Платные медицинские услуги в бюджетных учреждениях здравоохранения: взгляд юриста

5005

Обсуждение на расширенном заседании Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре 12 ноября 2008 г. проблемы оказания платных услуг бюджетными медицинскими учреждениями показало, что единого мнения, что же делать – запретить или разрешить ЛПУ предоставлять платные услуги, – до сих пор нет . Понятна точка зрения врачебного сообщества: платные медицинские услуги, выступая в качестве источника дополнительного финансирования, компенсируют недополученное по полноценной смете от государства и муниципальных образований. Не менее обоснованной является позиция пациентов и общественности: разрешение платных услуг провоцирует медицинские учреждения все более увеличивать платный сектор. Принятие решения по этому вопросу должно соответствовать правовым нормам, анализ которых проводится в данной статье.

Организационно-правовой формой государственной и муниципальной системы здравоохранения являются учреждения, которые создаются собственниками в лице Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ “учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера”. Данные функции вытекают из раздела второго Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы), где прописаны полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Функции медицинских учреждений изложены в соответствующих уставах, утверждаемых собственниками. Все эти функции носят некоммерческий характер, т. е. не связаны с извлечением учреждением прибыли.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации2, в то же время законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов1. Применительно к медицинским организациям возможность установления ограничений предпринимательской деятельности была реализована в постановлении Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, утвердившего Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (далее – Правила), п. 4 которых провозглашает, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Таким образом, окончательное решение находилось в усмотрении уполномоченных органов.

1 Подробнее о расширенном заседании Общественного совета см.: Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. 2009. № 2. С. 58–71.

2 Ч. 2. ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (с изм. и доп.).

Следует отметить, что данное постановление являлось предметом судебных разбирательств в Верховном Суде РФ, в подведомственность которого входит рассмотрение в качестве суда первой инстанции гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций2. Гражданин Фуркалюк М.Ю. в лице своих представителей обратился в Верховный Суд РФ с жалобой об отмене вышеназванного постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что, исходя из требований Конституции РФ3 и Основ4, муниципальные и государственные учреждения здравоохранения не должны допускать оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований жалобы, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит норм, обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. ГК РФ в ст. 50 и 120 не содержит запрета некоммерческим организациям, в частности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Заявителем была подана кассационная жалоба в суд второй инстанции со ссылкой на нарушение судом норм материального права, но кассационная коллегия Верховного Суда РФ подтвердила законность и обоснованность вынесенного решения, дополнительно сославшись на то, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, исходя из Основ, предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи5. То есть конституционная норма о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, была конкретизирована определением границ бесплатного – в рамках Программы государственных гарантий. Выход за эти пределы со стороны медицинского учреждения или пациента переводил безвозмездные отношения для пациента, но возмездные для медицинского учреждения (за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений) – в возмездные отношения для пациента, т. к. именно пациент становился источником возмещения затрат медицинского учреждения на оказанные медицинские услуги с одновременным прекращением действия обязательств соответствующего бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

1 Ч. 2. ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (с изм. и доп.).

2 Подп. 2 п. 1 ст. 27 Гражданского процессуального кодекса РФ.

3 “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений” (ч. 1 ст. 41).

4 “Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления” (абз. 3 ст. 20).

5 Абз. 4 ст. 20 Основ.

Следует также отметить, что еще в 1999 г. Государственная Дума обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании положения ч. 1 ст. 41 Конституции РФ и вопросом: возможно ли разделение предоставляемой гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской помощи на платную и бесплатную. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, но сформулировал свою правовую позицию, заключающуюся в том, что объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой ОМС и обусловленного имеющимися экономическими возможностями общества, а платные медицинские услуги дополняют этот гарантированный объем и предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на договорной основе.

Примечательным документом является письмо Минздравсоцразвития России от 18.08.2008 № 5985-ВБ <О некоторых вопросах реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи>, которое, хотя и не носит нормативного характера и является разъяснением по конкретному запросу, тем не менее отражает позицию данного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения1.

В соответствии с данным письмом «платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом РФ “О защите прав потребителей” сверх установленных Программой госгарантий видов и объемов медицинской помощи. Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо. Нарушения подобного характера неоднократно выявлялись, в т. ч. при проверках Счетной палаты РФ.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями установлены постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27. При этом порядок и условия оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях должны быть установлены раздельно порядку и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы. Следует отметить, что дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ не является обоснованным аргументом замещения обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами. Эта проблема должна решаться прежде всего соблюдением своих обязательств органами государственной власти субъектов РФ, в т. ч. по уплате взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, а также внедрением эффективных способов выравнивания финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

1 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” (с изм. и доп.).

Вскоре после расширенного заседания Общественного совета состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с журналистами (г. Ижевск, 18 ноября 2008 г.), где Президент РФ на вопрос одного из журналистов о доступности современного медицинского оборудования для пациентов ответил следующее: “… все, что мы делаем в рамках нацпроекта, в т. ч. обеспечение учреждений дополнительным медицинским оборудованием, укладывается в действующий медицинский стандарт, и обследования на этом оборудовании должны проводиться абсолютно бесплатно. Если кто-то пытается выкраивать и на имуществе, медицинском оборудовании, приобретенном за счет федеральных средств, еще что-то зарабатывать, даже при понимании того, что это может быть и какая-то вполне легальная схема, – с этим нужно разбираться и за это наказывать. Если есть информация о том, что новое оборудование используется за деньги, дайте мне информацию, я поручу разобраться и Министерству здравоохранения, и прокуратуре. Потому что цель данного проекта была ровно обратная – дать новое оборудование за счет федеральных средств, чтобы на нем можно было проводить обследования абсолютно бесплатно”1.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 № 913 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, в соответствии с которой подушевой норматив гарантий на человека в год увеличился с 4503 руб. в 2008 г. до 7633 руб. в 2009 г., или на 70%2. Увеличение финансирования – безусловно, позитивный фактор, но остается открытым вопрос о том, насколько это увеличение сможет сделать бездефицитными бюджеты медицинских учреждений для реализации ими территориальных программ государственных гарантий, т. к. далеко не факт, что, к примеру, в дотационных регионах, которых в Российской Федерации большинство, это увеличение произойдет реально, а не на бумаге.

Проведенный анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует правовой запрет на оказание платных медицинских услуг медицинскими учреждениями, и в ближайшее время он не появится. Окончательное решение по этому вопросу будет приниматься соответствующими органами управления здравоохранением, ориентированными на политическую волю руководителей муниципальных образований, субъектов РФ, председателя Правительства РФ и Президента РФ, позиция которых определяется прежде всего возможностями доходной части соответствующих бюджетов, уже подвергшихся уменьшению из-за мирового экономического кризиса.

1 В Ижевске глава государства встретился с представителями региональных СМИ // Первый канал. Новости – http://www.1tv.ru/news/polit/132699

2 И.Невинная.7600 рублей на пациента потратит государство на медицинскую помощь в следующем году // Российская газета: федеральный выпуск № 4812 от 12.12.2008 – http://rg.ru/2008/12/12/medicina.html



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×