Взаимоотношения фармацевтического бизнеса с «ключевыми лидерами мнения» в медицине

2740

Становление и активное развитие товарных и финансовых рынков в России в конце XX –начале XXI вв., включая рынок лекарственных средств, вызвало к жизни новые для страны способы и методы продвижения товаров и услуг, к которым общество и государство оказались не в полной мере готовы. Бесконтрольная прямая или скрытая реклама, активное участие лечащих врачей в продвижении лекарств вызвали целый ряд негативных последствий, что обусловило в дальнейшем ужесточение законодательных требований в этой сфере.

Тем не менее, и в настоящее время фармацевтический бизнес продолжает поиск и внедрение новых для российского рынка технологий продвижения лекарственных препаратов. Насколько готово общество к этим технологиям? Какие уроки извлечены из недавнего опыта и существуют ли эффективные механизмы взаимодействия фармбизнеса и государства?

Одной из технологий, наиболее широко используемых в последнее время, является установление и поддержание тесных взаимоотношений представителей фармацевтических компаний с ключевыми “лидерами мнения”. Прежде чем описывать плюсы и минусы такого взаимодействия, определим суть термина “ключевой лидер мнения” и уточним круг лиц, которые могут быть отнесены к этой категории.

Еще в 40-е гг. XX в. группа американских ученых показала, что вопреки ожиданиям сообщения средств массовой информации не оказывают прямого влияния на предпочтения массового рынка. Напротив, эти сообщения воздействуют на небольшое число лиц, которые в дальнейшем влияют на представителей своего круга. Для обозначения этих лиц, передающих информацию своему ближайшему окружению, иногда даже частично видоизменяющих ее, и был использован термин “лидеры мнений”. Более поздние исследования показали, что мнения примерно 10% людей – тех, кого можно отнести к категории “лидеров мнений”, – формируют предпочтения остальных 90%.

В настоящее время к лидерам мнения относят авторитетных специалистов в своей области, а также знаменитостей, журналистов, критиков, потребителей с активной жизненной позицией – словом, лиц, способных распространять информацию о товаре среди большого круга потенциальных покупателей.

Немаловажно помнить, что само по себе понятие “потребитель фармацевтических товаров” включает несколько групп с разными мотивациями при покупке. Принято различать конечных, институциональных и промежуточных потребителей.

Конечные потребители — это физические лица, приобретающие товары для личного или семейного использования. Воздействие на конечного потребителя со стороны продавца лекарственных средств регламентируется законодательством, ограничивающим рекламу этого вида товаров.

В России в соответствии со ст. 67Федерального закона от 12.04.2010№ 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” информация о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача (перечень которых утверждается государственным регулятором), может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях. Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Следует также учитывать требования ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ “О рекламе”.

Институциональные потребители –это юридические лица, приобретающие фармацевтические товары для использования в своей основной деятельности. В качестве основных институциональных потребителей обычно выступают медицинские учреждения различных организационно-правовых форм.

При осуществлении закупок лекарственных средств руководители медицинских организаций обязаны учитывать требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, а также других нормативных документов, например, распоряжения Правительства от 30.12.2009 № 2135-р (Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств).

В границах возможностей, предоставленных законодательством, выбор руководителем того или иного лекарственного средства формируется с учетом не только собственных предпочтений, но и мнения заместителей руководителя, заместителя главного врача по рациональной фармакотерапии и лекарственному обеспечению, заведующих отделениями, клинического фармаколога, заведующего аптекой клиники.

Нужно понимать, что уже на этапе определения потребности в лекарственных средствах и формирования соответствующей заявки у фармацевтических компаний есть возможность воздействия на указанных лиц.

Промежуточные потребители – лица, назначающие или рекомендующие лекарственный препарат конечному потребителю (пациенту). К промежуточным потребителям относят медицинских работников, которые назначают лекарственное средство, выписывая рецепт либо рекомендуя его приобретение в аптеке. Кроме того, к этой категории относятся провизоры и фармацевты, высказывающие свои рекомендации посетителям аптек. Учитывая распространенность в России самолечения, воздействие фармкомпаний на аптечных работников приобретает особое значение.

Оценивая механизмы влияния представителей фармацевтического сообщества на медицинских работников, следует также иметь в виду, что маркетологи выделяют несколько групп медицинских работников с точки зрения перспективности воздействия на них: новаторы, адепты, консерваторы и др. Так, новаторы рассматриваются как потенциальные лидеры мнения. Адепты следуют за ними. Консерваторы же довольно долго сопротивляются новшествам, поэтому они больше интересны компаниям, продвигающим дженерики (копии известных оригинальных препаратов, десятилетиями обращающихся на рынке).

Категория новаторов также неоднородна, поэтому представители фармбизнеса (уровня высшего и среднего менеджмента) основное внимание уделяют ключевым фигурам, способным повлиять на практику назначения того или иного лекарственного средства в больнице, регионе, стране: профессорам, заведующим и преподавателям профильных кафедр вузов, главным и ведущим научным сотрудникам научно-исследовательских институтов, научным сотрудникам, читающим лекции врачам и студентам, консультирующим “сложных” пациентов, ведущим в газетах, журналах, на радио и телевидении программы о здоровье. Особенно велика эта активность на этапе продвижения на рынок нового лекарственного средства или нового свойства уже известного препарата. Новаторы, выявленные среди практикующих врачей, также активно вовлекаются в процесс популяризации новых лекарственных средств, при этом используются ссылки на авторитетное мнение новаторов из профессорского состава. Вслед за новаторами фармпродукт начинают “пробовать”, приобретая свой личный опыт, большинство других докторов – “адепты”.

Приходится констатировать, что в нашей стране для большинства врачей при принятии решения об использовании того или иного лекарственного препарата характерно ориентироваться не на данные доказательной медицины (клинических исследований, проведенных legia artis), а на личный опыт или мнения коллег.

В связи с описанным механизмом продвижения лекарственных препаратов возникает два основных вопроса: как увязывается такая деятельность ключевого лидера мнения (при выдаче рекомендаций, написании статей, чтении лекций и т. д.) с его правовым статусом, и каковы условия формирования у лидера выражаемого мнения относительно продукта конкретной фармкомпании?

Для начала рассмотрим правовой статус ключевого лидера мнения. Доминирующее положение в структуре отечественного здравоохранения занимают государственные и муниципальные медицинские учреждения, а также государственные научные и научно-исследовательские организации. Негосударственный сектор здравоохранения представлен в основном медицинскими организациями небольшой мощности и частнопрактикующими врачами.

Таким образом, подавляющее большинство ключевых лидеров мнения, руководящие работники государственных и муниципальных ЛПУ – должностные лица. Исключение составляют профессора, доценты, научные сотрудники и врачи-ординаторы, не занимающие административных должностей. Положение усложняет участие медицинских работников (как должностных лиц, так и не являющихся таковыми) в различных комиссиях, коллегиях, экспертных группах, а также исполнение ими обязанностей внештатных специалистов органов управления здравоохранением (главные внештатные кардиологи, неврологи департаментов, министерств, комитетов и др.).

Должностными лицами согласно примечанию к ч. 1 ст. 285 УК РФ (в ред. Федерального закона от 01.12.2007№ 318-ФЗ) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, в сфере уголовного законодательства руководители, их заместители, заведующие отделениями государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, руководители государственных и муниципальных образовательных и научных учреждений, а также их структурных подразделений (отделов, кафедр и др.) являются должностными лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, в специальной литературе по административному праву высказывается вполне обоснованная точка зрения¹, согласно которой к данной категории следует относить не только государственных и муниципальных служащих, наделенных правом совершения юридически значимых действий, но и работников коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющих управленческие функции в этих организациях и действующих от их имени. Таким образом, будет корректным выделить публичных и непубличных (или частных) должностных лиц. Можно также рассматривать категорию должностного лица в узком (с позиций уголовного права) и широком смысле (понимая под “должностными” лиц, выполняющих управленческие функции, но не отвечающих хотя бы одному из признаков должностного лица, определенных УК РФ).

Интересным и небезосновательным представляется подход законодателей Украины. В примечании к ч. 1 ст. 364 Уголовного кодекса Украины закреплено следующее понятие должностного лица: “Должностные лица –это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальному полномочию”.

На наш взгляд, в УК Украины сформулировано универсальное понятие должностного лица, применимое для всех отраслей законодательства. Ключевым в этом понятии является определение должностного лица независимо от формы собственности организации.

Отдельные законы Российской Федерации, регулирующие прохождение государственной или муниципальной службы, содержат целый ряд норм, определяющих особенности правового статуса государственных или муниципальных служащих (в т. ч. должностных лиц). В частности, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004№ 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданский служащий обязан: не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациями гражданам; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Статья 17Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает запрет для государственного служащего на следующие виды деятельности:
• участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
•осуществление предпринимательской деятельности;
•приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных федеральным законом);
•выступление в роли поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
•получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
•выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
• принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями, и т. д.

Аналогичные по содержанию нормы закреплены и в законодательстве о муниципальной службе (ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”).

Изложенные требования нередко нарушаются руководителями органов здравоохранения, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Так, фармацевтические организации под различными предлогами (экскурсии, знакомство с производством, семинары, тренинги и др.) вывозят руководителей медицинских учреждений (в целях установления неформальных контактов, подписания контрактов, снятия имеющихся административных барьеров и др.) на различные мероприятия как внутри страны, так и за ее пределами.

В связи с рассматриваемым явлением обратим внимание на понятие коррупции, сформулированное в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

Под коррупцией законодатель понимает злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Некоторые из получивших широкое распространение схем взаимодействия представителей фармацевтического бизнеса с ключевыми лидерами мнения (получение подарков, оплата командировок, участие в конференциях, симпозиумах, передача лекарственных средств для использования в работе, финансирование научных исследований и др.) подпадают под определение коррупции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Завершая изложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время в отечественном законодательстве имеется ряд правовых норм, призванных ограничить непосредственное взаимодействие (особенно, когда речь идет о возмездном сотрудничестве) ключевых лидеров мнения в сфере здравоохранения с представителями фармацевтических компаний и организаций. В основном эти нормы представлены запретами для должностных лиц сферы здравоохранения (в узком или широком понимании), государственных и муниципальных служащих.

Проблема неэтичного и незаконного продвижения лекарственных средств в России неоднократно поднималась на уровне Президента и Правительства РФ. Был дан ряд поручений министерствам и ведомствам, результатом которых стала подготовка законопроектов, направленных на искоренение или снижение масштаба незаконных действий в сфере продвижения лекарственных средств.

В частности, предложен ряд дополнений и изменений в законодательство об обращении лекарственных средств и административное законодательство. Такие изменения и дополнения можно в целом приветствовать при условии их закрепления в федеральных законах и активного последующего практического применения правоохранительными органами.

Однако в Федеральном законе от12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”, пришедшем на смену Федеральному закону от22.06.1998 № 86-ФЗ “О лекарственных средствах” и вступающем в силу 1 сентября 2010 года, никаких принципиальных изменений в части правового обеспечения продвижения лекарственных средств нет. В основном новый закон сосредоточен на других, хотя и весьма значительных, проблемах (сертификация, ценообразование, уточнение ряда категорий, видов лекарственных средств).

В то же время следует понимать, что одними запретами существующую общественную проблему вряд ли удастся разрешить. Сфера обращения лекарственных средств долгое время была вне должного внимания политиков, законодателей, правоохранительных органов. Нормативно-правовая база фармацевтики неполна и противоречива.

До настоящего времени у нас формально нет фармацевтической промышленности, четко не определен правовой статус фармацевтических работников, фактически вне должных правовых рамок работает “армия” медицинских представителей, отсутствует система посреднических организаций, занимающихся клиническими исследованиями лекарственных средств, нет настоящего экспертного сообщества в сфере обращения лекарственных средств, недостаточно инновационных, венчурных фондов и организаций, занимающихся внедрением новых лекарственных средств и т. д.

Приоритетными задачами, требующими решения для обеспечения должного качества медицинской помощи населению, является устранение “конфликта интересов” пациента и медицинских работников, а также повышение уровня информированности медработников о лекарственных средствах на основе данных доказательной медицины и не ангажированных клинических исследований. При этом представляется важным внести коррективы в систему взаимоотношений фармацевтических компаний и медицинских “лидеров мнения”, учитывая интересы всех сторон этого процесса.Источники информации
¹ Бодрова Н.В. Административная ответственность должностных лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. –Саратов, 2001. – С. 12.
Елистратов А.И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. – 1994. – № 1. – С. 86–87.
Петров Ю.А. К понятию должностного лица // Правоведение. – 1974. – № 6. – С. 36.
Старилов Ю.Н. Служебное право: учебник. – М., 1996. – С. 380–381.
Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве // Правоведение. – 1999. – № 1. –С. 55–65.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль