Опыт создания единого профессионального образовательного пространства Госпиталя для ветеранов войн № 3 и медицинского училища № 22 Департамента здравоохранения г. Москвы

5923

Приоритетной целью Национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Но качество работы медицинского персонала во многом зависит от степени его подготовки. Востребованность специалиста на рынке труда будет выше, если он всесторонне подготовлен с профессиональной, социальной и нравственной позиций. Качественная подготовка среднего медицинского персонала возможна при тесном сотрудничестве образовательного учреждения и учреждений практического здравоохранения. Опытом такого сотрудничества могут поделиться медицинское училище № 22 Департамента здравоохранения г. Москвы и Госпиталь для ветеранов войн № 3.

Сотрудничество медицинского училища с госпиталем началось с 1991 г. Госпиталь для ветеранов войн № 3 является многопрофильным лечебно-диагностическим учреждением современного типа на 1010 коек. В настоящее время в госпитале работают 265 врачей и 677 медицинских сестер; из них 138 медсестер – выпускницы медицинского училища № 22, 4 из которых работают старшими медсестрами отделений.

Количество выпускников медицинского училища № 22, работающих с момента открытия госпиталя по настоящее время, представлено на рисунке. Таких результатов удалось достичь благодаря тесному сотрудничеству медицинского училища и госпиталя, обусловленного Договором о базовой подготовке специалистов со средним медицинским образованием и планом совместной работы.

Сегодня перед нами стоит единая задача: обеспечение качественного профессионального образования, являющегося средством социальной защиты и гарантом стабильности, профессиональной самореализации выпускника на разных этапах жизни.

Опыт создания единого профессионального образовательного пространства Госпиталя для ветеранов войн № 3 и медицинского училища № 22 Департамента здравоохранения г. Москвы

Для решения поставленной задачи необходимо взаимодействие в образовательном процессе медицинского училища и госпиталя и совершенствование профессиональной подготовки специалистов.

Взаимодействие в образовательном процессе

Учебно-методический кабинет и 3 учебных класса госпиталя с достаточным материально-методическим оснащением современного уровня позволяют проводить доклиническую и клиническую учебную практики на базе госпиталя. Кроме того, здесь проводят все виды зачетов, аттестацию практических навыков студентов по окончании производственной практики и стажировки. В рамках сотрудничества к преподаванию специальных дисциплин привлекают квалифицированных врачей и медицинских сестер.

В училище преподают 13 врачей госпиталя (из них 3 кандидата медицинских наук) и 12 медсестер с повышенным уровнем среднего медицинского образования.

Общим руководителем всех видов производственной (профессиональной) практики и стажировки является заместитель главного врача госпиталя по работе с сестринским персоналом, президент Региональной общественной организации медицинских сестер г. Москвы В. Царева. Она распределяет студентов по отделениям, контролирует работу, участвует в аттестации практических навыков во время зачетов, анализирует результаты практики, вносит конструктивные предложения по улучшению качества и совершенствованию практической подготовки, принимает активное участие в рецензировании учебно-методических материалов и программ производственной (профессиональной) практики. Обо всех нововведениях в работе среднего медперсонала госпиталя информируют училище, которое, в свою очередь, подстраивает систему обучения под потребности госпиталя. В училище разработан блок учебно-методической документации, позволяющий выработать единство требований в подготовке специалистов:

“Сборник методических рекомендаций для общего руководства и непосредственных руководителей практики”, документация по сестринскому процессу “Карта наблюдения за пациентом” для студентов 2 курса, “Сестринская история болезни” для студентов 3–4 курсов. В настоящее время в училище внедряют и апробируют “Дневник зачетных манипуляций”. Дневник включает 10–12 обязательных манипуляций из основного перечня по дисциплинам “Основы сестринского дела”, “Сестринское дело в педиатрии”, “Сестринское дело в хирургии”, “Сестринское дело в терапии с курсом ПМП”, “Основы реанимации и медицины катастроф”. В дневнике студенту даны рекомендации по выполнению алгоритмов манипуляций и критерии оценки. Пакет сестринской документации включает: лист первичной сестринской оценки состояния пациента; лист оценки принимаемого лекарства; лист лабораторных и инструментальных исследований; выписной или этапный эпикриз; лист сестринской динамической оценки состояния пациента; план сестринского ухода. Зачетные манипуляции адаптированы к условиям практического здравоохранения. Это позволяет добиться единых подходов к выполнению практических манипуляций, а студентам – более качественно подготовиться к их выполнению на зачетах и экзаменах.

Бессменным председателем Итоговой государственной аттестации выпускников на протяжении 15 лет является главный врач госпиталя, заслуженный врач РФ В. Зинченко, сопредседателем – директор медицинского училища № 22 А. Скребушевская, членами аттестационной комиссии – старшие медицинские сестры отделений госпиталя.

Ежегодные отзывы членов аттестационной комиссии о качестве подготовки выпускников училища – положительные. Стабильные результаты итогового междисциплинарного экзамена (ИМЭ) за последние 2 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов стажировки и ИМЭ

Год Наименование показателя Стажировка Итоговая оценка ИМЭ В целом по образовательному учреждению
2005 Средний балл,
% качества знаний
3,9 75% 4,2 89% 4,2 88,2%
2006 Средний балл,
% качества знаний
3,8 64% 4,1 89% 4,3 90%

В училище постоянно совершенствуют и внедряют новые технологии обучения студентов.

Так, в госпитале все рабочие места старших и палатных медицинских сестер компьютеризированы, поэтому в образовательном процессе училища широко используют компьютерные технологии. Начиная со 2 курса на занятиях по информатике студенты изучают элементы компьютерной программы “Работа постовой медицинской сестры”. В дальнейшем на производственной практике они быстро осваивают специфику работы медицинской сестры госпиталя на компьютере. В практическое обучение введена специальная дисциплина “Сестринское дело в хирургии”, преподавание которой основано на тесном сотрудничестве “Врач – медицинская сестра”.

Теоретическую часть учебной практики (3 ч) проводит врач, а занятия по закреплению практических навыков (3 ч) – медицинская сестра. Данная система обучения способствует более качественному проведению практических занятий.

Совершенствование профессиональной подготовки

Студенты проходят практику во всех подразделениях госпиталя. Учащиеся выпускных групп специализируются по дисциплине “Медицинская сестра стационара”. Они получают углубленные знания, изучая специфику работы палатной и процедурной медицинских сестер терапевтического профиля или палатной, перевязочной и операционной медсестер хирургического профиля. Руководителями дисциплины “Медицинская сестра стационара” являются опытные старшие медицинские сестры терапевтических и хирургических отделений, которые заинтересованы в качественной подготовке выпускников. В итоге большинство студентов 4 курса изъявляют желание проходить стажировку в этих же отделениях госпиталя в виде монопрофильной практики. Практические навыки, полученные в госпитале, помогают выпускнику легко пройти адаптационный период на будущем рабочем месте.

По окончании додипломной специализации студенты защищают курсовую работу по избранной специальности, а на стажировке – “Сестринскую историю болезни” курируемого пациента своего отделения.

Ежегодно 20% выпускниц училища распределяют на работу в госпиталь. По итогам ежегодного анкетирования работающих медицинских сестер и администрации госпиталя получены положительные отзывы. Студенты хорошо подготовлены, их теоретические и практические знания в полной мере реализуются в профессиональной деятельности.

В результате многолетней плодотворной работы выработаны пути решения совместных проблем, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Пути решения совместных проблем медицинского училища № 22 и Госпиталя для ветеранов войн № 3

Госпиталь

Училище

Проведение учебной и производственной практики Обучение, закрепление практических манипуляций и воспитание профессиональных качеств будущих медицинских сестер
Использование современной материально-методической базы Разработка единой учебно-методической документации по сестринскому процессу
Многоуровневая система подготовки медицинских сестер Самореализация выпускников, возможность профессионального роста специалиста
Рецензирование методического материала Аттестация внештатных преподавателей
Участие в научно-практических конференциях Участие в профессиональных конкурсах
Внедрение инновационных технологий Создание здоровьесберегающих технологий в обучении

Опыт тесного сотрудничества медицинского училища № 22 и Госпиталя для ветеранов войн № 3 доказывает, что только создание единого профессионального образовательного пространства позволяет подготовить специалиста, способного оказывать квалифицированную медицинскую помощь, нести полную ответственность за свою профессиональную деятельность, способствовать повышению качества лечебно-профилактической помощи.

Таким образом, госпиталь и медицинское училище благодаря совместной целенаправленной многолетней деятельности на протяжении более

15 лет создали единое профессиональное образовательное пространство по подготовке квалифицированных сестринских кадров. Благодаря этому медицинское училище № 22 получило возможность проводить практическое обучение студентов на базе Госпиталя для ветеранов войн № 3. Пациентам госпиталя обеспечен высококачественный сестринский уход, и студенты могут на практике с ним ознакомиться. Кроме того, использование училищем трех учебных классов, развернутых на базе госпиталя, а также учебно-методического кабинета способствовало созданию благоприятных условий для проведения занятий. Благодаря наличию единого профессионального пространства врачи и опытные медсестры госпиталя проводят занятия со студентами и таким образом повышают свою квалификацию. Администрация госпиталя, в свою очередь, получила возможность приглашать на работу наиболее достойных выпускников училища.

Выводы и предложения

Для повышения качества профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием необходимо решить ряд задач.

1. Расширить социальное партнерство между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения на взаимовыгодных условиях.

2. Соблюдать преемственность в образовании и практическом здравоохранении в выполнении практических манипуляций сестринского обслуживания пациентов.

3. Внедрить в процесс подготовки специалистов информационные технологии и программное обеспечение, используемое в практическом здравоохранении.

4. Апробировать, доработать и внедрить в практику базовую подготовку “Дневника зачетных манипуляций” по специальностям.

5. В целях проведения итоговой государственной аттестации создать независимые экспертные комиссии для объективной оценки качества подготовки специалистов.

6. Использовать в преподавании клинических дисциплин совместные занятия, проводимые врачом и медицинской сестрой (тандем “врач – медицинская сестра”).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль