Показатели и оценка качества оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе

12103

 А.Е. Жуков, В.К. Тиунов, Г.И. Девяткова, В.В. Нелюбин
 МУЗ «Пермская городская станция скорой медицинской помощи»

 Среди проблем повышения эффективности функционирования службы СМП управление качеством оказания экстренной медицинской помощи занимает особое значение. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что управление качеством строится в основном на эмоциях, ощущениях и интуиции руководителя, в то время как должно основываться на фактических данных. К ним относятся теоретически и практически обоснованные процедуры анализа информации, опирающиеся на статистические модели данных.
 При создании системы обеспечения качества в медицине применяются методологические основы оценки, заложенные А. Донабедианом, который предложил использовать для этого триаду, характеризующую любой технологический процесс и состоящую из структуры (ресурсов – материальных, кадровых, организационных), технологии (процесса медицинского обслуживания) и результатов. Сбор и анализ информации всех трех блоков дает оценку качества оказания медицинской помощи.
 Для контроля, оценки и решения проблем качества помощи в медицинских учреждениях «Объеденной комиссией по качеству» (США) разработан десятишаговый процесс, гармонизированный в настоящее время с международными требованиями. Этот процесс включает в себя элементы постоянного сплошного контроля проводимого лечения (фоновый контроль), выборочную оценку лечения (дополнительный контроль), выявление недостатков и принятие при необходимости управленческих решений. Процесс носит постоянный циклический характер.
 Мы хотим поделиться опытом организации управления качеством оказания медицинской помощи, функционирующий у нас на станции в течение ряда лет, рассматривая его на основе вышеизложенного пошагового процесса.

 Шаг первый:

 Определение экспертов осуществляющих контроль за качеством оказания медицинской помощи. На станции существует система многоуровневого контроля управления качеством и принятия управленческих решений, которые соответствуют определенные эксперты или группа экспертов. Фоновый контроль осуществляют старшие врачи, заведующие подстанциями и оперативным отделом, дополнительный – старшие специалисты, зам. главного врача по лечебной работе, главный врач, эксперты, приглашенные из других лечебно-профилактических учреждений.
 Принятие управленческих решений по выявленным дефектам проводит администрация станции на основе решений лечебно-контрольной комиссии (ЛЭК), комиссии по разбору жалоб и заявлений, а также комиссии по летальности. Шаг второй:

 Определение объема диагностики и лечения, а также тактики оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Основой являются «Клинико-тактические стандартыСМП», утвержденные Управлением здравоохранения Пермской области. Шаг третий:
 Определение наиболее значимых проблем диагностики и лечения, с высоким риском смерти или инвалидизации, сложностью диагностики на догоспитальном этапе или использованием специальных методов лечения. Для этого в утвержденных «Стандартах» выделены клинико-статистические группы, с возрастанием значимости ситуации с 1 до 5

 Шаг четвертый:

 Определение индикаторов или показателей качества. Среди них выделены:
 1.Оперативные показатели и 2. Показатели, характеризующие качество оказания медицинской помощи по конечному результату.

 Шаг пятый:

 Установка порогов или нормативов контролируемых показателей или индикаторов. Обычно за норматив берется средне годовой показатель на основе анализа работы станции за предыдущие годы.

 Шаг шестой:

 Сбор и упорядочивание данных относящихся к индикаторам или показателям. Эти вопросы решаются экспертами и статистическим отделом станции с использованием автоматизированной системы обработки показателей качества в программном комплексе «АДИС».

 Шаг седьмой:

 Оценка качества экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, базирующихся на основе утвержденных «Стандартов» и разработок «Центра качества и квалификации» Санкт-Петербургского НИИ кардиологии, с использованием специального классификатора выявленных дефектов и возможностью их автоматизированной обработки по каждому сотруднику, отдельной подстанции и станции в целом.

 Шаг восьмой:

 Конкретные действия или управленческие решения, предпринимаемые для устранения проблемы или дефекта, возникших при отклонении от заданных индикаторов или показателей.

 Шаг девятый:

 Оценка действий или управленческих решений и фиксирование улучшений. Шаг десятый:

 Выводы и заключение.
 Несколько подробнее остановимся на индикаторах или показателях качества и постараемся пройти весь процесс с 4 этапа.
 Как указывалось выше мы выделяем 2 группы показателей.
 Первая группа – оперативные показатели. Это время ожидания обслуживания вызова и обеспечение повода для специализированных бригад.
 Вторая группа показателей, базируется на следующих данных:
 1. Анализ выездной документации: результат обслуживания вызова (больной или пострадавший оставлен на месте, госпитализирован, передан для обслуживания другой бригаде или активного посещения специализированной бригадой или врачом-экспертом), критерий оценки – соблюдение стандарта обслуживания вызова, контроль фоновый, дополнительный контроль по конкретному сотруднику, при выявленных дефектах – выход на соответствующее управленческое решение, констатация смерти до приезда бригады или при бригаде, контроль фоновый, повторный вызов в течение суток, контроль фоновый.
 2. Претензии со стороны населения на качество оказания медицинской помощи. Все случаи поступления претензий фиксируются и передаются на «Комиссию по разбору жалоб» для принятия в последующем управленческих решений.
 3. Претензии медицинских работников ЛПУ города на работу выездных бригад СМП. Все случаи претензий фиксируются и в зависимости от их характера передаются для разбора на ЛЭК или «Комиссию по разбору жалоб» для принятия в последующем управленческих решений.
 4. Расхождение диагнозов по направлению бригад СМП с приемными отделениями стационаров и по отрывным талонам Ф-114у. Норматив – среднегодовой показатель, контроль фоновый: по расхождению диагнозов с приемными покоями за сутки, месяц, год, по отрывным талонам Ф-114у за 3 месяца, 6 месяцев, год. Оценке подлежат отдельные сотрудники, подстанции, станция в целом. Выделяются нозологические единицы с грубыми диагностическими ошибками.
 5. Расхождение патологоанатомических диагнозов с направительными диагнозами СМП, а так же анализ досуточной летальности по данным стационаров. Норматив – среднегодовой показатель, контроль фоновый – 1 раз в месяц, год. Таким образом, качество означает степень совершенства, но совершенствование качества не должно рассматриваться лишь как мера административного контроля. Это сложный, динамический процесс и качество нужно обсуждать не после наших действий, а до их начала, его необходимо планировать, перейти от контроля отдельных составляющих лечебно-диагностический процесс, к системе непрерывного улучшений работы отдельного врача, выездной бригады, подстанции и станции в целом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль