• Главная страница
  • » Статьи
  • » Заместителю главного врача
  • » Об организации оплаты труда работников здравоохранения на основе Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год

Об организации оплаты труда работников здравоохранения на основе Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год

3278

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.07 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год. В чем же состоит отличие новых Рекомендаций от Рекомендаций, утвержденных в прошлые годы, и чем они могут помочь в организации оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения?

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (с изм. и доп.), органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления – размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

В целях реализации предоставленных прав, указанным Федеральным законом внесен ряд изменений в действующие федеральные законы, содержащие нормы оплаты труда.

Так, согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) тарифная система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливается Правительством РФ, работников государственных учреждений субъектов РФ – органами государственного управления субъекта РФ, работников муниципальных учреждений – местными органами самоуправления.

Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений приходится на долю бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере она составляет более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда. Доля расходов федерального бюджета составляет менее четверти расходов на оплату труда.

Изменение организации оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Особенность такого подхода заключается в том, что с 2005 г. системы оплаты труда, установленные на федеральном уровне, не являются обязательными для регионов и муниципальных образований.

Главным образом данные изменения сказались на функционировании Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее – ЕТС). Начиная с 2005 г. ЕТС перестала быть обязательной для учреждений, подведомственных субъектам РФ и органам местного самоуправления.

В результате субъекты РФ и органы местного самоуправления получили возможность не только самостоятельно определять размеры тарифных ставок, окладов, различных доплат и надбавок, ориентируясь на достигнутый в регионе уровень жизни и с учетом собственных финансовых возможностей, но и вводить для работников подведомственных бюджетных учреждений новые системы оплаты труда, отличные от действующей ЕТС.

Предполагалось, что существенные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны.

Экономическое положение многих субъектов РФ действительно нестабильно, и большинство из них получает дотации из федерального бюджета и материальную помощь на содержание бюджетной сферы. В этих условиях большинство субъектов РФ пока сохраняет систему организации оплаты труда на основе ЕТС.

Однако различное экономическое положение субъектов РФ и муниципальных образований все больше приводит к усилению дифференциации уровней оплаты труда работников бюджетных организаций в зависимости от региона и территории страны. В настоящее время это происходит за счет повышения размера ставок и окладов работников бюджетной сферы, осуществляемого субъектами РФ и органами местного самоуправления. Такие различия далеко не всегда обоснованы.

Самая высокая среднемесячная заработная плата работников здравоохранения за 9 месяцев 2007 г. отмечена в Ханты-Мансийском автономном округе (24 151 руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (23 852 руб.), Чукотском автономном округе (21 969 руб.), г. Москве (21 298 руб.), а самая низкая за этот же период – в Республике Дагестан (4916 руб.), Республике Мордовия (5450 руб.), Кабардино-Балкарской Республике (5511 руб.), Республике Марий-Эл (5593 руб.). В ряде субъектов РФ среднемесячная заработная плата работников здравоохранения ниже 6 тыс. руб.: в Орловской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской областях и др.

Разница в заработной плате между северными и южными регионами РФ должна существовать, поскольку объективно существуют различия в условиях жизни, прожиточном минимуме и т. д. Однако, когда в разных регионах одной страны разница в среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы достигает 5-кратного размера, то этому явлению невозможно найти разумное объяснение.

В г. Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской и Ростовской областях введены новые системы оплаты труда работников бюджетных организаций, отличные от ЕТС. В ряде субъектов РФ разработка новых систем оплаты труда находится в стадии завершения. При этом какая-либо единая законодательная и методическая основа таких разработок отсутствует.

Не следует забывать, что органам местного самоуправления также предоставлено право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Однако мониторинг условий оплаты труда в территориальном разрезе на федеральном уровне не проводится, и о положении дел в муниципальных учреждениях нет никаких сведений.

Существует опасность, что в дальнейшем вместо действующей единой системы оценки труда работников бюджетной сферы (тарификации) в субъектах РФ могут возникнуть свои тарифные системы. Это поставит работников здравоохранения, как и работников других бюджетных отраслей, в условия совершенно несхожей системы оценки их квалификации и уровня сложности выполняемых работ в различных регионах страны.

Может возникнуть ситуация, когда в условиях отсутствия объективных критериев оценки квалификации медицинских работников при переходе, например, на работу в учреждение здравоохранение, расположенное на территории другого административно-территориального образования, специалистам придется сдавать экзамен, чтобы подтвердить свою квалификацию (как при отъезде за границу), а то и вовсе зависеть от субъективного отношения к себе местного руководства. Как следствие, такие тенденции могут повлечь за собой потерю контроля за экономическими процессами в области оплаты труда, как это произошло во внебюджетной сфере.

Необходимо отметить, что труд работников здравоохранения – один из наиболее сложных видов деятельности, требующий высокого уровня подготовки и наличия специального образования. Отрасль здравоохранения отличает высокая потребность в специалистах с высшим и средним специальным профессиональным образованием.

Ежегодная разработка Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, осуществляется в целях оказания помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, органам по труду субъектов РФ, профессиональным союзам и их объединениям, учреждениям бюджетной сферы в осуществлении мер по организации оплаты труда работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, а также работников других отраслей (видов деятельности), находящихся на бюджетном финансировании. Единые рекомендации разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со ст. 135 ТК РФ, они призваны обеспечить единые подходы к регулированию заработной платы и общие принципы построения систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.07 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год (далее – Рекомендации).

Прежде всего, Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования государственных и муниципальных бюджетных учреждений, при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников этих учреждений.

Как уже было отмечено выше, такие документы разрабатываются с 2005 г., а это означает, что утвержденные Рекомендации являются уже четвертыми. Так в чем же состоит отличие новых Рекомендаций от Рекомендаций, утвержденных в прошлые годы, и чем они могут помочь в организации оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения?

Рекомендации на 2008 г. можно разделить на две основные части. Первая часть традиционная, учитывающая наработки предыдущих лет. В этой части определен круг вопросов, которые должны быть учтены в законодательных и нормативных правовых актах РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также зафиксированы общие принципы, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты в области оплаты труда. Вторая часть Рекомендаций посвящена реформе системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этой части содержатся подходы к реформе системы оплаты труда на федеральном уровне и соответствующие рекомендации для регионального и территориального уровня.

В первой части отмечается, что формирование системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в т. ч. работников здравоохранения, независимо от того, осуществляется оно на основе действующей ЕТС или по другой методологии (например, по отраслевой системе на основе схем должностных окладов, по системе коэффициентов, как в Санкт-Петербурге, и др.), базируется на основе следующих общих принципов:

  • самостоятельное установление систем оплаты труда органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.

Нормативное регулирование оплаты труда

Обязательными для применения на всей территории РФ являются нормы ТК РФ и федеральные законы, определяющие условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, а также постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые во исполнение ТК РФ и этих федеральных законов в отношении работников бюджетных учреждений всех уровней (независимо от того, являются они федеральными, региональными или муниципальными). К основным из них относятся: минимальный размер оплаты труда, размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а также базовые оклады и ставки и профессиональные квалификационные группы.

Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата)

Федеральным законом от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.; далее – Закон № 54-ФЗ) минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) установлен в сумме 2300 руб. в мес., а также внесены изменения в действующее законодательство. Эти изменения требуют дополнительных пояснений.

Статьей 2 Закона № 54-ФЗ внесено изменение в ст. 129 ТК РФ, смысл которого состоит в том, что в величину МРОТ включены все выплаты, относящиеся к заработной плате, в т. ч. компенсационные и стимулирующие. В этом состоит принципиальная разница между прежним значением МРОТ и вновь установленным. Так, если сумма МРОТ, равная 1100 руб. (до 1 сентября 2007 г.), – это тарифная ставка, то МРОТ после 1 сентября – это тарифная ставка плюс доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т. д.

Такие изменения в законодательстве оказали существенное влияние на систему оплаты труда работников здравоохранения. Если МРОТ теперь – вся заработная плата работника за месяц, то тарифная ставка этого работника может быть ниже МРОТ. После 1 сентября 2007 г. ниже МРОТ оказались не только тарифные ставки неквалифицированных работников, выполняющих простые работы, но и других работников, вплоть до 9-го разряда ЕТС.

В предыдущие годы также были случаи опускания тарифной ставки 1-го разряда ЕТС ниже МРОТ. Правительство РФ принимало экстренные меры по установлению специальных увеличений на первых шести разрядах с целью доведения минимальной ставки до уровня МРОТ и сохранения минимальной дифференциации ставок по последующим шести разрядам сетки. При этом размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС по остальным разрядам исчислялись исходя из размера тарифной ставки 1-го разряда до увеличения (т. е. ниже уровня МРОТ).

В этот раз аналогичные меры приняты не были, а вместо этого ст. 4 Закона № 54-ФЗ было отменено обязательное соотношение между 1-м и 18-м разрядами ЕТС (не менее 1 : 4,5), установленное Федеральным законом от 04.02.99 № 22-ФЗ “Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений” (с изм. и доп.).

Принятие данных решений призвано ускорить процесс реформирования оплаты труда работников бюджетных учреждений, поскольку пользоваться столь сильно искаженной ЕТС стало весьма затруднительно.

В ст. 5 Закона № 54-ФЗ содержится норма, устанавливающая, что c его принятием снижение действующих тарифных ставок, окладов, должностных окладов, ставок заработной платы не допускается. Не допускается также снижение действующих доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях (т. е. районные коэффициенты и “северные” надбавки), на территориях, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера.

Размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

До принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ, к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (далее – коэффициенты), установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего СССР.

Следует отметить, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств собственных бюджетов устанавливать размеры районных коэффициентов в больших размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне. В этих случаях, при условии полноценного финансирования, эти размеры районных коэффициентов следует применять в региональных и территориальных системах оплаты труда работников здравоохранения.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения

Установление указанных минимальных размеров оплаты труда Правительством РФ предусмотрено ТК РФ. Вместе с тем, до настоящего времени проект нормативного правового акта по данному вопросу все еще находится в процессе разработки.

На федеральном уровне размеры повышения оплаты труда работников здравоохранения, занятых на указанных работах, устанавливаются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.10.99 № 377 “Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения” (с изм. и доп.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления устанавливают размеры повышения оплаты труда самостоятельно.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)

ЕТКС содержит характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС)

ЕКС содержит должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

К сожалению, ЕКС для работников здравоохранения до настоящего времени не утвержден.

Согласно Рекомендациям, до утверждения в установленном порядке ЕКС применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы устанавливаются разряды оплаты труда на основе ЕТС.

В этой связи до утверждения соответствующего раздела ЕКС рекомендуется применять постановление Минтруда России от 27.08.97 № 43 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации” (с изм. и доп.).

Базовые оклады и ставки и профессиональные квалификационные группы

ТК РФ предусмотрены также базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые Правительством РФ. Вместе с тем, базовые оклады и ставки и профессиональные квалификационные группы (группы профессий рабочих и должностей служащих), сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам являются элементами новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, и их целесообразно рассмотреть одновременно с частью Рекомендаций, относящейся к реформированию систем оплаты труда.

Оплата труда в период разработки новых систем

Формирование новых систем оплаты труда, отличных от действующей ЕТС, происходит не единовременно и требует более или менее длительной подготовки. До введения новых систем оплаты труда на федеральном, региональном и территориальном уровне в полном объеме, для обеспечения правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2008 г., скорее всего, будет применяться действующая тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе EТС.

В настоящее время 70 субъектов РФ в том или ином виде применяют ЕТС. На федеральном уровне введение новых систем оплаты труда начнется не ранее второй половины 2008 г., и поэтому, при всех недостатках сформировавшейся ЕТС, ее придется применять и в 2008 г.

К сожалению, Рекомендации на 2008 г. обходят этот болезненный вопрос. В них ни слова не говорится о том, какие условия оплаты труда следует применять на период разработки и введения новых систем.

Чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел, следует рассмотреть положительный опыт отдельных субъектов РФ по выходу из создавшейся ситуации. Этот опыт основан на использовании права самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда подведомственных бюджетных учреждений.

В отдельных субъектах РФ, располагающих необходимыми бюджетными средствами, размер тарифной ставки 1-го разряда ЕТС равен или превышает МРОТ. В таких регионах ЕТС может применяться с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок 1-го и 18-го разрядов 1 : 4,5, т. е. в прежнем виде.

В тех субъектах РФ, в которых проведено повышение тарифных ставок ЕТС с 1 сентября 2007 г. и установлены доплаты к ставкам для сохранения дифференциации на первых разрядах, могут быть введены новые тарифные коэффициенты ЕТС. Во вновь образованные ставки и оклады будут включены доплаты, что позволит упростить систему и сохранить 18 разрядов. Вместе с тем, ЕТС в этих условиях неизбежно подвергнется “сжатию”, и по этой причине соотношение 1 : 4,5 необходимо будет скорректировать.

Наконец, субъектам, получающим дотации из федерального бюджета или не располагающим достаточным объемом финансовых средств, не остается ничего другого, как регулировать оплату труда с помощью доплат.

Сохранение действующей системы оплаты труда на основе ЕТС обязывает субъекты РФ и органы местного самоуправления обеспечить ее функционирование на основе соответствующих нормативных правовых актов. Все эти решения могут применяться только на время подготовки новых систем оплаты труда.

Порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

Существенным отличием Рекомендаций на 2008 г. стало определение порядка формирования систем оплаты труда работников федеральных учреждений.

В 2008 г. в федеральных бюджетных учреждениях вводятся новые системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от

22.09.07 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”.

Сроки и порядок введения систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются:

  • федеральными министерствами – в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных указанным министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;
  • федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, – в отношении подведомственных им учреждений;
  • иными государственными органами и организациями – в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

Указанным постановлением утверждено также Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей и предусмотрены поручения по подготовке и утверждению нормативных правовых актов, необходимых для введения новых систем оплаты труда.

Так, Минздравсоцразвития России поручена разработка и утверждение следующих документов:

  • перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • положений о профессиональных квалификационных группах и критериях отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
  • предложений по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессионально-квалификационным группам;
  • методических рекомендаций по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

Основные позиции указанного Положения нашли свое отражение в тексте Рекомендаций.

В настоящее время подготовлены и утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.07 № 663 Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда. Ранее были выпущены приказы Минздравсоцразвития России от

06.08.07 № 525 “О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам” и № 526 “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников”.

Эти документы являются основой для разработки новых систем оплаты труда работников здравоохранения.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при установлении систем оплаты труда работников бюджетных учреждений регионального и муниципального подчинения рекомендовано использовать условия оплаты труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных бюджетных учреждений.

Введение новых систем оплаты труда, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.09.07 № 605, в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, может осуществляться с учетом Методических рекомендаций по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.07 № 663, а также других нормативных правовых актов, принятых во исполнение этого постановления.

Рекомендации на 2008 г. становятся основой подготовки соглашений и рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, по организации оплаты труда работников бюджетных учреждений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×