Нормативно-правовое регулирование послевузовского дополнительного профессионального образования в рамках лицензирования медицинской деятельности

10120

При лицензировании медицинской деятельности соискатели лицензии и лицензиаты обязаны подтвердить лицензионные требования и наличие у врачей специальной подготовки.

По результатам работы в 2007 г. специалисты Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора проанализировали причины отказов в предоставлении лицензии на медицинскую деятельность с учетом изменения действующего законодательства и вступления в силу в отчетном году постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”.

Было выявлено, что первое место (48,3%) в структуре причин отказов занимает отсутствие или представление не в полном объеме документов об образовании (о послевузовском дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, со-стоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг). Второе место в структуре причин отказов (24,5%) приходится на отсутствие или представление не в полном объеме копий документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином за-конном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности; третье место (12,1%) – на нарушения установленных требований в оформлении или отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности; четвертое (8,9%) – на отсутствие или предоставление не в полном объеме соответствующих копий документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

По данным Регистра медицинских и фармацевтических работников Росздравнадзора, 5% врачей первичного звена, участвующих в реализации национального приоритетного проекта “Здоровье”, нуждаются в повышении квалификации. При этом в различных субъектах РФ данные о количестве врачей, нуждающихся в повышении квалификации, варьируют в значительных пределах – от 0 до 40%. Эта тенденция просматривается как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и в раз-резе федеральных округов.

При проведении Росздравнадзором проверок возможности выполнения лицензионных требований (условий) лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность, выявляется, что доля врачей, нуждающихся в повышении квалификации, и врачей, у которых нет соответствующей подготовки (специализации, переподготовки), очень велика и в некоторых случаях доходит до 40%.

Анализируя результаты проверок, можно сделать вывод о двух основных причинах данной ситуации. Это, во-первых, непредставление документов, подтверждающих соответствующую подготовку врачей и среднего медицинского персонала, которые таковую прошли, а во-вторых – действительное отсутствие специальной подготовки.

В большинстве случаев работники отделов кадров учреждений не смогли в процессе проверки представить документы, подтверждающие наличие соответствующей подготовки, из-за незнания требований нормативных правовых актов по данному вопросу; несвоевременного представления медицинским персоналом в отделы кадров документов, подтверждающих наличие соответствующей подготовки; из-за низкой исполнительской дисциплины сотрудников отдела кадров. В то же время руководство учреждений, проходящих процедуру лицензирования, зачастую не представляет сведения о тех специалистах, которые не име-ют соответствующей требованиям законодательства подготовки.

Для получения лицензии по медицинской деятельности по конкретной специальности достаточно представить сведения об одном специалисте, имеющем специальную подготовку. При этом в учреж-дениях, проходящих процедуру лицензирования медицинской деятельности, не заботятся о получении специальной подготовки и о своевременном повышении квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Для подтверждения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, определенных подп. “г” п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержден-ного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, необходимо наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании необходимых для выполнения работ (услуг) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Вопросы наличия специальной подготовки у врачей и документов, подтверждающих эту подготовку, требуют разъяснения. Это важно для всех участников отрасли здравоохранения, в том числе для органов лицензирования субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по лицензированию медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) право на занятие медицинской и фармацевти-ческой деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополни-тельного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, по вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Определение сертификата специалиста и порядок его выдачи, приведенные в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвер-жденном приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 № 286, не действуют, так как названный приказ утратил силу в соответствии с приказом Минздрава России от 18.10.2002 № 316 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов Минздрава России и Минздравмедпрома России, утративших силу”. Новый порядок выдачи сертификата специалиста до настоящего времени не определен.

В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ) освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская под-готовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ТК РФ) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяют-ся коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В то же время на основании ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного до-говора между работником и работодателем.

Один из основных нормативных документов, регламентирующих дополнительную профессиональную подготовку кадров, – Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (в ред. постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 213).

Согласно п. 7 Типового положения образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительно-го профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Цель повышения квалификации – обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных ме-тодов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по науч-но-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленно-го изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;
  • свидетельство о повышении квалификации – для прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч;
  • диплом о присвоении квалификации – для прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 ч.

Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610, определены виды обучения, количество часов обучения по каждому виду, наименование документов государственного образца, которые выдаются соответствующим образовательным учреждением слушателям, успешно завершившим курс обучения, в зависимости от продолжительности обучения.

Данные положения с учетом отраслевых приказов Минздравсоцразвития России формируют четко обозначенные требования, т. е. перечень документов, подтверждающих наличие соответствующей подготовки для всех субъектов отрасли здравоохранения, которые должны при-меняться на всем экономическом пространстве Российской Федерации при подтверждении наличия соответствующей подготовки врачей.

Письмо Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 № 156-ВС <О подготовке специалистов здравоохранения> вызвало резонанс у специалистов, так или иначе связанных с отраслью здравоохранения. В письме было сказано, что лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование до 2000 г., не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной и (или) фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 № 990 “Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью” и от 13.07.1989 № 418 «Об утверждении новой редакции “Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью”, утвержденного приложением 1 к приказу Минздрава СССР от 21.10.1974 № 990», могут продолжить работать в должностях тех же наименований. При этом необходимо наличие стажа работы по специальности не менее пяти лет (по состоянию на 1 января 2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних пяти лет в объеме не менее 144 ч в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования.

По мнению многих специалистов, из приведенных в письме требований следует, что сотрудникам, у которых нет специальной подготовки, нет необходимости подтверждать наличие подготовки по основной специальности или специальности, требующей дополнительной подготовки, при лицензировании или при проведении проверки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям и условиям. Другая часть специа-листов считает, что речь идет о том, что руководители учреждений не должны применять административные меры по отношению к указанным в письме лицам, т. е. не должны увольнять специалистов или принудительно направлять не имеющих соответствующей подготовки врачей на профессиональную подготовку (переподготовку).

Письма Минздравсоцразвития России носят рекомендательный характер, и, как бы их ни трактовали, работники отрасли обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2008 № 112н “О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации” определены обязательные требования к обучению по основной специальности и по специальности, требующей дополнительной подготовки.

Подготовка специалистов по основным специальностям предусматривает обучение в интернатуре и (или) ординатуре, за исключением основной специальности “общая врачебная практика (семейная меди-цина)”, подготовка по которой осуществляется при обучении в ординатуре. Подготовка специалистов по специальностям, требующим дополнительной подготовки, предусматривает обучение в ординатуре или профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по соответствующей основной специальности.

Еще раз хочется обратить внимание на требования к подготовке специалистов, окончивших медицинские вузы до 2000 г., – на лиц, окончивших медицинские и фармацевтические вузы до указанного срока, распространяется порядок подготовки специалистов здравоохранения, установленный приказом Минздрава СССР от 11.11.1971 № 810 “Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения”.

В свете сказанного выше при лицензировании (а также при решении вопроса о повышении квалификации врачей и их переподготовке в рамках реализации приоритетного национального проекта “Здоровье”) должны обязательно соблюдаться требования нормативных документов, т. е. для подтверждения наличия специальной подготовки врачи должны представлять документы (копии документов) государственного образца с учетом существующих требований:

  • диплом о высшем образовании;
  • сведения об окончании интернатуры или ординатуры;
  • диплом о профессиональной переподготовке;
  • диплом кандидата наук или доктора наук;
  • свидетельство о повышении квалификации.

Отдельный вопрос при прохождении процедуры лицензирования медицинской деятельности ЛПУ, имеющих в своем штате или принявших на работу по договору специалистов, получивших высшее или послевузовское профессиональное образование в иностранных государствах, – признание документов иностранных государств.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях понимается согласие соответствующих органов госу-дарственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.

Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях означает, что соответствующие органы государственной власти Российской Федерации предоставят обладателям указанных документов те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

В соответствии с Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, полу-чивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 № 119 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49), лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации после успешной сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации, а также после получения в установленном порядке лицензии на занятие определенными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Требования к подготовке среднего медицинского персонала определены приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н “О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским

и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации” и приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 “О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием” (в ред. приказов Минздрава России от 04.04.2003 № 143, от 26.05.2003 № 222, от 05.08.2003 № 332). Они содержат сведения о перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, о перечне соответ-ствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

Отдельный вопрос – подтверждение права на занятие народной медициной (целительством). В соответствии со ст. 57 Основ законодательства по охране здоровья граждан народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Рос-сийской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в об-ласти здравоохранения.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения в соответствии со ст. 56 Основ законодательства по охране здоровья граждан.

Согласно ст. 43 Основ законодательства по охране здоровья граждан допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – уголовную ответственность.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль