Гуманитарная составляющая высшего медицинского образования

5392

Микиртичан Г.Л., кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академии

«Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств» Гиппократ, V век до н.э.

Высшее медицинское образование стремится к достижению трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных целей: дать выпускнику вуза знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам медицины; научить постоянному пополнению знаний, самосовершенствованию по избранной специальности, навыкам самообразования; создать условия для развития инициативной, творческой личности и именно личности врача.

К представителям медицинской профессии общество во все времена предъявляло повышенные моральные требования, личность врача признаётся главным и решающим фактором клинической медицины. «…При всех прочих равных условиях, - писал В.В.Вересаев, - врач на голову в моральном отношении выше представителей других специальностей».

Одним из основных направлений развития мировой педагогической науки второй половины XX века, бесспорно, является становление гуманитарной парадигмы, направленной, в первую очередь, на развитие личности обучаемого, его духовного мира через освоение этнокультурных, общенациональных, общечеловеческих ценностей и формирование гуманитарноориентированного сознания. Прежде всего, это имеет отношение к гуманитарной подготовке медика, которая может и должна отличаться от гуманитарной подготовки специалиста другого профиля. Образование врача не может ограничиваться комплексом медицинских знаний, хотя им, конечно, отводится первостепенное место.

История образования свидетельствует, что были времена, когда врач допускался к медицинской деятельности, лишь имея степень бакалавра искусств, - гуманитарное образование было обязательным для врача.

Семь свободных искусств (лат. Septem Artes Liberales) — цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Семерка эта охватывала всю совокупность человеческого знания; другие дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет.

Первоначально и в состав Московского университета (1755 г.) входили три факультета: юридический, философский и медицинский. Обязательным для всех студентов было трехгодичное обучение на философском факультете, который можно считать общеобразовательным, подготовительным к поступлению на другие факультеты. За эти три года студент должен был преуспеть в словесности, русском, латинском, греческом и одном из новейших языков, а также в географии, истории, мифологии, математике, физике и логике.

В истории отечественной педагогики и философии проблема гуманитаризации образования возникла в середине XIX века. Н.И.Пирогов (1810-1881) обосновал необходимость гуманизации образования путем связи гуманитарного начала с естественнонаучным, считал, что гуманитарные науки имеют "многие практические применения", которые касаются самой важной нравственно-духовной стороны жизни человека.

Стремительное развитие медицины, ее техническая оснащенность, высокая степень обновляемости знаний настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности, требуют, прежде всего, поиска наиболее эффективных подходов, которые способствуют развитию у студентов медицинского вуза творческих способностей и клинического мышления.

Врач должен быть не только искусным специалистом, но и мудрым человеком, несущим ответственность за пациента. Поэтому он не может быть односторонне развитым, ограниченным только своей специальностью человеком. Известно, что авторитет врача, представляющий собой немаловажное между прочими лечебное средство, во многом зиждется не только на профессиональной компетентности (ее пациенту оценить не так легко), но и на общей культуре, эрудиции, личности врача.

Переживаемый сегодня кризис экономический сопровождается давно наступившим и пока не проходящим кризисом нравственности. Поэтому все большую значимость, приоритетность приобретает воспитание духовно-нравственной культуры студентов по сравнению со всеми другими направлениями воспитания. Здесь уместно мнение известного философа Н.А. Бердяева, который считал высшими целями жизни не экономические и не социальные, а именно духовные.

Духовно-нравственная культура студента - это сложная интегральная система его личностных качеств, которая характеризует степень развития и саморазвития его нравственных ценностей, убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей, которые он проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми высокогуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и деятельности принято считать нормативными и (или) идеальными.

Таким образом, врач должен быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Это понимали и наши предшественники.

Замечательный врач XVIII в. Д.С.Самойлович, основоположник российской эпидемиологии считал, что человек желающий посвятить изучению медицины должен обладать следующими качествами: «Тонкий и просвещенный ум, обширное знание всех наук, основы которых он изучал с самой ранней юности, глубокое знание своего искусства – вот что является и должно являться основным достоинством лекаря и врача. Ничего не должно быть грубого ни в его обхождении, ни в его разговоре, нрава ему надлежит быть исключительно кроткого, а главное – ему следует усвоить ту любезность и вежливость, искреннюю и простую, которые должны господствовать во всяком хорошем обществе и быть главной его привлекательностью. Ему должно быть свойственно приличное, безукоризненное поведение, являющиеся плодом того удачного воспитания, которое он получал с самых ранних пор, и, как бы ни была долга его жизнь, он не должен ни на шаг уклоняться с этого пути. Одним словом, он должен быть воплощением порядочного человека. Таковы должны быть качества, господа, которыми, безусловно, следует обладать человеку, желающему посвятить себя изучению медицины…»

Задача гуманитарного знания сформировать у врача осознанную потребность в нравственном совершенствовании, укрепить его веру в возможность использования знаний во благо человека, убедить его в существовании четких критериев зла и добра, порока и добродетели, преступления и подвига, бесчестия и достоинства, беззакония и закона, произвола и свободы. Именно поэтому в систему медицинского образования включены дисциплины, предметом которых является человек и общество.

Сегодня гуманитарное знание приобретает все большее значение как интегрирующий центр в системе наук. Только интеграция гуманитарной и естественнонаучной составляющих в культуре каждого индивида может служить устойчивой внутренней основой для понимания личностью уникальности каждого человека, каждой культуры.

Сама Медицина, как одна из наук о человеке, на протяжении всего периода своего существования имела гуманитарный контекст. Она занимала и занимает срединное положение между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарным) знанием.

Среди оснований формирования профессии врача, и в этом одна из ее особенностей, определяющим является моральное - "решительное действие на благо страдающего человека". Ибн Сина писал: «В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг. Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…». Врач должен быть независим от своих политических, национальных и других пристрастий, видеть в больном не чужого и чуждого человека или противника, но, прежде всего, только человека, должен быть готов к оказанию медицинской помощи в различных обстоятельствах.

С древности с врачебной профессией ассоциировались такие личностные качества как доброжелательность, тактичность, терпимость, сострадание, чуткость. В медицинских текстах Древней Индии есть такие строки: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение… Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом, последний должен, поэтому, быть добрее и внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник”. В своем труде «Духовная медицина» Ар – Рази проповедовал бесконечный путь нравственного и интеллектуального совершенствования врача.

Многие врачи прошлого подчеркивали необходимость индивидуального подхода к больному, так, Ибн Сина наставлял молодого врача: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру».

Гуманитарный аспект медицинского образования отражает парадигму гуманитарных проблем профессиональной деятельности врача — проблемы взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, вопросы медицинского права, проблемы целостного подхода в профилактике и лечении заболеваний, аспекты влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблемы обмена передовым профессиональным опытом. Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, уровень подготовки которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины.

Таким образом, нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.

Проникновению студента в этот образ врача, представление о том, каков он есть и каким должен стать, способствуют все кафедры медицинского вуза медико-биологического, клинического и профилактического циклов, поскольку гуманитарное и гуманное, моральное, нравственное “разлито” по всей медицине.

В настоящее время мы вынуждены констатировать, что у большинства студентов отсутствует потребность в гуманитарном знании и гуманитарной культуре. Далеко не все студенты готовы к восприятию гуманитарных дисциплин. Сказывается недостаток довузовской общекультурной подготовки.

Об этом свидетельствуют результаты анонимного социологического опроса исследования общей осведомленности 225 студентов-медиков и 186 студентов разных курсов двух петербургских ВУЗов технического профиля. 6,2% студенческой молодежи заявили, что человеку с высшим образованием не обязательно обладать познаниями в области истории, философии, общей культуры. Реально историей интересуются только 60,6% учащихся, а философией – 35,4% респондентов. Если бы эти дисциплины преподавались факультативно, то их стали бы изучать 41,6% студенческой молодежи.

При анализе результатов опроса, прежде всего, бросается в глаза низкая общекультурная осведомленность респондентов. Так, более двух третей из них, в том числе уроженцы Санкт-Петербурга, не знают создателя памятника «Медный всадник» (Э.М.Фальконе), не могут назвать поэмы Гомера – «Илиаду» и «Одиссею», около 60% не способны указать авторов таких всемирно известных шедевров, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и опера «Пиковая дама» Чайковского; более 40% не слышали о Каине и Авеле – сыновьях Адама и Евы; а более четверти опрошенных не знают такого распространенного термина, как аббревиатура.

Крайне низкие результаты демонстрируют студенты-медики и в отношении простейших вопросов из области математики, истории и, как это ни парадоксально, биологии. Каждый десятый не знает, что первым элементом в таблице Д.И.Менделеева является водород.

На момент опроса художественную литературу регулярно читали только 60,3% респондентов, 7,2% читали ее в последний раз несколько дней назад, 11,3% – неделю и более назад, а 21,2% – месяц и более назад, то есть, практически не читали. Чаще всего читали художественную литературу гуманитарии, реже – медики; женщины читали в 1,5-2 раза регулярнее мужчин; от курса данный показатель не зависит.

Только 17,6% опрошенных могут свободно объясняться на иностранном языке, 2,5% – свободно читать научную литературу, 3,9% – художественную литературу, а 5,0% – знают два и более языка, тогда как 71,0% студенческой молодежи знают иностранный язык лишь в скудных пределах школьной программы. Доля владеющих иностранным языком выше среди женщин и студентов гуманитарного профиля, ниже всех – у будущих врачей.

Таким образом, краткий анализ результатов анкетирования позволяет говорить о недостаточно высокой общей осведомленности студентов-медиков, что в будущем может осложнить им профессиональную деятельность, снизить в общественном сознании облик врача и престиж врачебной профессии.

И, тем не менее, основной остается задача преподавателей донести до наших студентов богатейшее наследие прошлого и созидательность настоящего. Можно ли говорить сегодня, что медицинское образование и медицинская практика способствуют нравственному усовершенствованию профессионала-врача? Можно, если мы ясно будем отдавать себе отчет в том, что медицинская специальность - это профессия, формирующаяся по моральным основаниям, имеет моральное значение и наполнена глубочайшим моральным смыслом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×