Жить по стандартам: правовые и экономические последствия

3114

Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является несоответствие государственных гарантий медицинской помощи их ресурсному обеспечению. Безусловно, положительные сдвиги в увеличении финансирования есть, однако для полного соответствия гарантий и ресурсного обеспечения последнее необходимо увеличить в 2–3 раза. При этом проблема заключается не только в недостатке средств, но и в отсутствии адекватных методик определения требуемых объемов медицинской помощи и финансирования. Считается, что данную проблему можно решить на основе формирования стандартов медицинской помощи.

Разработка стандартов оказания медицинской помощи (далее – стандарты) по всем заболеваниям и состояниям и на всех этапах, с перечислением необходимых диагностических и лечебных услуг, с указанием частоты их назначения и кратности, приведет к возможности точного определения объема средств, необходимого для выполнения требований стандартов, а также поможет рассчитать требуемый объем финансирования здравоохранения.

Данное обстоятельство определяет актуальность вопросов стандартизации в здравоохранении. В этой связи становится понятной настойчивость Минздравсоцразвития России, которое на протяжении последних 10 лет пытается внедрить стандарты в медицинскую практику. Наибольшая активность ведомства отмечается последние 4–5 лет, в течение которых Минздравсоцразвития России утвердило множество стандартов. Следует отметить, что в этот период нормы законодательства предусматривали добровольность исполнения требований стандартов. Напомним, что согласно Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.; далее – Закон № 184-ФЗ) “стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются… правила осуществления и характеристики… выполнения работ или оказания услуг” (ст. 2). При этом медицинская деятельность – выполнение медицинских работ и оказание медицинских услуг. Правовым основанием этого могут служить, в т. ч., нормы Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. и доп.) и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № 30. Необходимо учесть, что до внесения изменений Федеральным законом от 01.05.07 № 65-ФЗ, согласно п. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ, его действие не распространялось на целый ряд стандартов, но медицинские стандарты в этот список не входили.

Возникающая при этом коллизия права между нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) и Закона № 184-ФЗ разрешалась в пользу последнего документа, поскольку по данному вопросу он являлся специальным законом, а Основы – законом общего характера. Однако в мае 2007 г. ситуация кардинально изменилась. Федеральным законом от 01.05.07 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”» в Закон № 184-ФЗ были внесены изменения и дополнения, в т. ч. был добавлен п. 4 ст. 1, где говорилось, что отныне Закон № 184-ФЗ не распространяется на “отношения, связанные с применением мер по… оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в т. ч. к лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции)”. В этих условиях Основы становятся основополагающим законодательным актом по вопросам стандартизации в здравоохранении. В связи с изложенным уместно напомнить, что п. 15 ст. 5 Основ к полномочиям федеральных органов государственной власти относит “установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением”. В свою очередь органам государственной власти субъектов РФ п. 3.1 ст. 6 Основ дает “право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения”.

Таким образом, ранее Минздравсоцразвития России при утверждении стандартов могло лишь рекомендовать руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения использовать утвержденный стандарт. Теперь федеральный орган управления здравоохранением имеет право устанавливать стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения.

Информация об изменении норм права, регулирующего вопросы стандартизации в здравоохранении, в виде доклада была доведена до сведения участников Всероссийской конференции “Скорая медицинская помощь – 2007” (Санкт-Петербург, 20–21 июня 2007 г.). Необходимо отметить, что доклад вызвал оживленную дискуссию. Многие из числа выступивших в прениях высказались за невозможность использования стандартов в качестве средства оценки качества оказанной медицинской помощи (Данная позиция нашла свое отражение в резолюции, принятой участниками Всероссийской конференции). С учетом вопросов и результатов обсуждения автор доклада и данной статьи считает важным обратить внимание на ряд аспектов.

Во-первых, если из приказов Минздравсоцразвития России по утверждению стандартов медицинской помощи больным конкретными заболеваниями:

  • будет исключен пункт “Рекомендовать руководителям… учреждений здравоохранения использовать стандарт… медицинской помощи…”;
  • и сохранится лишь фраза “Утвердить прилагаемый стандарт… медицинской помощи…”, то требования данного стандарта будут обязательны для исполнения как в части выполнения объемов помощи медицинскими работниками, так и в части ресурсного обеспечения со стороны администраций учреждений.

Во-вторых, стандарт может быть использован только для целей планирования и определения необходимого финансирования, а не как средство контроля качества медицинской помощи только в случае, если в текст приказа Минздравсоцразвития России будут внесены соответствующие положения.

В этой связи принципиально важной является позиция Минздравсоцразвития России по данному вопросу. Очевидно, что официально она будет обозначена в приказе, утверждающем очередной стандарт. Вместе с тем заместитель министра Хальфин Р.А. на Втором Всероссийском съезде врачей скорой медицинской помощи обратил внимание присутствующих на то, что Минздравсоцразвития России совместно с Росздравнадзором предполагает проведение проверок исполнения требований стандартов (Речь шла о стандартах скорой медицинской помощи). Таким образом, в случае, если медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов РФ не попытаются изменить эту позицию, то в достаточно короткие сроки стандарты явятся основным средством контроля качества медицинской помощи.

Здесь уместно оговориться, что автор статьи разделяет точку зрения о том, что стандарты – достаточно эффективный инструмент контроля. Тем не менее часть уже принятых стандартов содержит не минимально необходимые объемы помощи, а максимальные. Для целого ряда муниципальных учреждений, особенно из дотационных регионов, требования таких стандартов невыполнимы. Кроме того, в значительном количестве стандартов частота выполнения медицинских услуг определяется на основе представлений экспертов, что методологически закладывает возможность несоответствия данного параметра истинным значениям. В свою очередь следует осознавать, что контрольные (надзорные) органы, суды вынуждены будут использовать стандарты как средство оценки качества медицинской помощи. С позицией адвокатов пациентов можно ознакомиться в статье Зиновьевой О.В. и Заседателевой Т.В. “Значение стандартов медицинской помощи при оценке качества ее оказания”.

Названные аспекты определяют третье обстоятельство – принципиальную важность содержательной части стандартов. На этапе их разработки у медицинской общественности теоретически могут быть две полярные модели поведения. Одна предполагает отказ от взаимодействия с органами управления здравоохранением и участия в разработке проектов стандартов, что не вполне оправданно, т. к. стандарты рано или поздно будут разработаны на все заболевания и состояния. Вторая модель, наоборот, предусматривает самое активное участие общественности при формировании стандартов. На наш взгляд, это станет залогом того, что стандарты:

  • будут способствовать достижению оптимальных результатов лечения больных и пострадавших;
  • будут выполнимы.

Кроме того, мы полагаем целесообразным поэтапное введение обязательности исполнения требований стандартов:

  • на первом этапе стандарты должны являться средством планирования расходов в здравоохранении;
  • на втором, когда стандарты будут разработаны по всем заболеваниям и состояниям, когда будут понятны и изысканы объемы финансирования, необходимые для выполнения требований стандартов, cледует перейти к использованию их в качестве инструмента контроля качества медицинской помощи.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×