Сестринская служба. Психолого-педагогические аспекты деятельности

10955

Любая деятельность является качественной, если она системная. Задача повышения качества и доступности медицинской помощи подразумевает высокий профессиональный уровень медицинских сестер и особенно организаторов сестринского дела – главных и старших медицинских сестер.

Н.Г. Чернышевский утверждал, что человеку для образования ума и сердца необходимы три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородные чувства.

Изменения, происходящие в мире, актуализируют признание в масштабе человеческого сообщества цивилизованных норм общения и деловой культуры.

Менеджер сестринского дела – это управляющий, руководитель, главной функцией которого является работа с сестринским и младшим медицинским персоналом. Менеджер, желающий быть самостоятельным в принятии решений, обязан иметь идеологию, связанную с мировоззренческой культурой и гражданской позицией.

  Сестринская служба. Психолого-педагогические аспекты деятельности

Факультет повышения квалификации совместно с кафедрой педагогики и психологии КММИВСО провел исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации менеджеров сестринского дела по методике К. Роджерса и Р. Даймонда.

Данная методика предполагает изучение целостной системы осознанного саморегулирования деятельности и поведения посредством выявления степени адаптированности – дезадаптированности в системе межличностных отношений с использованием 101 утверждения. В исследуемую группу были включены 60 менеджеров сестринского дела, работающих главными и старшими медицинскими сестрами городских больниц и поликлиник г. Краснодара. Высшее сестринское образование имеют 40% респондентов, среднее профессиональное образование – 60%. В исследуемой группе 65% респондентов имели стаж работы в занимаемой должности более 10 лет, 18% – от 5 до 10 лет и 17% работали в должности менеджера сестринского дела менее 5 лет.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что среди главных и старших медицинских сестер, работающих более 10 лет, 47% респондентов готовы к выполнению социальной роли менеджера, 34% испытывают трудности в управленческой деятельности, 19% опрошенных отмечают психологические затруднения во взаимодействии с руководителями разных уровней управления. В исследуемой группе со стажем менее 10 лет к выполнению социальной роли менеджера готовы 34% опрошенных, испытывают трудности в управленческой деятельности 26%, психологически затрудняются взаимодействовать с руководителями разных уровней 40% респондентов. Реальными лидерами являются 23% менеджеров сестринского дела, испытывают зависимость от заведующего отделением, главного врача и главной медицинской сестры 77% опрошенных.

Исследование организаторских способностей по В. Бойко представлено 40 вопросами, посредством которых определяется уровень проявления организаторских способностей. Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 40% менеджеров проявляют профессиональную самостоятельность, 30% испытывают трудности из-за незнания технологии проведения коллективных, групповых и индивидуальных мероприятий, у 30% респондентов организаторские способности нивелированы, сведены к менторскому тону, исключающему иное мнение и предпочтение.

У 40% менеджеров коммуникативные способности отвечают требованиям управленческой культуры руководителя, у 60% есть проблемы в обеспечении целесообразного взаимодействия.

У 40% менеджеров сестринского дела взаимодействие с медицинскими сестрами осуществляется на основе профессиональных установок, у 23% – дружеского расположения, 20 – общения-дистанции; 10 – общения-устрашения, у 7% опрошенных – на основе общения-заигрывания.

Результаты исследования ценностных ориентаций менеджеров сестринского дела по М. Рокичу, предполагающего ранжирование 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей по степени значимости их для каждого участника, свидетельствует, что у 50% опрошенных уровень ценностных притязаний и степень удовлетворения этих ценностей находятся в гармонии, у 30% имеются проблемы из-за частичного несоответствия ценностей и степени их удовлетворения, у 20% – острая неудовлетворенность из-за несоответствия ценностей и степени их удовлетворения.

Эмпирические исследования актуализировали реализацию аспектов психолого-педагогического обеспечения деятельности менеджера сестринского дела, т. к. позволили выявить нерешенные в практической деятельности проблемы:

  •  трудности в осуществлении управленческой деятельности;
  •  психологические сложности во взаимодействии с руководителями разных уровней управления (с заведующим отделением, главной медицинской сестрой, заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом, главным врачом);
  •  неспособность осознавать свободу в честном служении делу, предполагающую осознанную ответственность перед руководителем ЛПУ;
  •  несформированность организаторских и коммуникативных способностей, развитием которых необходимо заниматься;
  •  несоответствие ценностных притязаний и степени удовлетворения этих ценностей.

Полученные результаты были представлены на конференции медицинских сестер, проводимой в ГУЗ ККБ № 1 им. профессора С.В. Очаповского в апреле 2008 г. Сотрудники кафедры педагогики и психологии в соответствии с выявленными проблемами разработали программу тематического усовершенствования “Психолого-педагогические аспекты деятельности менеджеров сестринской службы” в объеме 72 ч. В программе представлены разделы “Психология управления”, “Социальная психология групп”, “Эффективная команда: шаги к созданию”, “Имиджелогия. Секреты личного обаяния”.

В течение 2007/08 учебного года было проведено 3 цикла тематического усовершенствования “Психолого-педагогические аспекты в деятельности менеджеров сестринской службы” для руководителей среднего звена, главных, старших медицинских сестер и их дублеров в ГУЗ ККБ № 1 им. профессора С.В. Очаповского. Группы комплектовались с учетом стажа управленческой деятельности: 50% менеджеров, имеющих стаж более 5 лет, 50% – менее 5 лет.

В управленческой деятельности менеджера важна мотивация и мотивирование, управление мотивационным потенциалом сотрудников. Вниманию управленцев сестринского дела были представлены теории мотивации в историческом развитии: концепция “экономического человека” Ф.У. Тейлора, концепция “социального человека” Э. Мейо, концепция “творческого человека” Г. Оллпорта и А. Маслоу. Роль личности руководителя в эффективной управленческой деятельности, индивидуальная управленческая концепция, ее психологическая сущность, природа, функции и основные “дефекты” – эти и другие темы нашли отражение в разделе “Психология управления”.

Раздел “Социальная психология труда” представлен “Базовыми законами групповой динамики”. Вниманию слушателей были предложены модель лидерства: личностные характеристики, черты и навыки лидеров и подчиненных; поведение лидера; эффективность лидерства, лидерство “путь – цель”, нормативная модель; влияние группового климата, теория жизненного цикла лидерства.

Особое внимание уделялось теме “Эффективная команда и шаги ее создания”. В процессе изучения темы слушатели знакомятся с понятием команды, принципами и технологией ее создания, основными типами распределения функций и формами управления в команде, секретами эффективности и профилактикой распада команд. Кроме того, на занятиях рассматривают пути командообразования: определение целей и средств их достижения, подбор и отбор членов команды; исследование межличностных предпочтений, диагностика жизнеспособности команды.

Раздел “Имиджелогия” представлен темами “Силовое поле общения”, “Мастерство управления”; “Общение – учебник жизни” (глубинный смысл общения, стратегии общения, нормативные поведенческие правила менеджера); “Инструментарий личного обаяния”, “Искусство вхождения в образ”.

Каждый раздел тематического плана повышения квалификации реализуется силами профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии КММИВСО совместно с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Характерная особенность реализации данной программы – это систематическое осмысление материала, предлагаемого вниманию слушателей, посредством проведения практических занятий в виде психологических тренингов в малых группах, общих дискуссий, решения проблемно-ситуационных задач и их анализ.

Источник: Журнал "Главная медицинская сестра",№6-2009



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль