Медсестра с высшим образованием как организатор диспансеризации (к вопросу о расширении спектра профессионального приложения выпускников ФВСО)

18803

В соответствии с действующим законодательством (ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) в рамках разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, характер и объем их деятельности, в т. ч. структуру учреждений. По мнению редакционного совета журнала, статья актуальна с точки зрения использования потенциала сестринского персонала (в т. ч. с высшим образованием) и ознакомления с одной из организационных форм профилактической работы.

Усиление профилактической направленности в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестер со средним и высшим медицинским образованием. Появление специалистов с высшим сестринским образованием, имеющих квалификацию “менеджер”, позволяет перераспределить функции между различными категориями медицинских работников в соответствии с их компетенцией.

Международный Совет медицинских сестер определил четыре составляющие профессиональной роли медсестры: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, реабилитация и облегчение страданий пациентов. Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики, которые представлены в виде континуума*. На первичном уровне профилактики медсестры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсестры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинские сестры отвечают за координирование плана ухода, составляемого индивидуально [10]. Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медсестер с высшим сестринским образованием используют не в достаточной мере [3, 9]. Этот факт противоречит принятой в 2001 г. Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению [6].

Существенным резервом в развитии профилактики является включение в профилактическую работу медицинских сестер, фельдшеров для участия в различных программах на муниципальном уровне, на предприятиях, в школах и др. [2]. Подготовка медицинских сестер с высшим образованием в России позволяет рационально и эффективно использовать их знания и возможности в различных направлениях работы по профилактике и укреплению здоровья населения, в области организации скрининговых, образовательных, и исследовательских программ [4]. К методам этой работы можно отнести индивидуальное обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или здоровым образом жизни, использованием различных форм обучения [7].

Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентом требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов. Очевидно, что санитарно-просветительская профилактическая работа не стала для врачей престижным делом, поскольку не способствует ни продвижению по службе, ни материальному поощрению, ни получению квалификационной категории [5]. Усиление профилактической направленности в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестер со средним и высшим образованием, а также без перераспределения полномочий между сестрами и врачами [8].

Специалистам с сестринским образованием в различных организационных преобразованиях совершенно необоснованно отводят второстепенную роль. Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов в колледжах и открытием более чем в 30 вузах страны факультетов высшего сестринского образования, готовящих специалистов с квалификацией “менеджер”. Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенцией и миссией: врачам – заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием – осуществлять уход за больными и медико-психологические мероприятия, а менеджерам – обеспечивать организацию и управление деятельностью медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения и его подразделений [1].

Приоритетный национальный проект “Здоровье” в значительной мере направлен на развитие профилактики заболеваний, и в частности – на диспансеризацию. Однако анализ опубликованных данных финансирования Национального проекта по основным статьям, на наш взгляд, отражает выраженный дисбаланс между расходами на профилактику, лечение, диагностику и развитие высокотехнологичной помощи. При этом непосредственно на профилактику запланировано выделить 13,5% средств. Все это говорит о склонности российской системы здравоохранения к медикализации, т. е. развитию лечебной базы в ущерб профилактике. В данной статье сделана попытка определить место и роль менеджера сестринского дела в системе мероприятий по диспансеризации детского населения и разработать предложения по ее оптимизации и повышению эффективности.

Исследование в детской городской поликлинике

На базе городской детской поликлиники № 12 г. Челябинска было проведено анкетирование, в котором приняли участие 23 врача и 23 медсестры, а также родители детей, состоящих на диспансерном учете (184 чел.).

Поликлиника рассчитана на 150 посещений в день. Общая численность обслуживаемого детского населения – 8804 чел., детей до 1 года – 445 чел., на диспансерном учете с хроническими заболеваниями состоят 2398 чел. Участковая служба включает 11 педиатрических участков, в т. ч. 2 отдаленных.

В диспансеризации участвуют 23 врача и 23 медработника среднего звена: 4 врача–руководителя подразделений, 11 участковых врачей-педиатров, 1 подростковый врач-педиатр, 6 врачей-специалистов, 1 врач-педиатр дошкольно-школьного отделения, 1 главная медицинская сестра, 11 участковых медсестер, 4 медсестры других специальностей, 7 средних медицинских работников школ, а также 1 старший фельдшер дошкольно-школьного отделения и 1 медицинский статистик. Средние медработники 13 дошкольных учреждений не входят в штат поликлиники № 12, однако организационно объединены в системе диспансеризации и работают под руководством заведующей дошкольно-школьным отделением.

Среди детей, состоящих на диспансерном учете, 22,5% живут в неполных семьях, что, очевидно, отражается на их моральном, психологическом и материальном состоянии.

Основную долю респондентов (89,3%) составили женщины, что косвенно свидетельствует о сложившейся традиции: как правило, женщина несет основную ответственность за здоровье детей. В анкетировании приняли участие также ближайшие родственники пациентов (бабушки и др.), в результате средний возраст респондентов составил 34,5 лет, причем основную долю (75%) составила возрастная группа 20–39 лет.

По данным опроса, количество детей в семье отражает известную демографическую ситуацию в стране: 56% семей имеют только 1 ребенка, 36,9 – 2 и только 7,1% родителей – 3 детей.

На необходимость упорядочения системы диспансеризации указали 18 врачей и 16 медсестер; повышения мотивации персонала – 17 и 12 медработников соответственно. По мнению респондентов, повышение эффективности диспансеризации возможно также за счет оптимизации информационных потоков и документооборота. Одним из путей повышения эффективности диспансеризации является, по мнению 12 врачей и 13 средних медработников, введение дополнительных штатных единиц – как исполнителей, так и руководителей.

Исследования показали, что в детской поликлинике № 12 соотношение между руководящим составом и численностью исполнителей среди врачей составляет 0,17 (4 : 23), а между числом руководителей и числом исполнителей среди медсестер – 0,09 (2 : 23), что свидетельствует о повышенной управленческой нагрузке на сестер-руководителей по сравнению с врачами в 1,9 раза.

Полученные данные подтверждают необходимость введения дополнительных управленческих должностей сестринского персонала с целью перераспределения нагрузки и повышения эффективности работы. Для повышения эффективности проводимых мероприятий по профилактике различных заболеваний необходимо менять отношение пациентов (их родителей) к своему здоровью. Люди должны уметь управлять своими привычками, образом жизни.

Среди родителей мнения о способах изменения отношения пациентов к своему здоровью распределились следующим образом: 14,3% родителей считают значимым личный пример медработника, 31 – материальные стимулы укрепления здоровья, 36,9% – массовую пропаганду.

Анализ уровня удовлетворенности родителей качеством медицинского обслуживания их детей показал, что 44% родителей не совсем удовлетворены медицинским обслуживанием своего ребенка в поликлинике, 51,2 – полностью удовлетворены, 4,8% родителей полностью не удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Коэффициент удовлетворенности родителей качеством медицинского обслуживания своего ребенка в поликлинике составил 0,5.

Среди причин неудовлетворенности 36,6% родителей отметили невнимательность, 7,3 – халатность, 9,8 – грубость, 12,2% респондентов указали на неграмотность медработников. Неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания детей родители обосновывали и другими причинами:

  • труднодоступностью специалистов (мало специалистов в поликлинике, сложно взять талон, большие очереди, неудобное время приема);
  • недостаточной материально-технической базой (плохое финансирование, ограниченные возможности учреждения из-за отсутствия площадей);
  • чрезмерной нагрузкой на врача (поспешное завершение приема из-за скопившейся очереди, неполная информация о лечении);
  • незаинтересованностью медперсонала в улучшении здоровья населения.

Невнимательность медработников в ряде случаев можно объяснить их загруженностью, а иногда – плохим отношением к работе, что подтверждает необходимость усовершенствования системы подбора, материальной и нематериальной мотивации и обучения кадров.

Мнения родителей о возможных методах повышения качества медицинской помощи по степени важности распределены в следующей последовательности:

1) материальное стимулирование медработников;
2) внедрение инновационных технологий;
3) усиление контроля качества;
4) изменение самосознания медработников;
5) снижение количества документации;
6) снижение нагрузки на врача.

Мнения респондентов об ответственности за здоровье пациента совпадают: большинство родителей и медперсонала считают, что в первую очередь ответственность за здоровье ребенка должны нести родители; по мнению 11,9% родителей и около 33% медперсонала, ответственность должно нести государство; 10,7% родителей и почти 17% медработников считают, что за здоровье детей должны отвечать врачи; 2,4% родителей и 0,4 % медицинских работников – медсестра. Медицинские работники оценивают отношение родителей к здоровью своего ребенка следующим образом: 8 чел. из 46 опрошенных определили его как упрямое пренебрежение, 19 чел. считают это отношение безразличным, чем, очевидно, можно объяснить низкую медицинскую активность пациентов; 14 медработников оценили отношение родителей к здоровью как адекватное и 5 из 46 – обостренно тревожное.

Анализ полноты выполнения врачебных назначений родителями детей, обращающимися за медицинской помощью, показал, что 66,2% выполняют назначения врача в полном объеме, 16,9% – по мере возможности, 16,9% следуют назначениям врача, если считают их необходимыми. Большинство родителей (66,7%) лишь изредка обращаются с профилактической целью к врачу со своим ребенком, около 19% родителей регулярно обращаются с профилактической целью, а 14,3% – не обращаются никогда.

По данным Управления здравоохранения администрации г. Челябинска, общая заболеваемость детского населения по городу за 2003–2005 гг. увеличилась с 2496,5 до 2745,51 на 1000 детей, что подтверждает мнение большинства сотрудников поликлиники о возросшей нагрузке.

До внедрения национального проекта “Здоровье” оценку эффективности диспансеризации не проводили, поэтому невозможно представить данные за предыдущие годы. В связи с проводимой в здравоохранении реформой в 2006 г. в детской поликлинике № 12 разработали учетную форму оценки эффективности диспансеризации и провели расчет этого показателя.

Оценку эффективности диспансеризации проводили по формуле:

Эф = (ЧС / ОЧ) × 100%,

где: Эф – эффективность диспансеризации;
ЧС – число больных, переведенных в более высокую по состоянию здоровья группу в связи с улучшением или выздоровлением;
ОЧ – общее число больных, состоявших под диспансерным наблюдением (число состоявших под диспансерным наблюдением на начало года + + число вновь взятых на диспансерное наблюдение, ни разу не явившихся в течение года).

5. Анализ заболеваемости по наиболее часто встречаемым нозологическим формам свидетельствует о некотором ухудшении состояния здоровья населения.

Эти данные подтверждают важную роль мотивации населения к осознанному соблюдению здорового образа жизни и необходимости профилактического диспансерного наблюдения, основанного на организационной, правовой и финансовой поддержке со стороны государства. Большинство медицинских работников считают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения важным фактором профилактики различных заболеваний. Мнения медперсонала о действенности источников информации о здоровье распределены по степени важности в следующей последовательности:

1) беседа врача;
2) газеты и журналы;
3) научно-популярная литература и обучение основам безопасности жизнедеятельности в школе;
4) электронные средства массовой информации;
5) специальная литература;
6) рассказы родственников и беседы с медперсоналом среднего звена.

Последнее место, занимаемое средним медперсоналом среди источников информации, свидетельствует о недостаточном использовании медицинских сестер в работе по обучению здоровому образу жизни пациентов.

В традиционной системе оказания медицинской помощи вопросами диспансеризации занимаются преимущественно врачи. Как показали результаты анкетирования, примерно 20% врачей не считают диспансеризацию важным направлением работы. Это свидетельствует о низкой мотивации персонала к данному направлению работы. Врачи отводят диспансеризации второстепенную роль, т. к. профессионально они ориентированы в первую очередь на диагностику и лечение пациентов. Деятельность врачей по вопросам диспансерного наблюдения достаточно сложна, т. к. фактически никем не организована, что подтверждают медицинские работники.

Необходимо не только координировать работу по диспансеризации населения, но и выполнять специфические функции, связанные с организационно-методической работой, проведением маркетинговых исследований. Врачи не обучены методам организации своей деятельности.

Предложения по повышению эффективности диспансеризации

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Организационную работу по оптимизации процесса диспансеризации, контроль за своевременностью и полнотой проведения осмотров, необходимыми оздоровительными и лечебными мероприятиями, а также анализ деятельности и разработку предложений по ее оптимизации должен осуществлять специалист-менеджер, обладающий достаточными управленческими знаниями и полномочиями.

На эту должность целесообразно назначить выпускника факультета высшего сестринского образования и менеджмента, в базовой программе которого предусмотрены такие учебные дисциплины, как менеджмент, маркетинг, экономика здравоохранения, правовые основы охраны здоровья, психология, педагогика, статистика и др. В соответствии с приказами Минздрава России от 27.08.99 № 337 и от 16.08.02 № 267, регламентирующими номенклатуру специальностей, выпускники факультета ВСО могут занимать должности заместителя главного врача, руководителей структурных подразделений ЛПУ (оргметодотделов, центров профилактики, специализированных школ для пациентов и др.).

Ответственность за техническое обеспечение** диспансерного наблюдения на первичном уровне следует возложить на медперсонал среднего звена.

Внедрение маркетинга в систему здравоохранения будет способствовать четкой постановке задач, выработке планов с учетом специфических особенностей и условий их реализации в зависимости от потребностей населения, условий и возможностей конкретного учреждения. Комплексное изучение спроса потребителя (пациента) и целенаправленное формирование предложений медицинских услуг должны осуществлять специалисты по маркетингу здравоохранения, т. е. менеджеры.

С целью повышения эффективности диспансерного наблюдения разработана организационная модель диспансеризации детского населения, которая направлена на пересмотр и формирование функциональных обязанностей с учетом профиля базовой подготовки специалиста (выпускника факультета ВСО).

Для внедрения данной модели необходимо выделить финансовые средства лишь на введение должностей заведующего кабинетом диспансерного наблюдения и заведующего “школой здоровья”, а также, по возможности, – на создание компьютерной локальной сети.

В целях повышения эффективности диспансеризации целесообразно провести ряд структурных изменений:

  • ввести в структуру поликлиники кабинет диспансерного наблюдения; в рамках кабинета диспансерного наблюдения организовать “школу здоровья”;
  • изменить штатное расписание, ввести должности заведующего кабинетом диспансерного наблюдения и заведующего “школой здоровья”;
  • применительно к системе диспансеризации пересмотреть функциональные обязанности имеющихся должностей врачебного и сестринского медперсонала;
  • сформировать систему мониторинга и контроля эффективности диспансеризации;
  • внедрить маркетинговый анализ медицинских услуг;
  • внедрить локальную компьютерную сеть с соответствующим программным обеспечением.

Предлагаемое структурное подразделение возглавляет заведующий кабинетом диспансерного наблюдения, основными задачами которого являются:

  • организационно-методическое руководство работой среднего медперсонала по диспансерному наблюдению как здоровых, так и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • оптимизация процесса диспансеризации;
  • повышение мотивации медицинского персонала к работе по диспансерному наблюдению и санитарно-гигиеническому воспитанию населения;
  • разработка и внедрение необходимых для работы методических материалов;
  • контроль за своевременностью и полнотой диспансерного наблюдения;
  • организация и периодическое проведение мониторинга мнений родителей об уровне удовлетворенности качеством оказываемой профилактической помощи и потребности в тех или иных видах услуг;
  • анализ эффективности диспансеризации детского населения и внесение предложений по улучшению качества работы для принятия руководителем учреждения соответствующих решений.

Необходимые ресурсы для создания отделения (кабинета) диспансерного наблюдения

1. Помещение (кабинет) на 1 рабочее место***.

2. Кадры:

заведующий кабинетом диспансерного наблюдения;

заведующий “школой здоровья”;

сотрудники на функциональной основе, не входящие в структуру кабинета:

  • фельдшер “кабинета здорового ребенка”;
  • старшая медсестра педиатрического отделения;
  • старший фельдшер дошкольно-школьного отделения;
  • медицинский статистик;
  • медрегистратор;
  • оператор ПК (инженер-программист).

3. Компьютерная программа диспансеризации с подсистемой безопасности, основанной на распределении прав доступа к имеющимся документам.

4. Оргтехника:

компьютеры, объединенные в единую локальную сеть, из расчета:

  • на каждого врача-специалиста – 5 шт.;
  • педиатров – 4 шт. по 1 на кабинет;
  • подросткового врача – 1 шт.;
  • специалистов по диспансеризации – 5 шт.;
  • заведующего “школой здоровья” – 1 шт.;
  • регистратуру – 1 шт.;
  • медстатистика – 1 шт.;
  • принтеры – 5 шт.

5. Мебель и оборудование: компьютерный стол, стул, шкаф для хранения учетно-отчетной документации, телефон.

6. Расходные материалы.

7. Дополнительное финансирование.

Для нормирования деятельности кабинета диспансерного наблюдения необходима следующая документация:

1. Регламентирующие документы:

  • схема коммуникационного взаимодействия кабинета диспансерного наблюдения (приложение 1);
  • положение о кабинете (приложение 2);
  • штатное расписание (приложение 3);
  • должностная инструкция (приложение 4).

2. Учебно-методическая документация “школы здоровья”:

  • тематический план;
  • методические разработки по темам занятий;
  • оценочная анкета для родителей (мониторинг полученных знаний);
  • методические и наглядные пособия (брошюры, памятки).

3. Учетно-отчетная документация:

  • журнал посещаемости “школы здоровья”;
  • журнал регистрации заявок (пожеланий) родителей;
  • карта эффективности реабилитации диспансерного пациента;
  • анкета родителя (пациента) для проведения периодической оценки мнений об оказываемой помощи.

4. Экспертная документация:

  • медико-экономические стандарты осмотров и обследований пациентов по возрастам и заболеваниям;
  • критерии оценки эффективности диспансеризации здорового населения (приложение 5);
  • критерии оценки эффективности диспансеризации населения, имеющего отклонения в состоянии здоровья (приложение 6).

5. Программа непрерывного повышения квалификации врачей и среднего медперсонала по диспансеризации детского населения.

Остальную документацию предстоит разработать в процессе внедрения данной модели.

Распределение обязанностей между специалистами в рамках отделения (кабинета)

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения организует и контролирует на функциональной основе работу по проведению диспансеризации, входящую в обязанности фельдшера кабинета здорового ребенка, старшей медицинской сестры педиатрического отделения, старшего фельдшера дошкольно-школьного отделения; непосредственно контролирует работу заведующего “школой здоровья”.

Фельдшер “кабинета здорового ребенка” (сотрудничает на функциональной основе, не входит в штат кабинета) тесно взаимодействует с участковой и другими службами поликлиники, контролируя:

  • своевременность патронажей беременным и детям декретированных возрастов;
  • своевременность и качество прохождения диспансерного осмотра детьми до 1 года по Программе родовых сертификатов (фельдшер ведет учет финансового обеспечения их диспансеризации);
  • показатели грудного вскармливания;
  • работу по повышению медицинской активности, обучению и мотивации родителей к осознанному соблюдению здорового образа жизни и созданию соответствующих условий для нормального роста и развития ребенка с целью предупреждения возникновения и развития у него различного рода заболеваний;
  • своевременность и полноту подготовки ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение и школу.

В функции фельдшера “кабинета здорового ребенка” также входит работа по поддержанию связи с женской консультацией и родильным домом для получения своевременной информации о беременных и вновь родившихся детях, а также, при необходимости, – со службой социальной помощи.

Старшая медсестра педиатрического отделения (сотрудничает на функциональной основе, не входит в штат кабинета) взаимодействует с различными службами поликлиники, регистрируя своевременность и полноту охвата диспансерными осмотрами детей, не посещающих дошкольные учреждения, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий и работу по обучению детей и их родителей различным мерам профилактики. Работа данного специалиста заключается также во взаимодействии со службой социальной помощи, врачами-специалистами из других учреждений, обслуживающих детей данной поликлиники, и с различными детскими санаториями и реабилитационными центрами.

Старший фельдшер дошкольно-школьного отделения (сотрудничает на функциональной основе, не входит в штат кабинета) контролирует работу среднего медперсонала школ и дошкольных учреждений по организации профилактических осмотров, первичной и вторичной профилактике (в пределах их компетенции), в т. ч. вакцинопрофилактике, полноту дообследования выявленной у детей патологии, а также вопросы преемственности различных служб поликлиники и своего подразделения. Контролирует работу по подготовке детей к поступлению в детский сад или школу.

Специалист по диспансеризации подросткового населения непосредственно участвует в диспансеризации подростков, активно сотрудничая с участковой службой, дошкольно-школьным отделением, занимается вопросами профориентации. Необходимо отметить, что данный специалист по роду деятельности ведет работу с районным военным комиссариатом, образовательными учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних, службой социальной помощи, органами опеки и попечительства и поликлиникой по обслуживанию взрослого населения.

Приглашаем на семинар:

16 декабря,
Обращение НС, ПВ и других лекарств, подлежащих учету: последние изменения законодательства

Все мероприятия на сайте seminar.zdrav.ru

>

Работа “школы здоровья”

В “школе здоровья” обучают детей и родителей осознанному соблюдению здорового образа жизни, основным принципам рационального питания, медикаментозной и немедикаментозной терапии, профилактике обострений различных заболеваний, а также методам самоконтроля и самоухода, ухода за больным и новорожденным ребенком. Обучение родителей приемам массажа и гимнастики можно проводить в кабинете лечебной физкультуры. Все это позволит освободить время для врачебного приема с целью осуществления диагностической и лечебной деятельности и повысить качество оказываемой помощи.

Тематику “школы здоровья” необходимо разрабатывать на основе анализа показателей заболеваемости и учитывать заинтересованность родителей. С этой целью можно периодически или постоянно проводить анкетирование родителей, организовать запись по различной тематике в регистратуре или оформить ячейку для сбора предложений по интересующим вопросам. Родителям должна быть доступна наглядная информация о работе “школы здоровья”.

В программу “школы здоровья” следует включать различные формы обучения: индивидуальные, групповые занятия, лекции, беседы, практические занятия, дискуссии, просмотр видеофильмов, обучающие игры и др. Необходимо систематически оценивать предпринимаемые усилия по образованию населения.

Использование обучающей системы в виде “школы здоровья” для пациентов (их родителей) является малозатратной и весьма эффективной методикой профилактической работы.

При помощи различных спонсоров и волонтеров следует проводить целенаправленную работу по привлечению пациентов, увеличению их заинтересованности в услугах именно данного медицинского учреждения.

Можно организовать различные игры для детей, посещающих поликлинику, выдавая им призы (даже символические), обеды для родителей новорожденных, розыгрыш путевок или билетов на детские спектакли, проводить концерты, привлекая детские клубы, кружки, секции, а также дошкольные и школьные учреждения, создать детскую игровую комнату.

Внедрение локальной компьютерной информационной системы, напоминающей о рекомендуемых мероприятиях и контролирующей их выполнение, поможет улучшить программу диспансерного наблюдения: уменьшить количество бумажных форм документации, повысить точность статистических данных и обеспечить возможность быстрого получения любой необходимой информации по диспансеризации пациентов, обеспечить преемственность между звеньями системы, проведение качественного анализа эффективности диспансеризации и своевременное внесение изменений. По нашему мнению, эти предложения позволят:

  • повысить эффективность диспансеризации, улучшив организацию процесса;
  • планировать работу и разрабатывать профилактические мероприятия с учетом потребностей пациентов и возможностей учреждения;
  • увеличить уровень мотивации родителей (детей) к осознанному соблюдению здорового образа жизни и созданию соответствующих условий для нормального роста и развития ребенка;
  • перераспределить время врача-специалиста для основной деятельности (профилактические осмотры, диагностика, лечение), освободив его от участия в организационных мероприятиях по диспансерному наблюдению пациентов и профилактическом санитарно-гигиеническом воспитании пациентов (семьи);
  • улучшить преемственность между звеньями системы диспансеризации и снизить временны2е и информационные потери при обработке статистических данных;
  • обеспечить возможность быстрого получения любой необходимой информации по диспансеризации пациентов;
  • проводить качественный анализ эффективности диспансеризации и своевременно вносить коррективы.

Список использованной литературы

1. Вахитов Ш.М., Гапоненко В.А. Семейная медицина: маркетинговый подход // Казанский государственный медицинский университет, Казанский городской кардиологический диспансер. Казань: Медицина, 2006. 76 с.

2. Глазунов И.С. Необходимость разработки политики и стратегии профилактики сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний. http: // http: // www.depart.drugreg.ru /tacis WORK.

3. Двойников С.И., Кузнецов А.И., Кичатова Е.Ю. Подготовка сестринского персонала для оказания первичной медико-санитарной помощи населению // Главная медицинская сестра. 2000. № 3. С. 12–14.

4. Какорина Е.П. Организация сестринской помощи: перспективы развития // Главная медицинская сестра. 2005. № 12. С. 13–16.

5. Крошнин С.М., Романова Е.В., Скворцова Е.С. Средства гигиенического воспитания населения в профилактической деятельности ЛПУ // Главврач. 2003. № 1. С. 28–30.

6. Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации. Приказ Минздрава России от 09.01.01 № 4.

7. Сагадеева Е.М., Лапик С.В. Роль медицинских сестер в реализации комплексной программы профилактики и реабилитации аллергических заболеваний // Главная медицинская сестра. 2006. № 2. С. 35–40. 8. Сквирская Г.П. Профилактика в сестринском деле // Главная медицинская сестра. 2001. № 3. С. 43–46.

9. Шевченко Ю.Л. Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков: доклад на IV Всероссийском Пироговском съезде врачей. М., 2001. 17 с.

10. Strader M.K., Decker P.J. Role transition to patient care management. Englewood Cliffs, HJ: Appleton & Lange, 1995. 123 p.


* Континуум (лат. continuum – непрерывное, сплошное) – непрерывность, неразрывность явлений, процессов. Словарь иностранных слов, 18-е изд. Стереотип. М.: Русский язык, 1989. С.255.
** Техническое обеспечение – так называемый доврачебный этап: приглашение пациента на осмотр, убеждение в необходимости осмотра, выписка направлений на необходимые обследования, проведение антропометрических измерений и др. в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.06.06 № 490.
*** Оборудование в кабинете рабочего места для заведующего “школой здоровья” определяется возможностями поликлиники. Возможно, ему будет удобнее находиться в учебном классе для проведения занятий.

Приложение 1

Схема коммуникативного взаимодействия кабинета диспансеризации детского населения

Медсестра с высшим образованием как организатор диспансеризации (к вопросу о расширении спектра профессионального приложения выпускников ФВСО)

Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач
________________Ф.И.О.
“___” ___________200_г.

ПОЛОЖЕНИЕ о кабинете диспансерного наблюдения

Задачи: разрабатывать предложения по оптимизации процесса диспансеризации и мотивированию пациентов и их родителей к сознательному улучшению собственного здоровья с целью достижения наилучшего физического и психического состояния детского организма.

1. Кабинет диспансерного наблюдения является структурным подразделением городской детской поликлиники, обеспечивающим эффективную работу по диспансеризации детского населения от рождения до 18 лет.

2. Кабинет диспансерного наблюдения организован с целью:

  • оптимизации процесса диспансеризации;
  • обеспечения организационно-методического руководства работой медперсонала по диспансеризации как здоровых, так и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • повышения качества жизни пациентов посредством обучения как родителей, так и самого ребенка;
  • контроля своевременности, полноты и эффективности диспансерного наблюдения;
  • возможности получения оперативной информации, содержащей максимально полные и точные сведения о состоянии здоровья обслуживаемых детей.

3. Основными задачами кабинета диспансерного наблюдения являются:

  • повышение мотивации медицинского персонала поликлиники к активизации работы по диспансерному наблюдению и санитарно-гигиеническому воспитанию населения;
  • повышение мотивации родителей к осознанному соблюдению здорового образа жизни и созданию соответствующих условий для нормального роста и развития ребенка с целью предупреждения возникновения и развития у него заболеваний;
  • разработка и внедрение необходимых для работы методических материалов;
  • организация и периодическое проведение мониторинга мнений пациентов (их родителей) об уровне удовлетворенности качеством оказываемой профилактической помощи;
  • проведение анализа эффективности диспансеризации детского населения и внесение предложений по улучшению качества работы для принятия руководителем учреждения соответствующих решений.

4. Кабинет диспансерного наблюдения имеет необходимую площадь, оснащение для работы и хранения учетно-отчетной документации, оборудование и кадровое обеспечение.

5. Режим работы кабинета осуществляется в соответствии с графиком работы поликлиники.

6. Заведующим кабинетом диспансерного наблюдения назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование и сертификат по специальности “Управление сестринской деятельностью”, квалификация – менеджер.

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения:

  • организационно и функционально подчиняется заместителю главного врача по медицинской части;
  • координирует работу сотрудников различных подразделений по диспансеризации детского населения;
  • отдает указания и распоряжения в пределах своей компетенции;
  • ежемесячно составляет отчеты по различным разделам работы своего отделения и предоставляет их руководителю и в вышестоящие организации в установленные сроки.

Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач
________________Ф.И.О.
“___” __________200_г.

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ кабинета диспансерного наблюдения

п/п

Должность

Тарифный разряд Количество ставок

1

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения

12

1,0

2

Заведующий “школой здоровья”

11

1,0

Приложение 4
Утверждаю :
Главный врач
________________Ф.И.О.
“___” __________200_г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ заведующего кабинетом диспансерного наблюдения

I. Общая часть

1.1. Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения принимается на работу и освобождается от нее приказом главного врача городской детской поликлиники № 12.

1.2. На должность заведующего кабинетом диспансерного наблюдения принимается лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности “Сестринское дело”, квалификация “менеджер” и сертификат специалиста.

1.3. Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения подчиняется непосредственно заместителю главного врача по медицинской части (заведующему поликлиникой).

II. Должностные обязанности

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения:

2.1. Осуществляет организационно-методическое руководство работой медперсонала по диспансеризации здоровых детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

2.2. Координирует работу сотрудников различных подразделений.

2.3. Отдает указания и распоряжения в пределах своей компетенции.

2.4. Разрабатывает необходимые для работы методические материалы.

2.5. Контролирует обеспечение:

качества и систематичности патронажей к беременным женщинам, новорожденным, грудным и больным детям, детям декретированных возрастов, не посещающих дошкольные учреждения;
профилактической работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
работы с детьми из асоциальных семей;
своевременности и полноты охвата диспансерного наблюдения пациентов;
своевременности и правильности оформления медицинской документации по диспансеризации;
работы по организации вскармливания и ухода за детьми; работы “школы здоровья”;
преемственности в работе поликлиники с женскими консультациями, родильными домами, а также с дошкольными и школьными учреждениями;
работы по подготовке детей к поступлению в детские дошкольные учреждения и школу.

2.6. Организует периодическое проведение мониторинга мнений пациентов (их родителей) об уровне удовлетворенности качеством оказываемой профилактической помощи с последующим его анализом.

2.7. Контролирует выполнение средним медперсоналом приказов и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц по диспансеризации детского населения.

2.8. Ежемесячно составляет отчеты по различным разделам работы своего кабинета и предоставляет их руководителю и в вышестоящие организации в установленные сроки.

2.9. Осуществляет экспертную оценку медицинской помощи, оказываемую средним медицинским персоналом по диспансеризации.

2.10. Проводит анализ эффективности диспансеризации и вносит предложения по улучшению качества работы для принятия руководителем учреждения соответствующих решений.

2.11. Информирует заместителя главного врача по медицинской части об уровне качества диспансеризации и выявленных дефектах в работе среднего медицинского персонала.

2.12. Проводит обучение среднего медперсонала по диспансеризации детского населения в соответствии с годовым планом, а также индивидуальное обучение. Осуществляет наставничество молодых специалистов.

2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

2.14. Проводит работу по повышению мотивации медицинского персонала к повышению эффективности диспансеризации.

2.15. Соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии.

III. Права

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения имеет право:

3.1. Получать информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к его компетенции.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по совершенствованию качества оказания медицинской помощи населению.

3.4. Отдавать распоряжения и указания своим подчиненным и сотрудникам других подразделений по вопросам диспансеризации.

3.5. Осуществлять контроль за деятельностью заведующего “школой здоровья” и сотрудников других структурных подразделений по вопросам диспансеризации.

3.6. Вносить предложения о поощрении сотрудников кабинета и наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной дисциплины.

IV. Ответственность

Заведующий кабинетом диспансерного наблюдения несет ответственность:

4.1. 3а ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. 3а ошибки при выполнении своих обязанностей, повлекших тяжкие последствия для жизни и здоровья детей, в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

Приложение 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ эффективности диспансеризации здорового населения

Объективные Субъективные
1. Процент охвата патронажами:
дородовыми;
послеродовыми.
2. Своевременность патронажей детей декретированных возрастов.
3. Своевременность и полнота охвата обследованиями детей по каждому из декретированных возрастов.
4. Показатели грудного вскармливания.
5. Своевременность вакцинации, уровень охвата.
6. Своевременность и полнота подготовки ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение и школу.
7. Посещаемость “школы здоровья” и “кабинета здорового ребенка”
Анкетирование пациентов с целью определения мнения о качестве оказываемой помощи;
с целью определения информированности о мерах профилактики различных заболеваний;
об участии всех членов семьи в воспитании здорового ребенка;
об особенностях развития и вскармливания ребенка в каждом возрастном периоде;
с целью определения мотивированности родителей к осознанному соблюдению здорового образа жизни и созданию соответствующих условий для нормального роста ребенка

Приложение 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ эффективности диспансеризации населения, имеющего отклонения в состоянии здоровья

Объективные Субъективные
1. Охват диспансерным наблюдением, в т. ч. по нозологическим группам, и их своевременность.
2. Полнота и своевременность клинических обследований, соответствие их стандартам.
3. Число взятых на диспансерное наблюдение с выявленным впервые диагнозом на ранней стадии заболевания.
4. Уровень эффективности диспансеризации.
5. Качество выполнения лечебно-оздоровительных мероприятий.
6. Снижение количества обострений у хронических больных, удлинение сроков ремиссии.
7. Снижение частоты случаев временной утраты трудоспособности родителей в связи с уходом за больным ребенком.
8. Доля диспансерных осмотров среди других осмотров врача
1. Анкетирование пациентов с целью определения:
мнения об уровне оказываемой помощи по диспансерному наблюдению;
информированности о мерах профилактики, ухода и самоухода;
степени мотивации родителей к осознанному соблюдению здорового образа жизни и созданию соответствующих условий для предупреждения возникновения и развития у ребенка различного рода заболеваний.
2. Востребованность “школы здоровья”



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль