Принципы медицинской этики и деонтологии в практической деятельности специалистов по лабораторной диагностике со средним медицинским образованием

19274

В настоящее время проблемы этики и деонтологии, включая вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания медицинских работников, в т. ч. и фельдшеров-лаборантов.

Деонтологию в работе фельдшера-лаборанта определяют как науку о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека. Эта наука о взаимоотношениях между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и социальными учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

В комплексном обследовании пациента лабораторные методы исследования углубляют данные объективного осмотра и помогают расшифровать и понять сущность субъективных проявлений болезни. Вспомогательные лабораторные методы исследования имеют очень важное значение для ранней диагностики и диагностики заболеваний, протекающих бессимптомно. Таким образом, роль лаборантов в обеспечении медицинской помощи пациентам исключительна велика, от качества их работы зависит не только успех лечебно-диагностического процесса.

Длительное время принципы медицинской этики и деонтологии медицинские работники среднего звена осваивали в ходе обучения клиническим дисциплинам, на учебной практике, а затем в практической работе в медицинских коллективах. Важным событием явилось включение в 1972 г. в учебный план медицинских училищ предмета “Основы медицинской этики и деонтологии”. С 1983 г. программа заметно расширилась за счет медицинской психологии, и предмет стали называть “Основы медицинской психологии, этики и деонтологии”. Для будущего медицинского работника строгое соблюдение этических норм должно стать неукоснительным правилом его жизни и поведения в семье, на улице, в общественных местах. Это поможет ему почти автоматически, без особых усилий выполнять их повседневно в профессиональной медицинской деятельности.

Таким образом, в настоящее время, заканчивая медицинское училище, молодой фельдшер-лаборант имеет возможность получить необходимый объем знаний и практических навыков по соблюдению требований медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях с пациентами, коллегами, окружающими его людьми.

Деонтология в лабораторной работе включает следующие аспекты:

  • взаимоотношения фельдшера-лаборанта и врача-клинициста;
  • взаимоотношения фельдшера-лаборанта с пациентом;
  • взаимоотношения фельдшера-лаборанта с коллегами;
  • соблюдение соответствующей дисциплины с целью предупреждения ятрогенных заболеваний;
  • предупреждение ошибок в лабораторной работе и др.

Производственная работа фельдшера-лаборанта включает следующие этапы:

  • взятие или прием материала от больного для анализа;
  • исследование этого материала;
  • заключение по результатам исследования;
  • выдача результатов анализа.

Значительное количество лаборантов постоянно или периодически связаны непосредственно с пациентом. В данном контексте особое значение приобретает первая встреча лаборанта с пациентом, результат которой зависит от взаимопонимания. Именно принятый лаборантом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом. Пациенты нуждаются в проявлении должного внимания и чувства сострадания со стороны персонала лаборатории. Открывая дверь лаборатории, пациент должен видеть приветливый взгляд и слышать доброжелательные слова лаборанта. К сожалению, бывают случаи, когда даже слова приветствия (”Здравствуйте”, “Добрый день”) остаются без ответа со стороны персонала. Иногда остаются без внимания и слова благодарности, сказанные пациентом. Фельдшер-лаборант не имеет права в разговоре с больным допускать пренебрежительный тон и говорить ему “ты”.

Прямой вред наносят пациентам неприветливое, недоброжелательное, официальное, сухое обращение сотрудников лаборатории с проявлением раздражительности, нетерпеливости, обидчивости, антипатии, спешки, забывчивости, панибратства, своего превосходства, а также их громкие профессиональные разговоры, особенно возгласы, неделовая обстановка, перебранки и споры, замечания старших о недобросовестном отношении к своим обязанностям младших.

Ведущим учреждением родовспоможения в Чувашской Республике является ГУЗ “Президентский перинатальный центр”, который открыт 23 ноября 2001 г. С его появлением стало возможным ведение семейных пар от планирования беременности до выписки матери и ребенка из родильного дома с наиболее оптимальным выполнением принципа преемственности, благодаря которому можно достичь наилучших результатов в таком благородном деле, как обеспечение здоровья подрастающего поколения. Соединение прежде разрозненных служб позволило новому Центру стать одним из самых современных и сильных в России и Поволжье. Общая численность врачей в Центре составляет 128 чел., среднего медицинского персонала – 300 чел. В стационаре функционируют 320 коек. За 2007 г. в стационаре пролечены 9719 пациентов, зарегистрированы 67 059 посещений врачей.

В ГУЗ “Президентский перинатальный центр” основными пациентами являются беременные женщины и роженицы. При поступлении в роддом или специализированное отделение они нередко испытывают чувство беспокойства, растерянности и естественного страха перед неизвестностью. Это связано с особенностями психологии беременной женщины. Во всех случаях лаборант должен найти индивидуальный подход к пациентке, владеть приемами психопрофилактики, укреплять уверенность женщины в безвредности процедуры, разъяснять, что результаты анализа помогут врачу установить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Лаборант должен проявить вежливость, тактичность, внимание, заботу и доброжелательность, а не являться немым исполнителем той или иной процедуры, поэтому в акушерстве и гинекологии особое значение имеют доверие, а также ровное, спокойное, разумное поведение медицинского персонала, сочетаемое с заботливым и внимательным отношением к пациентке и др.

Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) ГУЗ “ППЦ” создана как одно из основных параклинических подразделений Центра. КДЛ включает общеклинический, гематологический, биохимический, иммуносерологический, коагулогический, цитологический отделы, экспресс-лабораторию и лабораторию в Центре “Семья”. В настоящее время в КДЛ работают 1 заведующий лабораторией, 8 врачей клинической лабораторной диагностики, 1 старший фельдшер-лаборант, 3 медицинских технолога, 8 фельдшеров-лаборантов, 1 лаборант, 1 медицинский регистратор и 3 санитарки. Квалификационные категории имеют 100% врачей и 69% средних медицинских работников. Структура КДЛ и перечень выполняемых исследований соответствуют современным требованиям и потребностям ГУЗ “ППЦ” в лабораторной диагностике.

В КДЛ всегда должны быть идеальная чистота и порядок. Перед общением с пациентками сотрудники лаборатории обязаны позаботиться о своем внешнем виде, который должен вызывать чувство доверия к медицинским специалистам. Грязный и неглаженный халат, небрежная прическа, отсутствие шапочки, длинные ногти с ярким лаком, яркий макияж, курение во время работы, употребление алкоголя являются недопустимыми и не только ставят под сомнение профессионализм лаборанта, но могут вызывать и раздражение пациентки. Такие же мысли возникают у больных, если в КДЛ на рабочих местах, в т. ч. в месте забора биологического материала для исследований, грязно, захламлено, нерационально расставлены мебель и оборудование.

Лаборанту следует учитывать, что для пациенток и сама клинико-диагностическая лаборатория может быть новым кабинетом медицинского учреждения, где они раньше не были. Пациентки очень внимательно следят за поведением лаборантов и остро воспринимают их отношение к себе, поэтому важную роль играет спокойная деловая обстановка в отделении, отсутствие суетливости при работе с больными, уверенность и профессиональное мастерство лаборантов. Все это будет способствовать повышению доверия и авторитета лаборанта в глазах пациентки.

Нельзя забывать, что на многих людей очень негативно действует вид крови.

В коридорах медицинских учреждений неблагоприятное воздействие на обследуемых пациентов оказывают некоторые агитационные материалы в виде плакатов, стендов, витражей, касающиеся развития особо опасных и тяжелых заболеваний. Наоборот, репродукции художественных произведений, цветы, аквариумы, тихая музыка, современная мебель и приятная обстановка, имеющиеся в ГУЗ “ППЦ”, располагают к оптимизму, отвлекают от болезней, подчеркивают радости жизни.

Нередко источником волнений, переживаний и других отрицательных эмоций служит неоправданное многократное повторение лабораторных исследований, особенно связанных с частым забором крови из пальца или вены и др. Результаты подсчетов показывают, что на 1 стационарного больного приходится 40–50 лабораторных анализов. Все это является не только психологической, но и физической нагрузкой для пациента. Вполне приемлемо объединять некоторые лабораторные манипуляции. Так, можно общий и биохимический анализы крови выполнить на материале, взятом одновременно из вены. Такой деонтологический целенаправленный и профессионально обоснованный подход оградит психику больного от излишнего травмирования, а это благотворно скажется как на его общем самочувствии, так и на течении заболевания.

В Центре внешний вид лаборанта – визитная карточка не только сотрудника, но и учреждения. Модели и расцветки медицинских халатов и костюмов сотрудников ГУЗ “ППЦ” чрезвычайно разнообразны, это помогает вводить цветовую маркировку отделений. Все работники КДЛ носят нагрудные бейджи, на которых расположена их фотография с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Подобная практика намного упрощает проблему вступления лаборанта в общение с пациентом.

Плановость в работе лаборантов является важнейшим условием повышения качественных и количественных показателей их деятельности. В этом отношении положительное значение имеет, например, забор биологического материала в начале рабочего дня, что оправдано и с физиологической точки зрения, а выдача результатов анализа – в конце рабочего дня. Иногда приходится нарушать такой распорядок в интересах больного. Эти этапы требуют напряженного внимания и мышления. В случаях, когда перед лаборантом поставлены конкретные задачи, например найти возбудителя того или иного заболевания или соответствующие клеточные элементы, исследования могут продолжаться очень долго, прежде чем удастся дать ответ о положительном или отрицательном результате анализа. Эти этапы деятельности лаборанта взаимосвязаны, взаимообусловлены и требуют от него не только необходимых знаний и практического навыка, но и обладания такими важнейшими этическими чертами, как ответственность и добросовестность. Фельдшер-лаборант работает совершенно самостоятельно, поэтому качество проводимых им анализов зависит исключительно от его ответственности и добросовестного отношения к своим обязанностям.

Как с лечебно-диагностической, так и с деонтологической точек зрения не всегда оправдано недоверие к результатам исследований лаборатории другого учреждения и дублирование их в своей лаборатории, что приводит к нерациональному расходованию труда, средств. Сотрудникам лаборатории и клиники необходимо работать в тесном контакте. Работники лаборатории как специалисты должны помогать лечащим врачам в вопросах диагностики и правильного назначения лабораторных анализов. К сожалению, бывают случаи, когда клиницист склонен рассматривать фельдшера-лаборанта как технического исполнителя своих назначений. Отсутствие деловой связи между клиницистом и фельдшером-лаборантом приводит к перегрузке лаборатории лишними исследованиями или, напротив, к недостаточно полному обследованию больных.

Круг проблем, которыми занимается медицинская этика и деонтология, чрезвычайно широк. В повседневной практике можно встретить много лаборантов, обладающих прекрасными человеческими качествами и профессиональными навыками. Однако встречаются такие, у которых может возникнуть профессиональная деформация личности, основными проявлениями которой являются холодность и равнодушие, грубость и раздражительность. В связи с этим поступает большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии.

При обращении пациента к лаборанту в день получения результатов анализа с традиционным вопросом “Что нашли?” лаборант должен сказать, что только лечащий врач может правильно оценить результаты анализа с учетом данных клинического обследования больного. Не следует радовать пациента и хорошим результатом исследования, т. к. в подобных случаях он может не пойти к лечащему врачу и таким образом навредить себе, поскольку отрицательный ответ лаборатории не всегда исключает наличие того или иного заболевания. Только иногда, учитывая тяжелые переживания пациента, лаборант может сказать ему, что патологии не нашли, когда это соответствует действительности.

К сожалению, лаборанты нередко искажают термины, прибегают к вульгаризмам; неприятно звучат слова “туберкулезник”, “тяжелый больной” и др. Не следует употреблять и другие эмоциональные выражения, например: “Я как увидела его анализ – чуть с ума не сошла!”, или, рассматривая заполненный бланк анализа, многозначительно качать головой.

Лаборанты не должны нарушать врачебную тайну и сообщать о расхождении лабораторных данных с диагнозом родственникам больных. Следует помнить, что юридическое право изменить клинический диагноз имеет только лечащий врач, и поэтому только ему можно сообщать о своих предположениях. Любой врач всегда должен быть готов выслушать советы коллег – это древнейший и необходимый деонтологический принцип, соблюдение которого всегда направлено на повышение авторитета коллег и пользу для больных. Таким образом, знания лаборанту необходимы, и в процессе работы к ним придется возвращаться не раз. Разбор каждой темы в ГУЗ “ППЦ” начинается с вопросов этики и деонтологии.

Важной формой повышения деонтологических знаний фельдшеров-лаборантов КДЛ, медицинских сестер и акушерок являются их активное участие в дискуссиях, тематических вечерах и конференциях по проблемам медицинской этики и деонтологии, которые проходят в ГУЗ “ППЦ” при поддержке главной медицинской сестры и главной акушерки. Здесь они используют эффективную форму обучения – сочетание лекционного материала с изучением практических примеров, которые предлагают сами участники.

В Центре существует отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Медицинские сестры проводят беседы с родителями и дают советы по уходу и кормлению новорожденных. Отделение тесно сотрудничает с представителями церкви, которые проводят обряд крещения беспомощных пациентов.

Президентскому перинатальному центру присвоено почетное звание ВОЗ/ЮНИСЕФ “Больница, доброжелательная к ребенку“. Это первое медицинское учреждение Чувашской Республики, получившее столь высокую оценку за создание условий, благоприятных для грудного вскармливания.

Итак, этико-деонтологическое воспитание и самовоспитание – это сложный и длительный процесс, он требует от каждого медицинского работника систематической работы над собой. Фельдшер-лаборант в процессе всей трудовой жизни обязан не только соблюдать, но и совершенствовать деонтологические нормы своего профессионального труда.

Таким образом, в целях дальнейшего улучшения работы клинико-диагностической лаборатории и устранения имеющихся недостатков необходимо, чтобы вопросы, касающиеся трудовой и производственной дисциплины, воспитания, повышения знаний и взаимоотношений в коллективе, сотрудники обсуждали в аспекте деонтологии, а не только с точки зрения необходимости формального выполнения правил внутреннего трудового распорядка.

Список использованной литературы

1. Деонтология в медицине: В 2 т. Т.1. Общая деонтология // Белорусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А. / Под ред. Петровского Б.В. М.: Медицина, 1988. 352 с.

2. Зиндеева В.А., Кириллова И.А., Ефимова И.А. Особенности деонтологии в практике работы специалистов лабораторной диагностики // Сборник научных трудов № 11 “Достижения и проблемы клинической медицины”, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. Чебоксары, 2005. С. 97–102.

3. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 176 с.

4. Медицинская этика и деонтология / Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева Г.И. М.: Медицина, 1983. 272 с.

5. Об основах медицинской деонтологии / Под общ. ред. Таджиева К.Т., Приписнова В.И. Душанбе, 1981. 256 с.

6. Остапенко А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. Л.: Медицина, 1985. 144 с.

7. Скурлягина Е.А. Деловой этикет в работе медицинской сестры//Сестринское дело. 2007. № 4. С. 37–39.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×