Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики

20589

Впервые уникальный опыт работы медицинских сестер отделения врача общей практики ММУ ГКП № 15 был описан на страницах нашего журнала в 2001 году. За истекшее время многое изменилось в этом ЛПУ. Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационно-аналитическую систему, увеличилось более чем вдвое; сама система постоянно совершенствуется, расширились ее функциональные возможности; открыты новые школы для пациентов, занятия в которых ведут медицинские сестры. Предлагаем читателям ознакомиться с результатами работы сестринского персонала поликлиники № 15 за последние годы.

Реорганизация оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, проводимая в последние годы, отводит медицинской сестре роль гораздо более значительную, чем ранее.

Увеличение объема работы врача общей практики в связи с выполнением им части медицинских услуг врачей-специалистов, необходимость снижения внешних расходов (на госпитализацию, вызовы скорой помощи) за счет улучшения качества оказываемой на амбулаторном этапе помощи, развитие профилактического направления – все это возможно только при слаженной работе врача и медицинской сестры. В этих условиях медицинская сестра не может оставаться просто помощницей врача, исполнительницей его назначений. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.

Городская клиническая поликлиника № 15 – одно из крупных лечебно-профилактических учреждений г. Самары. Она рассчитана на 1 тыс. посещений в день, обслуживает 60 тыс. взрослого населения и 14 тыс. детей. Здесь работают около 600 сотрудников. Кадровый и возрастной состав медперсонала среднего звена на 01.03.2008 представлен в таблицах 1–5.

Таблица 1

Кадровый анализ руководителей сестринского персонала

№ п/п

Наименование должности

Образование

Квалификационные категории

Сертификат специалиста

среднее специальное

повышенный уровень образования

ВСО

2

1

высшая

1

Старшая медицинская сестра

10

1

1

5

7

12

2

Старшая акушерка

1

1

1

Таблица 2

Стаж работы руководителей сестринского персонала

п/п

Наименование должности

0–3 года

4 –10 лет

11–15 лет

16–20 лет

21–30 лет

Более 30 лет

1

Старшая медсестра

3

5

2

2

2

Старшая акушерка

1

Таблица 3

Возрастной состав руководителей сестринского персонала

Наименование специальности

До 25 лет

25–29 лет

30–39 лет

40–49 лет

50 –59 лет

60 лет и старше

Старшая медсестра

1

2

4

3

2

Старшая акушерка

1

Таблица 4

Сведения о сестринском персонале

Число должностей
в целом по учреждению

Данные о профилактике
и сертификации персонала, чел.

штатных ед.

занятых физических лиц, чел.

имеют квалификационную категорию

имеют сертификат специалиста

Высшая

1

2

348,25

231

82

43

23

231

Таблица 5

Распределение сестринского персонала по стажу работы

№ п/п

Наименование специальности

0–3 года

4–10 лет

11–15 лет

16–20 лет

21–30 лет

Более 30 лет

1

Фельдшеры

2

2

2

Акушерки

3

3

5

3

Медсестры

59

46

32

17

23

6

4

Рентгенлаборанты

2

1

2

2

5

Инструктор по лечебной физкультуре

1

6

Фельдшеры-лаборанты

1

2

3

1

3

7

Зубные техники

2

3

4

8

Фармацевты

1

5

Возрастной состав сестринского персонала:

  • до 25 лет – 30 чел.;
  • 26–29 лет – 27 чел.;
  • 30–39 лет – 60 чел.;
  • 40–49 лет – 51 чел.;
  • 50–59 лет – 49 чел.;
  • 60 лет и старше – 14 чел.

На 01.03.2008 в регистр включены 72 медицинских работника среднего звена участковой службы: 20 и 18 участковых врачей-терапевтов и медсестер соответственно, 34 медсестры врачей общей практики.

Соотношение врач : медицинская сестра составляет 1 : 1,3 (55 : 72).

С 1997 г. организация помощи населению в поликлинике претерпела значительные изменения, в результате которых увеличилась доля услуг, оказываемых врачами общей практики и медицинскими сестрами. Это привело к заметному перераспределению обязанностей между врачами и медсестрами в сторону расширения функций последних.

Внедрение модели оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики является одним из наиболее эффективных методов повышения качества первичной медико-санитарной помощи. Эта модель не сводится к освоению врачом общей практики услуг, обычно оказываемых специалистами. В функции врача также включены большие объемы профилактической работы, просвещение пациентов и др. Эти задачи практически невозможно решить без участия грамотных медицинских сестер. Пропаганда здорового образа жизни, вакцинация населения, активное выявление лиц с факторами риска, постоянное наблюдение за хроническими больными, в том числе с нестабильным течением заболевания, обучение пациентов самоконтролю за своим состоянием – вся эта работа входит в обязанности медсестер, которые таким образом активно участвуют в первичной и вторичной профилактике. Именно профилактика самих заболеваний и их осложнений позволяет снизить затраты на все виды медицинских услуг, особенно таких дорогостоящих, как вызовы скорой помощи и лечение в стационарах.

Сегодня повышенные требования предъявляют не только к доступности медицинских услуг, но и к качеству оказания медицинской помощи. Соответственно, медицинские сестры, акушерки, фельдшеры должны обладать высокой квалификацией, стремиться к непрерывному росту профессионального мастерства. В рамках реализации приоритетного национального проекта повышение квалификации медицинских сестер занимает особое место, т. к. перспективы развития амбулаторно-поликлинической помощи в значительной мере зависят от профессионального уровня и качества подготовки специалистов отрасли.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость и важность системы непрерывного профессионального образования.

В многопрофильной поликлинике для этого имеются все условия. Врачи-специалисты и сами медсестры проводят ежемесячные теоретические и практические занятия для сестринского персонала по актуальным вопросам сестринского ведения пациентов с различной патологией.

Большую роль в профессиональном обучении медицинских сестер играет международное сотрудничество с организациями, где уже накоплен опыт работы медицинских сестер общей практики: с британским фондом “Ноу-хау”, Американским международным союзом здравоохранения.

В настоящее время медицинские сестры поликлиники принимают участие в Российско-канадском проекте “РОКСИ”.

Функциональные возможности информационноаналитической системы

Информационно-аналитическая система является неотъемлемой частью жизнедеятельности поликлиники. Необходимость внедрения информационно-аналитической компьютерной системы поняли еще в 1996 г., когда начался активный процесс формирования института врача общей практики на базе многопрофильной поликлиники. В созданной организационно-финансовой структуре врач общей практики стал не только центральной фигурой в процессе оказания медицинской помощи, но и главным распорядителем финансовых ресурсов. Формирование новых функциональных и экономических отношений внутри поликлиники, со страховыми компаниями, другими лечебно-профилактическими учреждениями, а также развитие стационарзамещающих технологий, анализ медико-экономической эффективности не только ЛПУ в целом, но и каждого врача в отдельности, определение приоритетных направлений развития, необходимость анализа большого количества показателей явились предпосылкой к созданию компьютерной автоматизированной системы.

Сегодня эта система включает более 250 автоматизированных рабочих мест, оборудованных компьютерами, принтерами, телефонной связью. Программный комплекс постоянно дорабатывают и совершенствуют при активном участии медицинского персонала, причем с одинаково высокой активностью как врачей, так и медицинских сестер.

В настоящее время это заложенный в основу жизнедеятельности поликлиники мощный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих баз данных, несущих разнообразную информацию.

Условно структуру информационной системы можно представить следующим образом.

1. Базовая подсистема:

  • регистр обслуживаемого населения: паспортные данные, адреса прописки и проживания, сведения о прикреплении, откреплении, выбытии, льготах и др.;
  • ресурсы поликлиники: подразделения, оборудование, медицинский персонал с возможностью ведения расписания работы врачей, медицинских сестер, служб поликлиники, в т. ч. лаборатории, отделения функциональной диагностики, отделения восстановительного лечения, рентгенологического отделения.

2. Финансово-экономическая подсистема:

  • сведения о медицинском страховании каждого пациента, информация о финансировании (в т. ч. нефинансировании по каким-либо причинам);
  • база медицинских услуг, оказанных пациенту как в поликлинике, так и в других ЛПУ (сведения по так называемым внешним медицинским услугам – вызовам скорой медицинской помощи, случаям госпитализации, внешним консультациям и обследованиям);
  • программное обеспечение, дающее возможность организации и учета внешних (в системе ОМС) и внутренних (между подразделениями поликлиники) финансовых расчетов.

3. Медицинская подсистема:

  • регистр состояния здоровья обслуживаемого населения, в том числе учет законченных случаев поликлинического обслуживания пациентов с регистрацией основного и сопутствующих диагнозов, факторов риска, посещений пациентом поликлиники в рамках данного случая; дневники наблюдения за пациентом по каждому конкретному посещению;
  • результаты выполненных в параклинических отделениях исследований (лабораторных, рентгенологических, ЭКГ, УЗИ, данных флюорографии и др.);
  • сведения о назначенном лечении (внесение сведений о выписке льготных и прочих рецептов);
  • учет прививок.

4. Аналитическая подсистема:

  • всесторонний анализ работы врачей, медицинских сестер, деятельности отделений, поликлиники в целом на основе финансовых и статистических отчетов;
  • составление на основе проведенного анализа планов работы как отдельных участков, отделений, так и поликлиники в целом;
  • поэтапный учет и анализ льготного обеспечения: от выписки рецепта до непосредственного получения пациентом выписанного медикамента;
  • анализ эффективности лечения на амбулаторно-поликлиническом этапе больных с той или иной патологией, что в свою очередь дает возможность проведения работы по созданию формулярной системы.

Система функционирует и развивается в постоянном взаимодействии всех своих составляющих.

Так, регистр обслуживаемого населения тесно связан с финансовой базой, сведениями о медицинском страховании каждого пациента, находящимися под постоянным контролем на всех уровнях, в первую очередь, под контролем врачей и медицинских сестер врачей общей практики.

Медицинская информация, вводимая персонально на каждого пациента, формируется в электронную версию амбулаторной карты, являющуюся, в свою очередь, материалом для всестороннего анализа: от контроля качества оказания медицинской помощи, осуществляемого заведующими отделениями, заместителями главного врача, до определения финансовых затрат на данный конкретный случай поликлинического обслуживания, производимого экономистами поликлиники. Следует подчеркнуть, что именно наличие электронной версии истории болезни (т. е. медицинская подсистема) делает возможным проведение всестороннего анализа (и, следовательно, обеспечивает функционирование аналитической и частично финансово-экономической подсистем).

Работая в единой информационной системе, медсестра организует прием врача общей практики и собственный прием, планирует обследование больных из группы динамического наблюдения. Созданное автоматизированное рабочее место медицинской сестры помогает ей выполнять свои обязанности, затрачивая на поиск и обработку информации минимальное количество времени. Благодаря компьютерной базе данных врач и медсестра, ведя прием, имеют уникальную возможность не выходя из кабинета получить все сведения о пациенте: параметры лабораторных, рентгенологических исследований, а также проведенных в отделении функциональной диагностики; лечение, полученное пациентом в отделении восстановительного лечения и дневном стационаре; диагнозы, поставленные в предыдущих случаях. Врач и медсестра направляют пациента на повторный прием, прием к врачу-консультанту, лабораторное и другие исследования, не пользуясь услугами регистратуры, найдя в компьютерной базе данных нужное расписание и определив удобное для пациента время.

В городской клинической поликлинике № 15 разработан стандарт самостоятельной работы медицинской сестры общей практики. Алгоритм работы медсестры врача общей практики представлен в приложении 1, должностная инструкция – в приложении 2.

Расширение функциональных обязанностей и ответственности медицинских сестер врачей общей практики происходит в нескольких формах:

во-первых, медсестра выполняет некоторые функции, традиционно выполняемые участковым терапевтом, например ведет самостоятельный прием пациентов в поликлинике;

во-вторых, медицинская сестра играет ведущую роль в развитии стационарзамещающих методов оказания медицинской помощи: патронаж больных и стационар на дому;

в-третьих, она проводит занятия с пациентами в форме “школ”, организованных по нозологическому принципу.

Медсестра ведет самостоятельный прием пациентов в специально оснащенных кабинетах поликлиники. В кабинетах имеются электрокардиограф, тонометр, набор для определения внутриглазного давления, таблицы для определения остроты зрения, весы, ростомер и др. Медсестра проводит прием параллельно с приемом врача.

На прием приглашают лиц, стоящих на диспансерном учете, а также имеющих факторы риска, находящихся в периоде подбора медикаментозной терапии, и других пациентов для осуществления динамического наблюдения, выписки направлений на обследование, проведения бесед по здоровому образу жизни, консультаций по диете и режиму при различных заболеваниях, обучения методам самоконтроля за своим состоянием. При необходимости пациенты могут самостоятельно записаться на прием к медицинской сестре врача общей практики в регистратуре. В 2007 г. медсестры врачей общей практики самостоятельно приняли 66 084 пациента, в т. ч. 16 005 – на дому (рис. 1).

Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики

Основным направлением деятельности медицинской сестры является профилактика, одним из разделов которой становятся вопросы прогнозирования риска развития управляемых хронических неинфекционных заболеваний. Работа с семьей пациента направлена на формирование здорового образа жизни, предотвращение реализации факторов риска развития основных неинфекционных заболеваний.

С этой целью в поликлинике разработана анкета для регистрации факторов риска развития основных неинфекционных заболеваний, заполнение которой с внесением в компьютерную базу данных является одной из составляющих самостоятельного приема пациентов, осуществляемого медсестрой врача общей практики в поликлинике. Бумажную форму анкеты заполняет медицинская сестра при посещении пациентов на дому, а также при работе с финансовой базой, приглашении на прививки, флюорографию и др. Полученные данные медсестра обязательно вносит в компьютер. На основании электронного варианта анкеты создана база данных пациентов, имеющих факторы риска развития социально значимых хронических заболеваний: курение, ожирение, гиподинамия, атопическое состояние и др.

При анкетировании используют Интернет-киоск, где пациент, ответив на вопросы, получает рекомендации о посещении специалиста в зависимости от выявленных факторов риска.

Согласно алгоритму проведения скрининга (приложение 3), из прикрепленного населения на участке выбирают контингент особого риска, которому необходимо уделять максимум внимания. Методом анкетирования из этой категории формируют группы пациентов:

  • практически здоровых повторно опрашивают через год; респондентов с факторами риска развития хронических заболеваний направляют к врачу общей практики для составления индивидуального плана реабилитационных мероприятий;
  • пациентов с минимальными клиническими проявлениями хронических заболеваний медсестра направляет на прием к врачу общей практики для проведения дообследования.

Всего в ММУ ГКП № 15 в 2007 г. зарегистрированы 5365 пациентов с факторами риска (в 2006 г. зарегистрированы 3886 диагнозов) (рис. 2).

Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики

В течение 2007 г. медицинские сестры опросили 1479 респондентов. При проведении анализа зарегистрированы по МКБ-10 следующие диагнозы:

  • в семейном анамнезе хронические заболевания, снижающие работоспособность и ведущие к инвалидности, – 482 диагноза (Z82);
  • в семейном анамнезе психические расстройства – 36 (Z81);
  • в семейном анамнезе другие патологические состояния – 73 (Z84); в личном анамнезе некоторые другие болезни – 208 (Z86); проблемы, связанные с образом жизни, – 604 диагноза (Z72);
  • в семейном анамнезе злокачественные новообразования – 76 диагнозов (Z80).

Оценку эффективности скрининга проводят на основании анализа течения заболевания, ранней постановки пациентов на диспансерный учет, профилактики осложнений, а также при оценке перехода к контролю симптомов и снижения финансовых затрат на лечение пациентов.

Для своевременной диагностики злокачественных новообразований медсестра проводит профилактический онкологический осмотр, направленный на выявление опухолей наружных локализаций. Все медицинские сестры поликлиники прошли курс обучения у врача маммолога, который состоял из нескольких циклов теоретических и практических занятий.

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения администрации Самарской области от 06.05.2002 № 162 “О проведении обследования населения Самарской области для раннего выявления опухолевых заболеваний визуальных локализаций” в АИС “Поликлиника” была создана страничка “онкоосмотр”, а также разработаны инструкция по выполнению услуги “клинический маммологический осмотр” и памятка о порядке проведения онкологических осмотров.

В 2007 г. увеличилось количество пациентов, обратившихся к медицинским сестрам по поводу онкологического осмотра (рис. 3).

Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики

Активный патронаж и стационар на дому

Активный патронаж больных на дому является не менее важной частью самостоятельной работы медицинской сестры. Отбор больных для патронажа осуществляет врач. В течение месяца медицинская сестра наблюдает в среднем 60 пациентов. Прежде всего, это хронические больные с нестабильным течением или обострением заболевания, а также находящиеся в периоде подбора медикаментозной терапии. Эти пациенты нуждаются в постоянном, но не круглосуточном наблюдении; им часто необходима экстренная медицинская помощь.

При передаче пациента под патронажное наблюдение врач общей практики осматривает больного вместе с медсестрой. При этом они определяют тяжесть состояния, обсуждают основные синдромы болезни, параметры мониторинга, назначаемое лечение, механизм действия препаратов, ожидаемый результат терапии, возможные побочные действия и осложнения, тактику медицинской сестры в тех или иных случаях и границы ее самостоятельных действий.

В задачу медицинской сестры при патронаже входит наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарств. Внедрение стандартов наблюдения за больным, разработанных совместно с Самарским государственным медицинским университетом, позволило систематизировать подход к амбулаторному ведению медицинскими сестрами больных с артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, язвенной болезнью, нарушениями мозгового кровообращения и заболеваниями мочевыделительной системы. Стандарты позволили также разграничить функции и ответственность медицинской сестры и врача. Качественный патронаж – это лучшее свидетельство хорошей работы в команде врача и медицинской сестры: пациент находится под пристальным наблюдением медицинской сестры, получая своевременное лечение со стороны врача.

Очень важным компонентом сестринского патронажа является обучение пациента самоконтролю за своим состоянием и оказанию самопомощи при его ухудшении. Членов семьи больного обучают приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния. Одновременно методом анкетирования выявляют заболевания или факторы риска их возникновения у членов семьи, а также проводят санитарно-просветительскую работу.

Стационар на дому организуют для тяжелых больных, не госпитализированных по социальным причинам (обычно из-за отказа самого пациента или его родственников), либо для пациентов, чье состояние позволяет обеспечить адекватное лечение на дому. В случае организации стационара на дому поликлиника предоставляет больному лекарственные препараты. В стационаре на дому, в отличие от обычного патронажа, медсестра осуществляет и координирует более интенсивную помощь, включающую консультации специалистов, внутривенные капельные вливания и другие инъекции, забор биоматериала на исследования, снятие ЭКГ и др. Стационар на дому широко используют в IV отделении общей врачебной практики, чьи участки наиболее удалены от поликлиники.

Работа в “школах для пациентов”

Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.

Целью любой “школы для пациентов” является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного. В задачи медицинской сестры, ведущей “школу”, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Учебный курс обычно составляет 5–10 уроков продолжительностью 1 час. Для оценки эффективности обучения проводят тест-опрос до обучения и после него.

В поликлинике организованы “школы” по бронхиальной астме и хроническим неспецифическим заболеваниям легких, сахарному диабету, “школа артериальной гипертензии”, а также «школа для женщин предменопаузального возраста “Золотая осень”», “школа позитивного материнства”, в которых одновременно обучаются около 200 пациентов.

Для ведения “астма-школы” преподаватели использовали Методические рекомендации НИИ пульмонологии Минздрава России, составленные согласно Международному консенсусу по бронхиальной астме. Вначале занятия с пациентами вел врач-пульмонолог, который затем обучил двух медицинских сестер этой методике. Теперь медсестры обучают больных принципам ступенчатой терапии бронхиальной астмы, пользованию ингаляторами, спейсерами, небулайзерами, самостоятельному мониторингу с помощью пневмотахометра, а также самостоятельной коррекции лечения.

“Школу для больных сахарным диабетом” ведут медицинские сестры, обученные в самарском областном центре “Диабет”. Программу, включающую пять занятий, разработали в этом центре. На занятиях больные узнают о том, что такое сахарный диабет, каковы его осложнения; зачем и как контролировать уровень глюкозы в крови и моче с помощью глюкометра и тест-полосок; каковы признаки гипеи гипогликемии, кетоацидоза; как регулировать уровень глюкозы в крови с помощью диеты (понятие о хлебных единицах) и правильного приема сахароснижающих препаратов; как ухаживать за конечностями и предупредить развитие диабетической стопы и других осложнений.

В 1999 г. начала работу “школа для больных гипертонической болезнью”. Обучающую программу разработали врачи общей практики и кардиологи ММУ ГКП № 15. В процессе работы “школы” программу корректировали с учетом замечаний и пожеланий пациентов. Восемь медицинских сестер, пожелавших заниматься проблемой артериальной гипертензии, посещали все занятия школы, которые сначала вели врачи-гипертензиологи. Параллельно с этим гипертензиологи проводили дополнительные занятия с медицинскими сестрами, на которых освещали проблему артериальной гипертонии на достаточно высоком современном уровне. После такой подготовки медсестры могли самостоятельно проводить занятия.

В процессе занятий в “школе артериальной гипертензии”, пациенты получают информацию о факторах риска, механизмах развития и осложнениях артериальной гипертонии, принципах профилактики и лечения, методах самоконтроля за своим состоянием, приемах самопомощи при его ухудшении. Обучаемым рассказывают о диете, лечебной физкультуре, иглорефлексотерапии, гирудотерапии, пропагандируют здоровый образ жизни; проводят одно практическое занятие, на котором изучают правила измерения артериального давления, дают инструкции по ведению дневника. Во время занятий пациенты обмениваются впечатлениями, высказывают собственное мнение, делятся опытом, что положительно сказывается на усвоении материала и стимулирует больных к выполнению рекомендаций врача.

Реализация образовательных программ для пациентов (рис. 4):

Обучающие школы:

  • “Артериальная гипертензия”; “Сахарный диабет”; “Бронхиальная астма”; “Золотая осень”;
  • “Позитивное материнство и отцовство”.

Программы кабинета диетологии:

  • “Здоровое сердце”;
  • “Рациональное питание при заболеваниях желудочно-кишечного тракта”; “Рациональное питание при заболеваниях костно-мышечной системы”;
  • “Рациональное питание при заболеваниях почек”;
  • “Избыточный вес и гиподинамия” (с курсом лечебной физкультуры); “Аллергические состояния”;
  • “Курение как фактор риска развития хронических заболеваний”.

Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики

Основные итоги работы

Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера. Увеличение объема работы требует изменения принципов оплаты труда как врача, так и медицинской сестры в зависимости от объема и качества оказания медицинской помощи. Оценку деятельности персонала необходимо проводить на основании достижения определенных результатов. В поликлинике экономический результат работы каждого отделения оценивают менеджеры. Он зависит от использования врачом общей практики и медсестрой в своей практической деятельности ресурсосберегающих технологий (дневной стационар, стационар на дому и др.), проведения ими мероприятий первичной и вторичной профилактики и др. В поликлинике разработаны основные критерии оценки качества работы медсестры врача общей практики с условием ее значимости в определенный период работы. Старшая медицинская сестра отделения врачей общей практики имеет возможность постоянно контролировать работу медсестер отделения, ежемесячно выставляя им интегральную оценку. Создание экономической мотивации играет немаловажную роль в достижении поставленных целей.

Можно подвести итоги работы ММУ ГКП № 15 по внедрению модели оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики и повышению роли медсестры в первичной медико-санитарной помощи:

отработаны основные организационные вопросы самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики. В поликлинике открыты кабинеты самостоятельного приема медсестры врача общей практики, в регистратуре ведется запись на прием к медсестре; разработаны и адаптированы методические рекомендации по ведению медицинскими сестрами обучающих “школ для пациентов”; совместно с Самарским государственным медицинским университетом разработаны и внедрены стандарты наблюдения за больными, страдающими артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, язвенной болезнью, нарушениями мозгового кровообращения и заболеваниями мочевыделительной системы; разработаны и внедрены компьютерные анкеты по выявлению у пациентов факторов риска развития хронических заболеваний. Медсестры врачей общей практики используют эти анкеты в повседневной деятельности;

уменьшилась нагрузка врача общей практики на приеме благодаря перенесению на медсестру части функций, традиционно выполняемых участковым терапевтом;

в поликлинике открыта учебная база Самарского медицинского колледжа по подготовке медицинских сестер врачей общей практики; проходят занятия со слушателями Самарского областного центра повышения квалификации медицинских кадров.

Необходимо изменить стереотип мнения пациента о враче как единственном источнике медицинской помощи и информации в условиях первичной медико-санитарной помощи. Требуются также значительные усилия для преодоления монополии врачей на право предоставлять помощь и информацию пациентам. Медицинским сестрам приходится на практике доказывать как пациентам, так и врачам собственный профессионализм и компетентность.

Необходимо совершенствовать работу по налаживанию преемственности в работе врача общей практики и медицинской сестры. Во внедренной модели медицинская сестра обладает значительной самостоятельностью, однако не заменяет врача.

Комплексный подход к работе сестринского персонала с использованием его профессиональной подготовки, организаторских способностей создает реальные возможности для улучшения качества, доступности и экономичности медицинской помощи.

Эффективность внедренной модели продемонстрирована многочисленными клинико-экономическими показателями. Эту модель можно рекомендовать для распространения в других ЛПУ.

Приложение 1

АЛГОРИТМ РАБОТЫ медицинской сестры и использование информационной базы данных

1. Информация, используемая до приема пациентов:

  • список пациентов, записанных на прием к врачу и медсестре (возможность просмотра своевременности крупнокадровой флюорографии (ККФ), онкоосмотра в истории болезни и порядка финансирования в паспорте);
  • контроль за проведением приема по времени, указанному на талоне;
  • изменения в расписании врачей параклинических служб.

2. Информация, используемая на приеме:

  • результаты проведенных исследований; информация по внешним услугам;
  • данные онкоосмотра;
  • просмотр предыдущих дневников посещений;
  • заполнение минимального статуса с занесением в электронную амбулаторную карту;
  • анкетирование с целью выявления факторов риска развития хронических заболеваний;
  • проверка паспортных данных (место работы, профессия) и права пользования льготами с внесением в паспортную часть пациента;
  • направление на осмотр к врачу общей практики населения, подлежащего дополнительной диспансеризации (уточнение места работы, должность и СНИЛС с занесением информации в базу данных);
  • выписка медикаментов пациентам льготной категории согласно подобранной врачом терапии после осмотра и консультации врача и просмотра заявки льготных препаратов, выяснение их наличия в аптеке;
  • направление на консультацию к врачу и обследования.

3. Работа с финансовой базой данных:

  • получение информации о пациентах, финансирование которых прекращено, выяснение причин;
  • работа по восстановлению финансирования, а также обмену страховых медицинских полисов: распечатка приглашений, вызов для передачи в территориальный фонд;
  • работа по прикреплению населения, выявление пациентов, проживающих на обслуживаемой территории и имеющих страховые медицинские полисы, но не прикрепившихся к поликлинике.

4. Работа с базой льготников:

  • проверка имеющейся базы, выяснение причин отказа от социального пакета, акцентирование внимания на тяжелобольных пациентах;
  • обновление: внесение новых данных.

5. Работа с паспортом участка:

  • контроль за явкой больных группы Д-3 к врачу;
  • самостоятельная работа с группой Д-4, подбор пациентов, переданных на патронаж, совместно с врачом общей практики, заполнение карты сестринского наблюдения;
  • пополнение группы Д-2 по результатам анкетирования с целью выявления факторов риска.

6. Обследование на туберкулез:

  • подготовка списков лиц, не проходивших ККФ более 2 лет, в первую очередь лиц, подлежащих флюорографическому обследованию 1 или 2 раза в год (контактных по подъезду с инфицированным туберкулезом, ранее состоявших на учете в туберкулезном диспансере и снятых с учета в связи с выздоровлением, носителей Hbs-ag – 1 раз в год, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных – 2 раза в год);
  • подготовка списков пациентов группы риска – запросы по диагнозам (в т. ч. обследование на ВК с учетом имеющихся обострений); распечатка приглашений согласно полученным спискам;
  • введение в информационную базу данных результатов прохождения ККФ в других ЛПУ.

7. Профилактическая работа: проведение онкологических осмотров; направление в смотровые кабинеты;

  • просмотр и направление лиц, подлежащих по возрасту и календарю, на профилактические прививки (дифтерия, корь), вне календаря (краснуха и гепатит) с последующей отметкой в базе данных в случае имеющихся сведений о прививочном анамнезе или перенесении инфекционной болезни;
  • прививки против кори не привитым и не болевшим лицам в возрасте 18–35 лет. В рамках национального проекта планируются внекалендарные прививки против гепатита (лицам в возрасте 18–35 лет) и краснухи (девушкам 18–25 лет) (телефон для справок: 951-60-48); направление в обучающие “школы для пациентов”.

8. Анализ внешних услуг:

работа со счетами (госпитализация, вызовы скорой медицинской помощи, внешние амбулаторно-поликлинические услуги).

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ММУ “Городская
клиническая поликлиника № 15”
_____________ Л.С. Федосеева
“____ ”______________2008 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ медицинской сестры врача общей практики

I. Общая часть

1.1. Должность медицинской сестры врача общей практики устанавливается в соответствии со штатным расписанием учреждения (организации) здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы.

1.2. На должность медицинской сестры врача общей практики назначается специалист, получивший высшее медицинское образование по специальности “Сестринское дело” или среднее медицинское образование по специальности “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело” и сертификат по специальности “Общая практика” .

1.3. Медицинская сестра врача общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача).

1.4. В своей деятельности медицинская сестра врача общей практики руководствуется законодательством РФ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, областных и муниципальных органов управления здравоохранением, а также настоящей должностной инструкцией.

II.Функции

Функциями медицинской сестры врача общей практики являются:

2.1. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка приборов, инструментов, индивидуальных карт амбулаторных больных, бланков рецептов, направлений.

2.2. Ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения.

2.3. Участие в формировании групп диспансерных больных.

2.4. Проведение доврачебных осмотров, в т. ч. профилактических, с записью в амбулаторной карте в пределах своей компетенции.

2.5. Выявление и решение в рамках компетенции медицинских, социальных и психологических проблем пациента.

2.6. Обеспечение и предоставление сестринских услуг пациентам, в т. ч. диагностических (лабораторных и инструментальных) мероприятий и манипуляций.

2.7. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и несчастных случаях.

2.8. Организация дополнительной диспансеризации лиц, работающих в бюджетных организациях и в отраслях с вредными и опасными производственными факторами.

2.9. Проведение профилактических мероприятий:

  • проведение вакцинации среди прикрепленного населения в рамках Национального календаря прививок, дополнительной иммунизации взрослого населения против гепатита В (лиц в возрасте от 18 до 35 лет), вакцинации против краснухи девушек (в возрасте от 18 до 25 лет), вакцинации против гриппа (лиц старше 60 лет);
  • планирование, организация, контроль за проведением профилактических обследований определенных групп населения с целью раннего выявления туберкулеза;
  • осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм инфицированных ВИЧ и вирусными гепатитами В и С; организация и проведение “школ здоровья”.

2.10. Организация и проведение гигиенического обучения населения (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану).

2.11. Обеспечение врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спецодеждой.

2.12. Учет расхода медикаментов, перевязочного материала, инструментария, бланков специального учета.

2.13. Осуществление контроля за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания.

2.14. Своевременное и качественное ведение учетно-отчетной документации.

III.Обязанности

Медицинская сестра врача общей практики обязана:

3.1. Знать основные правила оказания неотложной медицинской помощи и в случае необходимости оказывать ее до прихода врача.

3.2. Оказывать первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, проводить профилактические и реабилитационные мероприятия в пределах своей компетенции.

3.3. Обеспечивать полное и точное выполнение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом общей практики.

3.4. Обеспечивать явку больных на диагностические и лечебные процедуры.

3.5. Осуществлять медико-социальный патронаж пациентов при лечении на дому, людей пожилого и старческого возрастов, инвалидов, беременных и новорожденных, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.6. Соблюдать лечебно-охранительный, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в отделении.

3.7. Обеспечивать правильное хранение (соблюдение температуры и влажности), отпуск, списание и учет лекарственных средств.

3.8. Соблюдать правила асептики и антисептики.

3.9. Производить взятие крови для проведения биохимических, серологических и других видов исследования.

3.10. Соблюдать инструкции по профилактике постинфекционных осложнений, анафилактического шока и др.

3.11. Соблюдать требования охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой для диагностических и лечебных процедур.

3.12. Следить за сохранностью медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря кабинета; после окончания работы в кабинете проверять выключение электросистем и водоснабжения.

3.13. Соблюдать трудовой распорядок и трудовую дисциплину, морально-правовые и этические нормы поведения. Вежливо и корректно обращаться с пациентами, коллегами и посетителями.

3.14. Обеспечивать эвакуацию больных из корпуса в случаях пожара, техногенных катастроф или стихийного бедствия.

3.15. Повышать свой профессиональный уровень и квалификацию. Своевременно проходить аттестацию и сертификацию.

3.16. Знать и активно участвовать в решении основных направлений развития системы здравоохранения.

IV. Права

Медицинская сестра врача общей практики имеет право:

4.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

4.2. Вносить предложения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.

4.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролировать объем и качество выполненной им работы.

4.4. Принимать участие в работе профессиональных совещаний, конференций, медицинских обществ, ассоциаций.

4.5. Повышать квалификацию один раз в 5 лет, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

V. Оценка работы и ответственность

5.1. Работу медицинской сестры врача общей практики оценивает врач общей практики на основании учета качественных и количественных показателей деятельности, соблюдения требований основополагающих официальных документов, правил трудовой и финансовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.

5.2. Медицинская сестра врача общей практики несет ответственность, предусмотренную законодательством:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей;
  • за действия или бездействия, повлекшие нарушение прав и законных интересов граждан;
  • за разглашение врачебной и иной охраняемой законом тайны;
  • за несоблюдение настоящей инструкции.

Медицинская сестра врача общей практики __________________
(Ф.И.О.)

с должностной инструкцией ознакомлена _____________
(подпись)

“____”___________________ 200__года

Приложение 3

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИГА

Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль