Опыт подготовки и защиты квалификационных работ студентами колледжа по проблемам организации и содержания деятельности “школ здоровья” в ЛПУ

3022

Реформа сестринского образования способствует развитию сестринского дела и экономической эффективности медицинской помощи. Принятая в 2000 г. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации указывает на необходимость непрерывного образования на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста.

Выполнение государственного заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов является актуальной задачей для всех образовательных учреждений среднего профессионального звена.

С учетом современного состояния и перспектив развития здравоохранения, опыта отечественных и зарубежных медицинских учебных заведений и рекомендаций ВОЗ с 1991 г. в колледжах России организован курс обучения медицинских сестер на повышенном уровне. Совершенствование технологий обучения тесно связано с качеством подготовки специалистов, при этом в учебные программы наряду с клиническими включены дисциплины административно-управленческого и психолого-педагогического характера, что позволяет выпускникам организовывать собственную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях на высоком профессиональном уровне и работать самостоятельно.

В Рязанском базовом медицинском колледже, имеющем 96-летнюю историю, накоплен богатый опыт обучения по специальности “Сестринское дело”. За это время подготовлены более 30 тыс. средних медицинских работников. В настоящее время в колледже осуществляют подготовку по 9 специальностям среднего профессионального образования отрасли здравоохранения и социального развития. С 1999 г. медсестры проходят курс обучения на повышенном уровне образования по специальности “Сестринское дело”, углубленную подготовку по специальности “Организация сестринского дела”, а с 2006 г. – и “Косметология”.

Студенты, проходившие курс обучения на повышенном уровне подготовки по направлению “Организация сестринского дела”, выполняют и защищают выпускную квалификационную работу, которая включает исследовательскую работу для практического здравоохранения. Эти работы выполняют по различным проблемам организации сестринского дела в ЛПУ, в том числе по разработке программ “школ здоровья” в лечебнопрофилактических учреждениях при различных заболеваниях. Клинические исследования, проведенные зарубежными и российскими учеными, свидетельствуют о возможности улучшения прогноза и качества жизни пациентов с различными заболеваниями при условии проведения адекватной терапии, позитивной мотивации и стремления самого пациента преодолеть недуг. Важную роль здесь играют “школы для пациентов”.

Оценка качества жизни – перспективное современное направление клинической медицины, где значительное место занимает сестринский уход за пациентами. Современная медсестра выявляет изменения и нарушения в состоянии здоровья пациента, четко представляет его проблемы, связанные с заболеванием, выбирает наиболее рациональный терапевтический подход, оценивает его эффективность по параметрам и показателям, которые находятся на стыке научного медицинского подхода и субъективной оценки пациента. “Школы здоровья” являются эффективными методами предупреждения развития осложнений данного заболевания, что спсобствует снижению инвалидизации населения. Участие пациентов в образовательной программе “школы здоровья” помогает достичь положительных результатов:

  • формирование у пациентов мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • повышение личной ответственности пациента за свое здоровье;
  • приобретение навыков самоконтроля заболевания;
  • снижение частоты осложнений;
  • уменьшение количества госпитализаций;
  • повышение качества жизни пациента.

Организация медсестрой терапевтического обучения в “школе для пациентов” предполагает широкое привлечение психосберегающих технологий на основе поддержки, доверия, сотрудничества между медицинским работником и пациентом, что способствует улучшению качества жизни пациента.

Современные подходы к лечению, новые технологии, последние открытия в области фармакологии дали возможность большому количеству людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, жить не только долго, но и активно. Изменение роли пациента в преодолении его проблем, его участие в лечебном процессе требует от специалиста сестринского дела овладения новыми знаниями и умениями (технологии обучения). Обучение пациента методам управления хроническим заболеваниям (терапевтическое обучение) приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы сестринского персонала, что является актуальным в наши дни в связи с реализацией основных направлений национального проекта в области здравоохранения.

На первом этапе написания выпускной квалификационной работы научный руководитель помогает студенту проанализировать подобранную литературу, определить актуальность проводимого исследования, сформулировать цели и задачи. Для этого необходимо, прежде всего, знать требования к формулировке (или постановке) цели:

  • цель должна быть конкретной, при этом необходимо установить методы ее достижения;
  • цель (задачи) должна иметь точную формулировку и однозначную трактовку;
  • цель должна быть диагностичной (т. е. проверяемой);
  • задачи должны содержать конкретные условия.

При отборе содержания необходимо выбрать оптимальные методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства, использовать факторы компетентности преподавателей с учетом личностно-ориентированного подхода и исходного уровня подготовленности студентов. При этом большое внимание преподаватели уделяют самостоятельной работе студента, используя различные педагогические методы и приемы для развития активной познавательной деятельности, обучают приемам работы с нормативной документацией, в том числе со стандартами, классификаторами профессиональной деятельности, а также разработки анкет, памяток, дневников самоухода для пациентов, разрабатывают тематику обучающих занятий с пациентами и др. Студенты самостоятельно определяют проблемы, планируют, организуют и проводят научные исследования, предлагают рекомендации по совершенствованию деятельности подразделений ЛПУ и персонала. В связи с этим чрезвычайно важно умение преподавателя побудить студентов к изучению темы, мотивировать их к выполнению заданий и решению поставленных задач.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы обучающиеся активно взаимодействуют с научным руководителем, который консультирует, направляет, помогает им достичь не только учебных, но и научных целей. Так, одним из наиболее существенных исследований в рамках выпускной квалификационной работы студентов, проведенных под руководством преподавателя, является изучение профессиональной компетентности медсестры и участие ее в работе “школы здоровья”. Сложность и многопрофильность профессиональной деятельности медсестер, с одной стороны, затрудняет проведение данной работы, но с другой – повышает значимость и актуальность подобных исследований.

Последним этапом является защита студентами своих работ на заседании Государственной экзаменационной комиссии, при этом каждый обучающийся выступает с кратким обобщающим докладом по результатам исследовательской деятельности перед комиссией и коллегами. Вопросы, которые задают студенту, отражают весь спектр проблем реализации данного исследования. Комиссия оценивает как содержание доклада, так и умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения. По мнению обучающихся, защита выпускных квалификационных работ является одним из наиболее трудных и интересных этапов обучения, который позволяет в полной мере осознать многогранность и сложность профессиональной деятельности медсестры. Таким образом, данная технология обеспечивает индивидуальный маршрут обучения и способствует повышению качества подготовки специалистов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль