Опыт организации работы сестринского персонала отделения детской онкологии и гематологии Новокузнецкой детской клинической больницы № 4

22655

Характеристика детского отделения онкологии, гематологии

В 1991 г. совместными усилиями правительств России и Германии, а также при содействии немецких граждан была создана благотворительная программа “АНТИ-РАК”, в рамках которой было предусмотрено создание детских онкогематологических центров по лечению лейкемии в государствах СНГ – России и Казахстане. В России центры были созданы в 9 городах: Ростове, Воронеже, Волгограде, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке (I и II категории, на 60 и 40 коек соответственно), в Казахстане – в Алма-Аты и Караганде. Организация “КЕР-Германия” оказала благотворительную помощь, предоставив большую часть материальной базы: оборудование для заготовки, переработки и хранения препаратов крови, диагностическую аппаратуру в клиническую и биохимическую лаборатории, аппараты ИВЛ, дозаторы, инфузоматы, расходный материал, большую партию медикаментов, а также организовала обучение и стажировку врачей в крупнейших клиниках Германии, обеспечила центры современными протоколами лечения детской онкопатологии.

Благодаря профессору ГИДУВ Ю.В. Малаховскому, возглавлявшему кафедру педиатрии № 1, один из таких центров был создан в г. Новокузнецке на базе клинической детской больницы № 4. Немаловажным фактором для создания центра было наличие в структуре больницы отделения заготовки и переливания донорской крови.

Детский центр онкологии, гематологии работает на базе многопрофильной муниципальной детской клинической больницы № 4 с 1993 г.

Структура детского центра онкологии, гематологии:

1) отделение онкологии, гематологии на 40 коек (20 онкологических и 20 гематологических коек);

2) 5 онкологических коек в отделении хирургии, где проводят первичную операционную диагностику, оперативный этап лечения и лечение больных с доброкачественными новообразованиями;

3) отделение гравитационной хирургии и переливания крови. Полезная площадь составляет 340 м2 (8,5 м2 на 1 больного): 10 палат на 3 койки каждая и 6 боксов на 1–2 чел. каждый. В отделении также имеются 2 процедурных кабинета, кабинет для проведения манипуляций и малых операций, учебная и игровая комнаты, кабинеты психолога и инженера, бытовая комната для родителей.

С 1995 г. в отделении открыт реанимационный пост. Здесь получают лечение дети с инициально ургентными ситуациями, такими как медиастинальные опухоли с компрессией дыхательных путей, синдромом сдавления верхней полой вены, выпотным плевритом, перикардитом, олигои анурией, обструкцией мочевыводящих путей, гиперлейкоцитозом, нейролейкозом, синдромом острого лизиса опухоли, геморрагическим синдромом. Детям проводят высокодозную химиотерапию, требующую проведения длительных, часто многосуточных инфузий, интенсивного мониторинга гемодинамики и гомеостаза. В отделении проходят курс лечения лихорадящие больные с нейтропенией, т. е. септические больные, а также пациенты с токсическими осложнениями, развившимися в результате химиотерапии, с функциональной органной недостаточностью. Пациенты с индуцированной нейтропенией нуждаются в современной антибактериальной и патогенетической терапии, проведение которой требует строжайшего соблюдения правил асептики и антисептики.

В манипуляционном кабинете выполняют анестезиологические пособия, диагностические и лечебные манипуляции, катетеризацию центральных вен, малые хирургические вмешательства.

Для проведения интенсивной и высокодозной химиотерапии отделение оснащено инфузионными насосами и шприцевыми дозаторами.

В 1999 г. центру присвоен статус филиала НИИ Детской гематологии и межрегионального центра детской онкологии. Диагностическая база отделения очень разнообразна и не ограничивается пределами стационара.

Клиническая лаборатория занимается подсчетом результатов гемограмм, эритроцитометрии, тромбоцитограмм, миелограмм, исследованием спинномозговой жидкости с подсчетом и морфологией ее клеточного состава, цитологией мазков и отпечатков биопсийного материала.

Биохимическая лаборатория больницы изучает наличие гуморальной активности, маркеры гепатитов и инфекций (ЦМВ, хламидии, герпес и др.), маркеры опухолевой активности.

Патологоанатомическая лаборатория больницы, онкодиспансера г. Новокузнецка и г. Кемерова, кафедры ГИДУВа исследуют гистологический материал, трепанобиоптаты. При необходимости блоки с гистологическим материалом направляют в референц-лаборатории (Российская больница г. Москва, РОНЦ им. Блохина, иммуногистохимические лаборатории Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула).

Кафедра лабораторной диагностики больницы № 1 проводит цитохимическое и иммунофенотипическое исследование бластных клеток периферической крови, пунктатов костного мозга, иммунологические исследования крови, электрофорез гемоглобинов, исследует щелочную фосфотазу нейтрофилов, некоторые опухолевые маркеры.

В лаборатории гемостаза городской больницы № 1 исследуют системы гемостаза, определяют уровни факторов свертывания крови VIII, IX, фактора Виллебранда, изучают функции тромбоцитов. Для более детального исследования системы гемостаза пациентов направляют в региональный гематологический центр г. Барнаула.

В ПЦР-лаборатории на базе детского городского перинатального центра проводят дифференциальную диагностику инфекций, а также мониторинг маркеров гепатитов В и С.

Цитогенетическая лаборатория на базе детского городского перинатального центра позволяет контролировать уровень Ph-позитивных клеток у больных с хроническим миелоцитарным лейкозом. Более сложные цитогенетические и молекулярно-генетические исследования проводят в Институте молекулярной биологии РАН им. В.А. Энгельгардта (г. Москва), лаборатории иммунодиагностики и цитогенетики гемобластозов НИИ ДГ МФ РФ (г. Москва). В последнее время больных часто направляют в генетическую лабораторию областной больницы г. Барнаула, где пациенты с хроническим миелоцитарным лейкозом могут пройти бесплатное цитогенетическое обследование, организованное фирмой Novartis.

В наиболее сложных ситуациях организуют консультацию гистологических препаратов в крупных патологоанатомических лабораториях Америки, Германии и Израиля.

Отделения лучевой диагностики, функциональной диагностики позволяют качественно осуществлять лечебный процесс, контролировать возникающие осложнения.

Бактериологическая лаборатория исследует антибактериальный спектр инфекций, возникающих в процессе курса терапии, рационализировать правильный выбор антибиотиков.

Характеристика среднего и младшего медицинского персонала

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Одна из важнейших задач старшей медицинской сестры ЛПУ – это воспитание кадров. Она ведет систематическое наблюдение и изучает материалы, характеризующие работника (результаты производственной деятельности, внешний вид, участие в общественной работе и др.), следит за профессиональным ростом сотрудников, особенно молодых, их правильной расстановкой и использованием с учетом способностей и личных качеств.

Укомплектованность медицинскими сестрами и санитарками ДКБ № 4 составляет 50–60%. Вследствие сравнительно низкой оплаты труда персонал вынужден работать на 1,5–1,7 ставки (таблица).

Таблица

Характеристика кадров по штату и физическим лицам

Годы

Средний медперсонал

Младший медперсонал

штатные единицы

фактически, чел.

укомплектованность,

%

штатные единицы

фактически, чел.

укомплектованность,

%

2006

31,5

19

60

27,5

14

50

2007

31,5

19

60

27,5

13

47

Коллектив отделения представлен в основном возрастной категорией до 40 лет, со стажем работы от 5 до 15 лет (рис. 1, 2).

Рис. 1. Возрастной состав персонала

Это хороший показатель, но, к сожалению, в последнее время молодые специалисты все реже пополняют ряды медицинских работников, и такая ситуация настораживает.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. количество аттестованных медицинских сестер увеличилось, что свидетельствует о желании специалистов сестринского дела повышать свою квалификацию, проявлении повышенного интереса к работе.

Рис. 2. Распределение по стажу работы

Характеристика рабочего места

Кабинет старшей медицинской сестры находится в отделении, укреплен железной дверью. В кабинете размещены холодильник для хранения термолабильных лекарственных средств, несгораемый шкаф для хранения спирта, два шкафа для хранения лекарственных средств по группам (список лекарств группы “А”, “Б”, наружное, внутреннее, антибиотики), сейф для хранения сильнодействующих лекарственных средств.

В кабинете расположены рабочий стол с папками, необходимой документацией, канцелярскими принадлежностями, списком телефонов всех служб и отделений, два стула, раковина, тумбочка с дезинфицирующими растворами для обработки поверхностей. Имеется отдельная комната со стеллажами для хранения шприцев, перевязочного материала, средств защиты, инструментария. Кабинет имеет естественное и искусственное освещение, оснащен радиаторами центрального отопления. Имеется стол для ведения и хранения документации, перечисленной далее:

  • журнал движения больных;
  • инфекционный журнал;
  • табель учета использования рабочего времени сотрудников;
  • журнал учета спирта;
  • журнал учета сильнодействующих лекарств; журнал учета ядовитых лекарственных средств; журнал учета перевязочного материала;
  • журнал учета сестринских конференций;
  • журнал учета конференций для младшего медицинского персонала; журнал информации по аттестации и сертификации медицинских работников среднего звена;
  • журнал учета выдачи больничных листов;
  • журнал проведения инструктажа по технике безопасности;
  • журнал проведения инструктажа по должностным инструкциям;
  • журнал проведения санитарно-просветительной работы с матерями, лежащими в отделении по уходу;
  • журнал учета медицинского инструментария.

Кабинет предназначен для хранения инструментов медицинского назначения, медикаментов, ведения документации, проведения конференций и соответствует стандартам и санитарным нормам. Для обмена информацией с другими учреждениями здравоохранения, а также с отделениями и подразделениями больницы существует городская и внутренняя телефонная связь.

>

Организация работы медицинской сестры-регистратора

В отделении выделена штатная единица медицинской сестры-регистратора. Медсестра ведет прием онкологических, гематологических больных, размещает их в палаты и боксы.

Обязанностями медсестры-регистратора являются:

  • ведение отчетно-учетной документации по движению этих больных, проведение анкетирования, внесение в базу данных;
  • оформление различных документов, беседа с родителями и родственниками пациентов об особенностях лечения и ухода за больными детьми, профилактике инфекций, мероприятиях реабилитации;
  • активное участие в разработке памяток для родителей и пациентов;
  • оказание консультативной помощи в пределах своей компетенции.

По роду деятельности медицинская сестра-регистратор общается с детьми и родственниками различных социальных групп, поэтому она должна уметь выслушать каждого, быть доброжелательной, выдержанной, уметь дискутировать, сострадать, устанавливать доверительные отношения, быть профессионально подготовленной, давать консультации в пределах своей компетенции. Общение с детьми необходимо строить на взаимном доверии и сотрудничестве. Медсестра должна владеть основами медицинской психологии и психологией профессионального общения.

Медицинская сестра-регистратор является основным участником лечебно-диагностического процесса, помогая решать организационные вопросы. Это дает возможность наблюдать за состоянием больных, решать их проблемы, заниматься лечением, проведением манипуляций и осуществлять сестринский уход. Теперь палатные медсестры имеют возможность большую часть рабочего времени находиться у постели больного ребенка.

Медицинская сестра-регистратор выполняет часть функций старшей медицинской сестры, которая может больше времени уделять контролю качества сестринского ухода, обучению персонала, занятиям со студентами, работать с документацией.

Рациональное разделение труда дает возможность эффективно использовать кадровые ресурсы, повысить качество оказываемой медицинской помощи и сестринского ухода за пациентами.

Внедрение элементов персонифицированного учета лекарственных средств в отделении

Главной составляющей лекарственного лечения является высокодозная химиотерапия – введение в организм цитостатических препаратов, а также высокодозная антибиотикотерапия и др., что требует, в первую очередь, наличия квалифицированного медицинского персонала, оборудования, средств защиты, а также соблюдения правил хранения и учета медикаментов, утилизации использованного материала. Но главное – это организация обеспечения специфическими лекарственными средствами. С 2003 г. на базе МЛПУ “ГДКБ № 4” работает отдел клинической фармакологии под руководством О. Доманской, основными задачами которого являются:

  • создание больничного формуляра по подразделениям;
  • контроль над расходованием дорогостоящих лекарственных средств;
  • организация системы маркетингового поиска, планирования закупок лекарственных средств;
  • определение потребности больницы в медикаментах;
  • анализ методов лечения пациентов;
  • внедрение элементов персонифицированного учета;
  • экономический анализ.

Благодаря федеральной программе все онкологические центры обеспечиваются специфическими дорогостоящими лекарственными средствами, но не всегда их перечень устраивает лечащих врачей, т. к. совершенствуются методы и технологии лечения больных, появляются новые противоопухолевые препараты. Больница самостоятельно не может закупать такие дорогостоящие препараты. Руководство ГКБ № 4 обратилось к Управлению здравоохранением региона с просьбой о выделении средств для дорогостоящего лечения конкретного пациента.

Руководство города отнеслось к данной проблеме с пониманием и стало финансировать дорогостоящие медицинские технологии. С этого момента были внедрены элементы персонифицированного учета, т. к. дорогостоящие лекарственные средства поступали для конкретного больного (рис. 3). Для получения финансирования предоставляли выписку из истории болезни, справку медицинской комиссии о необходимости дорогостоящего лечения по протоколу, а также смету на планируемое лечение (перечень препаратов; сумма, необходимая для закупки лекарственных средств).

Медсестра получает лекарственные средства у старшей медицинской сестры для конкретного больного, вводит эти препараты под строгим контролем, с отметкой в истории болезни именно тому пациенту, для которого они получены. После окончания лечения заведующий аптекой проводит сверку закупаемых и потраченных на лечение лекарственных средств, делает сводный отчет. Медицинские сестры раскладывают пероральные лекарственные средства для каждого больного в стерильные стаканчики непосредственно перед приемом этих средств больным ребенком. Медицинская сестра наблюдает за приемом лекарств.

Рис. 3. Реализация персонифицированного получения дорогостоящих медицинских технологий

Соблюдение технологии выдачи лекарственных средств пациентам помогло палатным медицинским сестрам свести до минимума ошибки и обеспечить стерильность при раздаче лекарственных средств.

Упаковку с таблетками подписать сложно: необходимо указать дозу, фамилию, имя медицинской сестры, фасовщика. Проще взять упаковку с лекарственным средством, на котором уже написаны эти сведения, а также фамилия пациента, для которого этот препарат предназначен. Остается сверить препарат с листом врачебного назначения, положить таблетки в стаканчик и дать больному, сделать отметку в истории болезни. Эта технология особенно удобна при раздаче антибактериальных, гормональных и цитостатических средств. Благодаря внедрению элементов персонифицированного учета удалось достичь следующих результатов:

  • сократился расход финансовых средств больницы на медикаменты;
  • полностью реализуется программа лечения по протоколу на пациента;
  • исключается ошибка при введении лекарственных средств;
  • обеспечен строгий контроль за расходованием дорогостоящих медицинских технологий.

Организация учебно-методической работы с сестринским персоналом в отделении онкологии, гематологии МЛПУ “ГДКБ № 4”

Обучающая программа предназначена для медицинских сестер отделения онкологии и гематологии в целях освоения технологии сестринского процесса. Она включает основные разделы онкологии и гематологии, необходимые в практической деятельности медицинской сестры, а также специализированного сестринского ухода в данном подразделении. В программе предусмотрено проведение теоретических и практических занятий с привлечением специалистов: врачей гематологов, онкологов, психологов, клинического фармаколога, госпитального эпидемиолога, зав. лабораториями и др. (приложение). Практические занятия проводит врач отделения и опытные медсестры.

Современный этап развития медицины характеризуется активным внедрением современных технологий во всех ее областях, включая онкологию. Современные методы диагностики и лечения онкологических заболеваний требуют от медицинского персонала, в том числе медицинских сестер, огромного запаса знаний и умения владеть современными технологиями в области онкологии, подтвержденного профессиональными навыками.

Медсестры онкологических учреждений организуют и участвуют в научных и образовательных программах. Осуществляя и организуя уход за пациентом, они являются также полноправными участниками лечебного процесса, педагогами и консультантами для пациента, защитниками его прав и интересов.

В целях овладения знаниями для медсестер необходимо организовать непрерывное образование. На современном уровне развития организации оказания медицинской помощи населению большое внимание уделяется важности подготовки сестринского персонала.

В России на сегодняшний день медицинские сестры, как правило, не имеют специального последипломного образования для работы в онкологической клинике. Знания в области онкологии, которыми они владеют, приобретены во время работы в клинике. Эти знания, как правило, ограничиваются спецификой отделения, где работает медсестра.

Поступая на работу в отделение онкологии, гематологии, медсестра проходит стажировку на рабочем месте в течение 1 мес. К сожалению, этого срока недостаточно для начала самостоятельной работы в отделении онкологии, гематологии. За это время начинающий сотрудник проходит теоретический курс, который ведет специально назначенная медсестра, и сдает зачеты по темам.

К сожалению, существующие должностные инструкции не соответствуют современному уровню медицины. Сфера работы медсестры сильно сужена, на практике медицинские сестры выполняют гораздо больше различных процедур, имеют более широкие возможности, чем предписано в инструкции. Устаревшие инструкции сковывают медсестру, лишают ее инициативы и способности творчески мыслить, не мотивируют брать ответственность за качество оказываемой медицинской помощи, а также постоянно повышать свой образовательный уровень. Следует также отметить недостаточное количество образовательной медицинской литературы, периодических печатных изданий. Не проводится целенаправленная работа по обмену опытом. Нет курсов повышения квалификации по специальности “Медицинская сестра онкологического стационара (отделения)”.

В МЛПУ “ГДКБ № 4”, как и в любом многопрофильном лечебном учреждении, существует потребность в обучении сестринского персонала. В связи с этим была разработана учебная программа для сестер отделения онкологии, гематологии. Руководство по обучению осуществляет старшая медицинская сестра отделения онкологии, гематологии, которая составляет графики и планы проведения занятий. Цель учебной программы – повышение уровня теоретических знаний и практических навыков сестринского персонала и применение этих знаний на своем рабочем месте. Основной задачей является обучение сестринского персонала по программе, включающей вопросы организации работы, санитарно-противоэпидемического режима, внедрения новых форм и методов работы, лекарствоведения, неотложной медицинской помощи, оказания специализированного сестринского ухода за пациентами и др. Планы занятий составляют согласно специфике деятельности медицинского персонала. Занятия проводят заведующий отделением, главная и старшая медсестры больницы, а также высококвалифицированные врачи: онкологи, гематологи, реаниматологи, клинический фармаколог, эпидемиолог, психолог, заведующие клинической, биохимической и бактериологической лабораториями. Во время учебы проводят промежуточные зачеты по теоретическим курсам, а также организуют практические занятия по всем разделам программы. Каждая медицинская сестра готовит тематический доклад, используя методическую литературу и практические приемы.

В программу обучения включены обязательные темы, которые повторяют ежегодно; по ним медсестры получают теоретическую и практическую подготовку и сдают зачеты. Занятия по этим темам повторяют, если в отделении ухудшаются показатели работы, появляются случаи внутрибольничной инфекции и др. Такие занятия проводит индивидуально старшая медицинская сестра отделения или специально назначенная медсестра.

Планы и графики проведения занятий, которые утверждает главный врач больницы, составляют на весь учебный год.

Подобная система подготовки медицинских сестер помогает им принимать самостоятельные решения, а также своевременно и правильно оценить значимость изменений в состоянии пациентов, а при необходимости – оказать экстренную помощь.

Особое внимание в отделении уделяют организации лечебного питания, поэтому занятия проводят не только с медсестрами, но и с буфетчицами и сестрами-хозяйками, от которых зависит соблюдение санитарных норм и правил. Для медперсонала среднего звена обязательно изучение профилактики ВИЧ-инфекции, гепатита, техники безопасности при работе с биологическими жидкостями; способов дезинфекции, профилактики внутрибольничной инфекции.

Работу планируют на учебный год. Начало учебного года совпадает с приходом на работу молодых специалистов.

Выпускникам медицинских училищ достаточно сложно адаптироваться к специфике отделения, поэтому занятия с молодыми специалистами проводят еженедельно с последующим тестированием.

Этапы обучения в отделении онкологии, гематологии:

  • инструктажи на рабочем месте;
  • семинарские занятия (ежеквартально) после изучения каждой темы по профилю отделения;
  • отделенческие конференции (1 раз в год и по необходимости); теоретическое и практическое индивидуальное обучение с отработкой навыков (по необходимости);
  • контроль знаний на основании тестирования и текущего контроля умений и навыков (1 раз в полугодие – санэпидрежим, 1 раз в год – другие темы);
  • специализация (1 раз в 3–5 лет);
  • аттестация на квалификационную категорию (согласно приказам Минздравсоцразвития России).

Наиболее важным звеном в работе с медицинским персоналом среднего звена является подготовка и обучение медицинских сестер. От качества их работы в значительной степени зависит действенность оказания лечебной помощи пациентам и, соответственно, работы медицинского учреждения, поэтому правильный подбор кадров, их обучение, организация и нормирование труда, обеспечение их современным оснащением, организация психологической разгрузки и отдыха очень важны в сестринском деле.

Практика доказала необходимость обучения медперсонала непосредственно в отделениях. Медицинская наука идет вперед, появляются новые методики, оборудование, остаются актуальными проблемы профилактики внутрибольничной инфекции и инфекционной безопасности, появляются новые приказы, инструкции, методические рекомендации. Довести эту информацию до среднего и младшего медицинского персонала, научить его грамотно пользоваться этой информацией на практике – одна из важных задач главной и старших медицинских сестер больницы.

Организация сестринского ухода за пациентами в отделении онкологии, гематологии

Основная цель медицинской сестры в организации ухода за пациентами заключается в улучшении качества медицинской помощи и создании нового уровня ухода за пациентами.

Для этого разработана единая модель ухода:

  • индивидуальный подход к личности с учетом физических, психологических и других аспектов;
  • критерии сестринской оценки состояния пациента;
  • критерии выявления нарушенных потребностей и проблем пациентов, а также возможные проблемы родителей;
  • решение проблем пациентов;
  • критерии оценки качества ухода.

В отделении проведена реорганизация с использованием внутренних резервов: организованы интенсивный круглосуточный пост, единый круглосуточный процедурный кабинет (резко снизилось количество осложнений после выполнения инвазивных процедур), персонифицированная раздача лекарственных средств (возможность осуществлять своевременный и правильный прием лекарственных препаратов).

В отделении на одну палатную медицинскую сестру интенсивного поста приходится не более 5 маленьких пациентов. Такая сравнительно небольшая нагрузка дает возможность внимательно наблюдать за состоянием больных и решать их проблемы. Палатная медсестра максимально занята уходом за детьми, имеет возможность общаться с родственниками пациента и обучать их правилам ухода, мероприятиям реабилитации. Большое значение придают контролю качества оказания сестринской помощи, проводя ежедневный контроль за качеством выполнения функциональных обязанностей медицинских сестер. В качестве обратной связи используют метод анонимного анкетирования. Родители не только высказывают мнение о качестве оказанной помощи, но и получают от медицинских сестер квалифицированную консультацию (режим диеты, особенности приема лекарственных средств, гигиенического ухода и др.).

В целях рационализации использования рабочего времени медсестер проведен его хронометраж.

Стандартизация работы позволила организовать системный качественный профессиональный контроль за сестринской деятельностью отделения. При этом учитывают все выявленные ошибки, анализируют, организуют работу по их устранению и оценивают результат. Все это позволяет добиться укрепления исполнительской и трудовой дисциплины, роста профессионального уровня, улучшения качества ухода за пациентами и повышения престижа медицинской профессии.

В настоящее время медицинские сестры занимаются проблемой улучшения качества ухода, прорабатывают вопросы внедрения элементов сестринского процесса в работу отделения.

Сестринский персонал перешел на стандартизированную работу палатной медицинской сестры. Сначала этот переход включал стандарт ведения медицинской документации. В дальнейшем стали вводить стандарты технологий (ухода, подготовки к исследованиям и др.).

Внедрение стандартов позволило достичь следующих результатов:

  • достигнута унификация работы сестринского персонала отделения;
  • систематизировано и оснащено каждое рабочее место;
  • созданы условия для качественного проведения экспертной оценки качества всех видов сестринской деятельности;
  • облегчена адаптация новых сотрудников на рабочем месте.

В детской клинической больнице № 4 разработаны памятки:

  • для родителей по оказанию необходимой помощи детям в экстренных ситуациях, правильному питанию пациентов с острым лейкозом, соблюдению правил личной гигиены, правил поведения с ребенком;
  • для медицинских сестер по правильному общению с детьми, лечебному питанию (диеты, столы), профилактике внутрибольничной инфекции;
  • о побочных действиях, противопоказаниях, режиме приема некоторых медикаментов, получаемых per os;
  • для определения боли у детей по 10-балльной системе.

Регулярное анкетирование пациентов, их родителей, медперсонала дает возможность внести необходимые коррективы в деятельность медицинской сестры.

При внедрении стандартов обучения медицинские сестры стали более квалифицированно и грамотно обучать пациентов и их родственников.

У детей онкогематологического отделения в процессе лечения преобладают физиологические проблемы (боли в костях, кровоизлияния в кожу, слизистые, кровотечения, нарушение целостности кожи, слизистых, высокий риск суперинфекций); присутствуют также психологические проблемы (беспокойство по поводу внешнего вида, тяжелая реакция на госпитализацию, страх перед инвазивными вмешательствами, необходимость длительного лечения, социальная дезадаптация). Медицинской сестре параллельно с медицинскими мероприятиями необходимо организовать психологическую помощь пациентам и их близким. Психолог провел в отделении конференцию для медицинских сестер на тему “Психологическая помощь детям с онкологической патологией”, ознакомив их с некоторыми психологическими приемами общения с пациентами с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Средний медперсонал стал больше времени уделять решению психологических проблем больных детей, что положительно отразилось на психоэмоциональном состоянии маленьких пациентов. Атмосфера психологического комфорта, создаваемая медперсоналом, играет важную роль для достижения успеха в лечебном процессе.

Функции старшей медсестры

В своей работе старшая медсестра руководствуется Положением об отделении, должностной инструкцией, приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

Старшая медсестра обязана:

  • осуществлять руководство средним и младшим медицинским персоналом;
  • обеспечивать рациональную расстановку кадров среднего и младшего медицинского персонала и составлять графики их работы; обеспечивать отделение медицинским инструментарием, аппаратурой, медикаментами, перевязочным материалом, предметами ухода за больными, контролировать их хранение, учет, расход, использование;
  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима и внутреннего распорядка персонала;
  • составлять порционные листы на питание больных, контролировать доставку молочных смесей;
  • вести учет поступления и выписки больных, составлять форму движения больных; контролировать качество ведения документации на постах; осуществлять контроль за своевременностью и объемом выполнения врачебных назначений медицинскими сестрами по лечению и уходу за больными;
  • организовывать и контролировать выполнение лечебно-охранительного режима и посещения больных родственниками;
  • ежедневно проводить обходы и присутствовать при сдаче смен медицинскими сестрами;
  • разрабатывать и контролировать выполнение планов повышения квалификации средних и младших медицинских работников, проведение сестринских конференций и практических занятий;
  • организовывать своевременное прохождение профилактических медицинских осмотров персоналом отделения;
  • организовывать и контролировать выполнение мероприятий в случае возникновения инфекционного очага в отделении;
  • осуществлять изучение функциональных обязанностей средним и младшим персоналом 2 раза в год и при приеме на работу нового сотрудника;
  • совместно с заведующим отделением организовывать и проводить инструктаж по технике безопасности 2 раза в год и при приеме на работу; постоянно повышать свою квалификацию, участвовать в работе больничных и городских научно-практических конференций.

Старшая медсестра должна владеть навыками выполнения всех медицинских манипуляций, проводимых в отделении: внутримышечных, внутривенных, подкожных инъекций, постановки периферического катетера, капельниц, переливания крови и кровезаменителей. Она принимает участие в подготовке и проведении биопсий печени, люмбальной и стернальной пункции, пункции суставов.

Повседневная деятельность старшей медсестры связана с организацией работы среднего и младшего медицинского персонала, контролем за выполнением функциональных обязанностей, соблюдением правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, соблюдением правил санитарно-эпидемиологического режима.

Основными функциями в деятельности старшей медицинской сестры являются планирование, организация и контроль.

Планирование помогает определить цели и задачи предстоящей работы, что дает возможность наиболее эффективно распределить рабочее время. Для этого старшая медсестра составляет план работы на год, включающий разделы:

  • организационные мероприятия;
  • учеба кадров;
  • воспитательная работа;
  • санитарно-просветительная работа;
  • техника безопасности.

Годовой план утверждает заведующий отделением. В более подробном плане на месяц указаны даты проведения конкретного мероприятия, ответственный и дата проведения.

Составление ежедневных планов работы старшей медицинской сестры позволяет наиболее эффективно организовать рабочий день. Для более успешной организации работы старшая медсестра ведет информационную папку, в которую включены:

  • тематические планы занятий с медицинским персоналом;
  • план повышения квалификации медицинских сестер;
  • план контроля за работой среднего и младшего медицинского персонала;
  • список сотрудников отделения с указанием необходимых данных, их должностные инструкции;
  • график отпусков сотрудников отделения;
  • регламент работы по дням недели;
  • журнал учета учебы среднего медицинского персонала;
  • приказы и методические рекомендации, регламентирующие работу в отделении.

В течение года было проведено десять сестринских конференций с обязательным оформлением рефератов. Старшая медсестра помогает медперсоналу подобрать специальную литературу для подготовки к конференциям. С младшим медицинским персоналом за год было проведено 12 занятий. В соответствии с профилем отделения один раз в квартал проходят зачеты по санитарно-эпидемическому режиму, а также по правилам хранения, учета, расхода лекарственных препаратов.

Приложение 1

Учебно-тематический план занятий на 2005/2006 учебный год

№ занятия, месяц

Тема занятия

Специалист

Теория, практика

Форма контроля

1

2

3

4

5

1 сентябрь

Санэпидрежим в отделении. Профилактика профессиональных заражений

Старшая медсестра, эпидемиолог

Семинар

Тест

2 октябрь

Сестринский процесс при онкогематологических заболеваниях. Специализированный уход

Главная медсестра больницы, заведующий отделением

Опрос

3 ноябрь

Гигиена питания, требования к доставке и раздаче пищи, контроль за работой санитарок-буфетчиц, контроль за сроками реализации и хранения передач

Диетолог, старшая медсестра отделения

Зачет

4 ноябрь

Инновации в медицине. Внедрение новых сестринских технологий

Заведующий отделением, главная и старшие медсестры

Конференция

5 декабрь

Доврачебная помощь при неотложных состояниях

Онколог, реаниматолог

Семинар, практические занятия

Зачет

6 январь

Хранение, персонифицированный учет лекарственных препаратов. Фармацевтический порядок

Клинический фармаколог

Тест

7 февраль

Методы безопасности работы с кровью. Личная гигиена персонала. Профилактика профессиональных заражений сывороточным гепатитом и ВИЧ

Главная медсестра, старшая медсестра

Зачет

8 март

Особенности психоэмоционального состояния пациентов с онкопатологией. Сестринская тактика

Психолог

Практические занятия

9 март

Требования при заборе биоматериала и оформление сопроводительных документов

Заведующий бактериологической лабораторией

Практические занятия

Зачет

10 апрель

Санэпидрежим в ЛПУ. Асептика и антисептика. Профилактика внутрибольничных заражений

Старшая медсестра, эпидемиолог

Семинар

Тест

11 май

Правила разведения, хранения, использования дезсредств, применяемых в концентрации, техника безопасности при работе с дезсредствами

Старшая медсестра

Тест

12 июнь

Организация сестринского ухода на основе этапов сестринского процесса. Стандарты

Главная медсестра, старшая медсестра

13 июнь

Охрана труда. Техника безопасности

Заведующая отделением, старшая медсестра

Зачет

14 июль

Асептики при проведении манипуляций. Мытье рук. Укладка биксов

Старшая медсестра

Практические занятия

Зачет

15 июль

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Правила поведения при ЧС

Заведующий отделением, старшая медсестра

Семинар

Тест

16 август

Биомедицинская этика. Основы паллиативной сестринской помощи

Заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе

17 август

Мероприятия, проводимые при возникновении инфекционных заболеваний в отделении, дезинфекция, наблюдение за контактными лицами

Старшая медсестра, эпидемиолог

Опрос

Заведующий отделением _______________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главная медсестра _______________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Старшая медсестра _______________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)

Плановая работа в отделении обеспечивается за счет слаженности в работе коллектива, выполнения всех приказов по санитарно-эпидемическому режиму, трудовой дисциплине, соблюдения правил техники безопасности.

(Окончание в следующем номере)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×