Актуальные проблемы внедрения телемедицинских технологий

8113

В Москве 19 февраля 2009 г. состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья на тему “Законодательные аспекты внедрения телемедицинских технологий в Российской Федерации”. Телемедицинские технологии давно присутствуют в отечественном здравоохранении, между тем данная область требует особого развития в законодательстве. На круглом столе была отмечена необходимость включения телемедицинских услуг в программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В ряде зарубежных стран телемедицина уже давно применяется в практике здравоохранения. В США, Великобритании, Японии и других странах разрабатываются специальные проекты домашней телемедицины, интернет-телемедицины. Телемедицина используется как способ оказания диагностических и лечебных услуг населению по каналам электронных коммуникаций для лиц, проживающих в труднодоступных районах, находящихся в местах заключения.

В России с целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий был подписан совместный приказ Минздрава России № 344 и РАМН № 76 от 27.08.2001 “Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации”.

На федеральном уровне телемедицинские центры созданы в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Московском НИИ педиатрии и детской хирургии, Институте хирургии им. А.В. Вишневского, Российском научном центре хирургии им. Б.В. Петровского, Центральной клинической бассейновой больнице, Центральной клинической больнице № 1 ОАО “Российские железные дороги” и др. На региональном уровне телемедицинские центры имеются у половины субъектов РФ. Получены сведения о наличии 205 телемедицинских центров, работающих на различных уровнях системы практического здравоохранения: в Центральном федеральном округе – 16 центров, Северо-Западном федеральном округе – 44, Южном федеральном округе – 9, Приволжском федеральном округе – 71, Уральском федеральном округе – 19, Сибирском федеральном округе – 27, Дальневосточном федеральном округе – 19 центров. Опыт использования телемедицины имеется в республиках Мордовия, Саха (Якутия), Бурятия, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Самарской, Ростовской, Тюменской областях, Алтайском и Ставропольском краях.

В проекте Концепции развития системы здравоохранения до 2020 г. выделено направление по информатизации здравоохранения, где указывается на необходимость развития телемедицинских технологий для проведения дистанционно-консультативной диагностической деятельности при оказании первичной и специализированной медицинской помощи.

Развитие телемедицины особенно важно для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения, наличием отдаленных населенных пунктов. Телемедицинские технологии могли бы играть ключевую роль в медицинском обслуживании населения сельской местности, удаленных и труднодоступных районов России, где не хватает ни квалифицированного персонала, ни соответствующего оборудования.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Н.Ф. Герасименко в своем выступлении на круглом столе отметил следующие преимущества телеконсультаций:

  • сокращение сроков и повышение качества диагностики, уменьшение числа случаев осложнений заболеваний, приближение современных методов диагностики и лечения к широким слоям населения;
  • социальная эффективность, обеспечение одного из важнейших конституционных прав граждан – на доступную квалифицированную медицинскую помощь;
  • экономическая эффективность.

Н.Ф. Герасименко также указал на то, что использование телекоммуникационных технологий расширяет и обеспечивает новые возможности предоставления медицинских услуг; особенно важно развитие телемедицины для оказания услуг отдельным социальным группам, представители которых испытывают трудности при передвижении (инвалиды и пожилые люди).

Для реализации на практике телекоммуникационных технологий требуется решение финансовых вопросов, а также вопросов кадрового, технического, законодательного обеспечения. Особенную важность имеет проблема нехватки квалифицированных кадров как для обслуживания населения, так и для проведения консультаций, ведь консультировать должны только опытные врачи. За последние годы уменьшилось количество специалистов в районах, муниципальных образованиях. Таким образом, в настоящее время специализированная консультативная помощь без телекоммуникаций уже невозможна.

Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья уже дважды проводились круглые столы по телемедицине, парламентские слушания, на которых предлагалось разработать специальную федеральную программу “Телемедицина”, был подготовлен проект закона о телемедицине, но, к сожалению, он не был принят, тем не менее проведение этих мероприятий сыграло свою роль в развитии телемедицины. Прежде всего повысились осведомленность и интерес к данной проблеме, были решены некоторые правовые вопросы. Так, был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”. В бюджетной классификации Российской Федерации появился такой вид расходов, как информационные технологии и связь, была создана рабочая группа по развитию и внедрению телемедицинских технологий через спутниковую систему связи в Российской Федерации.

Несмотря на актуальность развития телемедицины, стратегия развития телемедицинских услуг в Российской Федерации до сих пор еще не определена. Необходимо приведение в соответствие с современными требованиями действующей нормативно-правовой базы по вопросам оказания телемедицинских услуг.

Организация лечебно-диагностической работы

Н.Ф. Герасименко сказал, что в ряд законов нужно внести поправки, касающиеся развития телекоммуникационных систем, прежде всего в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 30) добавить положение о праве граждан на получение телекоммуникационных консультаций. Поскольку проект концепции развития здравоохранения до 2020 г. предполагает одноканальность финансирования, необходимо включить телекоммуникации в программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Следует создавать правовую и экономическую среду, способствующую международному сотрудничеству в области телемедицины.

Член-корреспондент РАМН, консультант информационного аналитического центра РАМН Д.Д. Венедиктов также отметил целесообразность использования информационных технологий и телемедицины для здравоохранения с целью подъема уровня медико-санитарной помощи и минимизации затрат, необходимость межведомственной координации усилий, разработки федеральной целевой программы развития российской системы телемедицины. Д.Д. Венедиктов сообщил, что, по словам президента РФ Д.А. Медведева, Россия отстает от большинства развитых стран по ключевым показателям развития информатизации и занимает в мире 70–80-е места, а по так называемому электронному правительству – 92-е место.

В настоящее время ведущей, принципиальной идеей является информационное обеспечение здравоохранения и науки, создание единого информационного пространства, в котором все участники системы взаимодействуют между собой и свободно обмениваются необходимой для работы информацией.

Д.Д. Венедиктов сказал, что рабочая группа по информационным технологиям с 2002 г. провела свыше 30 заседаний, на которых рассматривались вопросы о различии информационных потребностей научных и практических учреждений, о защите информационных данных, особенно при телеконсультациях, об электронном документообороте и др.

По его мнению, нужно сосредоточить усилия на разработке и осуществлении комплексной федеральной государственной общенациональной программы информационного обеспечения здравоохранения и медицинской науки. Многочисленные документы, истории болезни, рукописи, манускрипты, книги, доклады, рентгеновские снимки, микрофотограммы должны быть представлены в электронном виде, чтобы использоваться многократно, при разных обстоятельствах.

Президентом РФ Д.А. Медведевым были созданы 11 рабочих комиссий по информатизации, в т. ч. рабочая комиссия по информатизации здравоохранения во главе с Министром здравоохранения и социального развития Т. Голиковой. Необходимо, чтобы работа этой комиссии была подтверждена финансовыми и другими рычагами и поддержана медицинской общественностью.

Для разработки программы телемедицины важно обеспечить диалог специалистов разных профилей, ученых и врачей, производителей электронной техники, экономистов, связистов и т. д.

Директор по информационным технологиям Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Г.С. Лебедев привел сведения о текущем состоянии нормативного обеспечения телемедицины.

Экспертный совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Регионального содружества принял постановление от 19.06.2007 № 3 “Об обращении в Межпарламентскую Ассамблею СНГ о включении в план ее работы разработку рассмотрения проекта модельного закона о телемедицинских услугах”. На очередном заседании Экспертного совета 29 февраля 2008 г. было принято постановление, включающее предложения секретариату Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Регионального содружества инициировать разработку в 2009 г. проекта модельного закона о телемедицинских услугах.

В Кишиневе 14 ноября 2008 г. состоялся Совет глав правительств СНГ, на котором премьер-министры Содружества подписали Меморандум “О сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем”,

25 ноября 2008 г. в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ прошло заседание Экспертного совета в области связи, на котором участники ознакомились с ходом разработки проектов модельных законов, в т. ч. закона о телемедицинских услугах. Семнадцатого февраля 2009 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Регионального содружества, на котором обсуждался ход разработки модельного закона о телемедицинских услугах.

В Российской Федерации следующие нормативные документы имеют отношение к медицинской информатике: концепция государственной информационной политики, концепция формирования и развития единого информационного пространства, концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населения России, концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации; Указы Президента РФ от 17.03.2008 № 351 “О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена” (с изм. и доп.), от 20.01.1994 № 170 “Об основах государственной политики в сфере информатизации” (с изм. и доп.), от 21.02.1994 № 361 “О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации” (с изм. и доп.); Законы РФ от 28.06.1991 № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп.), от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (с изм. и доп.); федеральные законы от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” (с изм. и доп.), от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, от 07.07.2003 № 126-ФЗ “О связи” (с изм. и доп.), от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”, от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.), а также приказ Минздрава России № 344 и РАМН № 76 от 27.08.2001 “Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации” – единственный нормативный документ, действующий на сегодняшний день в области телемедицины.

Г.С. Лебедев подчеркнул необходимость создания стандартов в области телемедицины. В марте 2006 г. на базе Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения был создан Национальный технический комитет № 468 “Информатизация здоровья”, который является постоянно действующим рабочим органом Технического комитета № 215 “Информатика здравоохранения” (“Health informatics”) Международной организации по стандартизации (ИСО) и занимается разработкой требований в области информатизации здоровья, охраны здоровья, взаимодействия, совместимости и обмена данными между автономными информационными системами.

На сегодняшний день в России в области медицинской информатики приняты два стандарта: ГОСТ Р 52636-2006 “Электронная история болезни, общие положения” (утв. приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 407-ст); ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008 “Информатизация здоровья, требования к архитектуре электронного учета здоровья” (утв. приказом Ростехрегулирования от 11.03.2008 № 44-ст).

Впервые разработаны четыре основных стандарта, касающихся информационного обмена между лечебными учреждениями и другими учреждениями здравоохранения: ГОСТ Р 52979 “Информатизация здоровья. Состав данных сводного регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие требования”, ГОСТ Р 52977 “Информатизация здоровья. Состав данных о взаиморасчетах за пролеченных пациентов для электронного обмена этими данными. Общие требования”, ГОСТ Р 52978 “Информатизация здоровья. Состав данных о лечебно-профилактическом учреждении для электронного обмена этими данными. Общие требования”, ГОСТ Р 52976 “Информатизация здоровья. Состав первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактического учреждения для электронного обмена этими данными. Общие требования”.

На стадии терминологической экспертизы находится стандарт “Информатизация здоровья, основные положения”.

В 2009 г. выйдет стандарт “Информатизация здоровья. Взаимная приемлемость систем и сетей телемедицины. Часть 1. Введение и определения”, который будет действовать как национальный стандарт. Он станет вторым по значимости нормативным документом в Российской Федерации, определяющим требования к телемедицинским технологиям. Также в 2009 г. выйдут стандарты, определяющие порядок передачи видеоизображения между субъектами здравоохранения и касающиеся пластиковых карт здоровья пациента и электронных записей, сообщил Г.С. Лебедев.

Программа “Национальная стандартизация на 2009 год” находится сейчас на рассмотрении в Ростехрегулировании, она включает в себя 28 стандартов, хотя еще не известно, какие из них войдут, в связи с кризисом, в систему стандартизации.

Целью нормативного обеспечения телемедицинских технологий является законодательное закрепление единого механизма регулирования оказания телемедицинских услуг и гармонизация этого механизма соответствующими международными правовыми документами.

При построении законодательной базы телемедицины нужно учитывать проблемы государственного регулирования этой области, соблюдения прав граждан при оказании телемедицинских услуг, требования к лицам, организующим и предоставляющим телемедицинские услуги, требования к документному сопровождению телемедицинских услуг, систему автоматизированного учета пациентов, возмездные и безвозмездные услуги, необходимость защиты информации, ответственность лиц, оказывающих медицинскую помощь, требования к совместимости систем, требования к стандартам обработки и обращения информации, требования к оборудованию и средствам связи.

Генеральный директор фонда “Телемедицина” О.И. Орлов заметил, что на современном этапе телемедицина трансформировалась в более широкое понятие – электронное здравоохранение, под которым подразумевается применение информационных технологий не только для задач информатизации лечебно-диагностического процесса, но и для развития персонифицированного здравоохранения.

Если ранее говорилось о том, что отсутствие правового обеспечения телемедицины сдерживает ее внедрение в регионах РФ, то теперь можно видеть, что в настоящее время эта технология внедряется в регионах в рамках как государственной, так и частной медицины, несмотря на отсутствие правового обеспечения на федеральном уровне. О.И. Орлов отметил, что основные проблемы телемедицины связаны с отсутствием единой государственной политики в данной области, координации работы, невозможностью использовать эту систему для государственных нужд: военных, при чрезвычайных ситуациях и др.

По мнению С.И. Орлова, необходимы, во-первых, пересмотр концепции развития телемедицины, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2000 № 444 “О создании координационного совета Минздрава России по телемедицине”, во-вторых, формирование федеральной программы в этой области с учетом имеющегося опыта внедрения телемедицины в регионах. Целесообразно создание при Комитете Государственной Думы по охране здоровья консультативно-экспертного совета по правовому обеспечению информатизации здравоохранения, в задачи которого, помимо проработки правового поля, входила бы оценка международного и регионального опыта в этой сфере.

Заместитель руководителя Росздравнадзора И.Ф. Серегина отметила в своем докладе, что в течение последних 7 лет телемедицина в России развивалась как децентрализованная информационная система не только в техническом, финансовом, но и в организационном отношении. Серьезным недостатком при отсутствии комплексного централизованного подхода является ярко выраженная внутрирегиональная изоляция: регионы развивают лишь отдельные направления телемедицины.

В большинстве территорий, где имеется необходимое и качественное оборудование, его загруженность, как правило, невелика. Часто у медицинского персонала не сформированы потребности в телемедицинских услугах, не проводится оценка медико-экономической эффективности использования телемедицинских технологий. Система управления региональным здравоохранением не воспринимает телемедицину как комплексную организационную, в т. ч. управленческую, технологию и относится к ней прежде всего как к набору сложных инженерных решений.

По мнению И.С. Серегиной, необходимо определить роль и место телемедицины в приоритетном национальном проекте “Здоровье”: при укреплении первичной медико-санитарной помощи, оказании медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в работе по формированию сосудистых центров и центров высокотехнологичной медицинской помощи, строительство которых ведется на территории РФ. Развитие телемедицинских технологий может существенно повысить эффективность приоритетного национального проекта “Здоровье”.

Телемедицина должна стать одним из эффективных инструментов повышения доступности и качества медицинской помощи. Для этого необходима разработка комплекса мер, направленных на формирование единых принципов внедрения и эффективного использования телемедицины в системе регионального здравоохранения, обеспечивающих полную преемственность с ведущими федеральными специализированными медицинскими учреждениями.

По мнению И.С. Серегиной, необходимо определение роли телемедицины в рамках концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. с последующим составлением плана работы в этом направлении. Нужно решить вопросы лицензирования телемедицинских услуг: непосредственно медицинские услуги должны лицензироваться в соответствии с действующим перечнем работ и услуг в здравоохранении, а техническая составляющая как услуга связи – в Минкомсвязи России.

О преимуществах телемедицины сообщил доктор медицинских наук, профессор, руководитель Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Б.А. Кобринский. Он сказал, что в настоящее время российская телемедицина стала практической частью здравоохранения и может являться альтернативой санитарной авиации, выездным бригадам врачей, дорогим, зачастую ненужным и несвоевременным поездкам больных в федеральные и региональные центры, переводу больных в учреждения более высокого уровня.

По данным Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, при разных видах патологии от 17 до 37% детей нуждаются в медицинской помощи более высокого уровня. При наличии возможности дистанционных консультаций эти цифры могли бы быть существенно ниже.

Преимуществом телемедицины является также возможность видеоконсультаций при оказании экстренной помощи, при таких патологиях, как неврологическая, ортопедическая, где нужно видеть больного в движении, с целью повышения качества диагностики и лечения.

Телемедицина позволяет оптимально подобрать время госпитализации. В основном это касается высокотехнологичной медицинской помощи. По результатам анализа, проведенного в рамках Росмедтехнологий, от 5–7 до 10–12% больных поступает в высокотехнологичные центры несвоевременно и не по профилю. Если бы все больные, направляемые на получение высокотехнологичной помощи, проходили предварительное дистанционное обследование, эти цифры были бы намного ниже, значительно сократились бы сроки госпитализации.

Б.А. Кобринский отметил необходимость анализа работы имеющихся в регионах телемедицинских центров, создания общего положения о телемедицинском центре, разработки требований к телемедицинским центрам в отношении видеоконсультирования, изменения некоторых законов, в т. ч. закона об обязательном медицинском страховании. В то же время он высказал сомнения в целесообразности двойного лицензирования: в Минздравсоцразвития и Минкомсвязи России. Последнее слишком дорого и затруднительно.

О важности проведения телеконсультаций на базе областных больниц сообщил советник Председателя Счетной палаты В.В. Гришин. Также он указал на то, что у здравоохранения должна быть своя система связи.

Поделился опытом работы областного телемедицинского центра Министр здравоохранения Омской области Ю.В. Ерофеев. В г. Омске центр телемедицины создан в 2003 г. на базе областной клинической больницы. В отсутствие единого федерального стандарта организации телемедицинской деятельности был разработан региональный регламент проведения медицинских телеконсультаций. Этот документ четко определил не только последовательность действий врачей всех уровней, но и предоставил стандартизованные формы документов, которые должны быть оформлены в ходе подготовки и осуществления телекоммуникаций. Регламент определяет 5 этапов оказания телемедицинских услуг: от заявки до составления отчета, контроль за которыми осуществляют сотрудники Омского областного центра телемедицины. Таким образом, на местном уровне была решена проблема протоколирования телемедицинских услуг, что имеет важный правовой аспект, ведь результаты протоколирования могут быть представлены в судебном и административном разбирательствах, а также в организациях, осуществляющих страховую деятельность. Протоколирование является основанием и для экономических расчетов между сторонами в случае оказания платных услуг.

Одним из важных аспектов при предоставлении телемедицинских услуг является сохранение врачебной тайны. В Омске защита пациентов от безответственных действий организаторов и участников телеконсультаций осуществляется благодаря системе псевдоминимизации и обезличивания. Сотрудники областного центра телемедицины вместо фамилий пациентов имеют дело с условными кодами, а сопоставить персональные данные гражданина и код могут только специальные лица, отвечающие за защиту информации.

Ю.В. Ерофеев также указал на необходимость решения вопроса об оплате дистанционных консультаций из средств фонда ОМС, поскольку они являются такой же услугой, как консультация профильного специалиста.

Телемедицина должна строиться как многоуровневая функциональная система, иметь единый координирующий центр на федеральном уровне и основываться на единых методологических подходах, медицинских и технических стандартах и протоколах. Отсутствие законодательных аспектов регулирования телемедицинской деятельности сдерживает ее развитие в не меньшей мере, чем технологические сложности или недостаток финансирования. Так, возможно было бы работать в открытых телекоммуникационных системах типа “Скайп”, если бы центральные районные больницы могли платить за трафик около 100 тыс. руб. каждый месяц. Тем не менее, если преодолеть эти сложности, данная технология превратится из ресурсопоглощающей в ресурсосберегающую и оптимизированную.

Важность телемедицины в России обусловлена не просто разрывом в уровне диагностики ведущих медицинских центров и практической региональной сети (этот разрыв существует во всех странах мира), но огромными расстояниями между населенными пунктами в нашей стране, часто отсутствием средств у населения для поездки даже в областную больницу, не говоря уже о федеральной клинике. Именно поэтому все большая активность в развитии телемедицинских проектов наблюдается в регионах. Руководители здравоохранения, клиницисты, ряд губернаторов, проявляющие интерес к телемедицине, справедливо полагают, что деятельность телемедицинских учреждений на местах будет более успешной, если она будет приобщена к общероссийской и мировой практике.

И.Н.Денисов, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, первый проректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова указал на то, что в России в настоящее время остро стоит проблема доступности информационных технологий. Так, только 44% ЛПУ России имеют выход в Интернет. В целом по России 60% россиян вообще не пользуются Интернетом, активные пользователи составляют 42,3 чел. на 1 тыс. населения. Для сравнения: в Швеции эта цифра равна 573, на Ямайке – 228 чел.

Помимо обеспечения доступности информационных технологий, И.Н. Денисов указал на необходимость создания единого государственного медицинского информационно-образовательного портала, который будет содержать всеобъемлющую информацию – от клинических рекомендаций до протоколов ведения больных. Для врачей, работающих в государственных лечебных учреждениях, должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ к этому порталу.

Об актуальности проблемы телемедицинских технологий для регионов Сибирского федерального округа, в частности Алтайского края, сообщил Директор Алтайского краевого медицинского информационно-аналитического центра И.А. Пуховец. Высокие транспортные расходы и затраты времени существенно затрудняют возможность получения специализированной медицинской помощи, в т. ч. консультативной, сельскими жителями Алтайского края, которые составляют почти половину населения края.

Возможность получения специализированной медицинской помощи на месте также затруднена. Большая часть сельских муниципальных ЛПУ недостаточно укомплектованы такими специалистами, как рентгенолог, специалист ультразвуковой диагностики, эндоскопист, а в ряде ЛПУ по действующим нормативам просто не предусмотрены штаты врачей узких специальностей (ЛОР, окулист, дерматолог, эндокринолог, кардиолог и т. д.). Вместе с тем, потребность жителей в специализированной помощи значительна: уровень заболеваемости в Алтайском крае в полтора, а по ряду нозологий в два и три раза выше, чем в целом по Российской Федерации.

Развитие телемедицинских технологий должно способствовать обеспечению доступности получения всех видов медицинской помощи жителями края, независимо от места их проживания, и повышению эффективности использования диагностического оборудования, полученного в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения, т. к. в настоящее время часть оборудования временно не используется из-за недостатка специалистов.

Существующие в Алтайском крае телемедицинские технологии используются прежде всего для дистанционного консультирования: при диагностике врожденных аномалий развития плода, анализе данных ультразвуковой диагностики при различной патологии, в рентгенологии (при консультировании сложных случаев и чтении флюорограмм специалистами краевых ЛПУ в тех районах, где имеется недостаток рентгенологов), анализа цитоморфологических исследований, в дерматологии, а также для обучения.

Внедрение телемедицины проводится в рамках развития врачебнодиспетчерской службы. К настоящему времени автоматизирована одна из ключевых функций врачебно-диспетчерской службы – дистанционная запись на прием в краевые ЛПУ пациентов центральных районных больниц: пациенты заранее получают талон на прием к конкретному врачу и приезжают, минуя регистратуру, в краевое ЛПУ.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, академик РАМН С.И. Колесников отметил необходимость внедрения системы непрерывного медицинского образования, которая невозможна без использования дистанционных методов обучения, создания единого медицинского портала. Минздравсоцразвития России планируется создание защищенного портала медицинской статистики и медицинских консультирований, но помимо этого необходим обучающий портал с открытым доступом.

С.И. Колесников отметил широкое распространение в настоящее время в телемедицине шарлатанства – проведения медицинских консультаций, рекламирования определенных лекарственных средств неквалифицированными специалистами. В связи с этим возрастает важность решения проблемы лицензирования данного вида медицинских услуг, разработки поправок для внесения в Уголовный и Административно-правовой кодексы РФ.

Опытом использования телемедицины в Южном федеральном округе поделился заведующий Центром медицинских технологий Южного окружного медицинского центра Росздрава (г. Ростов-на-Дону) М.Ю. Сметанников. Первые медицинские телеконсультации были проведены Центром медицинских технологий ФГУ “Южный окружной медицинский центр Росздрава” (далее – ЮОМЦ Росздрава) в декабре 2000 г. В настоящее время телемедицинская сеть охватывает 3 клинические больницы – филиалы ФГУ “ЮОМЦ Росздрава” и 9 других телемедицинских центров, расположенных на территории 5 субъектов Южного федерального округа.

Центр участвует в предоставлении жителям округа высокотехнологичных видов медицинской помощи. Каждый, кто направляется на оказание высокотехнологичной помощи, должен пройти телемедицинскую консультацию по основному заболеванию.

В Центре проводятся консультации специалистов из ведущих медицинских центров страны, помимо этого Центр сам оказывает консультативную помощь. Здесь реализуется дистанционное обучение, циклы лекций, сертификационное, тематическое усовершенствование.

Среди основных проблем М.Ю. Сметанников отметил следующие: вопервых, проблему наличия консультанта. Не все медицинские центры Москвы, Санкт-Петербурга и других городов имеют телемедицинские центры, а те, в которых данные технологии присутствуют, не всегда проявляют коллегиальность и готовы оказать консультативную услугу. Во-вторых, имеет место постоянный рост цен на телемедицинские консультации. В настоящее время стоимость телемедицинской консультации в некоторых медицинских центрах составляет 7–10 тыс. руб., что практически равняется стоимости поездки в Москву. Таким образом, теряется рентабельность телеконсультаций. В-третьих, проблема времени. Когда Центр начинал свою работу, сроки организации телеконсультаций составляли 2–3 дня, цитовая консультация занимала 10–15 мин, максимум – сутки, сейчас в договорах навязываются сроки, равные 5–10 рабочим дням.

М.Ю. Сметанников также отметил проблемы постоянного роста цен на телеобучение (часто оказывается дешевле провести в Ростове-на-Дону цикл обучения специалистами из Москвы или Санкт-Петербурга, чем используя телемедицинские технологии), отсутствия качественной связи – стабильного доступа в Интернет с приемлемой скоростью.

По мнению М.Ю. Сметанникова, необходимо на общегосударственном уровне решить проблемы со связью: обязать связистов заключать договоры между собой с прописыванием качества связи, регулировать цены на телемедицинские услуги, также желательно издать каталог, реестр телемедицинских центров, проводящих телеконсультации, в т. ч. телеобучение.

И.П. Шилкин, руководитель Управленияавтоматизированных систем и телекоммуникаций Всероссийского центра медицины катастроф “Защита”, рассказал об использовании телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Качество работы службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях можно повысить за счет:

  • повышения эффективности работы бригад скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф в догоспитальный период, т. е. в ходе транспортировки больного;
  • повышения эффективности работы в лечебных учреждениях за счет предварительной подготовки к приему пострадавших и телемедицинских консультаций во время лечения;
  • повышения квалификации медицинских специалистов службы медицины катастроф, особенно в отдаленных регионах, за счет систем дистанционного обучения и обмена передовым опытом.

В сфере медицины катастроф телемедицинские консультации особенно нужны – при выборе лечебного учреждения для оказания специализированной медицинской помощи и передачи информации о пациенте в лечебное учреждение во время доставки. Учитывая огромные расстояния в некоторых регионах (так, в Магаданской области при расстоянии, к примеру, 800 км вертолет зимой за световой день не успевает долететь, чтобы оказать помощь), важно наличие возможности консультирования для оказания помощи на месте. Телемедицинские технологии важны для проведения плановой консультации пациентов, обеспечения готовности лечебного учреждения к оказанию помощи до поступления в него пострадавших, при решении вопроса о переводе в специализированное лечебное учреждение либо продолжении лечения на месте.

Часто специалистам медицины катастроф приходится работать в условиях наличия сотен пострадавших. При этом телемедицина оказывается очень важной и нужной.

Среди основных проблем И.П. Шилкин отметил отсутствие федерального закона, регулирующего создание медицинских центров, отсутствие телемедицинских консультаций в номенклатуре работ и услуг по оказанию медицинской помощи, отсутствие национальной защищенной телекоммуникационной сети медицинского назначения, типовых решений по телемедицинским центрам, апробированных и рекомендованных к внедрению.

И.П. Шилкин предложил в проект рекомендаций включить рекомендации Правительству РФ о подготовке дополнений к федеральным законам, направленным на развитие внедрения телемедицинских технологий, и попытаться создать федеральную целевую программу “Телемедицина России”.

В.Л. Столяр, руководитель Центра телемедицины Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, отметил важность обеспечения полной совместимости по оборудованию и каналам связи телемедицинской сети. Телемедицинская сеть в России включает в себя более 140 действующих телемедицинских центров, из них 21 расположен в Москве.

В.Л. Столяр подчеркнул, что телемедицинские технологии позволяют обеспечить обучение новым медицинским технологиям, освоение новых медицинских приборов. Когда идет прямая трансляция из операционной, можно наблюдать новое оборудование в действии. На Западе в настоящее время популярно новое направление – домашняя телемедицина, оно резко снижает нагрузку на стационары за счет того, что люди, оставаясь дома, находятся под динамическим контролем. В России, по мнению В.Л. Столяра, также должно развиваться это направление.

В отношении подготовки кадров В.Л. Столяр сообщил о проведении Российской ассоциацией телемедицины два раза в год международной школы по телемедицине продолжительностью 10 дней – интенсивного курса с защитой проектов.

Начальник отдела Федерального агентства по информационным технологиям В.А. Голобоков напомнил, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 № 931 “О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям”, министерство и ведомство должны оказывать государственные услуги населению и организациям через инфраструктуру Общероссийского государственного информационного центра (далее – ОГИЦ).

Параллельно с ОГИЦ разрабатывалась государственная автоматизированная система (ГАС) “Управление”. В данной системе заложен механизм взаимодействия с ОГИЦ. По мнению В.А. Голобокова, для решения многих проблем телемедицины необходимо доработать одно из направлений ГАС “Управление” – мониторинг систем оказания медицинских услуг, а не создавать систему с нуля. Таким образом возможно прийти к единому общегосударственному решению и обеспечить необходимую централизацию.

Руководитель медицинского информационного аналитического центра Минздрава Московской области З.Б. Рахманова указала на важность популяризации телемедицины в средствах массовой информации. В настоящее время многие среди пациентов и даже врачей не знают, что такое телемедицина.

С заключительным словом на круглом столе выступил директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России О.В. Симаков, который подчеркнул, что проблемы телемедицины нельзя отделять от проблем информатизации здравоохранения в целом. В рамках разработки системы персонифицированного учета предполагается информатизация каждого лечебного учреждения. Необходимы объединение всех данных о пациенте в электронной медицинской карте с учетом соблюдения норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”, разработка системы обмена медицинской информацией между ЛПУ, НИИ РАМН, медицинскими вузами и колледжами, а также решение проблемы получения сертификатов после прохождения дистанционного обучения.

О.В. Симаков предложил создать при межведомственной рабочей группе по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения, образованной с 12 февраля 2009 г. в соответствии с решением Совета по информатизации при Президенте РФ, подгруппу, которая бы занималась вопросами стандартизации и права.

О.В. Симаков также сообщил о том, что, если бюджет центрального аппарата Минздравсоцразвития России не будет подвергнут секвестру в этой части, планируется создание в рамках единого общего портала 50 порталов главных внештатных специалистов министерства. Цель этого проекта – обеспечить возможность обращения простого ординатора из любого ЛПУ страны к главному внештатному специалисту и обсуждения с ним в режиме он-лайн профессиональных проблем. На этот же портал планируется вывести специфические для каждой нозологии курсы и новейшие методологии; будет отслеживаться отсутствие на портале рекламы фармацевтических компаний. В долгосрочной перспективе планируется, что на рабочем месте каждого специалиста будет информационно-справочная система по его специальности, ориентированная на соблюдение медико-экономического стандарта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×