Состояние сестринского дела в России: перспективы развития

19422

21 января директором Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России И.Л. Андреевой утверждено Положение о профильной комиссии по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития России.

С 9 по 11 февраля во Всероссийском учебно-научно-методическом центре Минздравсоцразвития России прошло первое организационное совещание профильной комиссии.

На совещании присутствовали главные специалисты по сестринскому делу субъектов Российской Федерации, директора ведущих медицинских училищ и колледжей страны, деканы факультетов ВСО медицинских вузов, представители общественных организаций.

И.Л. Андреева обратилась к собравшимся с приветственным словом.

С докладом о перспективах развития сестринского дела в России выступил главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по управлению сестринской деятельностью С.И. Двойников.

Вниманию читателей предлагается текст доклада, а также документы, утвержденные в рамках совещания.

Характеристика кадров со средним медицинским образованием

По состоянию на 1 января 2008 г. в системе здравоохранения России трудятся 1 349 319 специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (в 2004 г. – 1 388 349 чел.), в том числе:

  • медицинских сестер – 904 031 (67%);
  • фельдшеров – 148 423 (11%);
  • акушерок – 67 465 (5%);
  • специалистов лабораторного дела – 7%;
  • специалистов медико-профилактического дела – 2%;
  • прочих специальностей – 8%.

Соотношение врач – специалист со средним медицинским образованием составляет 1 : 2,22 (в 2004 г. – 1 : 2,28).

Обеспеченность специалистами со средним медицинским образованием на 10 000 чел.– 94,9 (в 2004 г. – 95,6).

Квалификационную категорию имеют 65% средних медработников, из них:

  • высшую – 408 040 чел. (46%);
  • первую – 319 336 чел. (36%);
  • вторую – 159 669 чел. (18%).

Не имеют квалификационной категории 472 255 чел. (35%). Сертификат специалиста имеют 993 199 чел. (73,6%), не имеют сертификата 356 220 чел. (26,4%).

В Российской Федерации около 450 учреждений среднего медицинского и фармацевтического образования, в которых обучаются 228 тыс. студентов. Каждый год выпуск новых специалистов по стране составляет примерно 70 тыс. чел. в год.

В крупных городах, как правило, находятся медицинские колледжи. В них работают высокопрофессиональные преподаватели (многие – с учеными степенями), которые занимаются серьезной методической работой. Эти учреждения имеют хорошее материальное обеспечение. Но большая часть средних образовательных учреждений – это сельские училища со слабой материально-технической базой, преподаватели в них работают по совместительству.

Кроме того, все образовательные учреждения имеют разное учредительство: федеральное, региональное, муниципальное; учредителем некоторых колледжей и училищ является Министерство образования РФ. Сегодня создаются автономные образовательные учреждения (например, в республике Татарстан). Однако все без исключения учебные заведения должны выполнять требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В настоящее время подготовлены госстандарты нового поколения. Они принципиально отличатся от предыдущих, т. к. построены на модульнокомпетентностном подходе. Для того чтобы осуществлять подготовку специалистов в соответствии с новыми стандартами (они будут утверждены в ближайшее время), необходимо, чтобы все ссузы имели единое информационное пространство, в т. ч. единое методическое обеспечение образовательной деятельности (программы, учебники, пособия, тестовые задания и др.). Таким образом, назрела проблема объединения образовательных учреждений в единую профессиональную ассоциацию и создания совета директоров ссузов. Ассоциация будет координировать деятельность медицинских колледжей и помогать учреждениям, которые лишены возможности выполнять требования ФГОСа.

Проект Концепции развития здравоохранения до 2020 года

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

В настоящее время во всех регионах России проходит обсуждение проекта Концепции развития здравоохранения до 2020 г., вносятся последние изменения и исправления.

В конце января состоялось обсуждение проекта Концепции на парламентских слушаниях в Госдуме РФ. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты Минздравсоцразвития России, депутаты Госдумы, члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здравоохранению, представители научных и образовательных медицинских учреждений и др.

В проекте Концепции дана объективная оценка нынешнего состояния системы здравоохранения. Впервые в таком важном стратегическом документе большие разделы посвящены роли и деятельности сестринского персонала. До этого ни в документах советского периода, ни в приоритетном национальном проекте “Здоровье” не ставились конкретные задачи, направленные на развитие сестринского дела.

Основные проблемы, отмеченные в Концепции:

1. “…Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации”. (Одним из краеугольных камней Концепции является усиление профилактической деятельности. Профилактика заболеваний – это сестринское дело.)

2. Низкая заработная плата сестринского персонала.

3. Уравнительные подходы к оплате труда.

4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием.

5. Низкий престиж профессии.

6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения.

7. Невысокое качество преподавания.

8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования.

9. Низкая информированность медицинских работников о современных методах лечения и ухода.

10. Невысокий профессиональный уровень медицинских работников.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Переход на современную систему организации медицинской помощи. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду. Информатизация здравоохранения.

ЗАДАЧИ В ЧАСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала.

Устранение дублирования функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами.

Совершенствование условий труда и его оплаты, приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи.

Совершенствование нормативной правовой базы, определяющей профессиональную деятельность персонала со средним медицинским образованием (в т. ч. создание новых нормативных документов). Модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда.

Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение статуса среднего медицинского персонала, на осознание медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между студентом, образовательным учреждением и администрацией субъекта. (В отдельных регионах такой механизм уже работает, например, в Пензенской области. Студент из губернаторского фонда получает дополнительную стипендию, а потом этот специалист из того же фонда получает дополнительную оплату труда за работу в учреждении субъекта.)

Создание учебно-клинических комплексов: колледж – ЛПУ. (Постоянная клиническая база, где студенты могли бы осваивать клинические навыки – это давняя мечта медицинских колледжей. Необходимы взаимная ответственность и доброе отношение со стороны ЛПУ и главного врача к тем кадрам, которые готовит медицинский колледж.) Оптимизация правовых и экономических взаимоотношений в рамках создания единой клинической базы.

Развитие информатизации обучения: внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс. (Некоторые колледжи уже получили сертификаты в рамках ИСО 9001, 9002, другие борются за получение такого сертификата.) Совершенствование системы непрерывного медицинского образования.

Программа развития сестринского дела в стране, над которой предстоит работать, не может быть разработана без предварительного утверждения Концепции развития здравоохранения в целом. Любая программа должна быть реальной, обеспеченной ресурсами, четко регламентированной по времени, с обозначением всех ответственных за выполнение каждого раздела.

Этапы реализации поставленных в Концепции задач

2009–2010 гг.

Разработка и внедрение единого регистра медицинских работников. Формирование кадрового профиля здравоохранения субъектов РФ. Разработка нового поколения ФГОСов и федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию. ФГОСы среднего профессионального образования уже разработаны, прошли экспертизу в Министерстве образования и возвращены на доработку с незначительными замечаниями экспертной комиссии. Следующая задача – разработка новых стандартов дополнительного профессионального образования. Однако образовательные стандарты должны быть созданы на основе профессиональных стандартов, которые также необходимо разработать. Новый ФГОС высшего сестринского образования в настоящее время проходит экспертизу. Стандарт по бакалавриату, разработанный в ММА им. И.М. Сеченова, такую экспертизу прошел и утвержден Министерством образования РФ. Пересмотр содержания и сроков программ профессиональной переподготовки.

Подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования.

Разработка требований и процедур допуска к осуществлению медицинской деятельности, порядка, процедур и сроков сертификации медицинских работников.

Разработка механизма допуска выпускников ссузов к самостоятельной профессиональной деятельности, включающего перечень практических навыков и умений по каждой специальности по диплому, и его соответствие должностям в учреждениях здравоохранения – медицинская сестра, фельдшер и др.

2010–2015 гг.

Достижение соотношения врач/медицинская сестра 1 : 3–1 : 5. Внедрение новых ФГОСов и требований к последипломному образованию.

Разработка и внедрение реестра образовательных медицинских учреждений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование.

Апробация системы допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Оптимизация системы непрерывного медицинского образования. Формирование системы профессионального роста специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Разработка и введение в действие механизмов реализации прав работников здравоохранения на страхование.

Создание системы страхования профессиональной ответственности.

2016–2020 гг.

Поэтапный переход на оптимальную систему расстановки медицинских кадров.

Достижение соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала 1 : 7–1 : 8 для патронажной службы РФ.

Мониторинг состояния кадрового обеспечения здравоохранения. Формирование профессионального самоуправления в решении вопросов кадровой и инновационной политики, разработке единых стандартов оказания медицинской помощи и оценке ее качества.

>

Профильная комиссия

Распоряжением заместителя Председателя Экспертного совета в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцовой от 23.01.2009 утвержден состав профильной комиссии Экспертного совета по специальности “Управление сестринской деятельностью”. В нее вошли все главные специалисты всех субъектов Российской Федерации, директора ведущих медицинских колледжей, ученые в области сестринского дела – деканы факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов, а также руководители трех общественных организаций – Российской ассоциации медицинских сестер, Лиги акушерок, Ассоциации операционных сестер.

Основные принципы деятельности профильной комиссии:

  • коллегиальность; компетентность;
  • гласность;
  • независимость в суждениях;
  • соблюдение норм профессиональной этики.

Приоритетные ближайшие задачи профильной комиссии:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей роль и функции (характеристику правового статуса) специалистов сестринского дела в системе российского здравоохранения;
  • подготовка Программы развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г. на базе Концепции развития здравоохранения (эту программу необходимо утвердить на III Всероссийском съезде средних медработников);
  • развитие системы государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью;
  • проведение анализа кадрового обеспечения специалистами со средним медицинским образованием лечебных учреждений в субъектах РФ и по Федеральным округам;
  • подготовка предложений по развитию кадрового потенциала специалистов сестринского дела;
  • проведение анализа действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским образованием и обоснование предложений по ее совершенствованию;
  • подготовка профессиональных стандартов специалистов со средним медицинским образованием;
  • совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений; повышение качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием через систему непрерывного сестринского образования;
  • координация научной деятельности в области сестринского дела по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела.

Для выполнения вышеперечисленных задач на настоящий момент в структуре комиссии выделены 4 подкомиссии:

1. По разработке нормативного правового обеспечения и соблюдения этических принципов деятельности. Руководитель – С.И. Двойников.

Эта подкомиссия уже в текущем году должна будет подготовить проект изменений номенклатуры специальностей, проект номенклатуры должностей (в первую очередь для специалистов с высшим сестринским образованием), разработать порядок допуска к медицинской деятельности специалистов со средним медицинским образованием, пересмотреть нагрузку на палатную медицинскую сестру специализированных отделений стационаров, разработать четкие критерии для назначения аттестационных категорий (вторая, первая, высшая).

2. По развитию кадрового потенциала специалистов. Руководитель – П.А. Душенков.

Подкомиссия будет заниматься образовательной деятельностью, т.е. работой над ФГОСами среднего профессионального, высшего сестринского и дополнительного профессионального образования, созданием полного комплекта учебно-методического обеспечения, апробацией компетентностного подхода и накопительной системы, разработкой и внедрением механизмов дистанционного обучения и др.

3. По разработке проектов стандартов деятельности персонала. Руководитель – И.А. Левина.

В первую очередь необходимо разработать профессиональные стандарты. Это очень большая работа, но основная ее часть должна быть завершена к началу работы III съезда средних медицинских работников, т. е. к октябрю 2009 г.

4. По совершенствованию профессиональной деятельности. Руководитель – В.А. Вишнякова.

Подкомиссия будет заниматься разработкой новых технологий сестринской деятельности, внедрением их в практику и анализом этого внедрения.

Количество подкомиссий строго не ограничено и при необходимости может быть расширено. Профильная комиссия в соответствии с планом работы должна собираться на совещания не реже раза в год. Из состава профильной комиссии формируется постоянно действующая рабочая группа из 11 главных внештатных специалистов, представляющих все Федеральные округа РФ. Постоянно действующая Рабочая группа координирует деятельность подкомиссий, готовит и представляет на утверждение в Департамент науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России проекты нормативно-правовых документов, стандартов деятельности, положений и др.

Таким образом, в настоящее время создается структура по управлению сестринской деятельностью, охватывающей все ее направления – от подготовки кадров, дальнейшего их развития до условий практической деятельности. Минздравсоцразвития России ставит перед профильной комиссией серьезные и конкретные задачи по развитию сестринского дела. Этого же ждет огромная армия специалистов со средним медицинским образованием системы здравоохранения страны. Реализация этих задач вполне реальна, если будет активная работа в единой команде.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×