О развитии высокотехнологичной медицинской помощи населению в Российской Федерации (по материалам Минздравсоцразвития России)

6367

В соответствии с Указом Президента Рф от 26.09.1992 № 1137 “О мерах по развитию здравоохранения в Российской федерации” осуществлялось отдельное финансирование из федерального бюджета высокотехнологичной медицинской помощи и ежегодно утверждались перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, перечень учреждений, допущенных к ее оказанию, и планируемая численность больных, направляемых на высокотехнологичную медицинскую помощь, для субъектов Российской Федерации.

До 2005 г. высокотехнологичную медицинскую помощь оказывали 67 федеральных медицинских учреждений, получавших кроме текущего финансирования дополнительно целевое финансирование на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, однако указанные средства позволяли покрывать расходы лишь частично. так, средняя стоимость лечения одного больного была равна 53 тыс. руб., при этом она значительно колебалась в разных учреждениях. Например, финансовое обеспечение операций на сердце в Научном центре сердечнососудистой хирургии им. А.Н. бакулева РАмН составляло 113 тыс. руб., в Новосибирском НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. мешалкина – 53 тыс. руб., а в Российском кардиологическом научно-производственном комплексе – 25 тыс. руб. При этом себестоимость кардиохирургических операций для учреждений составляла от 130 до 300 тыс. руб. в зависимости от уровня сложности.

Дефицит финансирования в значительной степени покрывался за счет собственных средств граждан. больные были вынуждены участвовать в софинансировании своего лечения, и это приводило к многочисленным жалобам со стороны населения и вынужденным отказам от госпитализации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. кроме того, очень остро стоял вопрос оплаты проезда к месту лечения и обратно. Оплата проезда финансировалась субъектами Российской федерации лишь частично, поэтому нуждавшиеся в высокотехнологичной медицинской помощи были крайне заинтересованы в получении этой помощи ближе к месту жительства.

В 2005 г. получили высокотехнологичную медицинскую помощь всего 60 тыс. больных, при этом число нуждавшихся в такой помощи только по жизненным показаниям было значительно больше.

В региональных учреждениях здравоохранения обследование больных, направлявшихся на высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществлялось на крайне низком уровне. Не был отработан механизм отбора и направления больных для оказания этого вида лечения. При этом больные поступали в федеральные учреждения с запущенными формами заболеваний, недообследованные, без согласованных сроков госпитализации, что вынуждало их дополнительно затрачивать свои собственные средства на дообследование и оплату проживания в других городах в ожидании госпитализации.

С 2006 г. было принято решение о включении мероприятий по развитию высокотехнологичной медицинской помощи в приоритетный национальный проект “Здоровье”; поставлены цели обеспечить равную доступность высокотехнологичной медицинской помощи для нуждающихся вне зависимости от места проживания и бесплатность для граждан Российской федерации. Для этого был проведен комплекс мероприятий.

В рамках реализации национального проекта “Здоровье” в 2006 г. было увеличено до 93 число федеральных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2007 г. к ним присоединились 73 региональных и муниципальных медицинских учреждения; в 2008–2009 гг. такую помощь будут оказывать еще 14 новых федеральных центров высоких медицинских технологий, построенных в рамках национального проекта “Здоровье”.

С середины 2006 г. внедрено более 300 единых федеральных стандартов высокотехнологичной медицинской помощи, и все медицинские учреждения оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь в соответствии с ними.

В 2006 г. осуществлен переход на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи по среднепрофильным нормативам финансовых затрат, рассчитанным на основе стандартов высокотехнологичной медицинской помощи (ВмП). Эти средства покрывают расходы на изделия медицинского назначения, дорогостоящие лекарственные средства, а также необходимые расходные материалы и заработную плату медицинских работников, участвующих в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Все медицинские учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь одного профиля, финансируются по единому нормативу финансовых затрат. так, на одну операцию на сердце и сосудах направляется 203,5 тыс. руб., а для региональных и муниципальных медицинских учреждений установлен среднепрофильный норматив финансовых затрат в размере 115,5 тыс. руб. такая дифференциация норматива для федеральных и региональных медицинских учреждений обусловлена уровнем сложности оперативных вмешательств, выполняемых в медицинских учреждениях.

В рамках национального проекта были значительно увеличены средства федерального бюджета, направленные на финансирование ВмП, что составило в 2006–2007 гг. 27,4 млрд руб. (в 2006 г. – 9,9 млрд руб., в 2007 г. – 17,5 млрд руб.; для сравнения: в 2005 г. – 4,1 млрд руб.). В 2008 г. на эти цели будет направлено 22,0 млрд руб., в 2009 г. – 26,5 млрд руб., в 2010 г. – 29,7 млрд руб.

Ежегодно увеличивается удовлетворенность граждан Российской федерации высокотехнологичной медицинской помощью. так, если в 2005 г. она составляла 20%, то в 2010 г. высокотехнологичную медицинскую помощь получат 240 тыс. нуждающихся, при этом удовлетворенность населения высокотехнологичной медицинской помощью достигнет 80%.

Необходимо учитывать, что совершенствование медицинских технологий, оснащение учреждений диагностическим оборудованием, проведение диспансеризации работающих граждан ведет к выявлению заболеваний на ранних стадиях и, соответственно, к повышению спроса на высокотехнологичную медицинскую помощь. Вместе с тем, для эффективной эксплуатации и бесперебойной работы диагностического оборудования субъектам Российской федерации необходимо предусматривать бюджетные ассигнования на приобретение расходных материалов. кроме того, должны выделяться ассигнования на повышение квалификации и переподготовку кадров, так как имеющееся дорогое высокотехнологичное оборудование не должно простаивать из-за отсутствия специалистов, способных работать на нем, что наблюдается в ряде субъектов Российской федерации.

Значительному совершенствованию подверглась организация обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью. Установлено взаимодействие между органами управления здравоохранением субъектов Российской федерации, федеральными и региональными медицинскими учреждениями, оказывающими ВмП. Отработан порядок отбора, формирования “Листа учета и ожидания высокотехнологичной медицинской помощи” и направления всех нуждающихся для получения бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи.

Новая система персонифицированного учета, фиксирующая движение больного (от постановки диагноза заболевания до получения высокотехнологичной медицинской помощи), позволяет осуществлять действенный контроль за исполнением порядка предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению.

В рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” во всех федеральных округах Российской федерации запланировано строительство федеральных центров высоких медицинских технологий с целью обеспечения равной доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения. Впервые в нашей стране строительство таких федеральных центров осуществлялось модульным способом с использованием передовых строительных технологий, соответствующих европейским стандартам. Аналогов подобных центров в Российской федерации в настоящее время не существует.

Крайне важно то, что федеральные центры оснащены самым современным медицинским оборудованием, а услуги, оказанные в этих центрах, будут отвечать международным стандартам. Использование такого оборудования позволит существенно повысить качество оперативных вмешательств, уменьшить число осложнений, сократить срок пребывания больного в стационаре и период его реабилитации.

Вместе с тем введение в эксплуатацию федеральных центров ставит перед государством задачу – развивать отечественное производство медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, высокоэффективных лекарственных средств. так, например, в ближайшей перспективе для обеспечения деятельности федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии, а также федеральных специализированных медицинских учреждений, региональных и муниципальных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, понадобится в год свыше 100 тыс. стентов, в т. ч. с лекарственным покрытием, и такое же количество оксигенаторов. В Российской федерации вышеуказанные медицинские изделия не производятся, они ежегодно закупаются у зарубежных производителей. Уже сегодня перед отечественной промышленностью должна быть поставлена задача – производить необходимые объемы изделий медицинского назначения для высокотехнологичной медицинской помощи, расходные материалы для обеспечения функционирования медицинского оборудования, современные лекарственные средства для лечения.

Одновременно с созданием базы федеральных центров высоких медицинских технологий в стране формируется система восстановительного лечения больных непосредственно после интенсивного этапа высокотехнологичного лечения. Для указанных целей предполагается использовать различные модели оказания медицинской помощи – восстановительное лечение (долечивание) в условиях специализированных санаториев (отделений), больниц (отделений), центров восстановительной медицины и реабилитации. Долечивание в специализированных санаториях (отделениях) обеспечивается в установленном порядке больным из числа работающих застрахованных граждан за счет средств обязательного социального страхования. При наличии медицинских показаний им предоставляются бесплатные санаторно-курортные путевки в санатории, расположенные на территории Российской федерации.

Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования, утвержден постановлением Правительства Рф от 21.04.2001 № 309 в ред. постановления Правительства Рф от 06.01.2006 № 3 и содержит в т. ч. операции на сердце и магистральных сосудах, относящиеся к высокотехнологичной медицинской помощи. Сегодня предполагается расширить указанный перечень, включив дополнительно в него травматологические и ортопедические операции.

В течение 2008–2010 гг. фондом социального страхования Российской федерации планируется выделить ассигнования на долечивание больных после операций на сердце и магистральных сосудах в сумме 833,5 млн руб., после травматологических и ортопедических операций – 819,9 млн руб. Это позволит ежегодно осуществлять долечивание в условиях санатория около 18 тыс. больных, перенесших указанные операции, в т. ч. в центрах высоких медицинских технологий.

Восстановительное лечение больных в условиях больницы (отделения) восстановительного лечения, центра восстановительной медицины и реабилитации непосредственно после стационарного высокотехнологичного лечения планируется организовать в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Интенсивными темпами развивается информационное обеспечение организации ВмП. Создается автоматизированная информационная система сбора и обработки сведений о больных, нуждающихся в ВмП и получивших ее, с целью отлаживания мониторинга и создания системы оперативного обмена информацией между всеми участниками системы предоставления такой помощи. Особое место в этом процессе уделяется гражданам, нуждающимся в высокотехнологичной медицинской помощи. Проводится работа по информированию населения о возможностях получения высокотехнологичной медицинской помощи.

Организация электронного документооборота, автоматизированное ведение листов ожидания и баз данных персонифицированного учета высокотехнологичной медицинской помощи, реализация оперативного доступа к базам данных, мониторинга и контроля за выполнением сроков рассмотрения документов позволят сократить время ожидания больными получения медицинской помощи за счет повышения оперативности пересылки медицинских документов; сократить число случаев необоснованного направления больных в учреждения и снизить расходы на оплату проезда больных к месту лечения; проводить контроль за работой органов управления здравоохранением по отбору больных; повысить прозрачность финансовых потоков; упорядочить систему возмещения расходов за счет персонифицированного учета; снизить трудозатраты на сбор и обработку данных.

Обеспечение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи медицинским учреждениям по полному тарифу в рамках государственного задания за пролеченного больного позволит в дальнейшем сделать прозрачным расходование федеральными медицинскими учреждениями средств федерального бюджета и предоставить возможность больному участвовать в выборе медицинского учреждения, в котором он может получить эту помощь.

Некоторые федеральные медицинские учреждения уже готовы перейти на работу в рамках государственного задания по полному тарифу, однако необходимо оценить все риски и отработать модель перевода этих учреждений для работы в указанных условиях.

Дальнейшее развитие в сфере повышения доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи направлено:

– на совершенствование организации оказания и финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания, финансируемого за счет средств федерального бюджета; на дальнейшую стандартизацию в сфере высокотехнологичной медицинской помощи (технологий, оснащенности, кадрового обеспечения); на лицензирование и квалификационный отбор исполнителей государственного задания; на уточнение перечня профилей и видов ВмП; совершенствование тарифного регулирования, включая уточнение величин и структуры нормативов финансовых затрат; на создание и совершенствование системы информационного взаимодействия участников оказания высокотехнологичной медицинской помощи, отчетности и контроля качества ее оказания; моделирование объемов ВмП с учетом приоритетного развития отдельных профилей и видов, “выравнивания” уровня обеспеченности высокотехнологичной медицинской помощью в региональном разрезе;

– на реструктуризацию сети медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (укрепление головных и ведущих профильных федеральных медицинских учреждений, в т. ч. за счет присоединения однопрофильных медицинских организаций, развития сети филиалов в регионах, использования выездных форм работы в регионах; интеграция в систему федеральных учреждений новых центров высоких медицинских технологий; отработка различных схем взаимодействия при оказании ВмП между медицинскими учреждениями различных организационно-правовых форм, ведомственной и территориальной подчиненности);

– на развитие материальной базы ведущих медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь гражданам Российской федерации (включая оснащение самым современным медицинским оборудованием, модернизацию существующего парка медицинской техники); на разработку и внедрение новых высокотехнологичных методов лечения; тиражирование и внедрение в практическую деятельность региональных и муниципальных медицинских учреждений отработанных высоких медицинских технологий с последующим выведением их из перечня высокотехнологичных видов медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×