Формирование здорового образа жизни населения: роль и организация работы семейной медсестры

18484

Особое внимание в рамках реализации национального проекта “Здоровье” уделяется усовершенствованию первичной медико-санитарной помощи населению. Перспективной формой решения данной задачи является развитие “семейной медицины”. Эта форма предлагает оказание непрерывной и всеобъемлющей медико-санитарной помощи всем членам семьи.

Семья – это сложный механизм, большинство процессов в ней скрыты, что затрудняет ее изучение. Семейной медсестре приходится работать с разными категориями людей, и при общении с каждым человеком она должна создавать атмосферу уважения к его жизни, традициям, жизненным ценностям, обычаям и убеждениям. Именно поэтому семейная медсестра становится близким и незаменимым другом семьи. Она должна принимать активное участие не только в процессе лечения и ухода за больными, но и в формировании здорового образа жизни семьи.

Выполнение задач формирования и соблюдения здорового образа жизни вызывает определенные трудности. Профилактическое направление было и остается основополагающим принципом охраны здоровья населения. Семейная медсестра, осуществляя профилактическую работу, должна пропагандировать здоровый образ жизни каждого человека и общества в целом, а также постоянно подчеркивать необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой поведения всех людей.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационными перегрузками, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением алкогольными напитками, что приводит к развитию так называемых болезней цивилизации. В связи с этим появилась необходимость провести исследовательскую работу в данном направлении.

В медицинском колледже Ульяновского государственного университета работают студенческие исследовательские группы по различным направлениям медицины, в том числе по специализации “Семейная медицина” на цикле методической комиссии “Основы сестринского дела”. В эту группу, работающую уже третий год, входят 11 студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности “Сестринское дело”. Планирование и результаты исследований обсуждают на заседаниях группы.

Целью настоящего исследования явилось изучение роли семейной медсестры в формировании здорового образа жизни семьи. Исследовательская группа ставила перед собой следующие задачи: изучить уровень знаний членов семьи о здоровом образе жизни; определить особенности питания членов семьи; выявить проблемы гиподинамии семьи; выяснить информационную загруженность членов семьи; оценить психоэмоциональный фон членов семьи; исследовать причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте.

В качестве методов исследования были использованы индивидуальная беседа, анкетирование в виде сбора медико-социального досье семьи (приложение 1), индивидуальные опросы членов семьи в виде интервью, оценка информационной загруженности членов семьи, анонимное анкетирование по различным методикам с целью выявления отношения к алкоголю среди подростков (приложение 2).

В исследовательской работе приняли участие члены 57 семей (206 чел.) г. Ульяновска, преимущественно имеющие детей-подростков (табл. 1).

Результаты анкетирования в семьях по выявлению знаний о здоровом образе жизни приведены на рис. 1.

Рис. 1. Знания респондентов о здоровом образе жизни

Таблица 1

Количественная характеристика респондентов

Характеристика респондентов

Абс.

%

Работающие

90

43,7

Пенсионеры (неработающие)

11

5,3

Студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений, школьники

96

46,6

Дети дошкольного возраста

9

4,4

ВСЕГО

206

100

Большинство респондентов не знают о правилах здорового образа жизни, но хотели бы получить такие знания. Значительная часть опрошенных (41 чел.), к сожалению, не знают и не хотят ничего знать о здоровом образе жизни, считая это пустой тратой времени; лишь 33 чел. имеют полную информацию о здоровом образе жизни.

На следующем этапе работы исследовательская группа изучала особенности питания членов семей (рис. 2). К сожалению, значительная часть респондентов, в основном подростки и школьники, предпочитают питаться чипсами, гамбургерами и др., не задумываясь о разнообразии меню.

Рис. 2. Особенности питания членов семей

В таблице 2 представлены проблемы гиподинамии членов семей.

Таблица 2

Проблемы гиподинамии членов семей

Наименование физической нагрузки

Абс.

%

Утренняя гимнастика

47

23

Занятия в спортивных секциях, кружках

34

17

Наименование физической нагрузки

Абс.

%

Производственная гимнастика

83

40

Прогулки (бег, лыжи и др.)

42

20

ВСЕГО

206

100

Отдельно у студентов и школьников выясняли вопросы о посещении уроков физкультуры в учебных заведениях и причинах их непосещения (рис. 3, 4).

Рис. 3. Посещение уроков физкультуры в учебных заведениях

Рис. 4. Причины непосещения занятий физкультурой

На следующем этапе работы члены группы выясняли информационную загруженность членов семей.

Так, просмотру телевизора и компьютеру 163 респондента (79%) отводят в среднем по 3–5 ч; 30 чел. (14%) – до 12 ч в сутки, всего 13 чел. (7%) – 1–2 раза в неделю работают с компьютером.

Психоэмоциональный фон членов семей исследовали с помощью анкет и интервьюирования. Результаты исследования позволили сделать вывод, что большинство респондентов – 85 чел. (41%) являются эмоционально уравновешенными людьми; 61 (30%) испытывает стрессовое перенапряжение; 47 (23%) часто тревожатся и 13 чел. (6%) бывают даже агрессивны.

Заключительным этапом работы было исследование причин употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте. Проблема здоровья подростков является не просто чрезвычайно важной, а ключевой для нашей страны, т. к. усугубляется ростом появления среди молодежи вредных привычек: курения табака и употребления алкоголя.

Из результатов анкетирования следует, что 9 юношей (18%) и 3 девушки (7%) узнали вкус алкогольных напитков уже в 10–12 лет. С каждым годом число узнавших вкус алкоголя устрашающе растет, и большинство к совершеннолетию знают об алкоголе уже не понаслышке: 25 юношей (48%) и 30 девушек (67%) в возрасте 16–18 лет. Не пробовали алкогольные напитки лишь 4 юноши (9%) и 4 девушки (8%).

Многие юноши и девушки познакомились с алкоголем по собственному желанию. бо2льшая же часть опрошенных студентов и школьников приобщилась к употреблению спиртных напитков с помощью своих сверстников (рис. 5).

Рис. 5. Кто впервые предложил попробовать спиртные напитки?

Каждому респонденту в индивидуальной беседе предложили перечислить 3–4 причины, по которым они потребляли спиртные напитки.

Как следует из анализа ответов на вопрос анкеты “Какие поводы и обстоятельства чаще побуждают вас употреблять спиртные напитки?”, респонденты значительно чаще пьют “за компанию”, а также “с горя” и для преодоления робости, застенчивости.

Таким образом, по мере взросления молодых людей усиление роли компании среди причин употребления спиртных напитков следует признать вполне закономерным. У подростков есть проблемы признания в коллективе, общения и утверждения своей “взрослости”.

большинство респондентов убеждены, что употребление спиртных напитков не мешает обучению, лишь 2 чел. отметили ухудшение учебы, однако 4 опрошенных считают, что учатся лучше, если накануне употребляли алкогольные напитки.

Мнения респондентов о целесообразности проведения антиалкогольной пропаганды в учебных заведениях представлены в таблице 3.

Таблица 3

Целесообразно ли проводить в учебных заведениях пропаганду трезвого образа жизни?

Вариант ответа

Юноши

Девушки

абс.

%

абс.

%

Да

38

74

40

89

Нет

5

11

2

4

Не задумывался

8

15

3

7

ВСЕГО

51

100

45

100

В процессе выполнения работы члены семей получили необходимый объем сведений по формированию здорового образа жизни и памятки “Здоровая семья”, “Воспитание здорового ребенка дошкольного возраста”, “Физическая активность”, “Гимнастика для пожилых”, “Рациональное питание”, “Закаливание и здоровье”, а также памятки, предупреждающие об отрицательном воздействии на организм вредных привычек: “Алкоголь и потомство”, “Курение и потомство”, “Стоит ли курить?”.

В заключение следует отметить, что здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья каждого члена семьи. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень знаний членов семей о здоровом образе жизни составляет менее 40%.

2. большинство семей питаются нерационально, т. е. однообразно, всухомятку, редко включают в рацион горячие обеды.

3. При выявлении проблем гиподинамии физическая нагрузка у членов семей недостаточна.

4. большинство членов семей уделяют слишком много времени просмотру телевизора, компьютеру.

5. большинство респондентов – эмоционально уравновешенные люди, но многие нередко испытывают стрессовое напряжение.

6. Причинами употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте являются раннее знакомство с алкоголем, воздействие компании, избыток свободного времени, недостаточный контроль родителей.

На основании вышеизложенного семейной медсестре можно дать некоторые рекомендации:

1. С целью повышения уровня знаний о здоровом образе жизни принимать активное участие в пропаганде здорового образа жизни среди всех членов семей посредством наглядной агитации.

2. Помогать планировать рациональное питание членов семей с учетом пола, возраста, профессии, наличия хронической патологии.

3. Совместно с семейным врачом определить уровень физического состояния каждого члена семьи и рассчитать оптимальную физическую нагрузку.

4. По возможности помочь родителям составить оптимальный режим нахождения детей за компьютером и у телевизора.

5. Совместно с членами бригады общей врачебной практики разработать и организовать занятия по психологическому тренингу с целью улучшения самочувствия и настроения членов семей.

6. Совместно с администрацией учебных заведений разработать комплекс профилактических мероприятий по трезвому образу жизни, включая элементы здорового образа жизни посредством наглядной агитации, разработки курса лекций и тематических классных часов по данной проблеме c приглашением различных специалистов (наркологов, психологов, социологов).

Данная работа позволяет внести реальные практические коррективы в программу подготовки медицинских сестер по специальности “Семейное сестринское дело”, т. к. опрос членов семей по результатам работы выявил положительную динамику.

Приложение 1

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ДОСЬЕ СЕМЬИ

1. Состав семьи:

  • глава семьи (Ф.И.О., возраст);
  • члены семьи (Ф.И.О., возраст, степень родства по отношению к главе семьи).

1.

2.

3.

2. Образовательный ценз членов семьи:

  • для студентов – указать учебное заведение;
  • для школьников – указать год обучения;
  • для дошкольников – указать, с какого возраста посещает детское дошкольное учреждение.

3. Семейное положение членов семьи:

  • состав семьи (тип семьи: большие и малые, полные и неполные);
  • численность семьи, число поколений;
  • имеются ли одинокие матери, вдовы, разведенные;
  • является ли брак повторным;
  • наличие сводных и общих детей.

4. Место работы членов семьи:

  • для работающих – работает по специальности или нет;
  • надежды и ожидания при получении специальности, степень реализации ожиданий.

5. Религиозная принадлежность семьи:

  • соблюдение религиозных обрядов, постов;
  • влияние на уклад жизни членов семьи, их принадлежность к разным религиозным вероисповеданиям.

6. Материальное обеспечение семьи:

  • среднемесячный доход на 1 члена семьи, его соотношение со стоимостью производственной корзины на момент обследования (ниже, выше);
  • материальная помощь другим отдельно живущим членам семьи;
  • материальная помощь родственников данной семье;
  • наличие у членов семьи алиментных обязательств.

7. Бюджет семьи:

заработная плата, пособия, дополнительные заработки, льготы, возможность получения продуктов питания со скидкой и др.

8. Питание семьи:

обычный рацион семьи по калорийности, наличию основных нутриентов, технологии приготовления пищи. Гастрономические привычки и пристрастия. Возможность регулярного приема пищи для каждого члена семьи. Различия в дневном меню членов семьи и его причины.

9. Бытовые условия семьи:

  • характеристика жилища (отдельный дом, квартира в многоквартирном доме, комната в коммунальной квартире и др.);
  • объем жилой площади, количество кв. метров на 1 члена семьи;
  • этажность, планировка, возможность организации индивидуальных зон;
  • санитарно-гигиеническое состояние жилища;
  • общие коммунальные удобства (лифт, мусоропровод, горячее и холодное водоснабжение, отопление и др.).

10. Наличие дачи, садового участка, огорода:

  • помогает решить материальные проблемы;
  • требует дополнительных расходов;
  • решает проблему отдыха.

11. Наличие автотранспортных средств.

12. Обслуживание семьи:

  • уборка, стирка, приготовление пищи;
  • разделение труда в семье;
  • уход за больными с хроническими заболеваниями, детьми, инвалидами (если есть в семье).

13. Вредные привычки членов семьи и их влияние на семью в целом.

14. Занятия спортом:

  • спорт в жизни каждого члена семьи: вид спорта;
  • влияние занятий спортом на бюджет семьи.

15. Другие увлечения членов семьи.

16. Специальные показатели состояния здоровья семьи:

  • генеалогическое дерево семьи (не менее 4 поколений) с указанием наследственных заболеваний;
  • анамнез каждого члена семьи: жизненный, акушерский, наследственный, аллергический, эпидемиологический, фармакологический;
  • физические показатели членов семьи;
  • оценка полученных данных;
  • оценка лабораторных и инструментальных методов обследования;
  • анализ результатов последней диспансеризации.

17. Анализ состояния здоровья членов семьи в зависимости от стадии ее развития.

17.1. Будущие молодые супруги в стадии подготовки к созданию семьи:

  • уровень социально-психологической готовности семьи;
  • уровень медико-биологической готовности;
  • уровень санитарно-гигиенической готовности.

17.2. Семья в стадии формирования:

  • здоровье будущих родителей;
  • заболевания, связанные с репродуктивной функцией;
  • физическое развитие будущих родителей;
  • хронические заболевания;
  • знание вопросов планирования семьи;
  • психологическая готовность к рождению ребенка;
  • течение беременности, соблюдение режима; систематичность медицинских осмотров;
  • питание беременной;
  • потребность в обучении методам ухода за ребенком.

17.3. Семья в стадии созревания.

17.3.1. Семья с грудным ребенком-первенцем:

  • состояние ребенка при рождении и во время пребывания в родильном доме;
  • здоровье матери после родов;
  • физические и психические показатели развития ребенка;
  • вскармливание ребенка, введение прикорма и докорма;
  • одежда ребенка, уголок ребенка;
  • уровень санитарно-гигиенических знаний родителей, потребность в обучении.

17.3.2. Семья с детьми дошкольного возраста:

  • показатели физического и психологического развития;
  • наличие дефектов зрения и слуха;
  • заболеваемость и структура;
  • питание ребенка;
  • закаливание ребенка;
  • организация безопасности быта для ребенка.

17.3.3. Семья с детьми школьного возраста:

  • показатели занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная группы);
  • отставание в учебе, утомляемость; отношение к школе ребенка и родителей; мероприятия по оздоровлению;
  • данные последнего диспансерного обследования;
  • подростковые психологические реакции, девиантное поведение;
  • вредные привычки;
  • подготовка подростков к службе в рядах Российской армии;
  • профориентация подростков;
  • необходимость консультативной помощи по вопросам полового воспитания, формирования здорового образа жизни, рационального питания, профориентации.

17.4. Члены семьи пожилого и старческого возрастов:

  • возрастная характеристика пожилых;
  • уровень заболеваемости;
  • хронические заболевания;
  • инвалидность;
  • профессиональная занятость;
  • пенсионное обеспечение;
  • помощь социальных служб и детей;
  • взаимоотношения с семьями детей;
  • способность вести здоровый образ жизни;
  • выполнение медицинских назначений по лечению и реабилитации при возникновении различных заболеваний.

18. Психологический климат семьи:

  • взаимопонимание членов семьи;
  • психологическая готовность семьи к принятию нового члена или рождению ребенка;
  • отношение членов семьи к больным с хроническими заболеваниями и инвалидам;
  • психологический комфорт или дискомфорт от необходимости совместного проживания;
  • стрессы и роль семьи в возникновении и борьбе с ними;
  • потребность семьи в квалифицированной психологической помощи.

19. Оценка результатов обследования семьи и определение приоритетных проблем.

19.1. Проблемы семьи, связанные со здоровьем:

  • уровень здоровья членов семьи и семьи в целом;
  • возможность семьи справиться с проблемами;
  • потребность в помощи служб (медицинских, социальных, государственных и др.);
  • потребность в психологической поддержке.

19.2. Потенциальные проблемы семьи.

20. Программа поддержания здоровья семьи и способы достижения поставленных целей:

  • повышение санитарно-гигиенического образования;
  • возможные пути решения социально-экономических проблем, связанных со здоровьем;
  • своевременное лечение выявленных заболеваний;
  • обучение членов семьи технологии ухода за пациентами с острыми и хроническими заболеваниями, детьми, инвалидами, престарелыми;
  • осуществление диспансерного наблюдения, санация очагов хронической инфекции;
  • профилактические мероприятия;
  • рекомендации по рациональному и диетическому питанию семьи в зависимости от материальных возможностей;
  • реабилитационные мероприятия и санаторно-курортное лечение;
  • рекомендации по занятию спортом;
  • организация отдыха семьи в зависимости от состояния здоровья членов семьи;
  • профориентация молодежи и работающих с учетом состояния здоровья;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Приложение 2

АНКЕТА “ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” для учащихся школ и средних специальных учебных заведений

1. Укажите Ваш пол и возраст.

2. Во сколько Вы обычно просыпаетесь?

3. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

4. Завтракаете ли Вы дома?

5. Питаетесь ли Вы в учебном заведении?

6. Вы предпочитаете горячий обед или питаться всухомятку?

7. Укажите время суток последнего приема пищи.

8. Каков Ваш домашний рацион?

9. Во сколько Вы ложитесь спать?

10. Совершаете ли Вы прогулки перед сном?

11. Охотно ли Вы посещаете уроки физкультуры? Если нет, то почему?

12. Какие спортивные секции Вы посещаете?

13. Стоите ли Вы на диспансерном учете?

14. Есть ли у Вас хронические заболевания? Какие?

15. Курите ли Вы? Сколько сигарет курите в течение суток?

16. Есть ли у Вас желание бросить курить?

17. Употребляете ли Вы спиртные напитки?

18. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

19. Нужна ли Вам антиалкогольная пропаганда?

20. Хотите ли Вы получить знания в области здорового образа жизни?

21. Закаляете ли Вы свой организм?

22. Ваше хобби?

23. Сколько времени в день или неделю Вы проводите за компьютером?

24. Читаете ли Вы художественную литературу?

25. Какие кружки, секции, школы, клубы по интересам Вы посещаете?

26. Хотели бы Вы изменить свой образ жизни, стать здоровым?

27. Оцените уровень своего здоровья.

28. Важно ли быть здоровым? Нужно ли Вас учить этому?

29. Принимаете ли Вы меры для укрепления своего здоровья?

30. Нужна ли Вам коррекция образа жизни?

Список использованной литературы

1. Быстровский В.Ф. Предмет и принципы семейной медицины // Медицинская сестра. 2003. № 5. С. 5–8.

2. Денисов И.Н. Становление семейной медицины в Российской Федерации // Медицинская сестра. 2000. № 3. С. 2–3.

3. Джерелей Б.Н. Справочник семейной медсестры. В 2 т. М.: АСТ, 2005. 638 с.

4. Калининская А.А., Дзугаев А.К., Бальзамова Л.А., Шляфер С.И. Роль и место медицинских сестер в общей врачебной практике // Сестринское дело. 2006. № 4. С. 30–32.

5. Полушкина Н.Н. Полный справочник домашнего доктора. М.: РИПОЛ, 2005. 512 с.

6. Черниенко Е.И., Дьячковский В.К. Совершенствование амбулаторнополиклинической помощи и внедрение общеврачебной (семейной) практики // Медицинская сестра. 2003. № 3. С. 8–10.

7. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. М.: Педагогическое общество России, 2004. 416 с.

8. Шпорт Н.В., Кравцова О.С., Дыгало И.К. Семейная медицинская сестра. М.: Ростов-н/Д.: МарТ, 2005. 368 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×