Одностороннее расторжение договоров и контрактов: возможности и перспективы

4159
Одностороннее расторжение договоров и контрактов: возможности и перспективы

Одностороннее расторжение договоров и контрактов в соответствии с действующим законодательством

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает принцип стабильности обязательства. Так, в соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается – за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Важно! Принцип стабильности обязательства в полной мере распространяется на обязательства, возникающие из государственных и муниципальных контрактов, а также договоров бюджетных учреждений

В Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ…(далее – Закон № 94-ФЗ) отсутствует прямое указание на возможность одностороннего расторжения государственных и муниципальных контрактов, а также договоров бюджетных учреждений (далее – контрактов). Более того, в ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ содержится норма, согласно которой расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Мнение ФАС России по этому вопросу однозначно: данная норма не позволяет заказчикам расторгать контракт в одностороннем порядке.

Важно! Если контрольные органы выявляют в проекте контракта или в документации положения, согласно которым заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, то такие действия заказчика признаются нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Возможность одностороннего расторжения контрактов в исключительных случаях позволила бы заказчику экономить время и финансовые средства (госпошлина, оплата услуг экспертов и т. д.).

В отличие от мнения контрольных органов, судебная практика в отношении ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не единообразна.

Некоторые суды в своих решениях указывают, что ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения обязательств и не запрещает устанавливать в условиях контракта право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по контракту. “Поскольку возможность одностороннего расторжения заключенных… договоров… согласована сторонами в самих договорах, … одностороннее расторжение договоров соответствует положениям действующего законодательства”.

Вместе с тем суды принимают и другую позицию: “Отношения по заключению, исполнению и прекращению государственных и муниципальных контрактов регулируются Законом о размещении заказов…

Чтобы обеспечить единообразие в толковании и в применении арбитражными судами норм права, соответствующее дело было рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал3: “Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс, Кодекс), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Аналогичное правило содержится в п. 6.2 заключенного сторонами контракта.

В силу п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Важно! На основании изложенного суды признали, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт расторгнут

Данный вывод является правильным. Согласно ст. 768 Гражданского кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят.

Важно! При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Гражданского кодекса: в части, не урегулированной ст. 763–767 Кодекса, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 гл. 37 Кодекса, а затем – общие положения о договоре подряда (параграф 1 гл. 37 Гражданского кодекса)

Ни ст. 763–767, ни положения параграфов 3, 4 гл. 37 Кодекса не регулируют вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде. Так как отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, применение судами к отношениям сторон п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса обоснованно, а вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу ч. 3 ст. 50 Кодекса, является правильным.

Ссылка подрядчика на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ отклоняется, поскольку согласно ч. 1 ст. 1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд”.

Важно! Таким образом, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обращено внимание на факт, что Закон № 94-ФЗ не регулирует вопросы исполнения и расторжения контрактов

Отметим, что лучше не включать в проект контракта и (или) в закупочную документацию условия об одностороннем расторжении контракта, поскольку существует риск привлечения заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Если заказчик все-таки отказывается в одностороннем порядке от исполнения контракта, ссылаясь на положения ГК РФ, то нужно быть готовым к тому, что правомерность действий заказчика нужно будет подтверждать в суде, если со стороны контрольных органов и прокуратуры РФ появятся соответствующие претензии.

Права заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) на одностороннее расторжение договоров и контрактов при принятии Федерального закона “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг”

Законопроект Минэкономразвития России “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг”, одобренный 02.05.2012 Правительством Российской Федерации (далее –законопроект), предусматривает право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта – при условии, что это было предусмотрено документацией об осуществлении закупки, извещением о проведении запроса котировок (ч. 6 ст. 87 законопроекта)…

Важно! Законопроектом предусмотрено, что заказчик не вправе в одностороннем порядке расторгать контракт в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, возникли по его вине

Помимо права заказчика на одностороннее расторжение контракта законопроектом предусмотрена обязанность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупки требованиям к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо представил недостоверные сведения в части требований к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры.

В законопроекте предлагается порядок одностороннего расторжения контракта…

Указанное решение вступает в силу через десять дней после даты его опубликования, за исключением случаев приостановления (отложения) сроков вступления в силу указанного решения.

Если в течение десяти дней после опубликования решения на него поступит жалоба, то по результатам всестороннего рассмотрения доводов жалобы и отзыва заказчика, обосновывающего принятое им решение, контрольный орган вправе:

приостановить расторжение контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив в письменной форме требование заказчику о приостановлении расторжения контракта до рассмотрения жалобы по существу (это требование является для него обязательным);

• признать жалобу необоснованной и одобрить решение заказчика;

• признать жалобу обоснованной и отменить решение заказчика;

• при необходимости исследования документов отложить срок вступления в силу решения (но не более чем на 45 дней).

Важно! Таким образом, односторонний отказ от исполнения контракта будет совершаться односторонними действиями заказчика во внесудебном порядке путем направления поставщику (исполнителю, подрядчику) соответствующего решения

Согласно законопроекту контракт будет считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта, если иной срок расторжения контракта не будет предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (ч. 13 ст. 87 законопроекта).

Единственным препятствием, откладывающим момент одностороннего расторжения контракта, может стать жалоба поставщика (исполнителя, подрядчика).

Предполагается, что даже с учетом обжалования решения заказчика, срок расторжения контракта будет значительно сокращен.

Для недобросовестных поставщиков при внедрении подобной практики возникнут следующие последствия:

• сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, будут направлены в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, такой поставщик (исполнитель, подрядчик) будет лишен права участвовать в закупках сроком на два года (ч. 10 ст. 87, ст. 95 законопроекта);

• за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта заказчик вправе потребовать неустойку и возмещение убытков.

При расторжении контракта в одностороннем порядке законопроект дает заказчику право:

• повторно осуществить закупку товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном законопроектом;

• повторно осуществить закупку товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта – в случае закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (п. 3 ч. 1 ст. 68 законопроекта).

Важно! В соответствии с законопроектом у поставщика (подрядчика, исполнителя) также есть право расторжения контракта в одностороннем порядке

В ч. 11 ст. 87 законопроекта предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) расторгать контракт в одностороннем порядке, если в документации об осуществлении закупки, извещении о проведении запроса котировок было предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта...». 

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Здравоохранение" №8 2012



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×