по профилю коек патологии беременности – в 73 субъектах (84,9%).

В большинстве субъектов Российской Федерации при планировании региональных нормативов финансовых затрат отмечалось их необоснованное занижение. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования необходимо при планировании финансовых затрат обеспечивать выполнение финансовых нормативов, установленных Правительством Российской Федерации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязи показателей финансового обеспечения медицинской помощи женщинам как в амбулаторно-поликлинических условиях, так и в акушерских стационарах, и материнской смертности. Это необходимо учитывать при формировании тарифов на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде.

В то же время при существующем уровне материнской смертности в Российской Федерации важное значение имеет не только состояние финансирования службы родовспоможения, но и система организационных мер по обеспечению качественной медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Резервы снижения материнской смертности необходимо искать также в организационных подходах: во внедрении системы этапного оказания акушерской помощи на основе мониторинга беременных группы высокого риска, совершенствовании реанимационной службы в акушерских стационарах, внедрении дистанционных форм оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, в повышении квалификации медицинского персонала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль