Организация работы по размещению государственного заказа в учреждении здравоохранения

9670

Вступивший в силу с 31 декабря 2005 г. Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп.) привнес в деятельность бюджетных учреждений достаточное количество проблем. Если в современных условиях хозяйственного оборота менеджеры коммерческих организаций ломают себе голову над проблемой, как заработать деньги, то для бюджетных учреждений актуальна иная сторона этой проблемы – как эффективно и своевременно потратить имеющиеся средства.

Механизм расходования денежных средств в государственных учреждениях весьма сложен: необходимо пройти через процедуру размещения заказа для государственных нужд, установленную Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп.; далее – Закон № 94-ФЗ), который определил возможность организации в субъектах РФ органов государственной власти, уполномоченных на размещение заказов для государственных нужд. Казалось бы, наличие такого органа могло бы снять с учреждения здравоохранения груз проблем, связанных с необходимостью организации размещения заказов самостоятельно. Однако вместо этого возникли дополнительные сложности. Ситуацию с функционированием такого органа можно сравнить, к примеру, с посредничеством при покупке квартиры. Несомненно, гражданин, прибегающий к помощи того или иного агентства недвижимости, рассчитывает на то, что агентство возьмет на себя груз проблем, связанных с поиском жилья, а также с проверкой чистоты сделки и надлежащим оформлением этой сделки. Агентство при этом не вмешивается в выбор покупателя, не выбирает за него – какое жилье ему приобрести, где оно будет находиться и как будет выглядеть, оно лишь только предлагает ему различные варианты, а сам выбор остается за покупателем. Но представим, что ситуация вдруг изменилась и агентство получило право выбирать за заказчика, что ему покупать. С принятием Закона № 94-ФЗ государственный заказчик может передать право выбора того, что покупать, посреднику, т. е. уполномоченному на размещение государственного заказа органу. В связи с этим возникает вопрос о качестве данного посредника: как и насколько он может учесть все интересы и требования покупателя? Какой квалификацией обладает? Каким способом будет осуществлять свой выбор?

Как показала практика применения закона, ответы на эти вопросы весьма неоднозначны. Зачастую посреднику свойственно ошибаться, и для того, чтобы свести эти ошибки к нулю, государственные заказчики вынуждены полностью включаться в работу уполномоченных на размещение государственного заказа органов.

Одной из целей введения в действие Закона № 94-ФЗ было обеспечение эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Однако реализация этой цели привела к несколько иным последствиям, в какой-то мере пагубным. Законодатель определил ситуацию, в которой качество товаров и услуг соизмеряется с их ценой: “чем ниже цена, тем лучше качество”. Эффективность использования выразилась в экономии бюджетных средств, от чего снизилось качество закупаемых товаров, работ, услуг. Многие государственные заказчики столкнулись и с проблемой поставки совсем не тех товаров, на которые они изначально рассчитывали.

В медицинских учреждениях проблема реализации госзаказа усугубилась тем, что она напрямую связана с качеством оказываемой медицинской помощи. Речь идет о сроках поставки необходимого оборудования, медикаментов (зачастую жизненно необходимых) и расходных материалов.

С одной стороны, применению закона сопутствуют негативные аспекты, с другой – он дисциплинирует руководителей бюджетных учреждений: учит их правильно и четко планировать закупки и распределять средства, своевременно реализовывать их, учитывать все факторы (в т. ч. риски) при совершении тех или иных действий и, главное, нести ответственность за качество своей работы.

Проблема организации работы по размещению государственного заказа в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения начинается с решения вопроса: к чьей компетенции отнести размещение государственного заказа внутри самого учреждения? Во многих учреждениях это берут на себя хозяйственные или снабженческие службы, в других имеет место разделение функций между службами.

По нашему мнению, основные рычаги управления закупками для государственных нужд в учреждении должны быть возложены на специалистов, имеющих юридическое образование, по следующим причинам: новое законодательство в сфере размещения заказов несовершенно, зачастую при исполнении закона приходится сталкиваться с правовыми коллизиями, многие институты не описаны в законе достаточно подробно (например, институт одноименных товаров, работ, услуг). Часто органы, уполномоченные на размещение заказов для государственных нужд, сами на свое усмотрение трактуют действующее законодательство, что влечет за собой массу конфликтов, разрешение которых относится к компетенции юридических служб организаций.

Работа по размещению государственного заказа начинается с планирования. Поскольку в настоящее время в Российской Федерации принята концепция формирования трехлетнего бюджета, планирование является, по сути, долгосрочным. В планировании в обязательном порядке должны принимать участие следующие субъекты: служба, в которую непосредственно требуется закупить товар (работы, услуги), и экономическая служба учреждения. После того как будут четко спланированы необходимые закупки, следует передать их перечень экономистам учреждения с тем, чтобы определить, какими денежными средствами обладает или будет обладать учреждение, и внести соответствующие статьи расходов в смету доходов и расходов учреждения. Одновременно происходит формирование плана закупок.

Такую деятельность по планированию можно сравнить с распределением семейного бюджета: вначале необходимо определить цели, затем объем средств, необходимых для достижения этих целей. К сожалению, в рамках учреждения далеко не всегда и не все специалисты, связанные с закупочной деятельностью, понимают, что ресурсы и смета доходов и расходов учреждения небезграничны.

За этапом планирования целей следует этап реализации плана. Реализация плана начинается с определения предмета закупки и точного определения технических параметров закупки. Закон № 94-ФЗ говорит на этот счет следующее: “Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика”. Именно на этом основании можно определить критерии, которым должна отвечать та или иная закупка.

Для удобства работы в учреждении формируется единая форма документа, содержащего требования. Ответственные за каждый отдельный вид закупок лица (ответственные исполнители) оформляют заявку на размещение заказа. Форма заявки может выбираться произвольно, но наиболее наглядно информация будет представлена в виде таблицы.

Таблица 1

Заявка на размещение заказа на поставку товара

№ п/п

Наименование товара

Ед.изм.

Кол-во

Сумма закупки, в т. ч. НДС (руб.)

1

2 и т. д.

Итого:

Подобным образом может быть сформулирована заявка на выполнение работ и оказание услуг.

В бланке заявки можно предусмотреть также следующие пункты: источник финансирования закупки, закупки в соответствии со сметой доходов и расходов учреждения.

Следует помнить, что заявки подаются в Отдел правового обеспечения деятельности и размещения государственного заказа или лицу, ответственному за размещение заказа, не позднее определенного срока, при установлении которого учитываются сроки на рассмотрение заявок и подготовку конкурсной, котировочной документации уполномоченным на размещение заказов органом. Также следует помнить, что в ряде регионов заявка, конкурсная и котировочная документация проходят согласование не только в уполномоченном на размещение заказов органе, а также в следующих инстанциях:

  • у распорядителя бюджетных средств (вышестоящий орган управления здравоохранением);
  • в органе казначейского исполнения бюджета (автоматически сверяет сумму заявки на предмет наличия бюджетных ассигнований);
  • агентстве (или ином подобном органе) по госзаказу;
  • контрольном управлении администрации субъекта РФ.

Получение согласования каждого из этих органов занимает определенное время. Таким образом, заявки лучше подавать заблаговременно (приблизительно за 45 дней до размещения заказа посредством запроса котировок, за 100–110 дней – до размещения заказа посредством проведения конкурса).

Составленная заявка должна пройти согласование ряда лиц. Ответственный исполнитель подписывает надлежащим образом оформленную заявку и согласовывает ее с экономической и бухгалтерской службой учреждения. При согласовании заявки экономист в обязательном порядке проставляет на заявке источник финансирования, а также код экономической классификации, по которому осуществляется финансирование данной закупки. Экономическая служба, подписывая заявку, принимает на себя следующую ответственность: за включение запланированных расходных обязательств в смету доходов и расходов учреждения на очередной финансовый год (квартал), а также за наличие денежных средств в смете доходов и расходов на согласованную статью расходов в соответствии с предоставленным ответственным исполнителем планом и согласованной заявкой. Бухгалтерская служба согласовывает заявку на закупку с целью соответствия условиям оплаты, отражаемым в заявке на размещение заказа. Также бухгалтерская служба при согласовании заявки принимает на себя ответственность за соответствие исполнения сметы доходов и расходов учреждения утвержденным ассигнованиям и фактических действий по осуществлению оплаты – сведениям из заявки на размещение заказа. После согласования с указанными лицами заявка передается на утверждение руководителю учреждения.

Однако представляется целесообразным, чтобы ответственный исполнитель дополнил заявку пояснительной запиской, потому что одной только заявки в такой ситуации недостаточно, т. к. она не в полной мере отражает интересы государственного заказчика. Следовательно, необходимо разработать и утвердить типовую форму пояснительной записки к заявке на размещение заказа на поставку товара. Наиболее полная форма такой пояснительной записки будет выглядеть следующим образом.

Таблица 2

Пояснительная записка к заявке на размещение заказа на поставку товара

Условия

Расшифровка

1

Полная характеристика товара

1.1

Требования к качеству товара

1.2

Требования к техническим характеристикам товара

1.3

Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара

1.4

Иные обязательные требования

2

Место поставки

3

Требования к отгрузке товара

Например: доставка силами и транспортом Поставщика и за его счет

4

Особые условия

Например: поставка товара осуществляется только в рабочие дни

5

Сроки или график поставки

6

Сроки годности/гарантийные сроки

Например: остаточный срок годности на товар на дату получения товара государственным заказчиком не должен составлять менее ___%

7

Форма, сроки и порядок оплаты

Например: оплата производится безналичным платежом в течение 15 банковских дней с момента приемки товара

8

Порядок определения цены (стоимости) товара. Стоимость товара включает в себя

Например: стоимость товара, стоимость тары и упаковки, стоимость доставки товара до места нахождения государственного заказчика, стоимость страхования, а также налоги, сборы и пошлины, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством

9

Обоснование цены товара (указать, каким образом изучался функционирующий рынок товаров)

10

Требования к упаковке товара

Например: упаковка (тара) должна обеспечивать сохранность груза от всякого рода повреждений при перевозке различными видами транспорта, с обозначением всех необходимых предупредительных надписей

11

Прочие условия

12

Требования к обслуживанию товара

13

Требования к расходам на эксплуатацию товара

14

Необходимость установления обеспечения конкурсных заявок, размер обеспечения

15

Необходимость установления обеспечения исполнения государственного контракта, размер обеспечения

16

Критерии оценки поданных заявок (при размещении заказа посредством конкурса, т. е. на сумму более 500 тыс. руб.):

Например:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара;

5) срок предоставления гарантии качества товара;

6) объем предоставления гарантий качества товара; 7) цена товара

В соответствии с данной формой ответственный исполнитель определяет критерии поставки товара и выбора поставщика, а уполномоченному на размещение заказов органу будет намного легче определиться с требованиями государственного заказчика к закупке того или иного вида товара. Необходимо помнить, что чем подробнее будут описаны требования к закупке, тем легче принять решение о выборе поставщика и разрешить возникшие проблемы. Также это накладывает на составителя заявки ответственность за правильность принимаемого решения, позволяет ему как можно более четко сформулировать требования и принять окончательное решение о необходимости той или иной закупки.

Помимо формы пояснительной записки на поставку товаров, необходимо разработать также форму пояснительной записки на выполнение работ и оказание услуг. Отдельного внимания заслуживают строительные и ремонтные работы. Пояснительная записка для данных видов закупок может выглядеть следующим образом:

Таблица 3

Пояснительная записка к заявке на выполнение строительных (ремонтных) работ и оказание услуг

Условия

Расшифровка

1

Объект работ

2

Объем работ (приложить также документы, подтверждающие объем работ – акты обследования, дефектные ведомости, сметы, согласования и т. д. и т. п.)

3

Обязанности Подрядчика (Исполнителя) (этапы работ/ услуг)

4

Гарантийный срок на результат работ/услуг

5

Сроки или график выполнения работ/оказания услуг

6

Место выполнения работ/оказания услуг

7

Особые условия

Например: работы выполняются только в рабочие дни.

8

Форма, сроки и порядок оплаты – в случае необходимости указать размер авансового платежа и обоснование необходимости авансового платежа

Например: оплата производится безналичным платежом в течение 20 банковских дней с момента приемки результата работ

9

Порядок определения цены (стоимости) работ/услуг. Стоимость работ/услуг включает в себя:

Например: стоимость работ, стоимость специального оборудования и запасных частей, передаваемых (установленных) Подрядчиком Заказчику, стоимость доставки оборудования и запасных частей, пусконаладочные работы, налоги, сборы и иные обязательные платежи

10

Прочие условия

11

Требования к качеству работ/услуг

12

Требования к техническим характеристикам работ/ услуг

13

Требования к безопасности работ/услуг

14

Требования к результатам работ/услуг

15

Необходимость установления обеспечения конкурсных заявок, размер обеспечения

16

Необходимость установления обеспечения исполнения государственного контракта, размер обеспечения

17

Критерии оценки поданных заявок (при размещении заказа посредством конкурса, т. е. на сумму более 500 тыс. руб.)

Например:

1) качественные характеристики работ/услуг);

2) сроки (периоды) выполнения работ;

3) срок предоставления гарантии качества работ;

4) объем предоставления гарантий качества работ;

5) стоимость работ;

6) квалификация участников конкурса (в случае если работы являются научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими или технологическими, проектными, изыскательскими или аварийно- спасательными)

Данная пояснительная записка должна быть удостоверена подписью ответственного лица. Кроме того, для размещения заказа на выполнение строительных (ремонтных) работ государственному заказчику необходимо иметь в наличии и при необходимости представить в уполномоченный на размещение заказов орган следующие документы:

  • проектно-сметную документацию (как правило, включает в себя проект и локальный ресурсный сметный расчет);
  • заключение органа государственной экспертизы и ценообразования в строительстве на проектно-сметную документацию;
  • акт обследования объекта ремонта;
  • дефектную ведомость, подтверждающую объем необходимых работ.

Как правило, указанные документы требуются при размещении заказа на ремонтные или строительные работы. В процессе размещения заказа ответственный исполнитель несет ответственность:

  • за организацию планирования закупок на очередной финансовый год (квартал), содержание и достоверность заявок на закупку товара (выполнение работ, оказание услуг), а также соответствующих пояснительных записок;
  • своевременность представления заявок на закупку товара (выполнение работ, оказание услуг) на очередной финансовый год (квартал), а также сопроводительных документов;
  • достоверность данных, представленных в заявках, пояснительных записках.

В зависимости от предмета закупок к заявке на размещение заказа обязательно прилагается один из сопровождающих документов:

  • техническая характеристика закупаемых товаров;
  • пояснительная записка о характеристиках закупаемых товаров;
  • техническое задание на проведение работ/оказание услуг;
  • спецификация на поставляемые товары;
  • обоснование необходимости закупки, количества закупаемого товара работ, услуг (при необходимости).

При закупке медицинского оборудования или медицинской техники желательно, чтобы сопровождающий документ был завизирован специалистом по ремонту и обслуживанию медицинской техники организации. При размещении заказа на строительные, проектные работы сопровождающие документы согласовываются главным инженером.

В настоящее время в ряде субъектов РФ созданы контрольные органы, существование которых предусмотрено ст. 17 Закона № 94-ФЗ, где четко описываются их функции:

  • контроль за размещением заказов;
  • проведение плановых и внеплановых проверок государственных заказчиков и уполномоченного на размещение заказов органа;
  • оспаривание в судебном порядке размещенных заказов в случае нарушения порядка размещения, предусмотренного действующим законодательством.

Приведем пример соответствующей деятельности в одном из субъектов РФ – Иркутской области, где контрольным органом является Контрольное управление губернатора Иркутской области. Его деятельность на практике свелась отчасти к дублированию функций Агентства по государственному заказу Иркутской области. Постановление администрации Иркутской области от 23.04.07 № 68-па предусматривает, что Контрольное управление губернатора Иркутской области согласовывает каждую (!) заявку на размещение заказа каждого (!) государственного заказчика, относящегося к ведению области. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 94-ФЗ “конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается (здесь и далее выделено авт. – Прим. ред.) заказчиком, уполномоченным органом”. Закон № 94-ФЗ не содержит положений, позволяющих кому-либо вмешиваться в деятельность заказчика таким образом. Не содержит он и положений, дающих контролирующему органу право согласовывать каждую заявку на размещение заказа. Пункт 7 ст. 17 указанного закона четко прописывает, что “в отношении одного заказчика, одного уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии… плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев”.

При согласовании заявок Контрольное управление губернатора Иркутской области не просто проверяет заявки, оно также требует от государственного заказчика обоснования цены заявки, просит приложить в качестве обоснования коммерческие предложения или счета организаций-поставщиков и вопреки закону требует, как правило, снизить сумму размещаемого заказа до минимальной цены, предлагаемой поставщиками, т. е. фактически понуждает государственного заказчика вступить в сговор с конкретным поставщиком. В результате такие действия государственного заказчика могут быть расценены как ограничение конкуренции на рынке.

Процесс размещения государственного заказа контролируется специалистами по размещению государственного заказа. По мере необходимости указанный специалист вправе обращаться к ответственным исполнителям и иным сотрудникам с целью получения консультаций и иной помощи при размещении заказа.

В процессе размещения государственного заказа в практику органа, уполномоченного на размещение заказов, вошло истребование от государственного заказчика экспертного заключения. По-видимому, это объясняется отсутствием надлежащей квалификации и осведомленности сотрудников уполномоченного органа для определения точного соответствия товаров (работ, услуг), предлагаемых участниками размещения заказа, предмету закупки, требуемому государственным заказчиком.

При необходимости составления экспертного заключения в процессе размещения государственного заказа рекомендуется привлекать специалистов учреждения в соответствующей сфере, как правило, таким специалистом является лицо, составившее заявку и пояснительную записку. В ряде случаев может быть привлечен также специалист по ремонту и обслуживанию медицинской техники, главный инженер. Экспертное заключение подписывается лицом, составившим его, и руководителем учреждения. Вопросы, на которые необходимо ответить в экспертном заключении, формирует сотрудник, ответственный за размещение государственного заказа, на основании информации, полученной от уполномоченного на размещение заказов органа.

По факту размещения заказа сотрудник, ответственный за размещение государственного заказа, получает протокол о размещении заказа. Желательно, чтобы в штате учреждения здравоохранения имелся юрист, в обязанности которого входило бы заключение государственных контрактов, поскольку процедура заключения государственного контракта несколько отличается от процедуры заключения обычного гражданско-правового договора. Так, при заключении государственного контракта необходимо четко выдерживать и контролировать сроки заключения контракта: при размещении заказа посредством запроса котировок такой срок составляет не менее 5 дней, а при размещении заказа посредством проведения конкурса – не менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Важно отметить, что в настоящее время действующее законодательство содержит правовую коллизию, касающуюся порядка заключения государственных контрактов: Закон № 94-ФЗ прописывает один порядок заключения государственного контракта и соответственно одни сроки его заключения, а ГК РФ – совсем иной. Так, в п. 1 ст. 29 Закона № 94-ФЗ говорится, что “в случае, если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с ч. 10 ст. 28 настоящего Федерального закона или ч. 2 настоящей статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе”. В п. 6 ст. 47 Закона № 94-ФЗ говорится: “В случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта”, в п. 7.1 той же статьи – “Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола”.

В соответствии же с п. 2 ст. 528 ГК РФ “Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта”.

Также в Законе № 94-ФЗ говорится, что заключение государственного контракта для поставщика является обязательным, но это противоречит норме ГК РФ, в котором предусматривается возможность отказа поставщика от заключения государственного контракта. Таким образом, имеет место наличие противоречий в двух законодательных актах.

Cуществующее законодательство в значительной степени затрудняет работу медицинских учреждений в части планирования закупок и оплаты услуг, оценки им выбора оптимальных поставщиков. Многие учреждения до настоящего времени сталкиваются с решением сложных задач и не всегда находят варианты оптимальной организации работы в этой части. Настоящая публикация представляет опыт участия авторов в организации данной работы в конкретном учреждении и может быть рекомендована в качестве варианта для других медицинских организаций, осуществляющих реализацию Закона № 94-ФЗ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль