Претензии пациента к качеству услуги эстетической пластики молочных желез

1102
Претензии пациента к качеству услуги эстетической пластики молочных желез

Эстетическая пластическая хирургия – один из видов деятельности, наиболее подверженных риску с точки зрения юридических претензий пациентов к качеству оказанных медицинских услуг.

Действительно, если при оценке результатов реконструктивной пластики прежде всего учитывается степень восстановления функции, нарушение которой и было показанием к оперативному лечению, то в случае эстетических операций критерии качества более размыты.Поскольку здесь показанием к медицинскому вмешательству является желание пациента, именно он оценивает, насколько достигнутый результат совпадает сего ожиданиями.

Помимо субъективных оценок результатов вмешательства обязательным критерием качества услуг является безопасность для здоровья пациента и отсутствие осложнений как в послеоперационном периоде, так и в отдаленном будущем. Общепринятый постулат, что у пациента не должно быть противопоказаний к вмешательству, имеет и такое следствие: любая проблема со здоровьем, возникшая в ходе лечения или после него, однозначно трактуется как ятрогения.

Все эти факторы приводят к достаточно простым в теории, но далеко не всегда выполняемым на практике рекомендациям:
• строго выполнять требования нормативных документов, относящихся к медицинской деятельности;
•правильно и детально оформлять юридические документы, устанавливающие взаимоотношения медицинской организации и пациента;
•использовать только разрешенные к применению медицинские материалы, оборудование и технологии.

Необходимо отметить, что определения понятия “разрешенные к применению” в действующем законодательстве отсутствует. Содержание данного термина вытекает из п. “е” Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30. В этой связи данное требование представляется сомнительным, так как аускультация, перкуссия, измерение артериального давления и другие рутинные медицинские процедуры никем специально не “разрешены”, а вытекают из канонов и правил медицины. Между тем понятие “разрешенные к применению медицинские материалы, оборудование и технологии” активно используется в процессуальных документах, следовательно, его нельзя игнорировать.

Качество подготовки договора может сыграть значительную роль в случае конфликтных ситуаций. Помимо обязательных приложений к договору, таких как лицензия на соответствующий вид медицинской деятельности, осуществляемой по конкретному адресу, в договоре должны быть максимально конкретизированы требования пациента к результатам вмешательства, а также указан порядок приемки оказанных услуг.

Необходимо также помнить, что положения даже подписанного потребителем договора, противоречащие законодательству РФ, рассматриваются с юридической точки зрения как ничтожные. В данном случае таким положением, например, является месячный срок рассмотрения претензий, что противоречит положениям ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992№ 23001 “О защите прав потребителей” (далее – Закон № 23001).

Обращает на себя внимание тот факт, что пациентка была вынуждена обратиться в другие ЛПУ за консультациями, в результате которых констатированы факты, которые могли быть установлены и устранены врачами центра “Эскулап”. Нежелание компании решать проблемы, возникшие в результате проведенного вмешательства, привели к фактической утрате доверия пациентки к мнению врача клиники.

Необходимо подчеркнуть, что при дальнейшем судебном разбирательстве мнение врачей-консультантов о причинах недостижения эстетического эффекта может быть как принято во внимание, так и подвергнуто сомнению. Вопрос о выборе типа импланта требует специальных знаний и является индивидуальным. Для решения этого вопроса может быть назначена дополнительная независимая экспертиза.

Вместе с тем, факт недостижения цели операции основывается на оценке результата потребителем и является достаточным для предъявления претензии центру “Эскулап”.

Согласно ст. 4 Закона № 23001, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. В данном случае условие об уменьшении расстояния между молочными железами оговаривалось устно, в присутствии свидетеля. Суд вправе учесть свидетельские показания как описание желательного результата.

Скорее всего, в договоре не содержалось и специальных указаний на необходимость сохранения симметрии молочных желез. Однако согласно Закону № 23001, если в договоре не указаны условия качества услуги, она должна оказываться в соответствии с обычно предъявляемыми в таких случаях требованиями. Таким образом, требование сохранения симметрии при наличии врачебного заключения о том, что до вмешательства железы были симметричны, может быть учтено как “обычно предъявляемое”.

В любом случае, согласно Закону № 23001, исполнитель был обязан оказать услугу, результаты которой пригодны для использования в соответствии с оговоренными потребителем целями, в данном случае – эстетическими.

Говоря о размере возмещения материальных расходов, необходимо руководствоваться положением ст. 14 Закона № 23001, согласно которой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Вместе с тем, сам факт затрат на устранение недостатков вмешательства должен быть подтвержден документально, соответствующим договором и платежными документами. Кроме затрат на проведение нового оперативного вмешательства, в сумму возмещения могут быть включены также и расходы на предварительное обследование и медикаментозное лечение.

Кроме того, пациентке был причинен моральный вред в виде моральных и нравственных страданий. В соответствии со ст. 150,151 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и ст. 15 Закона № 23001 ответчик обязан возместить причиненный моральный вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме согласно ст. 1101 ГК РФ, размеры компенсации морального вреда устанавливаются судом исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом всех обстоятельств дела и степени причиненных страданий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль