Эффективность и результативность государственной службы медико- социальной экспертизы: показатели и критерии профессиональной деятельности

13567

По меньшей мере, в течение полувека усилия правительств разных стран были направлены на то, чтобы добиться наибольшей эффективности в деятельности государственных учреждений и организаций. Совершенствование систем государственного управления, использование новых концепций и технологий менеджмента в значительной степени связаны с применением показателей эффективности и результативности деятельности. Как показывает практика, в значительной степени успех проведения реформ зависит от создания эффективной системы показателей результативности деятельности государственных учреждений, от заинтересованности специалистов в достижении общественно значимых целей и задач.

Ключевым аспектом повышения результативности деятельности специалистов медико-социальной экспертизы становится создание объективной комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание врачей экспертов, специалистов по реабилитации, социальных работников, психологов на основных приоритетах государственной политики в области социальной поддержки инвалидов. Для этого необходимо широко использовать показатели результативности.

Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению постав ленной цели. Показатели результативности могут служить для оценки деятельности федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы в целом и для оценки деятельности специалистов. Основное направление совершенствования систем показателей результативности отраслей социальной сферы в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса, а также с установлением тесной взаимосвязи между определением показателей для учреждений (как хозяйствующих субъектов) и их специалистов.

На уровне федеральных государственных учреждений используются интегральные показатели результативности, отражающие основные социально экономические параметры деятельности (например, уровень формирования и коррекции индивидуальных программ реабилитации инвалида), которые затем декомпозируются на уровень структурных подразделений (например, уровень определения вида, формы, срока и объема мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной реабилитации) и, наконец, доходят до уровня обратившегося гражданина (например, доля инвалидов для коррекции программы реабилитации в месяц).

Существует достаточно много методов декомпозиции и способов построения систем показателей результативности. Наибольшую известность получили принципы построения “сбалансированной системы показателей” и определения “ключевых показателей результативности”. В сбалансированной системе показателей больше внимания уделяется взаимосвязи отдельных показателей результативности между собой. Цель – максимизация оценки их совокупного влияния на конечный эффект. Вторая система построена на выборе наиболее важных показателей результативности, в максимальной степени характеризующих конечный эффект.

Ориентируясь на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффектах, сложно определить конечный вклад отдельно взятого специалиста в достижение результата, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели. Показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые специалист не может оказать значительного влияния. На практике трудно оценить конечные результаты деятельности специалистов службы медико-социальной экспертизы в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы “степень причастности и вклада” конкретного специалиста.

Другая проблема – выбор оптимального количества критериев оценки результативности деятельности специалистов, руководителей подразделения государственного учреждения медико-социальной экспертизы. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный эффект от практического применения этих показателей. Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться “эффект искажающего поведения” – специалисты могут перенести все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями, и “забыть” об остальных должностных обязанностях.

Таким образом, показатели результативности для специалистов медико-социальной экспертизы должны быть четко увязаны с целями и задачами федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы; отражать степень вклада каждого специалиста в достижение целей и задач; полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей специалиста. Они должны в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние специалиста на динамику показателей результативности.

Показатели результативности деятельности специалистов могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Наиболее часто учредители устанавливают определенные требования к показателям результативности. В большинстве практических руководств по разработке показателей отмечается, что они должны быть четкими, исчерпывающими, комплексными и не противоречить друг другу.

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при установлении качественных показателей (например, “обеспечение эффективного финансового управления”) руководством учреждения издаются справочники, путеводители, в которых конкретно определяются критерии “качественной” деятельности (например, “уровень дополнительных расходных обязательств на конец отчетного периода не должен превышать 25% финансовых средств учреждения”).

Показатели должны быть конкретными, измеримыми, достижимы ми, релевантными, привязанными к определенному периоду времени.

Сложнее всего квалифицировать и формализовать показатели результативности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности специалистов государственной службы медико-социальной экспертизы, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели результативности легче оценивать при проведении мониторинга; кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Еще один важный аспект – разделение результатов деятельности специалистов на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты деятельности специалистов выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом достижение конечных результатов показывает результативность деятельности специалиста с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов характеризует, насколько эффективно и рационально специалист осуществляет свою деятельность с точки зрения учреждения.

Для оценки рациональности использования ресурсов при достижении запланированных результатов выделяются показатели, характеризующие затраты на осуществление определенной деятельности, а также личностные и профессиональные характеристики. Кроме того, в особую группу выделяют показатели, характеризующие процесс выполнения должностных обязанностей врача эксперта, психолога, специалиста по реабилитации и др. Такие показатели обусловливают сроки или нормативы осуществления определенного рода действий. Еще одна группа показателей результативности деятельности специалистов – это показатели влияния, характеризующие эффект воздействия специалиста на управляемую подсистему (подразделение) или определенную целевую группу.

Наиболее распространенная классификация и типы показателей результативности деятельности специалистов государственной службы медико-социальной экспертизы представлены в таблице.

Показатели результативности деятельности

Показатель

Описание

Пример

Показатель входящих ресурсов

Характеризуются затраты на осуществление определенной деятельности и (или) набор требований к личным и профессиональным навыкам специалиста

– Объем финансовых средств, выделяемых на реализацию задач учреждения;

– наличие сертификатов, оценивающих профессиональные знания;

– затраты на командировки

Показатель процессов

Характеризуются сроки и нормативы выполнения определенной деятельности

– Очередность на освидетельствование граждан (первично, повторно);

– освидетельствовано граждан (первично, повторно);

– разработано и выдано индивидуальных программ реабилитации инвалида

Показатель непосредственных результатов

Характеризуется объем проделанной работы (оказанных услуг)

– Доля рассмотренных медицинских документов;

– доля рассмотренных жалоб;

– доля рассмотренных документов

с нарушением установленных требований

Показатель конечных эффектов

Характеризуется степень достижения целей и задач государственных учреждений медико социальной экспертизы и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг

– Число освидетельствованных граждан на инвалидность;

– доля разработанных (скорректированных) индивидуальных про грамм реабилитации инвалида;

– количество отмененных экспертных решений;

– доля инвалидов, реализующих программы реабилитации

Показатель влияния

Характеризуется эффект воздействия специалиста на управляемую подсистему (подразделение) или определенную целевую группу

– Число граждан, удовлетворенных качеством и своевременностью оказания услуг;

– число предложений по совершенствованию нормативно правовых актов

При оценке результативности деятельности специалистов различного профиля необходимо дифференцировать значение приведенных показателей. Например, непосредственных результатов специалистам проще достичь, чем конечного эффекта, поэтому значение последних показателей должно быть больше.

Проводимая в Российской Федерации реформа социальной структуры, направленная на модернизацию и улучшение деятельности государственных учреждений, предполагает практическое внедрение показателей результативности, преобразование службы медико социальной экспертизы в современную и целостную систему профессиональной деятельности для реализации социальных гарантий граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности по здоровью.

В соответствии с основным направлением реформирования пред полагается широко применять систему показателей результативности профессиональной деятельности. Они позволяют в виде конкретных качественных и количественных параметров зафиксировать особенности и степень достижения целей, выполнения задач, возложенных на федеральные государственные учреждения медико социальной экспертизы, их структурные подразделения и специалистов. Внедрение этих механизмов должно привести к повышению качества работы специалистов и установлению связи между оценкой результативности их деятельности и системой стимулирования труда.

Создание и закрепление системы показателей результативности для некоторых специалистов возможно в ближайшем будущем. В нор мативно правовых актах предусмотрено практическое использование таких систем. Например, в приказе Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 № 663 “О Методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда” прослеживается четкая тенденция оценки деятельности руководителей, специалистов на основе показателей результативности. В связи с пере ходом к контрактной системе для всех работников устанавливаются показатели результативности, которые закрепляются в должностном регламенте. Кроме того, для некоторых специалистов возможно применение особых схем оплаты профессиональной деятельности в зависимости от показателей эффективности и результативности.

В названном приказе Минздравсоцразвития России (п. 18) говорит ся о двух видах показателей результативности и эффективности деятельности: обобщенных и специфических. Обобщенные показатели эффективности и результативности утверждаются учредителем федеральных государственных учреждений медико социальной экспертизы, специфические утверждаются локальным правовым актом в соответствии с особенностями задач и функций учреждения. Важно отметить заложенные в нормативно правовых актах принципы взаимосвязи показателей эффективности и результативности профессиональной деятельности специалистов.

Обобщенные показатели результативности деятельности государственного учреждения медико социальной экспертизы характеризуют эффективность деятельности его руководства. Они формируются субъектами бюджетного планирования в бюджетных докладах и являются ориентирами при определении показателей результативности для конкретных специалистов. За основу берется, с одной стороны, взаимосвязьцелей и задач государственного учреждения, а с другой – показателей результативности. При этом в идеале каждому показателю результативности должна быть однозначно противопоставлена определенная цель или задача субъекта бюджетного планирования и за ним закреплено целевое значение показателя эффективности и результативности.

Таким образом, обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных учреждений медико социальной экспертизы должны характеризовать достижение целей и задач, общих для широкого круга субъектов бюджетного планирования, а специфические – достижение целей и задач, характерных для определенного субъекта бюджетного планирования.

На основе показателей эффективности и результативности деятельности государственных учреждений в соответствии с нормативно правовыми актами должны быть разработаны показатели эффективно сти и результативности профессиональной деятельности специалистов службы медико социальной экспертизы. Эту систему показателей можно разработать для каждого конкретного специалиста путем изменения формулировок показателей результативности деятельности государственных учреждений с учетом максимизации степени влияния специалиста на данный показатель.

Следовательно, для специалистов службы медико социальной экспертизы также устанавливается два типа показателей: обобщенные и специфические. Под обобщенными показателями эффективности и результативности профессиональной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих специалистов медико социальной экспертизы. Это могут быть показатели, характеризующие сроки освидетельствования, приема и выдачи документов, полноту заполнения индивидуальной программы реабилитации и т. д.

Под специфическими показателями эффективности и результативности профессиональной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных специалистов показатели (непосредственного результата и конечного эффекта), связанные со спецификой деятельности филиала, специализированного или главного бюро федерального государственного учреждения и/или спецификой деятельности специалиста. Это могут быть показатели, характеризующие определен ную группу специалистов, связанных с предоставлением социальных услуг или принятием значимых служебных решений.

В целом, согласно терминологии нормативно правовых актов, мож но выделить следующие группы показателей эффективности и резуль тативности профессиональной деятельности специалистов медико социальной экспертизы. Это показатели, характеризующие: а) эффек тивность и результативность деятельности федерального государст венного учреждения (показатели конечного эффекта); б) качество принятия и исполнения управленческих и иных решений (показатели непосредственного результата); в) правовое, организационное и документационное обеспечение исполнения указанных решений (показатели процессов).

Показатели процессов включаются в должностные инструкции специалистов и характеризуют выполнение специалистом обязанностей. Для специалистов, к которым может быть применен особый по рядок оплаты труда, показатели непосредственного результата и конечного эффекта закрепляются в специальном приложении к трудовому договору.

Часть показателей эффективности и результативности профессиональной деятельности (в первую очередь – показатели процессов) можно было бы установить для всех специалистов и закрепить в должностных инструкциях.

В настоящее время готовится проект приказа Минздравсоцразвития России о показателях эффективности и результативности профессиональной деятельности специалистов и об особом порядке оплаты труда по отдельным должностям федеральных государственных учреждений медико социальной экспертизы. В нем будут определены требования к показателям эффективности и результативности, а также регламентированы аспекты, связанные с процедурой их разработки. Особое внимание будет уделено взаимосвязи показателей и уровня оплаты труда специалистов.

Также в стадии подготовки проект приказа, согласно которому будет устанавливаться особый порядок оплаты труда руководителей федеральных государственных учреждений медико социальной экспертизы. С принятием данного документа появится возможность перевести руководителей и специалистов на систему оплаты труда по результатам и широко применять на практике систему показателей эффективности и результативности профессиональной деятельности федеральной государственной службы медико социальной экспертизы.

* Должность указана на момент получения статьи. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль