Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий и порядок эвакуации учреждений здравоохранения

11993

Применение современного оружия преследует цель разрушения в первую очередь промышленных и военных объектов, однако при этом неизбежна гибель части гражданского населения. Эвакуация и рассредоточение продолжают сохранять свою актуальность и в настоящее время, т. к. не существует равноценной им альтернативы защиты населения, проживающего вблизи потенциально опасных для разрушения объектов и в категорированных городах. Важное значение для обеспечения безопасности имеет эвакуация учреждений здравоохранения.

Эвакуация предусматривает массовое перемещение людей в загородную зону, что, в свою очередь, обусловливает возможность возникновения заболеваний, травм, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и, следовательно, необходимость всестороннего медицинского обеспечения данных мероприятий.

Узнайте, могут ли заставить врача выполнять больше вмешательств?

Кроме того, большое значение должно придаваться организации эвакуации учреждений здравоохранения из категорированных городов и медицинскому обеспечению работающих смен предприятий, функционирующих в особый период. Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей, их заместителей, председателей и членов эвакуационных комиссий органов управления и учреждений здравоохранения.

Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий

При организации эвакуации населения в загородную зону важная роль отводится медицинскому обеспечению данного мероприятия. Следует учитывать, что, помимо организованного прибытия эвакуируемого населения, возможно формирование в загородной зоне больших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов питания, предметов первой необходимости. На начальном этапе медицинское обеспечение контингента, прибывшего в загородную зону, может носить характер выполнения экстренных медицинских мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных действиях или вследствие этих действий. В дальнейшем медицинское обеспечение эвакуированного населения (в т. ч. беженцев) должно строиться на долговременной основе в соответствии с участковым принципом медицинского обслуживания по месту жительства.

Непосредственное осуществление мероприятий по организации, подготовке и проведению эвакуации возлагается на эвакуационные органы (эвакуационную комиссию и эвакуационную приемную комиссию), которые работают во взаимодействии с соответствующими территориальными органами управления МЧС и службами гражданской обороны территорий. В состав эвакуационной комиссии и эвакуационной приемной комиссии входят представители гражданской обороны в сфере здравоохранения (далее – ГОЗ), которые обязаны организовывать проведение медицинского обеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, осуществлять взаимодействие со службами гражданской обороны других органов исполнительной власти территорий по вопросам эвакуации учреждений здравоохранения, контроля за размещением и всесторонним обеспечением эвакуированного (рассредоточенного) населения.

К сведению

Важные мероприятия:

1 марта,
Семинар для главных врачей и специалистов по качеству медпомощи
«Проверки Росздравнадзора и внутренний контроль качества в медорганизации: как избежать ошибок»

30-31 марта,
Семинар для главных врачей и экономистов
«Оплата труда в медицинской организации»

Все мероприятия на сайте seminar.zdrav.ru

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения, совместно с производственными и материальными ценностями, из категорированных городов и размещению населения в загородной зоне для обустройства, продолжения трудовой деятельности и отдыха.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в условиях особого периода на месте их постоянной дислокации.

Загородная зона – территория в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений, вне опасных зон радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления, а также вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Категорированный город – город, отнесенный к категории по гражданской обороне, на территории которого функционируют объекты, имеющие важное оборонно-экономическое значение, и представляющий опасность с точки зрения возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций в мирное и военное время.

Медицинское обеспечение эвакуации населения организуется по территориально-производственному принципу, возлагается на руководителей органов управления и учреждений здравоохранения (начальников ГОЗ) административно-территориальных образований. Оно включает в себя проведение организационно-медицинских, лечебно-диагностических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на всех этапах эвакуации населения с целью охраны его здоровья, своевременного оказания медицинской помощи заболевшим или травмированным в ходе эвакуации, а также для предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий достигается заблаговременным планированием

При проведении эвакуационных мероприятий перед ГОЗ стоят следующие задачи:

  • организация медицинского обеспечения населения на этапах эвакуации и в местах расселения;
  • организация эвакуации учреждений здравоохранения из категорированных городов в загородную зону;
  • вывод формирований ГОЗ в загородную зону;
  • организация лечения нетранспортабельных больных;
  • доразвертывание коечного фонда в загородную зону за счет больниц, эвакуированных из категорированных городов;
  • организация медицинского обеспечения рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в особый период;
  • защита персонала учреждений здравоохранения и больных от поражающих факторов современных средств ведения боевых действий.

Для решения указанных задач ГОЗ проводит следующие мероприятия:

  • развертывание и организация работы медицинских пунктов в целях оказания неотложной медицинской помощи раненым и больным на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, маршрутах эвакуации, промежуточных пунктах эвакуации, пунктах высадки, приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения;
  • осуществление контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест размещения эвакуированного населения, организацией его питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания;
  • всестороннее медицинское обеспечение нетранспортабельных больных, размещенных в защищенных стационарах ЛПУ категорированных городов;
  • организация работы медицинских пунктов на объектах экономики, продолжающих свою деятельность в особый период, в целях медицинского обеспечения работающих смен;
  • непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, активное выявление инфекционных больных, их изоляция, лечение и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
  • снабжение учреждений здравоохранения, привлекаемых для медицинского обеспечения населения на путях и этапах эвакуации, необходимым медицинским имуществом;
  • эвакуация транспортабельных больных, медицинского персонала, членов их семей, медицинского имущества и оборудования учреждений здравоохранения категорированных городов в загородную зону.

Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий достигается заблаговременным планированием. Для правильной организации планирования в период проведения эвакуационных мероприятий штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций учреждений здравоохранения должны располагать следующими исходными данными, получаемыми от соответствующего территориального органа управления МЧС:

  • численность эвакуируемого населения (в т. ч. количество детей, включая воспитанников детских домов) в целом по категорированному городу и отдельно по его районам (округам);
  • количество, адреса расположения и суточная пропускная способность сборных эвакуационных пунктов;
  • места расположения пунктов посадки, их названия и характеристики;
  • количество эвакуируемого населения с каждого пункта посадки, в зависимости от вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный и др.);
  • маршруты и способы эвакуации населения;
  • дислокация промежуточных пунктов эвакуации, пунктов высадки и приемных эвакуационных пунктов;
  • районы расселения и численность подлежащего расселению населения.

На основании полученных сведений органы управления и учреждения здравоохранения определяют потребность в различных категориях медицинского персонала, медицинских средствах и санитарном транспорте для медицинского обеспечения населения на маршрутах эвакуации.

Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, на путях эвакуации, промежуточных пунктах эвакуации, в местах больших и малых привалов, на пунктах высадки, приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения.

Организация медицинского обеспечения на сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки возлагается на начальника ГОЗ соответствующего категорированного города, а в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, пунктах высадки, приемных эвакуационных пунктах и местах расселения – на начальников ГОЗ соответствующих сельских районов, расположенных вне категорированного города в загородной зоне.

Медицинское обеспечение на сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки

На сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки в специально выделенных помещениях развертываются медицинские пункты, работающие круглосуточно до окончания эвакуации. При этом на пунктах посадки, организуемых на железнодорожных, автомобильных, морских и речных вокзалах (пристанях), в аэропортах, медицинские пункты, как правило, оснащаются за счет сил и средств ведомственного здравоохранения (при их отсутствии – за счет местного здравоохранения). Медицинский персонал на создаваемые медицинские пункты выделяется из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка, 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для перевозки пострадавших и больных к медицинскому пункту приписывается 1 санитарный автомобиль. Нуждающиеся в стационарном лечении больные со сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки эвакуируются в ближайшие ЛПУ загородной зоны.

Нетранспортабельные больные, нуждающиеся в продолжении стационарного лечения, госпитализируются в имеющиеся защищенные стационары, развернутые в убежищах ЛПУ категорированного города. Эвакуация таких больных из одного ЛПУ в другое осуществляется автомобилями станции скорой медицинской помощи, которая работает в категорированных городах до конца эвакуации и рассредоточивается в загородной зоне в последнюю очередь, оставляя часть сил для обслуживания рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою деятельность в категорированных городах.

Предполагаемая потребность в стационарном лечении среди рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения в процессе проведения эвакуационных мероприятий может составить примерно 1–1,5 чел. на 1 тыс. эвакуируемых.

Медицинское обеспечение на пути эвакуации

Медицинские пункты, развернутые на путях эвакуации, обеспечиваются имуществом для оказания медицинской помощи теми ЛПУ, за счет которых они создаются. Персонал медицинских пунктов должен быть подготовлен по вопросам оказания неотложной медицинской помощи, организации выявления и изоляции инфекционных больных, в т. ч. среди детского контингента.

Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого на большие расстояния автомобильными колоннами, железнодорожными эшелонами, морскими и речными судами, в состав колонн, эшелонов, судов включают 2 средних медицинских работников (из числа подлежащих эвакуации). Они должны быть соответствующим образом оснащены, готовы оказывать доврачебную помощь, при необходимости, в ходе транспортировки, уметь принимать организационно-медицинские решения по дальнейшему лечению заболевших (пострадавших) в ЛПУ, находящихся вблизи от маршрута эвакуации.

При пешей эвакуации в каждую колонну численностью 500 чел. выделяется 1 средний медицинский работник. Кроме того, для медицинского обеспечения пеших колонн привлекаются ЛПУ, расположенные в населенных пунктах вблизи маршрутов эвакуации. Места расположения этих учреждений должны обозначаться указательными знаками на дорогах. Этими ЛПУ в местах больших привалов и на промежуточных пунктах эвакуации развертываются временные медицинские пункты в составе 1–2 врачей, 2–3 средних медицинских работников, 1–2 санитарок. В ряде случаев вместо временных медицинских пунктов на каждый маршрут эвакуации выделяются 2 медицинские бригады на автомобилях в составе врача (фельдшера) и медицинской сестры.

На время эвакуации некоторые ЛПУ сельских районов, находящиеся вблизи маршрутов эвакуации, направляют дежурный санитарный автотранспорт на железнодорожные станции, водные пристани для приема населения, которое по состоянию здоровья нуждается в снятии с эшелона, теплохода и направлении на стационарное лечение.

Медицинское обслуживание на пунктах высадки

На пунктах высадки или в непосредственной близости от них оборудуются приемные эвакуационные пункты, где также развертываются медицинские пункты, которые по структуре и штатному составу аналогичны создаваемым на сборных эвакуационных пунктах. Пострадавшим из числа прибывшего населения медицинская помощь в объеме доврачебной оказывается по неотложным показаниям, при необходимости они эвакуируются для лечения в ближайшие стационары или направляются на амбулаторное лечение.

Медицинское обслуживание в местах расселения

В местах расселения медицинское обслуживание эвакуированного населения осуществляется по участково-территориальному принципу ЛПУ сельской местности или ЛПУ, эвакуированными из категорированных городов и развернувшимися для работы в загородной зоне.

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение эвакуируемого населения

Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения эвакуируемого населения также осуществляется на всем пути его эвакуации: на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, путях эвакуации, в местах отдыха (привала), на промежуточных пунктах эвакуации, пунктах высадки, приемных эвакуационных пунктах, в местах расселения и возлагается на учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля.

Комплекс мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению эвакуируемого населения предусматривает:

  • ведение непрерывного эпидемиологического наблюдения и бактериологической разведки на маршрутах эвакуации и в местах дислокации эвакуируемого населения;
  • выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию;
  • проведение при необходимости экстренной профилактики и иммунизации среди населения и личного состава сил гражданской обороны;
  • осуществление контроля за санитарным состоянием мест размещения эвакуируемого населения, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на объектах питания и водоснабжения, за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения, за удалением пищевых отходов и их обеззараживанием, а также обеззараживанием туалетов на маршрутах движения и в районах расселения;
  • проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации территорий и помещений;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди эвакуированного населения.

С объявлением начала проведения эвакуационных мероприятий санитарно-эпидемиологические учреждения направляют свои формирования в районы, предназначенные для эвакуации населения, с целью оценки санитарно-эпидемиологического состояния территории и организации противоэпидемических мероприятий. В случае неблагоприятного санитарно-эпидемиологического состояния района, предназначенного для размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, санитарно-эпидемиологические учреждения обязаны своевременно извещать об этом органы управления здравоохранением и МЧС категорированных городов, из которых планируется эвакуация населения, для принятия последними необходимых мер вплоть до перераспределения районов эвакуации.

Медицинское обеспечение предприятий, продолжающих производственную деятельность в категорированном городе

В категорированных городах ряд предприятий в особый период продолжает круглосуточную работу. Медицинское обеспечение работающих смен возлагается на руководителя медицинского подразделения предприятия, а при отсутствии на предприятии медицинского подразделения – на начальника ГОЗ категорированного города. С этой целью в убежище предприятия создается медицинский пункт, в состав которого включаются: 1 врач, 2 медицинские сестры, 1 санитарка в смену и прикрепляется 1 санитарный автомобиль на каждые 2,5 тыс. работающих. Если на предприятии менее 2,5 тыс. работающих, в качестве персонала выделяется только 1–2 средних медицинских работника.

Порядок эвакуации учреждений здравоохранения из категорированных городов

Эвакуация учреждений здравоохранения из категорированных городов проводится с целью защиты больных и персонала, сохранения медицинского, санитарно-хозяйственного имущества и оборудования для последующего развертывания больниц гражданской обороны в загородной зоне. Ответственность за эвакуацию учреждений здравоохранения возлагается на их руководителей.

Подготовка учреждения здравоохранения к эвакуации в загородную зону предусматривает:

  • создание эвакуационной комиссии учреждения здравоохранения и ее утверждение приказом руководителя;
  • определение мест погрузки больных, персонала, имущества по отделениям ЛПУ и ее очередности в зависимости от выделяемых транспортных средств;
  • решение вопроса о вывозе членов семей персонала;
  • формирование погрузо-разгрузочных команд.

Основной задачей эвакуационной комиссии является разработка и ежегодное уточнение в мирное время, совместно со штабом гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, плана эвакуации, согласовываемого с органами управления здравоохранением и МЧС и утверждаемого руководителем учреждения здравоохранения. В плане указываются:

  • количественный и качественный состав эвакуируемых, номера и адреса сборных эвакуационных пунктов, организация медицинского обеспечения в ходе эвакуации;
  • разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района (пункта) размещения, подготовка поквартирной схемы размещения сотрудников учреждения здравоохранения и членов их семей в загородной зоне;
  • подготовка и развертывание в особый период сборных эвакуационных пунктов (при наличии задания учреждения здравоохранения), приведение в готовность имеющихся в учреждении здравоохранения защитных сооружений;
  • оповещение в особый период сотрудников учреждения здравоохранения о начале эвакуации, времени прибытия их и членов семей на сборные эвакуационные пункты.

В состав эвакуационной комиссии входят председатель, секретарь и, в зависимости от объема эвакуационных мероприятий, от 2 до 4 членов комиссии.

Организация проведения эвакуации учреждения здравоохранения должна быть четко спланирована и подготовлена. Исходными данными для планирования эвакуации являются:

  • количество эвакуируемого персонала и больных;
  • виды эвакуируемого имущества и оборудования;
  • сроки и последовательность эвакуации;
  • виды и количество транспорта, выделяемого для эвакуации;
  • согласование с органами управления МЧС маршрутов движения;
  • изучение маршрутов эвакуации и места размещения учреждения здравоохранения в загородной зоне;
  • количество и профилизация коек (для стационаров);
  • порядок работы в загородной зоне.

Эвакуацию учреждения здравоохранения целесообразно осуществлять автомобильным транспортом с целью уменьшения количества перегрузок больных и имущества с одного вида транспорта на другой. При проведении эвакуации на каждую машину назначается старший, в обязанности которого входит знание маршрута движения к месту размещения учреждения здравоохранения в загородной зоне, мест расположения ЛПУ на маршруте движения и правил техники безопасности при перевозке людей.

Не допускается эвакуация медицинского персонала и больных пешим порядком, перевозка их на неприспособленном автотранспорте (фургонах, прицепах, самосвалах).

Если эвакуация автомобильным транспортом невозможна или затруднена, следует использовать железнодорожный (водный) транспорт; при этом руководитель учреждения здравоохранения должен владеть информацией о пунктах погрузки и выгрузки. При определении численности транспортабельных больных требуется определить способ их транспортировки (сидя, лежа) с учетом тяжести состояния. Одновременно необходимо предусмотреть порядок и последовательность эвакуации больных, персонала и имущества.

Руководители учреждений здравоохранения категорированных городов, получив задание на эвакуацию, в повседневный период организуют осмотр выделенных для развертывания больниц гражданской обороны в загородной зоне зданий и помещений, составляют план приспособительных работ в отведенных зданиях, разрабатывают поэтажные планы размещения функциональных подразделений больницы гражданской обороны, производят расчет персонала в соответствии с его предназначением.

При подготовке к эвакуации следует определить перечень, количество, тоннаж и объем медикаментов, медицинского имущества и оборудования, предназначенных для эвакуации, произвести расчет потребности в транспортных средствах для их перевозки. Также следует составить списки членов семей персонала, подлежащих эвакуации, и осуществить распределение транспорта для них.

Эвакуация учреждения здравоохранения в загородную зону проводится в следующей последовательности:

  • вывоз формирований ГОЗ, создаваемых на базе учреждений здравоохранения;
  • вывоз медикаментов, перевязочного материала, основной части медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;
  • вывоз транспортабельных больных с сопровождающим персоналом;
  • вывоз остального персонала и членов их семей;
  • вывоз оставшейся части медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;
  • консервация зданий учреждений здравоохранения и сдача их под охрану.

Больным, подлежащим выписке из ЛПУ на амбулаторное лечение, выдается на руки справка, в которую вносятся краткие сведения о проведенном обследовании и лечении.

Медицинский персонал, выделенный для сопровождения транспортабельных больных, обязан иметь при себе истории болезни эвакуируемых и быть обеспечен сумками неотложной помощи.

Нетранспортабельные больные, находящиеся на лечении в ЛПУ категорированного города, во время проведения эвакуационных мероприятий укрываются в специально оборудованных убежищах – защищенных стационарах, емкость которых соответствует 10% коечного фонда ЛПУ. В тех случаях, когда ЛПУ не имеет защищенных стационаров, его руководителем заранее предусматриваются места и объекты укрытия нетранспортабельных больных.

В защищенные стационары направляются также внезапно заболевшие или получившие травму в период проведения эвакуации, заболевшие из числа персонала работающих смен, если они по состоянию здоровья не могут быть эвакуированы в ЛПУ загородной зоны. По мере улучшения состояния здоровья и появления возможности для транспортировки больные из защищенных стационаров эвакуируются в ЛПУ загородной зоны для продолжения стационарного лечения.

Для медицинского обеспечения нетранспортабельных больных в защищенный стационар определяется следующее количество медицинского персонала из расчета на 50 коек: 2 врача, 3 медсестры, 2 операционные медсестры, 1 процедурная медсестра, 4 санитарки. На каждые последующие 50 коек – дополнительно 50% персонала от указанного штата. Кроме того, для обеспечения функционирования загородной зоны выделяется технический и обслуживающий персонал: 2 слесаря, 1 дизелист, 1 электрик, 1 буфетчица.

В повседневных условиях в целях совершенствования подготовки персонала учреждений здравоохранения к работе в период эвакуации следует проводить тренировочные занятия с привлечением в ряде случаев в качестве статистов студентов младших курсов высших и средних образовательных учреждений медицинского профиля и выздоравливающих больных. На занятиях необходимо отработать следующие вопросы:

  • оповещение и экстренный сбор персонала;
  • медицинская сортировка больных по эвакуационным признакам и оформление документации на эвакуацию;
  • массовая одномоментная выписка больных на амбулаторное лечение;
  • организация перевода нетранспортабельных больных в защищенный стационар и размещение в нем;
  • выделение медицинского персонала для работы в защищенном стационаре, организация и порядок выполнения должностных обязанностей;
  • определение вида и количества транспортных средств для эвакуации больных и персонала, порядок востребования транспорта;
  • порядок вывода (выноса) больных и их посадка (погрузка) на транспорт;
  • организация приобретения тары, определение вида, количества медицинского имущества, оборудования для эвакуации, подбор, укладка и погрузка (разгрузка) его на транспорт (с транспорта);
  • выявление количества и структуры членов семей персонала учреждений здравоохранения, эвакуируемых в загородную зону;
  • посадка персонала и членов их семей на транспорт.

После проведения тренировочных занятий рекомендуется организовать комплексное объектовое учение с решением ситуационных задач. По результатам проведенных занятий и учений выполняется их анализ с выявлением позитивных и негативных элементов, при необходимости осуществляется корректировка плана эвакуации учреждения здравоохранения в загородную зону и пакета входящих в него документов.

Медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения и порядок эвакуации учреждений здравоохранения являются важными составляющими функционирования здравоохранения как при возникновении войн, военных конфликтов, так и при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Правильное, грамотное и четкое осуществление этих мероприятий в создавшихся условиях позволит сохранить жизнь и здоровье населения, что, в свою очередь, обеспечит выполнение социально-экономических задач, а значит, и укрепление обороноспособности государства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль