Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008–2017 гг.: пути и перспективы реализации

6618

На прошедшей в мае 2007 г. шестидесятой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) была принята резолюция и одобрен Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008–2017 гг. (далее – Глобальный план). Было особо подчеркнуто, что здоровье работающих – это необходимое предвари тельное условие повышения производительности труда и экономического развития. Все государства члены были призваны:

– разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и организациями работодателей соответствующую национальную политику и планы реализации Глобального плана, создать механизмы их выполнения, мониторинга и оценки;

– обеспечить полный охват всех работающих, в том числе занятых в неформальном секторе экономики, малом и среднем бизнесе, сельском хозяйстве, а также рабочих мигрантов и работающих по контрактам лиц, основными мероприятиями и базовыми услугами в области медицины труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм;

– сотрудничать по линии всех национальных программ охраны здоровья работающих, например, программ по вопросам профилактики профессиональных заболеваний и травматизма, инфекционных и хронических болезней, укрепления здоровья, в том числе психического, гигиены окружающей среды, развития систем здравоохранения.

В Глобальном плане отмечено, что работающие представляют собой половину общей численности населения всего мира и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие. Их здоровье определяется не только теми факторами риска, которые присутствуют на рабочем месте, но и социальными и индивидуальными факторами, а также доступом к медико санитарным услугам.

По данным Международной организации труда (МОТ), в мире в результате несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой, ежегодно умирает около 2,2 млн чел. Экономические потери от травм и заболеваний, полученных в результате трудовой деятельности, достигают 4% валового внутреннего продукта мировой экономики.

В Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве ежегодно погибает более 3,5 тыс. человек, около 12 тыс. получают тяжелые травмы, около 75 тыс. – легкие травмы; ежегодно регистрируется порядка 7–8 тыс. случаев профессиональных заболеваний. Все это сопровождается значительными социальными и экономическими потерями. По расчетам Минздравсоцразвития России, эти потери практически равны планируемому Правительством РФ ежегодному приросту объема производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, сохранении и укреплении здоровья работников.

Следует отметить, что ВОЗ сосредоточила внимание на медицине труда с 1996 г. В 90 х гг. 20 го века во многих европейских странах наблюдались активизация поиска новых политических, концептуальных, практических решений и стремление к совершенствованию законодательной базы по медицине труда.

Ориентирами для последующих изменений в области законода тельства и в практической работе организаций по медицине труда по служили: Конвенции МОТ № 155 (1981) о безопасности и гигиене труда и № 161 (1985) о службах по медицине труда; Директива Евросоюза 89/391/ЕЕС (1989) о введении мер по улучшению в области безопасности и здоровья работников; принятая в 1996 г. Глобальная стратегия ВОЗ “Здоровье работающих к 2000 г.” и др.

На 12 й сессии объединенного комитета ВОЗ/МОТ (1995) были сформулированы три основных задачи медицины труда: 1) укрепление и поддержание здоровья работающих и их трудоспособности; 2) улучшение производственной среды и трудового процесса для максимального обеспечения безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте; 3) совершенствование организации и культуры труда для достижения безопасности на рабочем месте. Это способствует созданию позитивного социального климата, повышению производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Современная стратегия Европейского союза для работодателей в сфере здоровья и безопасности на работе основана на усилении профилактики рисков путем сочетания законодательных действий, социального диалога, прогрессивных мер и передового опыта, корпоративной социальной ответственности и экономических стимулов. Акцент делается на профилактике: 1) профессиональных заболеваний, которые возникли в результате воздействия опасных веществ (например, асбеста), связаны с потерей слуха и скелетно-мышечным аппаратом;

2) социальных рисков (стрессы и преследование на работе, риски, связанные с алкогольной, наркотической и лекарственной зависимостью). Планируемые профилактические мероприятия следует ориентировать также на работающих инвалидов, молодых людей и работников старших возрастных групп.

Указанная стратегия призвана способствовать “благополучию на работе”, что означает обеспечение физического, духовного и социального благополучия, а также обеспечивать здоровую и безопасную рабочую среду как важный элемент повышения качества труда.

Безусловно, улучшение охраны здоровья работающих может быть достигнуто только путем организованных и хорошо скоординированных усилий всего общества под руководством правительства и при условии широкого участия работающих и работодателей.

Глобальный план касается всех аспектов охраны здоровья рабо тающих и направлен на достижение следующих целей: 1) разработку и реализацию инструментов политики в области охраны здоровья рабо тающих; 2) охрану и укрепление здоровья на рабочем месте; 3) повышение эффективности работы и расширение доступа к службам медицины труда; 4) предоставление и распространение фактических данных для использования в практической работе; 5) включение компонента охраны здоровья работающих в деятельность других секторов.

Несомненно, приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. При этом работники имеют право на полную информированность о потенциальных рисках на рабочих местах и должны быть обучены безопасным с точки зрения гигиены труда приемам ведения работы. Это важно для участия их в оценке и управлении рисками. Особое внимание должно уделяться ра ботникам отраслей с высокими профессиональными рисками для здоровья, молодым и пожилым работникам, беременным женщинам, работающим подросткам, инвалидам, рабочим мигрантам и работникам здравоохранения.

При разработке стратегии в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте необходимо учитывать изменения, произошедшие в современном обществе. Это, в частности, изменения демографической ситуации, особенно связанные со старением трудоспособного населения и увеличением в его структуре доли женщин; увеличение числа профессий в сферах управления и обслуживания (социальная изолированность, однообразный и монотонный характер работы); интенсификация труда, непрогнозируемое рабочее время; изменение форм занятости (краткосрочная и частичная занятость); увеличение численности работников в малом и среднем бизнесе; принуждение и преследования на рабочем месте; появление новых рисков, особенно психосоциального характера.

В 2006 г. МОТ приняла Конвенцию № 187 об основах, содействую щих безопасности и гигиене труда. Ее цель – совершенствование охраны и гигиены труда для предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, гибели людей на произ водстве. Для этого требуется разработать национальную политику, национальную систему и национальную программу.

При разработке национальной политики безопасности и гигиены труда необходимо руководствоваться основополагающими принципами (оценка и борьба с профессиональными рисками или опасностями в местах их возникновения; развитие культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает обучение, подготовку и информацию).

При формировании национальной системы безопасности и гигиены труда должны предусматриваться надлежащие меры защиты для всех работников (создание инфраструктуры – органов или ведомств – для проведения национальной политики и национальной программы; принятие законодательных и нормативных правовых актов; механизмы для обеспечения их соблюдения и др.).

При разработке национальной программы безопасности и ги гиены должны быть сформулированы цели и задачи с учетом заявленных приоритетов, определены средства и методы их достижения, а также способы оценки достигнутых результатов. Программу придают широкой гласности и по мере возможности утверждают и запускают в действие.

Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и отражение ее положений в законодательстве будут способствовать решению проблем сохранения и укрепления здоровья работающих.

Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008–2017 гг. в полной мере согласуется с положениями конвенции МОТ № 187, а также Целевой программы МОТ по охране труда и производственной среды “За безопасный труд”. Основные направления названной программы – это:

– разработка политики и программ профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на ос нове эффективного управления профессиональными рисками на рабочих местах;

– расширение мер эффективной защиты жизни и здоровья наиболее уязвимых групп работников, подверженных профессиональным рискам;

– активное содействие органам государственной власти, объединениям работодателей и работников в области охраны труда.

Необходимо добиваться публичного признания лицами, ответственными за разработку политики и принятие решений, значимости социальных и экономических эффектов мероприятий по охране труда работников.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья работников предполагают, прежде всего, разработку мероприятий по оценке, учету и управлению рисками на рабочем месте.

Всемирный день охраны труда, отмечаемый 28 апреля, в этом году был посвящен проблеме управления профессиональными рисками. Он прошел под девизом “Моя жизнь, моя работа, мой безопасный труд”.

С позиций медицины труда за основу оценки профессиональных рисков приняты отечественные принципы и критерии гигиенического нормирования условий труда (“Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” Р 2.2.2006 2005 и “Руководство по оценке риска для здоровья работников. Организационно методические основы, прин ципы и критерии” Р 2.2.1766 03). Именно этими критериями следует руководствоваться при разработке законодательства по вопросам пенсионного страхования, страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работающих и их социальных гарантий.

Возрастает роль системы мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих как составной части социально гигиенического мониторинга. Повышается значимость аттестации ра бочих мест по условиям труда (характеризующейся в настоящее время, как правило, низким качеством). Возникает необходимость в базах данных, содержащих сведения о состоянии здоровья работающих по показателям заболеваемости, инвалидности и смертности, включая регистр профессиональных заболеваний, – основы для создания систе мы оценки и управления профессиональными рисками.

В рамках Программы сотрудничества России – ЕС реализован проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского союза и другими документами, принятыми международными организациями (ВОЗ, МОТ) по охране здоровья работников и их безопасности.

В стране уделяется большое внимание научно методическому обеспечению профилактики профессиональных и производственно обуслов ленных заболеваний (ПОЗ) населения трудоспособного возраста. За последние годы сотрудниками ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами учреждений, сотрудничающих в рамках Научно го совета “Медико экологические проблемы здоровья работающих”, разработано и внедрено в практику более 150 нормативных и методических документов по различным аспектам профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Методология требует существенной проработки, поскольку едино го мнения относительно терминологии, диагностики, классификации ПОЗ, системы социальной защиты и др. не существует.

В результате социально экономических преобразований в стране произошла практически полная ликвидация принадлежавших промышленным предприятиям медсанчастей, врачебных, фельдшерских здрав пунктов, санаториев профилакториев, спортивно оздоровительных комплексов, центров здоровья, учреждений общественного и диетического питания. Это, безусловно, сказалось на качестве медицинской помощи работающему населению, в т. ч. на профилактике. Отсутствие вертикали взаимодействия и преемственности среди разнообразных структур, осуществляющих медицинское обеспечение, работающих на различных этапах, начиная с первичного медико санитарного звена до центров профпатологии, ведет к низкой выявляемости профзаболеваний, особенно на ранних стадиях.

На 2 м съезде врачей профпатологов (2006 г., Ростов на Дону) всесторонне обсуждалось нормативно правовое, методическое, организационное, кадровое и образовательное обеспечение проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, экспертизы связи заболевания с профессией. Было отмечено, что действующая в нашей стране система социального страхования от профессиональных заболеваний изначально противоречит принципам профилактики. В Федеральном законе от 24.07.1998 № 125 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” страховой случай вследствие профессионально го заболевания определен через понятие утраты трудоспособности. Фонд социального страхования РФ не рассматривает случай в качестве страхового, если заболевание выявлено на ранней стадии, когда еще не утрачена не только профессиональная, но и общая трудоспособность, но уже имеются клинические признаки заболевания и контакт с неблагоприятным производственным фактором.

Важнейшее значение в предупреждении профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний имеют обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работающих. Основная задача периодических медицинских осмотров – выявить наиболее ранние признаки воздействия неблагоприятных производственных факторов, а также общие заболевания, являющиеся противопоказанием для продолжения данной профессио нальной деятельности.

Действующий в РФ “Список профессиональных заболеваний”, утвержденный приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 “О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии”, построен по этиологическому принципу. ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами институтов, сотрудничающих в рамках Научного совета по медико экологическим проблемам здоровья рабо тающих, гармонизировали список с требованиями МОТ. Этот Список является основным документом, которым руководствуются при установлении диагноза профессионального заболевания, при решении вопросов экспертизы трудоспособности.

В настоящее время вопросы организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников регламентируются несколькими приказами: приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств”; упомянутым приказом Минздравмедпрома России № 90 и приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)”. Это затрудняет работу специалистов из за имеющихся в приказах противоречий и нестыковок.

Важной проблемой по прежнему остается отсутствие единых стан дартов оказания помощи врачами профпатологами на всех этапах медицинского обслуживания населения, начиная с организации медицинских осмотров и заканчивая реабилитацией работников, получивших профессиональное заболевание.

Отмечаемое низкое качество проведения медицинских осмотров обусловлено низкой обеспеченностью ЛПУ врачебными кадрами, и в первую очередь профпатологами; недостаточной оснащенностью медицинских учреждений, где проводятся медицинские осмотры, диагностическим оборудованием; несовершенством системы лицензирования на оказание медицинских услуг и аудита медицинских учреждений как элемента системы управления качеством; отсутствием специальной подготовки медицинских кадров по профпатологии. Все это подтверждают и результаты проведенных в соответствии с приоритетным национальным проектом “Здоровье” дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и/или опасных условиях труда. При обследовании 3,6 млн человек не было выявлено ни одного случая профессионального заболевания.

Вместе с тем, национальный проект “Здоровье” призван исправить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию. Он направлен на развитие первичной медико санитарной помощи, усиление профилактического направления здравоохранения (проведение дополнительных осмотров и дополнительной диспансеризации работающих, формирование у населения культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению, обучение и повышение квалификации медработников, разработку программ по реабилитации и профилактике заболеваний и т. д.), на обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью.

Врачи профпатологи отмечают также низкое качество санитарно гигиенических характеристик условий труда работников при подозрении на профзаболевание. Используемые данные результатов аттестации рабочих мест не всегда объективно отражают реальную ситуацию на рабочем месте.

Материалы фундаментальных исследований по проблемам проф патологии используются при разработке таких актуальных вопросов прикладного характера, как совершенствование методических основ проведения экспертизы связи заболевания с профессией; проведение предварительных и периодических медосмотров работающих и экспертизы профпригодности лиц, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; при разработке стандартов диагностики, лечения и профилактики профессиональных заболеваний.

Результаты фундаментальных исследований с учетом изучения дозоэффективных зависимостей, экспозиционных тестов позволили определить прогностические риски возможного развития профессиональных болезней и выделить информативные диагностические комплексы для проведения биологического мониторинга. Последний занима ет одно из ведущих мест в системе профилактики нарушений здоровья при воздействии неблагоприятных производственных факторов.

Для ранней диагностики профессиональных заболеваний, выявления начальных симптомов на этапах периодического медицинского осмотра и в центрах профпатологии необходимо широко внедрять в практику здравоохранения качественно новые диагностические методы и подходы. Это клеточные технологии, ДНК технологии генетического биохимического полиморфизма внутриклеточных систем, биомаркеры экспозиции, эффекта и восприимчивости. Реализуются достижения нанотехнологий.

Заслуживают внимания проводимые исследования по оценке генетического статуса и выявлению генетико-биохимических маркеров различных форм профессиональных заболеваний. Результаты этих исследований могут использоваться для обоснования критериев индивидуального прогноза риска развития профзаболеваний.

Разработаны комплексы диагностических критериев выявления начальных форм профессиональных заболеваний, которые будут включены в соответствующие документы и стандарты оказания профпатологической помощи.

Среди современных проблем медицины труда – медико биологические; рациональное использование трудовых ресурсов, в частности, профессиональный отбор и ориентация, гигиена труда женщин, подростков и лиц старших возрастных групп; разработка мероприятий по снижению рисков нарушения здоровья работающих с учетом комплексного воздействия производственных факторов (ультразвука, неионизирующих излучений, новых химических и биологических агентов, наноматериалов и нанотехнологий, психоэмоциональных факторов и др.). Медицина труда как интегрированная область профилактической и лечебной медицины должна обеспечивать комплексное решение проблемы сохранения здоровья работающего населения в соответствии с национальными программами по охране здоровья работников.

Предваряя рекомендации ВОЗ и МОТ, специалисты ГУ НИИ меди цины труда РАМН по инициативе Российской академии медицинских наук совместно со специалистами ряда министерств, ведомств и при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ разработали в 2003 г. Концепцию и проект Программы “Здоровье работающего населения России на 2004–2015 гг.”. Концепция и проект Программы одобрены Всероссийским Конгрессом “Профессия и здоровье”, Президиумом РАМН, Общественной палатой при Президенте Российской Федерации.

Программа предполагает осуществление комплекса мер – политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию рисков нарушения здоровья, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности.

Эффективность решения комплексной проблемы сохранения и укрепления здоровья работающих, сохранения трудового потенциала страны в современных условиях будет максимальной при условии создания в системе здравоохранения специальной инфраструктуры – национальной системы медицины труда.

Концептуальная основа национальной системы медицины труда – принятая в 1978 г. в г. Алма Ате Декларация ВОЗ, где медицина труда рассматривается как первый уровень контакта работника с национальной системой здравоохранения в наибольшей близости к месту проживания и работы людей.

В задачи национальной системы медицины труда входят анализ и оценка профессиональных рисков, обеспечение первичной профилактики профессиональных, производственно обусловленных и общих заболеваний, диспансеризация работающего населения, оказание первичной и специализированной профпатологической помощи, раз работка образовательных программ по реализации здорового образа жизни.

В основе структуры национальной системы медицины труда должен стоять Российский национальный центр медицины труда, функционирующий под управлением РАМН и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, его служб и агентств, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными, негосударственными, общественными организациями и работодателями.

Представляется целесообразным создать Российский национальный центр медицины труда (РНЦМТ) на базе ГУ НИИ медицины труда РАМН, который является сотрудничающим центром ВОЗ и головной организацией по медико экологическим проблемам здоровья работаю щих в стране.

Основными задачами РНЦМТ должны быть координация и интеграция научной, нормотворческой, научно практической, организационно экономической, лечебно профилактической, экспертной, образовательной и информационной деятельности в стране по проблемам охраны здоровья работающего населения, охраны труда и реабилитации инвалидов, а также международной деятельности по данным направлениям.

Предлагаемые структурные преобразования, сопровождающиеся выстраиванием вертикали в области медицины труда – гигиены, охраны труда и здоровья работников, – позволят эффективнее координировать деятельность с профильными НИИ, Центрами РАМН и Минздравсоцразвития России, т. е. вернуться к специализации их научно практической деятельности, но на качественно новом уровне, соответствующем со временным реалиям. Идея создания РНЦМТ и более четкого распределения и координации научной и научно практической деятельности может осуществляться только в контексте проведения реформирования служб медицины труда в практическом здравоохранении страны.

Одна из первых задач – формирование окружных центров медицины труда в федеральных округах России. Подобные центры могли бы проводить и координировать государственную социальную политику по охране труда и здоровья работающих; обеспечить подготовку и координацию мер по реализации комплексных межведомственных программ “Здоровье работающего населения” на уровне федерального округа; вести практическую и организационно методическую работу по выполнению актуальных задач (создание здоровых, безопасных условий труда, формирование здорового образа жизни, профилактика профессиональных, производственно обусловленных заболеваний работающих и сохранение трудового потенциала); осуществлять контроль обоснованности экспертных решений в пределах компетенции и решать иные актуальные вопросы.

Следующий уровень – сеть областных (в субъектах Федерации) и муниципальных центров медицины труда, в т. ч. на базе существующих центров профпатологии. По видимому, кроме функций, присущих цен трам профпатологии (оказание организационно методической помощи и выполнение контрольных функций по вопросам организации медицинской и медико социальной помощи работникам; проведение периодических профилактических осмотров лиц, занятых во вредных и неблагоприятных условиях труда, и экспертизы профпригодности; оказание консультативной и стационарной специализированной профпатологической медицинской помощи и экспертизы связи заболевания с профессией; направление пациентов на медико социальную экспертизу; оказание медицинской и реабилитационной помощи больным и инвалидам по профессиональным заболеваниям и т. д.), центры медицины труда должны взять на себя еще ряд функций:

– координацию совместной деятельности по охране здоровья ра ботающих с муниципальными учреждениями здравоохранения, центрами Роспотребнадзора, органами соцзащиты, мед и соц страха, работодателями и т. д.;

– координацию разработки и реализации программ “Здоровье работающего населения” в хозяйствующих субъектах, осуществление контроля их выполнения;

– участие в проведении социально гигиенического мониторинга условий труда и здоровья трудоспособного населения и анализ его результатов;

– организацию необходимых мер по сохранению здоровья на рабочем месте, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и т. д.;

– проведение анализа и оценки профессионального риска, разработку мер по управлению риском совместно с территориальными органами Роспотребнадзора, работодателями и работниками (их представителями);

– оказание консультативной, организационной, методической и практической помощи нижестоящим центрам медицины труда.

И, наконец, основное относительно новое практическое звено в системе медицины труда – Центры медицины труда предприятий крупного, среднего и малого бизнеса с различной организационно правовой формой и многоканальным финансированием, независимым от работодателя. Учитывая отечественный и зарубежный опыт, можно полагать, что создание таких центров должно осуществляться работодателями самостоятельно или на долевых началах с учетом общей численности работающих (но не менее чем для 3–5 тыс. работающих). Их следует организовывать за счет привлечения специалистов в зависимости от особенностей обеспечиваемых производств, включая специалистов в области медицины труда высшего и среднего звена, психологии, эргономики, промышленной токсикологии, эпидемиологии, охраны труда, информатики, организации труда, укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни и др.

В этих центрах, помимо оказания лечебно профилактической по мощи, следует также:

– заниматься формированием и реализацией программы “Здоровье работающего населения”;

– проводить социально гигиенический мониторинг на своих предприятиях;

– обеспечивать охрану труда и техники безопасности, сохранение здоровья работающих (включая вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда);

– проводить контроль за соблюдением нормативных требований к состоянию производственной среды, выполнением мер по оптимизации трудового процесса;

– проводить оздоровительные мероприятия, особенно для занятых в условиях высокого профессионального риска;

– способствовать формированию здорового социально психоло гического микроклимата в производственных коллективах, про водить психоэмоциональную разгрузку;

– проводить анализ и оценку коллективного и индивидуального профессионального риска для здоровья работника;

– обеспечить организацию и проведение профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

– создать условия для занятий оздоровительной гимнастикой, обеспечить работающих, особенно во вредных и опасных условиях труда, рациональным, в т. ч. лечебным питанием;

– создать рабочие места для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве и др.

Для предприятий среднего и малого бизнеса необходимо создать территориальные (муниципальные, межрайонные и др.) центры, в которых могли бы обслуживаться работники нескольких предприятий на основе договорных отношений.

Важнейшая составная часть профилактики и охраны здоровья работников – поиск новых организационных моделей медико профилактического обслуживания промышленных рабочих. За последние годы на ряде крупных предприятий (ОАО “АвтоВАЗ”, ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”, ООО “Ямбурггаздобыча” и др.) созданы и эффективно функционируют центры медицины труда. В результате, например, в ОАО “АвтоВАЗ” стандартизованный по возрасту показатель смертности работающих в 5,4 раза ниже, чем показатель смертности населения трудоспособного возраста в России, уровень первичной инвалидности в 2,9 раза ниже общероссийского; выросла производительность труда.

Интересный проект реализуется на предприятиях нефте- и газодобывающей индустрии (как правило, с участим иностранных инвесторов). Воссоздано медико санитарное обеспечение работающих с учетом новых социально экономических условий при комплексном подходе к охране здоровья, профилактике заболеваний, медико социальной реабилитации членов трудового коллектива. Сохраняются трудовые ресур сы, повышается экономическая эффективность производства.

Например, в ООО “Уренгойгазпром” учреждена медико санитарная часть (МСЧ). В ее составе – поликлиника на 250 посещений, дневной стационар на 30 коек, санаторий профилакторий на 99 мест (реабилитационно восстановительное отделение), 23 фельдшерских здравпункта, три кабинета для водителей транспортных средств. Основные виды деятельности МСЧ – оказание доврачебной, амбулаторно поликлинической, профилактической и реабилитационно восстановительной помощи.

Разработана пятиступенчатая комплексная программа профилактики, реабилитации и оздоровления работников предприятия: 1 я сту пень – здравпункт промышленного предприятия; 2 я – поликлиника медсанчасти; 3 я – дневной стационар; 4 я – санаторий профилакторий “Газовик” (реабилитационно восстановительное отделение); 5 я сту пень – лечебно оздоровительный комплекс “Витязь” (на Черном море).

Реализация Глобального плана действий по охране здоровья рабо тающих на 2008–2017 гг. будет способствовать дальнейшему совершен ствованию системы профилактики, сохранения и укрепления здоровья работающего населения России, а также улучшению здоровья нации. Это одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики.

Принятие программы “Здоровье работающего населения России” и формирование в стране системы медицины труда, адаптированных к международным нормам и требованиям, будут способствовать улучше нию всей системы охраны труда и здоровья работающих, их социальной защиты. Это в определенной степени обеспечит необходимые условия для решения проблем конкурентоспособности, продвижения России на мировой рынок, привлечению инвесторов и т. п.

Создание системы сохранения и укрепления здоровья работающе го населения России позволит улучшить здоровье нации, повысить ка чество трудовых ресурсов государства, увеличить производительность труда и валовой внутренний продукт, что приведет к росту благосостоя ния населения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×