Опыт государственных закупок в сфере здравоохранения и фармации Омской области

13356

Реализация национальных приоритетных проектов и программ социально-экономического развития региона существенным образом отразилась на динамике государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд Омской области в сфере здравоохранения и фармации. За счет средств областного бюджета в 2007 г. посредством проведения торгов и запросов котировок учреждениями здравоохранения размещен 921 заказ на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) на сумму 1134,5 млн руб., что составило 9,6% от общей суммы государственных закупок, а по итогам 9 мес 2008 г. эта доля возросла в 2,5 раза и составила 24,5%, или 1743,3 млн руб. (см. таблицу).

По итогам проведенных торгов и запросов котировок доля государственных заказов в сфере здравоохранения в общей сумме государственных контрактов в 2007 г. составила (%): для учреждений здравоохранения – 10, для прочих государственных заказчиков – 90; за 9 мес. 2008 г. – соответственно 23 и 77, а их доля в общем количестве государственных контрактов в 2007 г. составила соответственно 25 и 75, а за 9 мес. 2008 г. – 35 и 65%.

Узнайте, как объективно оценить финансовую устойчивость организации?

Позитивные изменения отмечены в структуре размещения заказов. Эти изменения связаны с активным проведением заказчиками открытых аукционов в соответствии с утвержденным Правительством Российской федерацией перечнем товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов.

В сфере здравоохранения и фармации доля открытых аукционов в общей сумме заключенных контрактов в 2007 г. достигла 11% (по государственным заказчикам – в среднем 3%), а в 2008 г. данный показатель достиг 60,9% при среднем показателе 58,6%.

Произошедшие изменения структуры закупок товаров для нужд Омской области выразились в увеличении доли товаров медицинского назначения с 72% до 82,7%, причем в 2007 г. особое внимание уделялось оснащению государственных учреждений здравоохранения медицинской техникой и оборудованием. Это позволило закупить 269 ед. диагностического оборудования на сумму свыше 250 млн руб. (рентгенологическое оборудование – 72 ед.; комплекты лабораторного оборудования – 40 ед.; эндоскопическое оборудование – 75 ед.; ультразвуковое оборудование – 65 ед.; электрокардиографы – 17 ед.).

Итоги размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Омской области в 2007–2008 гг.

Показатель

2007 г.

9 мес. 2008 г.

Государ-ственные заказчики Омской области

Министер- ство здраво-охранения Омской области

Доля Минздрава области в госзаказах, %

Государ-ственные заказчики Омской области

Министер- ство здраво-охранения Омской области

Доля Минздрава области в госзаказах, %

Сумма заключенных госу- дарственных контрактов, млн руб.

11803

1134,5

9,6

7107,5

1743,3

24,5

В т. ч., млн руб./%: аукционы

396,9/3,4

124,8/11

31,4

3952,7/55,6

908,7/52,1

23

Конкурсы

11025,2/93,4

902,1/79,5

8,2

2546,2/35,8

504,5/28,9

19,8

Запросы котировок

381/3,2

107,6/9,5

28,2

395,8/5,6

178,1/10,2

45

Электронные аукционы

212,8/3

152/8,8

71,4

Экономия, млн руб.

567,8

151,7

26,7

589,9

274,4

46,5

По итогам размещения заказов в сфере здравоохранения экономия бюджетных средств в 2007 г. в результате снижения начальной цены контрактов составила 151,78 млн руб., или 26,7% от общей суммы сэкономленных средств областного бюджета, а за 9 мес. 2008 г. данный показатель вырос до 274,4 млн руб., или 46,5%.

Существенным шагом в сфере размещения заказов в Омской области стало внедрение электронной торговой площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме. Первым заказчиком в Омской области, апробировавшим данный способ размещения заказа, стало государственное учреждение здравоохранения “больница восстановительного лечения”. Проведение электронных торгов на поставку цветного ультразвукового диагностического сканера ALOKA SSD-3500 позволило в результате снижения начальной цены контракта сэкономить бюджетные средства (155 тыс. руб., или 15,5%).

С августа 2008 г. по итогам проведения электронных аукционов государственными заказчиками заключен 351 контракт на общую сумму 212,8 млн руб., причем более 70% от этой суммы, или 152 млн руб., – контракты государственных учреждений здравоохранения. При этом экономия бюджетных средств в результате снижения начальной цены контрактов составила для учреждений здравоохранения 24,7 млн руб., или 60,2%.

Из 394 предприятий, подавших заявки на получение допуска к участию в электронных аукционах на созданной в регионе электронной торговой площадке, каждое пятое осуществляет деятельность в области поставок фармацевтической продукции и медицинского оборудования; при этом только каждое второе предприятие зарегистрировано в Омской области.

Конкуренция на рынке государственных закупок способствовала достижению экономии бюджетных средств по итогам проведенных электронных торгов в размере 41 млн руб., или 16,2% к начальной цене контрактов, и, в частности, 24,7 млн руб. (14%) – в сфере здравоохранения и фармации.

Проведенные электронные торги в Омской области доказали преимущества данного способа размещения заказов и способствовали достижению основных целей – эффективному использованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды за счет расширения информированности и географии поставщиков, обеспечению гласности и прозрачности в управлении финансовыми ресурсами. Главное преимущество электронных торгов в сфере здравоохранения и фармации, с учетом специфики данной сферы деятельности, – возможность приобретать товары с конкретным торговым наименованием, необходимого производителя или места производства, а не их аналоги.

Качественное решение социально значимых задач, в том числе в сфере здравоохранения, напрямую зависит от эффективности системы государственных закупок. Проводимое в течение трех лет реформирование системы государственных закупок в целом позитивным образом отразилось на закупочной деятельности. Регламентированы процедуры размещения заказов, обеспечена открытость при расходовании бюджетных средств, созданы условия для развития рыночных отношений в сфере государственных закупок. кроме того, активное внедрение современных информационных технологий в государственный сектор позволяют вести цивилизованную торговлю, обеспечить взаимодействие населения и органов государственной власти. Вместе с тем выявлен ряд наиболее болезненных проблем государственных закупок в сфере здравоохранения и фармации, требующих своего решения как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного региона и государственного заказчика.

При отмечающейся тенденции к расширению перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения открытых аукционов, на первый план выходит проблема эквивалентности товаров. Проблема эквивалентности циклоспоринов и инсулинов решена, но вопрос остается открытым при размещении заказов на поставку прочих лекарственных препаратов. В частности, проблематично соблюдать рекомендации врача при замене препарата на аналог. Актуален и вопрос переносимости больными препаратов-аналогов.

Основной критерий выбора поставщиков – цена контракта. При проведении торгов в форме открытого конкурса или открытого аукциона на поставку медицинского оборудования возможность его приобретения у передовых иностранных производителей серьезно ограничена, поскольку стоимость данного оборудования на порядок выше, чем российских аналогов. Подобная проблема возникает при размещении заказов на поставку лекарственных средств, когда вместо оригинального препарата по результатам торгов приобретается более дешевый дженерик.

Данная проблема частично решается за счет использования электронных торгов как приоритетного способа размещения заказов в сфере здравоохранения и фармации. Однако установление максимальной суммы для проведения электронного аукциона в размере до 1 млн руб. ограничивает возможности заказчиков размещать заказ на поставку дорогостоящего медицинского оборудования данным способом.

Кроме того, в свете активного применения электронных торгов и широких перспектив развития данного способа размещения заказов отсутствие единого федерального удостоверяющего центра, подтверждающего полномочия лица на подписание документов с использованием электронно-цифровой подписи, ограничивает участие в электронных торгах поставщиков из разных регионов.

С повышением ответственности должностных лиц за несоблюдение законодательства в сфере размещения заказов необходимо одновременно повышать ответственность поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в социально значимых сферах, там, где речь идет о здоровье и благополучии граждан.

При действующих (вернее, практически отсутствующих) обязательных нормах, предъявляемых к участникам размещения заказов, существует угроза внедрения в данном сегменте рынка недобросовестных поставщиков, предлагающих товары по заниженным ценам, отказывающихся от выполнения обязательств по контрактам либо не способных поставлять качественный товар или выполнять качественные работы, услуги.

Необходимо унифицировать деятельность в сфере государственных закупок, но пока отдельные правила и процедуры размещения заказов не позволяют оперативно удовлетворять потребности государственных учреждений здравоохранения. так, невозможность установления цены за единицу товара (работ, услуг) и обязанность определения полного объема товаров (работ, услуг) при размещении заказа ограничивают права врача в выборе средств и способов оказания гражданам медицинской помощи.

В сфере правового регулирования государственных закупок и охраны здоровья существует множество коллизий и пробелов. В результате сложно решается вопрос закупок лекарств, изделий медицинского назначения, дезинфекционных средств, средств для лабораторной диагностики за счет средств ОмС, поскольку оплата за указанную продукцию производится путем страхового возмещения. При осуществлении субъектами Российской федерации полномочий по дополнительному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан возникает проблема учета данной категории граждан и рецептов при исполнении контрактных обязательств.

Реализация действующего в Российской федерации законодательства о размещении заказов позволила сформировать перечень вопросов, требующих тщательной проработки на уровне заказчиков, а также принятия федеральным законодателем определенных решений, от которых зависят жизнь и здоровье каждого человека.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль