Опыт работы трехгодичной специализированной школы медицинских сестер по психиатрии

4416

В истории развития психиатрической школы Оренбургской области много славных страниц и имен.

В 1872 г. в Оренбурге была открыта Губернская больница с психиатрическим отделением на 10 коек (7 мужских и 3 женских) В 1882 г. было построено отдельное здание на 15 кроватей для душевнобольных мужчин, в 1902 г. – двухэтажное здание специально для психиатрического отделения, заведующим которого стал оренбургский психиатр И. Касьянов. В конце 20-х годов прошлого столетия заведование психиатрическим отделением принимает Н. Правдухин, который в течение 30 лет оставался ведущим психиатром в Оренбурге. Именно ему принадлежит заслуга организации школы психиатрии для средних медицинских работников на основе общеевропейской модели обучения.

С 1962 г. обучение в школе психиатрии стали вести по 3-годичной форме. Программу школы разработали главный врач А. Чемный, заместитель главного врача по лечебной работе э. Альтнер, главная медицинская сестра О. Россинская.

Роль и значение психиатрии в современном обществе существенно возрастает. В практику внедряют новые формы и методы лечения больных, страдающих психическими расстройствами: полипрофессиональное ведение больного, методы психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации, отделение первого эпизода болезни и др.

В связи с этим значительное внимание уделяют анализу укомплектованности сестринских кадров и зависимости качества медицинской помощи от численности медицинских сестер. В литературе все чаще употребляют термин “безопасное кадровое обеспечение”, означающий наличие необходимого числа сотрудников, обладающих различными навыками, готовых в любое время оказать требуемую помощь пациентам и осуществляющих свою деятельность в комфортных условиях.

Как показывает практика, базовое среднее специальное медицинское образование не может в полной мере обеспечить должный уровень узкой профессиональной квалификации.

Особенностью работы в психиатрических стационарах считают общение с лицами, имеющими психические расстройства, нередко представляющими опасность для окружающих.

На базе ОКПБ № 1 проблему подготовки современного специалиста среднего звена решают путем проведения непрерывного образования в

3-годичной школе по психиатрии. Процесс преподавания максимально приближен к производственной деятельности без отрыва от основного места работы (приложения 1, 2).

Целью школы по психиатрии является подготовка медицинских сестер для работы в психиатрическом отделении. Слушатели школы – дипломированные специалисты, иногда не имеющие опыта работы в других ЛПУ.

Теоретический курс проводят в форме лекций 1 раз в месяц, практические занятия – непосредственно в отделении в процессе работы под руководством старшей медицинской сестры и старшей смены.

В школе психиатрии преподают сотрудники кафедры психиатрии Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА). Все слушатели школы по психиатрии обеспечены учебной литературой за счет отделений, в которых они работают.

На учебный сектор Совета медицинских сестер больницы возложены обязанности по формированию групп по годам обучения, составлению графика проведения занятий, осуществлению контроля за посещением.

Программа занятий с медицинскими сестрами 1-го года обучения включает следующие вопросы:

  • организация психиатрической помощи населению России (Закон Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”);
  • документация в психиатрических учреждениях и правила ее ведения;
  • психопатологические симптомы и синдромы.

Медицинские сестры 2-го года обучения изучают вопросы частной психиатрии (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.).

В программу занятий с медсестрами 3-го года обучения включены темы:

  • терапия психических расстройств;
  • реабилитация;
  • опека;
  • экспертиза трудоспособности, военная, судебная (приложение 3).

Программу теоретического курса пересматривают ежегодно, вносят изменения, при необходимости включают дополнительные вопросы и изменения.

Выпускник школы должен знать:

  • систему организации психиатрической помощи;
  • основные медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи;
  • общие вопросы психологии общения;
  • этиологию, клинические проявления, принципы лечения психических заболеваний;
  • новые формы и методы лечения и реабилитации психических больных.

Кроме того, выпускнику необходимо уметь:

  • общаться с лицами, имеющими психические расстройства;
  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
  • вести сестринскую документацию психиатрических учреждений.

В конце каждого учебного года обучающиеся сдают экзамены (приложения 4, 5).

После окончания школы медицинской сестры отделение получает грамотного специалиста, который может организовать работу смены, принять необходимое решение в критической ситуации.

Школа психиатрии позволяет медицинской сестре определиться в выбранной ею работе в психиатрическом стационаре.

Школа психиатрии в ОКПБ № 1 является уникальной и неотъемлемой частью непрерывного последипломного профессионального образования. это позволяет максимально приблизить теоретические знания к практическому использованию, корректировать учебный материал в зависимости от быстроменяющихся требований к ЛПУ, связанных с нововведениями в лечении и реабилитации пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Приложение 1

ПРИКАЗ
ГУЗ “Оренбургская областная
клиническая психиатрическая больница № 1”
от 13.10.2008 № 18

О школе медицинских сестер по психиатрии в ГУЗ “ООКПБ №1”

В целях совершенствования подготовки среднего медицинского персонала для работы в условиях психиатрического учреждения приказываю:

1. Всем вновь поступившим на работу медицинским сестрам и фельдшерам в обязательном порядке пройти курс обучения в 3-годичной школе медсестер по психиатрии на базе ГУЗ “ООКПБ № 1” без отрыва от основного места работы.

2. Заместителю главного врача по оргметодработе Егорченко А.Н. и главной медсестре больницы Старых В.М. разработать и утвердить Положение о 3-годичной школе медсестер по психиатрии.

3. Заместителю главного врача по лечебной работе Кулешову Б.И. и главной медсестре больницы Старых В.М. доработать и утвердить программу обучения с обязательным включением блока психосоциальной терапии и реабилитации лиц с психическими расстройствами, на базе которой разработать экзаменационные билеты.

4. Ответственность за проведение данной формы обучения возложить на заведующих отделениями и подразделениями.

5. Общий контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя главного врача по лечебной работе Кулешова Б.И.

Главный врач Г.Б. Прусс

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ “ООКПБ № 1”
________________Г.Б. Прусс
(подпись)
“_____” ____________ 200 __ г.

ПОЛОЖЕНИЕ о 3-годичной школе по психиатрии для медицинских сестер ГУЗ “ООКПБ № 1”

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Введение

Базовое среднее специальное медицинское образование не может в полной мере обеспечить должный уровень узкой профессиональной квалификации. 3-годичная школа по психиатрии для медицинских сестер позволяет максимально приблизить теоретические знания к практическому использованию, корректировать учебный план в зависимости от быстросменяющихся требований ЛПУ, связанных с нововведениями в лечении и реабилитации пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Обучение в школе по психиатрии поможет медицинской сестре выбрать соответствующее направление работы в психиатрическом стационаре и психоневрологическом диспансерном отделении.

Материально-техническая база и преподавательский состав

Теоретические занятия (лекции) проводят на базе отделения дневного стационара ГУЗ ООКПБ № 1, практические – непосредственно на рабочем месте в отделении.

Преподавателями теоретического курса являются сотрудники кафедры психиатрии ОрГМА, практических занятий – старшие медицинские сестры и старшие смен отделения, в которых работают слушатели.

Все слушатели школы обеспечиваются учебной литературой как за свой счет, так и за счет отделений.

Формирование групп, график проведения занятий, контроль за посещаемостью возложен на учебный сектор Совета медицинских сестер.

Форма проведения обучения

Цель школы по психиатрии – подготовка медицинских сестер для работы в психиатрических отделениях.

Слушатели школы – дипломированные специалисты сестринского дела, не имеющие специальной подготовки по психиатрии.

Срок обучения – 3 года (ноябрь – май).

Теоретический курс – лекции 1 раз в месяц согласно утвержденной программе.

Практические занятия – в отделении в процессе работы.

По окончании учебного года слушатели сдают экзамены по пройденному материалу.

Заместитель главного врача Б.И. Кулешов

Приложение 3

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ “ООКПБ № 1”
________________Г.Б. Прусс
(подпись)
“_____” ____________ 200 __ г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 1-й год обучения

п/п

Наименование темы

Краткое содержание

Количество учебных часов

1

2

3

4

1

Психиатрия в прошлом и настоящем, пути развития психиатрии как самостоятельной дисциплины.
Общие представления о структуре и физиологии ЦНС

Взгляд на сущность психического заболевания на ранних этапах развития психиатрии. Прогрессивные и гуманистические тенденции отечественной психиатрии. Выдающиеся русские психиатры. История развития психиатрии в Оренбурге. Современные задачи сестринского дела в психиатрии. Психика человека в норме и патологии. Основные типы высшей нервной деятельности человека. Понятие “темперамент”. Типы темперамента. Понятие “характер”. Личность человека, фазы развития личности. Особенности психических функций человека в зависимости от типа нервной деятельности и темперамента. Конституция и характер

4

2

Вопросы медицинской психологии Представления о психических заболеваниях и их причинах.

Понятие о психических болезнях. эволюция представлений о психических заболеваниях. Общие закономерности развития психических заболеваний. Определение понятий “этиология” и “патогенез”. Понятие о продроме – начальном этапе болезни. Понятие о клинической картине, расцвете и обратном развитии психопатологических особенностей болезни

4

3

Общие принципы ухода за психически больными.
Документация психиатрического стационара и правила ее ведения

Понятие о типах течения и исходах психических заболеваний. Понятие о выздоровлении, компенсации, адаптации, ремиссии (полной и неполной), интермиссии, рецидиве, дефектах, конечных состояниях.
Организация лечебной среды и ее значение в клиническом и социальном восстановлении больного. Режим психиатрической больницы. Основы этики и деонтологии. Психический статус, описание психического статуса в медицинской документации. Поведение медицинского персонала с возбужденными, бредовыми, депрессивными и др. больными. Правила приема и сдачи дежурства

4

4

Общая психопатология и симптоматика психических болезней.
Расстройства восприятия.
Расстройства мышления.
Расстройства памяти.
Расстройства интеллекта

Контингент психически больных. Группа риска. Понятие об общей психопатологии. Симптомы и синдромы. Закономерности их формирования и развития при психических заболеваниях. Классификация синдромов.
Классификация нарушений восприятия. Понятие об иллюзиях, галлюцинациях, психосенсорных расстройствах: гиперестезии, сенестопатии, дереализации. Особенности ухода и надзора. Понятие “мышление”. Классификация расстройств мышления.
Расстройства ассоциативного процесса и патологическая продукция мышления.
Понятие “память”. Физиологические характеристики памяти. Классификация нарушений памяти: гипермнезия, гипомнезия, амнезия.
Понятие “интеллект”. Классификация нарушений интеллекта. Понятие о врожденном и приобретенном слабоумии, степени олигофрении. Формы деменции

4

5

Уход за психическим больным

Особенности ухода за больными, страдающими различными видами деменции

4

6

Расстройства эмоций.
Расстройства воли и влечений

Понятие “эмоции”. Виды нарушений эмоций. Депрессия, ее варианты, дисфория. эмоциональная лабильность, эйфория, маниакальное состояние. Особенности ухода за депрессивными и маниакальными больными, профилактика совершения ими ООД. Неотложная помощь при самоповешении, приемы искусственного дыхания.
Понятие “воля”. Виды нарушения. Апатоабулический синдром, мутизм, ступор, кататоническое возбуждение, импульсивные действия. Люцидная и онейроидная кататония. Кормление больных через зонд. Расстройства влечения. Половые извращения, виды переверзий

4

7

Расстройства сознания

Понятие “сознание”. Виды нарушения сознания. Продуктивные формы: делирий, онейроид, аменция, сумеречное расстройство; синдром выключения сознания – сомноленция; сопор, кома, отличие сопора-комы от ступора. Уход и надзор за больными с расстройствами сознания

4

8

Судорожные синдромы.
Состояния психомоторного возбуждения и методы борьбы с ними

Виды судорог. Понятие о гиперкинезах. эпилептический припадок, его разновидности, отличие от истерического. Психические эквиваленты припадков. Сумеречные расстройства сознания, неотложная помощь

4

9

Итоговое занятие

экзамен

6

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ “ООКПБ № 1”
________________Г.Б. Прусс
(подпись)
“_____” ____________ 200 __ г.

п/п

Наименование темы

Краткое содержание

Количество часов

1

2

3

4

1

Методы исследования психически больных
Вопросы нозологии. эпидемиология и классификация психических заболеваний.
МКБ-10

Анамнез жизни (объективный, субъективный). История заболевания. Роль среднего медицинского персонала в сборе анамнеза от родственников, соседей, сослуживцев. Психический статус. Исследования физического статуса и состояния нервной системы. Лабораторно-диагностические методы. Подготовка больного к люмбальной пункции, рентгеноскопии желудочно-кишечного тракта, ээГ, эХО-эГ, пневмоэГ. Современные представления о наследственности при психических заболеваниях. Значение внешних факторов в возникновении психических заболеваний. Значение соматических заболеваний в возникновении психических расстройств. Влияние психического заболевания на личность больного. Классификация психических заболеваний. МКБ-10

4

2

Шизофрения

Определение понятия “шизофрения”. Современные представления об этиологии и патогенезе шизофрении. Распространенность. Клиническая картина заболевания. Основные клинические формы. Типы течения. Особенности ухода за больными шизофренией. Общие принципы лечения

4

3

Маниакально-депрессивный психоз

Определение понятия “маниакально-депрессивный психоз”. Клиническая картина. Депрессивная и маниакальная фазы. Типы течения. Особенности ухода и наблюдения за больными маниакально-депрессивным психозом

4

4

Симптоматические психозы
Психические нарушения при черепно-мозговых травмах (опухолях, энцефалитах).
Сифилис мозга. Прогрессивный паралич

Понятие о симптоматических психозах. Классификация. Особенности ухода за больными с симптоматическими психозами.
Психозы при травме черепа: клиника острого периода и отдаленные последствия.
этиология, клиническая картина и лечение прогрессивного паралича

4

5

Хронический алкоголизм.
Алкогольные психозы.
Принципы лечения алкоголизма и алкогольных психозов

Хронический алкоголизм: клиника и течение.
Алкогольные психозы: алкогольный делирий, острый и хронический галлюциноз, алкогольный параноид.
Лечение алкоголизма

4

6

Наркомания: виды, стадии, принципы лечения

этиология и патогенез наркомании. Классификация наркомании. Абстинентный синдром. Современные методы лечения наркомании

4

7

эпилепсия.
Олигофрения

Понятие об эпилепсии. Клиника эпилепсии. Изменение личности и снижение интеллекта у больных эпилепсией. эпилептический припадок. эпилептический статус. Основные принципы лечения эпилепсии. Общие представления о природе и сущности эпилепсии. Особенности ухода за больными олигофренией

4

8

Итоговое занятие

экзамен

6

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГУЗ “ООКПБ № 1”
________________Г.Б. Прусс
(подпись)
“______” ____________ 200 __ г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 3-й год обучения

п/п

Наименование темы

Краткое содержание

Количество часов

1

2

3

4

1

Реактивные психозы.

Неврозы

Острые психогенные реакции по типу психического шока. Реактивные психозы и реактивные состояния. Лечение реактивных психозов. Особенности ухода и наблюдения за больными. Определение понятия “невроз”. Классификация неврозов. Истерический припадок. Психотерапия. Гипнотерапия

4

2

Расстройство личности.

Особенности психических нарушений в детском возрасте

Определения понятия “психопатии”. Роль наследственных и соматогенных, воспитательных факторов. Особенности наблюдения и ухода. Лечение личностных расстройств.
Структура нервно-психических заболеваний в детском возрасте. Влияние воспитания, факторов окружающей среды и соматической почвы на особенности нервной системы и психики ребенка

4

3

Методы лечения и реабилитации психических больных. Биологическая терапия

Понятие об инсулинотерапии, электросудорожной, пирогенной, разгрузочно-диетической терапии и физиотерапии в психиатрической клинике

4

4

Фармакотерапия психических заболеваний

Основные виды психофармакологических средств. Новые психотропные препараты. Побочные действия

4

5

Реабилитация психически больных: принципы. Биопсихосоциальная модель.
Психотерапия: виды. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация после оказания психиатрической помощи

Общие принципы реабилитации. Реабилитация как динамическая система лечебных, психологических и социальных мероприятий и особый метод подхода к больному человеку

8

6

Принципы организации психиатрической помощи в России.
Опека над психически больным

Структура психиатрической помощи в России. Основные виды психиатрической помощи. Психоневрологический диспансер. Характеристика. Основные функции. Связь ПНД и стационара. Стационар и структура психиатрического стационара.
Бригады скорой психиатрической помощи

4

7

Психиатрические экспертизы

Виды психиатрических экспертиз: судебная, трудовая, военная. Роль медперсонала среднего звена в наблюдении за экспертными больными

4

8

Закон Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”. Геронтопсихиатрия

Основные статьи закона.
Понятие о геронтологии и гериатрии. Пресенильные и сенильные психозы. Сосудистые психозы. Понятие о старческом слабоумии. Болезни Пика и Альцгеймера

4

9

Итоговое занятие

экзамен

6

Приложение 4

ОБРАЗЦЫ оформления документации для проведения экзаменов

Документ 1

ПРИКАЗ
от “___” _________ 200 _ года
№___

В связи с проведением зачетных собеседований по 1, 2, 3 годам обучения школы медицинских сестер по психиатрии приказываю:

Создать экзаменационную комиссию в составе:

председатель – заместитель главного врача по медицинской части;

секретарь – главная медсестра;

члены комиссии – преподаватели по 3-годичной школе по психиатрии.

Зачетные собеседования провести:

1-й год обучения “” 200 _ года;
2-й год обучения “” 200 _ года;
3-й год обучения “” 200 _ года.

Главный врач _______________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Документ 2

ВЕДОМОСТЬ зачетных собеседований медсестер по ______ году обучения за 200_/200_ учебный год в
_____________________
(наименование ЛПУ)

№ п/п

Ф.И.О.

№ отделения

Должность

Результаты собеседования

Примечание

Председатель комиссии ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Члены комиссии ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)

Документ 3

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ для учащихся 1–3-го гг. обучения

Билеты для учащихся 1-го года обучения (всего 16 билетов)

Билет № 1

1. этапы развития психиатрии как самостоятельной дисциплины.

2. Расстройства восприятия (иллюзии и галлюцинации, виды галлюцинаций, сенестопатии, психосенсорные расстройства).

3. Сестринская документация и правила ее ведения.

4. Добровольность обращения за психиатрической помощью (ст. 4).

Билеты для учащихся 2-го года обучения (всего 16 билетов)

Билет № 1

1. Основные вопросы анамнеза (объективного, субъективного).

2. Современные представления об этиологии и патогенезе шизофрении, распространение.

3. Соматогенные и инфекционные психозы.

4. Закон Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

Билеты для учащихся 3-го года обучения (всего 15 билетов)

Билет № 1

1. Острая реакция на стресс. Алгоритм неотложной помощи.

2. Понятие о психофармакологии. Основные группы препаратов.

3. Сенильная деменция. Основы сестринского процесса. Принципы ухода.

4. Шизоидное расстройство личности. Отличие от простой формы шизофрении.

Документ 4

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ______________
(наименование ЛПУ)
____________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.)

ПРОТОКОЛ экзаменационной комиссии по зачетным собеседованиям с медсестрами, прошедшими курс обучения в
______________________
(наименование ЛПУ)
от “” 200__ года

На основании теоретических знаний и практических навыков экзаменационная комиссия решила:

1. Перевести на 2-й год обучения следующих медсестер: _________
(Ф.И.О.)

2. Перевести на 3-й год обучения следующих медсестер: _________
(Ф.И.О.)

3. Считать окончившими школу медсестер с выдачей удостоверений:
___________________________________________________
(Ф.И.О.)

Заместитель главного врача по медицинской части ________________
(подпись) (Ф.И.О.)

Главная медсестра _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)

“__________” 200_ г.

Приложение 5<

Читайте в свежем номере журнала «Главная медицинская сестра»:

  • 9 важных изменений нормативных документов в 2017 году
  • Профилактика заражения медработников гемоконтактными инфекциями
  • Кто из ваших коллег стал лучшим в 2016 году
  • Расширение допуска к работе с НС и ПВ: 6 новых задач для главной медсестры
  • Должностная инструкция как полезный инструмент в управлении персоналом

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

/i>

СПИСОК рекомендуемой литературы для подготовки к сдаче экзаменов

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1988.

2. Блейер Е. Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1993.

3. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М.: Север, 1939.

5. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика, 2004.

6. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

7. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. М.: Медицина, 1965.

8. Справочник медицинской сестры психиатрической службы. СПб: Общероссийская общественная организация “Ассоциация медицинских сестер России”, 2007.

9. Спринц А.М., Ерышев О.Ф., Грачева И.Г. Психиатрия. Учебник для средних медицинских учебных заведений. СПб: Специальная литература, 2003.

10. Тесты по психиатрии ОЦПК для работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием г. Оренбурга.

11. Чеканова М.М. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. М.: Эксмо, 2006.

12. Этический кодекс Ассоциации медицинских сестер России, 1996.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль