Некоторые аспекты практической реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования

21029

В 2008 г. исполняется десять лет с момента утверждения первой Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Несмотря на то, что с каждым годом увеличивается финансовое обеспечение Программы, многие вопросы остаются еще нерешенными.

Обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) является составной частью государственного социального страхования согласно Закону РФ от 28.06.91 № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп.; далее – Закон № 1499-1), реализуется в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, регулирующими объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи. ОМС гарантирует предоставление всем гражданам независимо от их материального и социального положения равных условий в получении медицинской помощи.

Принципы обязательного медицинского страхования

Всеобщность. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы ОМС.

Государственный характер. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Государство выступает непосредственным страхователем неработающего населения и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств ОМС, обеспечивает финансовую устойчивость системы, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Обязательность отчислений. Местные органы исполнительной власти и юридические лица обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 2,8% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС в определенном порядке и несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пеней и штрафа.

Некоммерческий характер. Вся получаемая прибыль от операций по ОМС направляется на пополнение финансовых резервов системы ОМС.

Строгий контроль за использованием финансовых средств. Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане независимо от уровня дохода имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС; фактическое потребление медицинских услуг осуществляется отдельными, нуждающимися в них лицами.

Объект и субъекты медицинского страхования

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Страховой риск – это предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование.

Страховой случай – это совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхователю, гражданину, иным лицам.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик (страховая медицинская организация, страховая компания), медицинское учреждение.

Гражданин – физическое лицо, застрахованный, подлежащий медицинскому страхованию вне зависимости от возраста и состояния здоровья.

Страхователями при ОМС в соответствии с законодательством являются:

  • для неработающего населения – органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
  • для работающего населения – организации и физические лица – работодатели, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты.

Страховщик (или страховая медицинская организация, страховая компания) – юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее лицензию на страховую деятельность.

Медицинское учреждение – это ЛПУ, НИИ, медицинский вуз или другое учреждение, имеющее лицензию на медицинскую деятельность, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно при наличии лицензии.

Субъекты системы медицинского страхования имеют права, обязанности и несут определенную законом и договорами ответственность.

Гражданин как субъект медицинского страхования

Застрахованные граждане имеют право:

  • на свободный выбор медицинской страховой организации;
  • свободный выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договором ОМС;
  • получение медицинской помощи на всей территории РФ, в т. ч. за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в т. ч. на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено ли это в договоре ОМС.

Страхователь как субъект медицинского страхования

Обязанности страхователя:

  • заключать договор ОМС со страховщиком;
  • вносить страховые взносы в соответствии с законом и договором ОМС;
  • в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;
  • зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде ОМС.

Страхователь имеет право:

  • на участие во всех видах медицинского страхования;
  • свободный выбор страховой компании;
  • осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования.

Страхователь несет ответственность за уклонение от заключения договора ОМС. В судебном порядке он подвергается штрафу в размере, соответствующем установленному страховому взносу. Взысканные средства направляются в соответствующий территориальный фонд ОМС. При этом уплата штрафа не освобождает страхователя от обязательств по ОМС.

Страховщик как субъект медицинского страхования

Обязанности страховщика:

  • заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС;
  • выдавать страховые медицинские полисы после заключения договора;
  • контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с договором;
  • защищать интересы застрахованных граждан.

Страховщик имеет право:

  • свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам ОМС;
  • принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
  • предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине;
  • в случае нарушения медицинским учреждением условий договора частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг;
  • требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный здоровью гражданина вред, возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причинен страхователем.

Страховщик несет правовую и материальную ответственность:

  • перед застрахованной стороной – за невыполнение условий договора;
  • перед медицинскими учреждениями – за несвоевременное внесение платежей за оказанные медицинские услуги;
  • за необоснованный отказ в заключении договора ОМС.

Медицинское учреждение как субъект медицинского страхования

Обязанности медицинского учреждения:

  • предоставлять застрахованным медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Медицинское учреждение несет ответственность:

  • за объем и качество предоставляемых медицинских услуг;
  • отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных субъектов медицинского страхования не имеет обязанностей и не несет ответственности лишь пациент – у данного субъекта системы медицинского страхования по закону есть только указанные права.

Предоставление помощи по системе обязательного медицинского страхования

Для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение созданы фонды ОМС, которые являются финансово-кредитными государственными организациями. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) действует в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.98 № 857. Для реализации ОМС в субъектах РФ созданы территориальные фонды ОМС (ТФОМС).

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемая на каждый год (далее – Программа), определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ бесплатно на территории РФ. На основе данной Программы органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС.

В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в т. ч. специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в т. ч. высокотехнологичная.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая медицинская помощь, в т. ч. специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Специализированная медицинская помощь, в т. ч. высокотехнологичная, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Медицинская помощь предоставляется в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и (или) изоляции, в т. ч. по эпидемиологическим показаниям:

  • при заболеваниях, в том числе острых, и при обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах;
  • при патологии беременности, родах и абортах;
  • в период новорожденности.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством РФ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Средства, за счет которых предоставляется медицинская помощь

Медицинская помощь на территории РФ предоставляется за счет средств ОМС и средств бюджетов всех уровней.

За счет средств ОМС в соответствии с базовой программой ОМС предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая, в т. ч., обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством РФ при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах.

За счет средств федерального бюджета предоставляются:

  • специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • осуществление дополнительных мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством РФ;
  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, оказываемая в рамках базовой программы ОМС, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с законодательством РФ. Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • медико-санитарное обеспечение населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством РФ в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления;
  • дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ).

За счет средств бюджетов субъектов РФ предоставляются:

  • специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
  • специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов РФ, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравсоцразвития России, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов РФ;
  • медицинская помощь, предусмотренная законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан.

В порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляется финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

За счет средств местных бюджетов (за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) предоставляются:

  • скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной));
  • первичная медико-санитарная помощь, в т. ч. оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях;
  • неотложная медицинская помощь;
  • медицинская помощь, оказываемая женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период.

В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

Кроме того, за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке финансируются оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравсоцразвития России, в т. ч. в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.

Взаимодействие субъектов системы обязательного медицинского страхования

Взаимоотношения субъектов системы ОМС базируются на договорной основе. При этом страховщик (страховая медицинская организация) выступает как посредник при реализации договорных отношений в системе ОМС (рисунок). Со страховой медицинской организацией заключает договор как страхователь, так и медицинская организация. В соответствии с заключенными договорами формируются и финансовые потоки в системе ОМС. Страхователь перечисляет денежные средства за застрахованных граждан в ТФОМС, который на основании заключенных договоров перечисляет деньги в страховую медицинскую организацию. По окончании лечения страховая компания возмещает медицинскому учреждению денежные средства, затраченные на лечение конкретных пациентов.

Следует отметить, что отношения врач – пациент в связи с введением медицинского страхования приобрели качественно иную природу: из патерналистских они преобразовались в гражданско-правовые (договорные), в связи с чем последние годы развития здравоохранения характеризуются ростом претензий к организациям здравоохранения и медицинским работникам как со стороны застрахованных граждан, так и со стороны страховых медицинских организаций.

Контроль качества медицинской помощи

Для обеспечения качества медицинской помощи (далее – КМП) и профилактики конфликтов в здравоохранении действует система по контролю КМП, в которой существует три ступени контроля:

  • качества структуры;
  • качества процесса;
  • качества результата.

Первая ступень – контроль качества структуры – осуществляется лицензирующими органами с целью не допустить к занятию медицинской деятельностью организации и частнопрактикующих врачей, которые не соблюдают нормативные требования к кадровому обеспечению и материально-техническому оснащению.

Вторая ступень – контроль качества процесса. Здесь задачей является установление соответствия технологии процесса оказания медицинской помощи технологическим стандартам. В контроле качества процесса можно выделить два этапа внешний контроль и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляется органами управления здравоохранения, которые согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) имеют право контролировать КМП, а также лицензирующими органами и страховыми медицинскими организациями.

Экспертиза КМП проводится врачами-экспертами страховых медицинских организаций по медицинской документации – медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного. Экспертиза КМП предусматривает сопоставление оказанной медицинской помощи конкретному пациенту со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах. Помимо выполнения стандартов должны учитываться особенности данного индивидуального случая.

В связи с тем, что соответствие медицинской помощи стандартам с 2007 г. является лицензионным требованием, лицензирующие органы становятся еще одной структурой, имеющей право проверять и оценивать процессуальный компонент обеспечения КМП и при выявлении нарушений приостанавливать действие лицензии на медицинскую деятельность.

Такие серьезные для организации санкции, как неоплата медицинской помощи страховыми компаниями или приостановление действия лицензии по результатам выявленных нарушений, вступают в силу чаще там, где отсутствует эффективный внутренний контроль, осуществляемый внутри самой медицинской организации. Самоконтроль – первый и основной шаг на пути защиты медицинских работников от претензий со стороны пациентов или страховых компаний.

Так, сам лечащий врач должен осуществлять контроль за соблюдением клинических протоколов или утвержденных стандартов оказания медицинской помощи. При ведении медицинской документации он должен отразить выполнение стандарта и обязательно обосновать причины отклонений от последнего. Кроме того, врач должен контролировать выполнение врачебных предписаний пациентом и выполнение врачебных назначений медицинской сестрой.

К сожалению, до сих пор врачи не оформляют должным образом информированное согласие пациента на медицинское вмешательство либо отказ от него. Согласно Основам при отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. К медицинским вмешательствам относятся и диагностические процедуры, и любые лечебные мероприятия – оперативные вмешательства, инъекции, прием лекарственных средств, физиотерапевтические процедуры, клизмы и т. д. Часто, к примеру, отказ от контрольной фиброгастродуоденоскопии при язвенной болезни почему-то отказом не считают и ограничиваются записью в медицинской карте “от ФГДС отказался” без подписи пациента. Привыкнув к правильной организации работы и оформляя должным образом медицинскую документацию, лечащий врач будет чувствовать себя более уверенно при возникновении спорных ситуаций с застрахованными гражданами.

Кроме лечащего врача внутренний контроль осуществляется руководителем структурного подразделения, который обязан проконсультировать каждого пациента, поступившего на лечение в стационар, в первые три дня. На этих двух этапах процессуальный контроль позволяет вмешиваться в технологию оказания медицинской помощи, внося в нее коррективы в целях обеспечения качества медицинской помощи.

Обязанностью руководителя структурного подразделения является оценка результатов по каждому законченному случаю, когда он также проверяет соответствие технологии установленным стандартам, анализирует отклонения от стандарта как в сторону невыполнения отдельных требований, так и в сторону превышения установленного стандартом объема диагностических и лечебных мероприятий. Это уже третья ступень контроля качества – оценка качества результата, которая осуществляется по законченным случаям, позволяя анализировать ошибки и изменять организационные и лечебно-диагностические технологии в целях повышения КМП.

Обеспечение контроля КМП входит в должностные обязанности заместителя главного врача. Экспертному контролю обязательно подлежат случаи:

  • летальных исходов;
  • внутрибольничного инфицирования и осложнений;
  • первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
  • повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
  • заболеваний с завышением или занижением средних сроков лечения;
  • расхождения диагнозов;
  • жалоб пациентов или их родственников.

Врачебная комиссия медицинского учреждения оценивает систему контроля КМП в данной организации в целом и принимает решения по ее совершенствованию.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи четко изложены требования по предоставлению населению различных видов медицинской помощи.

Перечень диагностических и лечебных мероприятий определяется действующими стандартами лечения и обследования.

В целях соблюдения прав пациента необходимо:

  • в первичной медицинской документации отражать план обследования и лечения пациента в соответствии со стандартом;
  • отказ пациента от каких-либо видов обследования и лечения, установленных стандартом, оформлять в первичной медицинской документации в соответствии с действующим законодательством (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан);
  • обосновывать в медицинской карте стационарного (амбулаторного) больного отступления в тактике от стандарта ведения пациента.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×