Кадровые проблемы службы родовспоможения

3831

Дефицит специалистов здравоохранения ощущается повсеместно как в России, так и во всех странах мира. По данным ВОЗ, в медицинских учреждениях всего мира дефицит медработников составляет 4 млн специалистов. Вопросы кадровых ресурсов являются самыми приоритетными в укреплении национальной системы здравоохранения. Однако в настоящее время очевидна тенденция к текучести кадров и уходу опытных специалистов из сферы здравоохранения в другие отрасли народного хозяйства. Проблема дефицита медицинских работников все более становится проблемой государственной.

Основные этапы и причины кадровых потерь на этапах “Абитуриент – студент – выпускник – молодой специалист – опытный профессионал” перечислены далее.

Абитуриент:

  • уменьшение количества желающих получить профессию медсестры (демографические проблемы, низкий престиж);
  • отсутствие системы отбора профессионально ориентированных абитуриентов;
  • отсутствие практики психологического отбора.

Студент – выпускник – молодой специалист:

  • несовершенство базового образования, недостаток практических, коммуникативных навыков;
  • проблемы адаптации на рабочем месте;
  • низкий престиж профессии в обществе;
  • неадекватная система оплаты труда;
  • отсутствие перспективы профессионального роста.

Опытный профессионал:

  • несостоятельность последипломного образования;
  • несовершенство оплаты квалифицированного труда;
  • низкий социальный статус профессии в обществе;
  • факторы профессионального стресса, приводящие к синдрому “эмоционального выгорания”.

Уменьшающееся число желающих получить профессию медсестры, акушерки вынуждает медицинские учебные заведения отказаться от набора профессионально ориентированных абитуриентов, виной тому – и демографический кризис, продолжающийся с 1991 г. Психологический отбор для обучения по специальности “Сестринское дело”, “Акушерское дело” не практиковался никогда. Из 7 чел., поступивших в медицинское учебное заведение, 1 чел. бросает обучение; каждый пятый выпускник не устраивается на работу в ЛПУ, более 30% увольняются в течение первого года работы.

Данное обстоятельство определило цель исследования: мотивы профессионального самоопределения, условия, характер и содержание труда медсестер и акушерок и различные аспекты “эмоционального выгорания” как возможные причины проблем в закреплении молодых специалистов на рабочем месте и способствующие оттоку квалифицированных кадров.

За период 2005–2006 гг. были опрошены 368 студентов медицинского колледжа, училища и факультета высшего сестринского образования,

186 практикующих медсестер и акушерок, 51 руководитель первичного звена, в т. ч. 284 специалиста по опроснику В.В. Бойко на наличие и выраженность синдрома “эмоционального выгорания” в различных группах специалистов.

Результаты социологического опроса студентов позволили сделать следующие выводы.

На вопрос о причинах выбора профессии все три группы студентов указали в первую очередь гуманность как ведущую и важнейшую характеристику выбранной профессии (рис. 1).

На стойкую профессиональную ориентацию указали большинство студентов, однако часть из них имеют низкую мотивацию к обучению по специальности. Хотели стать врачами 86% обучающихся в училище, из них 46% не смогли поступить в вуз и обучаются сейчас по специальности “Сестринское дело”. Для большинства из них это первая ступень к достижению поставленной цели, это “транзитные” специалисты. Менее мотивированы к обучению студенты колледжа из-за ограниченного выбора учебных заведений в городе.

Большинство учащихся отметили в себе задатки лидеров и руководителей.

При ответе на вопрос о качествах, которыми должна обладать медсестра, студенты отдали приоритет профессионализму, внимательности и милосердию – определяющим качествам медицинского работника (рис. 2).

Рис. 1. Приоритеты в выборе профессии

Достижение поставленных целей, профессиональный рост и самосовершенствование специалистов невозможны без таких качеств, как настойчивость, самокритичность и инициативность. Наибольшую целеустремленность показали студенты ФВСО, студенты училища менее мотивированы к обучению по специальности.

Рис. 2. Качества, которыми должна обладать медсестра

Из перечисленных трудностей в начале профессиональной деятельности каждый пятый респондент назвал неуважительное отношение к себе и своей профессии; среди практикующих медсестер это одна из лидирующих проблем, у студентов училища она на 2 месте (рис. 3).

Рис. 3. Трудности в начале профессиональной деятельности

Это подтверждает невысокий статус медицинских работников в обществе и определяет низкую привлекательность уже выбранной специальности. Можно сделать вывод, что студенты ориентированы не на качественное и грамотное оказание медицинской помощи, а на мужественное преодоление трудностей практического здравоохранения.

Характеристика базового образования по результатам анкетирования студентов:

  • не готовы к самостоятельной деятельности – 52%;
  • испытывают неуверенность – 29%;
  • считают необходимым увеличить количество часов практических занятий – 33%;
  • предлагают ввести дополнительные часы по психологии – 21%;
  • не придут на рабочие места – 21%.

Данные одного из учебных заведений о количестве выпускников по целевому обучению, пришедших на рабочие места:

  • 2005 г. – 40%;
  • 2006 г. – 53%;
  • 2007 г. – 13%.

Результаты опроса студентов и практикующих специалистов по опроснику В.В. Бойко позволили выявить наличие и выраженность признаков “эмоционального выгорания”.

Развитие синдрома “эмоционального выгорания” проходит 3 фазы.

I фаза напряжения:

1) переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) неудовлетворенность собой;

3) “загнанность в клетку”;

4) тревога и депрессия.

II фаза резистенции (сопротивления):

1) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

2) эмоционально-нравственная дезориентация;

3) расширение сферы экономии эмоций;

4) редукция профессиональных обязанностей.

III фаза истощения:

1) эмоциональный дефицит;

2) эмоциональная отстраненность;

3) личностная отстраненность;

4) психосоматические и психовегетативные нарушения.

Длительное воздействие факторов профессионального стресса способствует появлению ощущения неуверенности, отчаяния и безысходности, чувства тревоги и тупика, достигая апогея напряженности.

При невозможности повлиять или устранить психотравмирующие обстоятельства каждый человек пытается создать психологическую защиту. Это проявляется стремлением формализовать свою работу, уменьшить или исключить эмоциональную отдачу в общении с пациентами и сотрудниками. Окружающие и пациенты воспринимают это как черствость, неучтивость и равнодушие.

Данные, полученные по опроснику В. Бойко среди студентов медколледжа, позволили сделать вывод, что выпускники испытывают в высшей степени психологический стресс перед государственными экзаменами (рис. 4).

У студентов присутствуют выраженные симптомы “эмоционального выгорания” всех трех фаз, что, по существу, подтверждает их низкие адаптивные способности. Уже на данном этапе выявляют психологическую устойчивость, степень адаптации и пригодности к предстоящей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность медицинских работников сопряжена с эмоциональным стрессом, поэтому проблема отбора абитуриентов с целью их дальнейшей профессиональной и психологической пригодности стоит достаточно остро. Эта проблема определена особыми требованиями, предъявляемыми к медицинским работникам со стороны как пациентов, так и общества в целом, а также обусловлена особенностями среды и содержания труда медсестер и акушерок.

Множество проблем адаптационного периода на рабочем месте повергает молодых специалистов, еще не оправившихся от экзаменационного стресса, в шок. Отсутствие практических и коммуникативных навыков, адаптация в разновозрастном коллективе, несоответствие их возможностей требованиям производственной среды создают значительные трудности в период становления профессионала. Первичное обучение на рабочем месте, как правило, не организовано, проходит хаотично.

Рис. 4. Симптомы “эмоционального выгорания” у студентов

Первый год работы является определяющим в принятии решения о продолжении профессиональной деятельности или пересмотре своей профессиональной ориентации. Этот этап необходимо отметить как самый значимый по текучести кадров. Работники в период первичной адаптации испытывают стресс в связи с чрезмерными умственными, эмоциональными и физическими нагрузками. Недостаток знаний и отсутствие опыта формируют эмоциональное напряжение, а стереотипный, на их взгляд, характер работы способствует развитию симптома личностной отстраненности. Частые стрессы производственной среды провоцируют неадекватное эмоциональное реагирование.

Результаты анализа выраженности признаков “выгорания” среди работающих специалистов позволяют сделать следующие выводы. Психотравмирующие обстоятельства присутствуют у 44% акушерок родильного блока, 34% – послеродовых отделений, 33% медсестер реанимации, анестезиологии и операционных сестер и у 22% акушерок женских консультаций. Характерными признаками “выгорания” медсестер и акушерок являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей. Отмечено стремление специалистов выполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения и формализовать свою работу. Признак тревоги и депрессии вынуждает принимать решение о смене места работы или профессии в целом 26% акушерок родблока, 14% медсестер реанимации и анестезиологии, 13% акушерок женских консультаций и 12% – послеродовых отделений.

Необходимо отметить, что среди акушерок родильного блока и медсестер реанимации нет специалистов старше 50 лет, большинство из них, не доработав до пенсионного возраста, меняют место работы.

Для всех групп характерно отсутствие таких симптомов, как “загнанность в клетку” и неудовлетворенность собой. Данное обстоятельство можно рассматривать как тенденцию к низкой самооценке, склонность к консерватизму, пессимизму и подчиненности, отсутствие стремления к переменам.

Динамическому развитию синдрома “эмоционального выгорания” способствуют следующие факторы:

  • неадекватное базовое образование и отсутствие практических навыков, что является главными трудностями на этапе первичной адаптации;
  • коммуникативная некомпетентность;
  • неотлаженная система последипломного образования, отсутствие мотивации к самообразованию;
  • неудовлетворенность работой – процессом, результатом труда, характером и условиями трудовой деятельности;
  • частые стрессы;
  • стереотипный характер работы;
  • чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки.

Статистический анализ подтвердил тесную взаимосвязь указанных факторов и формирования синдрома “эмоционального выгорания”.

Среди практикующих специалистов 40% имеют желание овладеть другой профессией, однако 60% респондентов отмечают, что данная профессия ими выбрана по призванию и 91% любят ее. Низкий престиж специальностей в обществе, неадекватная система оплаты труда, значительные физические и эмоциональные нагрузки и множество профессиональных вредностей оказывают существенное негативное влияние на сохранность опытных кадров в здравоохранении.

Частые стрессовые ситуации провоцируют динамическое развитие синдрома “эмоционального выгорания” (рис. 5).

Не удовлетворены своей работой 33% медсестер и акушерок, именно эта группа специалистов подвержена динамическому развитию синдрома “эмоционального выгорания”.

Стереотипность работы, на которую указывают 47 специалистов, рождает неудовлетворенность собой, чувство безысходности, способствует формированию симптомов “эмоционального выгорания”, вплоть до профессиональной деформации и нарушения здоровья специалистов.

Акушерки послеродовых и родильных отделений считают, что их работа связана с чрезмерными физическими нагрузками, данные подтверждают их связь с умственным и эмоциональным напряжением.

Рис. 5. Стрессы рабочей среды

Постоянные физические нагрузки считают фактором профессиональной вредности акушерки родильных отделений и медсестры отделений реанимации, анестезиологии, интенсивной терапии и операционные медсестры.

Значимыми профессиональными факторами, угрожающими здоровью, названы риск заражения инфекционными заболеваниями, такими как СПИД, гепатиты, сифилис (77%), воздействие химических агентов (63%), стресс, эмоциональные нагрузки (54%) и чрезмерные физические нагрузки (28%).

В службе родовспоможения работают, как правило, женщины. Медсестры и акушерки сами являются частью репродуктивного фонда страны, поэтому забота о здоровье, безопасных условиях труда и социальной защищенности специалистов медсестринского и акушерского дела также должна стать одной из важнейших задач государства.

Выводы

1. Отсутствие практики профессионального и психологического отбора, несовершенство базовой подготовки способствуют оттоку кадров.

2. Проблемы адаптации в период профессионального становления не способствуют закреплению молодых специалистов в службе родовспоможения.

3. Характер, условия и содержание труда медсестер и акушерок содержат множество факторов профессионального стресса, приводящего к развитию синдрома “эмоционального выгорания”, что в значительной мере сокращает период эффективной трудовой деятельности и способствует уходу из профессии опытных кадров.

4. Низкий социальный статус профессии медсестры и акушерки, неадекватная оплата квалифицированного и качественного труда, отсутствие мотивации к профессиональному совершенствованию и самообразованию ведут к потерям профессионально ориентированных кадров.

Список использованной литературы

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

1. Белогурова В.А. Личность обучающегося и его взаимодействие с преподавателем // Главная медицинская сестра. 2007. № 3. С. 57–69.

2. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб: Сударыня, 1999. 29 с.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2004. С. 47.

4. Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Российский медицинский журнал. 2006. № 6. С. 8–14.

5. Дроздова Г.Ю. Проблемы мотивации трудовой деятельности медицинских сестер // Главная медицинская сестра. 2007. С. 54–62.

6. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб: Питер. 2004. 534 с.

7. Хетагурова А.К., Касимовская Н.А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Сестринское дело. 2006. № 7. С. 4–7.

8. Щербатых Ю.З. Психология стресса. М.: Эксмо, 2006. 304 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль