Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических программах

2831

Актуальность темы. В настоящее время в России сохраняется устойчивая тенденция высоких показателей заболеваемости социально значимыми болезнями, к которым можно отнести ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию, сахарный диабет, хроническую обструктивную болезнь легких, бронхиальную астму и др. Факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний широко распространены во всех регионах, в т. ч. и в Тюменской области. Лечебные мероприятия не могут кардинально изменить эту ситуацию. Только проведение широких мер профилактики, общие меры по укреплению здоровья могут повлиять на нее. Несмотря на исторический приоритет профилактики в отечественном здравоохранении, сложившаяся в настоящее время ситуация требует решения ряда проблем:

  • достижение консенсуса о задачах и методах профилактики, т. е. разработка политики и стратегии профилактики;
  • определение приоритетных проблем здоровья населения;
  • определение роли различных служб и специалистов российской системы здравоохранения в профилактике;
  • разработка региональных программ профилактики, которые могут быть в дальнейшем воспроизведены по всей стране;
  • активное использование достижений отечественного и мирового опыта при осуществлении мероприятий по профилактике и укреплению здоровья в России;
  • финансовое обеспечение программ и межсекторальное взаимодействие.

Разработка компонента профилактики заболеваний и укрепления здоровья в концепции развития российского здравоохранения будет способствовать не только охране от болезней и их лечению, но и развитию потенциала здоровья населения.

Целями исследования были изучение отношения здоровых студентов и лиц, имеющих заболевания, к укреплению здоровья и профилактике, а также оценка степени участия специалистов сестринского дела разного уровня образования в профилактических программах.

Материалы и методы. Основным методом исследования выбран социологический опрос. Были разработаны анкеты трех типов, с помощью которых проводили анкетирование в трех группах. В опросе приняли участие пациенты стационаров (1-я группа), медицинские работники среднего звена (2-я группа) и студенты медицинского среднего специального учебного заведения (3-я группа). Результаты анкетирования анализировали, определяя процентное соотношение вариантов ответов, затем делали выводы и разрабатывали предложения. Первым этапом является определение целевой группы и собственно анкетирование, вторым – подсчет результатов, анализ проведенного исследования, третьим, заключительным этапом – формулирование выводов и разработка конкретных предложений по проблеме исследования.

Первый этап исследования проводили на базах Тюменской областной клинической больницы (130 чел.), Тюменского медицинского колледжа (100 чел.), Тюменской медицинской академии (267 медсестер и руководителей сестринских служб, работающих в разных ЛПУ региона).

Оценка знаний респондентов о здоровом образе жизни

Как показал анализ результатов анкетирования, участники обеих целевых групп (96,3% – пациенты стационара, 96% – студенты колледжа), как правило, имеют представление о здоровом образе жизни.

В числе факторов риска для здоровья большинство анкетируемых указали, в основном, вредные привычки (73% – пациенты стационара, 88% – студенты колледжа) и нерациональное питание (18,5 и 32% соответственно). Однако студенты колледжа, возможно, вследствие полученных знаний склонны относить к вредным факторам и неблагоприятную экологическую обстановку (39%).

Основными признаками здорового образа жизни большинство анкетируемых из обеих групп назвали активный образ жизни, спорт, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Большинство пациентов стационара считают, что ведут здоровый образ жизни. Студенты колледжа, напротив, более критично относятся к своему стилю жизни (рис. 1).

Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических программах

Оптимальное здоровье стремятся сохранять респонденты обеих групп.

Особенно часто утвердительный вариант ответа дают пациенты стационара (табл. 1). Лица, находящиеся на стационарном лечении, естественно, чаще задумываются о своем здоровье. Результаты опроса свидетельствуют, что в настоящее время поводом задуматься о своем здоровье является уже развившееся заболевание, когда необходимы госпитализация и стационарное лечение.

Таблица 1

Отношение респондентов к своему здоровью (%)

Целевые группы Разумное / внимательное Стремление сохранять оптимальное здоровье Желание улучшить здоровье Недостаточное внимание к здоровью Есть желание улучшить здоровье, нет времени этим заниматься
Пациенты 14,8 63 3,7 3,7 14,8
Студенты 5 27 12 15 21*

* 20% опрошенных студентов не определились в отношении к своему здоровью и воздержались от ответа.

Около 70% пациентов заявили об отсутствии у них вредных привычек. Этот факт можно объяснить наличием мотивации к здоровому образу жизни у лиц, уже имеющих заболевание. Преобладание в медицинской студенческой среде лиц, имеющих вредные привычки, объясняют недостаточностью профилактической работы и отсутствием мотивации к здоровому образу жизни (рис. 2).

По мнению 59% пациентов и 54% студентов, вредные привычки оказывают негативное воздействие на здоровье.

Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических программах

Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что 66% пациентов стационара готовы изменить образ жизни в связи с заболеванием, 63% считают, что достаточно информированы о заболевании, 74% осведомлены о показанной им диете и физических нагрузках, 92,5% считают, что сумеют справиться с ситуацией, вызванной болезнью, т. к. у них сформированы эффективные механизмы приспособления к жизни с заболеванием.

В то же время большинство пациентов (89%) хотят получить более полную информацию о возможностях лечения заболевания и профилактике осложнений. Большинство стремятся получить эту информацию от медицинских работников (от врача – 74%, медсестры – 14,8, из других источников – 11,2%). Только 15% респондентов делегировали права по обучению медсестре, однако абсолютное большинство удовлетворены объемом и качеством сведений, которые они получают от медсестер в отделениях.

Таким образом, у здоровых и лиц, находящихся на стационарном лечении, отмечают фактически схожий уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни. Пациенты, находящиеся в стационаре, мотивированы сложившейся жизненной ситуацией на сохранение и укрепление здоровья путем внедрения основ здорового образа жизни в повседневную жизнь. Пациенты предпочитают получать информацию о своем заболевании от врача, однако удовлетворены качеством информации, предоставляемой медицинскими сестрами.

Участие специалистов сестринского дела в программах укрепления здоровья и медицинской профилактике

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Исследование проводили на базах пяти субъектов РФ: Тюмени, Самары, Челябинска, Казани и Ростова. В данной статье представлены результаты, полученные только в Тюменском регионе, т. к. в других регионах получены аналогичные данные.

В анкетировании приняли участие 267 чел., в основном медсестры и руководители сестринских служб разного уровня областного центра, городов и населенных пунктов юга области.

Базовый уровень образования на момент опроса имели 27% респондентов, повышенный уровень – 40, высшее сестринское образование – 31, другое (психологическое, педагогическое, биологическое) – 2% опрошенных*.

Около 50% ответивших на вопросы анкеты получили базовое образование более 10 лет назад, 27% – от 5 до 10 лет назад.

Почти все респонденты считают, что медицинские сестры всех уровней образования могут вести профилактическую работу как с пациентами, так и с населением; однако 92% опрошенных отметили необходимость получить дополнительную информацию и пройти обучение по этому разделу работы. Эти пожелания следует учитывать при разработке программ последипломной подготовки для специалистов сестринского дела.

Таблица 2

Участие специалистов сестринского дела в профилактических программах (%)

Профилактическая программа Да Иногда Нет
Самостоятельное проведение бесед о профилактике заболеваний 67,7 25,3 7
Функционирование “школ здоровья” в ЛПУ 40 25 35

Большинство респондентов, работая в “школах здоровья”, на участке с врачом на приеме, обучая коллег, принимают участие в профилактической работе (табл. 2). Ее перспективными формами являются “школы для пациентов с хроническими заболеваниями” и “школы здоровья”**. В настоящее время работа “школ” направлена на обучение больных, имеющих хроническую патологию, здоровьесберегающим технологиям, основным принципам рационального питания, медикаментозной и немедикаментозной терапии, методам самоконтроля, профилактике обострений заболевания. Однако, как показывает практика, профилактическую работу в этих “школах” проводят в основном врачи-специалисты.

Следующий блок вопросов анкеты отражал участие специалистов сестринского дела в работе “школ для пациентов”.

В ЛПУ, где работают 65% респондентов, функционируют такие “школы”, однако в сельской местности, в маленьких районных и участковых больницах их работа пока еще должным образом не налажена.

Таблица 3

Типы школ для пациентов в ЛПУ

Варианты ответа % опрошенных*
“Школа для больных сахарным диабетом” 47
“Школа по обучению пациентов с бронхиальной астмой” 33
“Школа для пациентов с гипертонической болезнью” 24
“Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью” 3
“Школа подготовки к родам” 34
“Школа климакса” 3,9
Другое 3,2
Не ответили на вопрос 35

* В опросе участвовали медицинские работники 79 ЛПУ области. Респонденты могли назвать несколько “школ”, функционирующих в учреждениях, где они работают.

Данные табл. 3 позволяют сделать вывод, что наиболее популярны “школы” по обучению пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, а также “школа подготовки к родам”.

Результаты опроса подтверждают фактические данные Департамента здравоохранения Тюменской области за 2006 г. по перечню и количеству “школ для пациентов” и “школ здоровья” (табл. 4).

Таблица 4

Перечень “школ для пациентов” и “школ здоровья” в Тюменской области

Направления Количество
“Школа для больных сахарным диабетом” 21
“Астма школа” 10
“Школа для пациентов с артериальной гипертонией” 13
“Школа для пациентов с сердечно-сосудистыми заболева ниями” 12
“Школа молодой матери” 15
“Школа грудного вскармливания” 8
“Школа ухода за новорожденными” 3
“Школа здорового ребенка” 7
“Аллерго школа” 2
“Школа будущих родителей” 4
“Здоровье лиц в возрасте старше 40 лет” 1
“Гастро школа” 3
“Подготовка к родам. Режим и питание беременной” 15
“Школа профилактики рахита и анемии” 1
“Школа современных методов контрацепции” 1
“Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника” 5
“Школа хронического гепатита” 1
“Школа профилактики ВИЧ-инфекции” 2
“Школа здорового зрения” 2
“Школа для пациентов с заболеваниями органов дыхания” 1
“Школа здорового образа жизни” 3
“Школа онколога” 2
“Школа для больных туберкулезом” 2
“Школа Цигун” 1
“Школа для больных с атопическим дерматитом” 1
“Школа по профилактике псориаза” 1
“Школа по профилактике угревой болезни” 1
“Профилактика гипогалактии” 1
“Школа по лечению и профилактике ожирения” 1
“Тирошкола” 1
“Климакс-школа” 2
“В согласии с душой” (школа для пациентов с вегето-сосудистой дистанией) 1
“Подросток” (школа для подростковой группы риска) 1
Итого 145

Ответы респондентов на вопрос о лицах, работающих в “школах здоровья” и “школах для пациентов” ЛПУ, отражены на рис. 3.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что ведение занятий в “школах для пациента” по-прежнему остается взаимозависимым сестринским вмешательством (54,2%).

На вопрос о том, сможет ли специально подготовленная медицинская сестра вести занятия в “школах здоровья”, подавляющее количество опрошенных дали утвердительный ответ (табл. 5).

Таблица 5

Кто должен работать в “школах для пациентов”

Варианты ответа Количество опрошенных, %*
Только врач 14
Медицинская сестра с повышенным уровнем образования 33
Выпускник ФВСО 89
Медицинская сестра с базовым уровнем образования 0

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических программах

Квалификация специалиста-менеджера позволяет наиболее эффективно организовывать и поддерживать функционирование “школ здоровья”, поэтому большинство анкетируемых отдали предпочтение именно выпускникам ФВСО в качестве руководителей и сотрудников “школ”, тем более что эта должность в настоящее время закреплена за выпускником ФВСО законодательно приказом Минздрава России от 16.08.02 № 267.

Итак, анализ большого количества публикаций и собственные исследования наглядно демонстрируют необходимость интеграции специалистов сестринского дела с высшим образованием в структуру кадрового обеспечения таких профилактических программ, как “школы здоровья” и “школы для пациентов” с целью наиболее эффективного функционирования последних. Специалисты-менеджеры должны работать на основании конкретных должностных инструкций, разработанных с учетом специфики профилактического направления.

Изменение подходов к работе в профилактическом направлении здравоохранения, формирование и совершенствование профилактической службы в ЛПУ, привлечение к этой деятельности специалистов сестринского дела всех уровней образования, повышение их квалификации в вопросах предупреждения заболеваний будет способствовать положительной динамике в борьбе с заболеваниями населения нашей страны.

Расширение компетенции специалистов с высшим сестринским образованием, их интеграция в лечебно-профилактический процесс создадут прочную основу для дальнейшего роста эффективности превентивной медицины.

Cписок использованной литературы

1. Руководство по медицинской профилактике/ Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 464 с.

2. Михайлова Ю.В., Соболева Н.П., Сковердяк Л.А. Отражение развития профилактики в законодательных актах Российской Федерации / Ю. В. Михайлова и соавторы // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005. № 6. С. 46–52.

3. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учеб. 2-е изд. СПб: Фолиант, 2000. 558 с.

4. Амлаев К.Р., Муравьева В.Н. Оценка уровня знаний в области медицинской профилактики / К. Р. Амлаев, В.Н. Муравьева // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005. № 4. С. 22–29.

5. Соболева Н.П., Михайлова Ю.В. Стратегическое направление развития системы профилактики / Н.П. Соболева, Ю.В. Михайлова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. №5. С. 58–62.


*В анализе приведено количество (в процентах) опрошенных, имеющих на момент анкетирования только базовое медицинское образование, повышен- ный уровень образования и ВСО, 20% респондентов с ВСО имели повышен- ный уровень образования.

**“Школа для пациентов” – метод вторичной профилактики заболеваний, ориентированный на обучение лиц, уже имеющих заболевание. “Школа здоровья“ – метод первичной профилактики, ориентированный на здоровых лиц и/или лиц, имеющих факторы риска заболевания.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×