Государственная медицина в системе социального обеспечения Испании: правовые аспекты

4642

В Испании действует система социального обеспечения (segu-ridad social), предоставляющая ряд социальных гарантий, в том числе медицинское обслуживание. История ее формирования насчитывает более столетия.

Первый закон в сфере социального обеспечения — Закон о несчастных случаях на производстве (Ley de Accidentes de Trabajo) был принят в 1900 г., а в 1908 г. создается Национальный институт социального обеспечения (Instituto Nacional de Previsio n), объединивший все кассы взаимопомощи, выполняющие роль социального страхования. В 1942 г. появился Закон о страховании по болезни (Seguro de Enfermedad) и ряд других специальных законов. В 1963 г. были приняты Основы социального обеспечения (Ley de Bases de la Seguridad Social), главной целью которых стало создание единой модели системы социальной защиты, предусматривающей публичное управление и участие государства в финансировании системы социального обеспечения.

Позже эти принципы были перенесены в Общий закон о социальном обеспечении 1966 г. (Ley General de la Seguridad Social), который вступил в силу 1 января 1967 г. Однако закон изобиловал морально устаревшими нормами: социальные выплаты не соотносились с фактическим размером заработной платы работника, отсутствовала периодическая индексация таких выплат, не было единообразного регулирования отношений в социальной сфере.

Проблемы в финансовой сфере был призван решить Закон о финансировании и повышении качества защитных мер 1972 г. (Ley de Financiacio n y Perfeccionamiento de la Accio n Protectora). Однако до принятия в 1978 г. Конституции Испании никаких мер по улучшению ситуации предпринято не было.

Статья 41 Конституции Испании ("Boletin Oficial del Estado" от 29.12.1978 № 311) гласит, что публичные власти поддерживают государственную систему социального обеспечения для всех граждан страны, гарантирующую потенциальное наличие и фактическое оказание социальных услуг в случае необходимости, и прежде всего при безработице. Особо подчеркивается, что услуги эти бесплатны.

Государственная медицина в системе социального обеспечения Испании: правовые аспекты

На основе положений Конституции в 1978 г. была проведена первая крупная реформа в социальной сфере. Положения ее отражены в Королевском декрете-законе от 16.11.1978 36/1978 (Real Decreto Ley 36/1978, de 16 de noviembre). Декретом во исполнение договоренностей, достигнутых и зафиксированных в Пактах Монклоа (Pactos de la Moncloa), создана система институционального участия социальных агентов (sistema de participacin institucional de los agentes sociales), способствующая прозрачности и рационализации системы социального страхования, и новая система управления, которую мы рассмотрим ниже.

В 90-е гг. XX в. изменения на рынке труда, повышение мобильности работников, включение в рынок труда женщин и т. д. обусловили внесение изменений в действующее социальное законодательство. В связи с этим в 1994 г. был принят исправленный и дополненный текст основополагающего в настоящее время закона в сфере соцобеспечения — Общего закона о социальном обеспечении 1966 г. (далее — Общий закон о соцобеспечении). Многочисленные изменения коснулись, в частности, создания Резервного фонда системы соцобеспечения (Fondo de Reserva de la Seguridad Social), гибкой системы пенсионных выплат, понижения возраста выхода на пенсию и прочее.

Наряду с вышеназванным Общим законом о соцобеспечении отношения в системе социального обеспечения регулирует также Общий закон о здравоохранении от 25.04.198614/1986 (далее — Общий закон о здравоохранении) и Королевский декрет от 20.01.1995 63/1995 о порядке предоставления медицинского обслуживания в рамках государственной системы здравоохранения (далее — Королевский декрет).

Государственная медицина в системе социального обеспечения Испании: правовые аспектыГосударственная медицина в системе социального обеспечения

Медицинское обслуживание в системе социального обеспечения развивается в рамках системы здравоохранения, функционирующей на основе положений Общего закона о здравоохранении. Этот закон допускает существование как государственной (sistema sanitario pu blico), так и частной (sistema sanitario priva-do) медицины. Страховая медицина представлена добровольным медицинским страхованием.

Согласно положениям ст. 46 Общего закона о здравоохранении базовыми характеристиками государственной системы здравоохранения служат:
— предоставление медицинских услуг всему населению;
— организация медицинского обслуживания, всесторонне обеспечивающего внимание к здоровью человека с целью повышения уровня здоровья населения посредством профилактики, лечения заболеваний и реабилитации;
— координация и аккумулирование всех средств государственных медицинских учреждений в едином фонде;
— финансирование обязательств, основывающихся на положениях Закона о здравоохранении, из средств публичной администрации, взносов обязанных лиц и тарифов за предоставление тех или иных медицинских услуг.

Для целей медобслуживания вся национальная территория разбивается на округа здравоохранения (а reas de salud), их границы устанавливают автономные сообщества по договоренности между собой (ст. 56 — 60 Общего закона о здравоохранении). Для большей эффективности округа разбиваются на основные зоны здравоохранения (ст. 61, 62 Общего закона о здравоохранении). В этих зонах действуют центры здравоохранения и единые центры первичного приема (ст. 63). В каждом округе должна быть, по крайней мере, одна больница общего профиля (hospital general), способная оказывать как общую, так и специализированную медицинскую помощь (ст. 65). При этом в сфере медицинского обслуживания приоритетом органов публичной власти всех уровней является создание единой сети государственных больниц (ст. 66).

Согласно ст. 1 Королевского декрета медицинские услуги и медицинское обслуживание предоставляются в соответствии с положениями Общего закона о здравоохранении. Медицинские услуги оказываются врачами-профессионалами, медицинскими службами первичного приема и иными специалистами. Под медицинским обслуживанием и медицинскими услугами понимается такое обслуживание и такие услуги, которые предоставляются населению непосредственно учреждениями государственной системы здравоохранения Медицинские услуги оказываются врачами-профессионалами, медицинскими службами первичного приема и иными специалистами и финансируются за счет средств системы социального обеспечения или целевых государственных фондов системы здравоохранения согласно перечню медицинских услуг Приложения I к Королевскому декрету. В этот перечень не включаются:
— услуги, недостаточно безопасные для здоровья и клинически эффективные с научной точки зрения;
— услуги, направленные на создание атмосферы отдыха, комфорта, носящие эстетический или косметический характер и др. (ст. 2 Королевского декрета).

Медицинские услуги из перечня Приложения II к Королевскому декрету могут оказываться учреждениями государственной системы здравоохранения. Однако согласно ст. 83 Общего закона о здравоохранении и Общему закону о соцобеспечении получатель таких услуг обязан в последующем возместить их стоимость. Такое же правило действует и в отношении получателей услуг, не имеющих права на медицинское обслуживание и получивших его в частном порядке согласно положениям ст. 16 Общего закона о здравоохранении (ст. 3 Королевского декрета).

Третья группа медицинских услуг из перечня Приложения III к Королевскому декрету не может финансироваться за счет средств государственного бюджета и средств системы социального обеспечения, выделяемых на медобслуживание. Эти услуги оказываются за счет средств лиц, обращающихся за медицинской помощью, и за счет иных государственных фондов (ст. 4 Королевского декрета).

Действующая система социального обеспечения закрепляет возможность медицинского обслуживания в рамках системы социального обеспечения в случаях:
— материнства;
— общих или профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве и вне производства;
— необходимости восстановительного лечения в результате наступления вышеуказанных обстоятельств.

Согласно ст. 38 Общего закона о здравоохранении медобслуживание включает в себя также финансовые выплаты при наступлении временной нетрудоспособности, материнстве, возникновении осложнений в период беременности; в случае инвалидности, безработицы и достижения пенсионного возраста (как в виде налоговых, так и неналоговых поступлений),смерти; право на получение пенсии, перешедшее по наследству, а равно предоставление социальных услуг в сфере переквалификации, реабилитации инвалидов и лиц преклонного возраста и др.

Источником финансирования системы соцобеспечения по медицинскому обслуживанию служат налоговые (contributivas) и неналоговые поступления (en modalidad no con-tributiva). Неналоговые поступления формируются из средств, выделяемых государством в бюджет системы социального обеспечения (подп.b, п. 2 ст. 86 Общего закона о соцобеспечении). В случае возникновения задолженностей по выплатам социальных взносов Генеральное казначейство социального обеспечения может вводить защитные меры, направленные на скорейшую ликвидацию задолженности (ст. 33 Общего закона о соцобеспечении).

Действующая система социального обеспечения в части налоговых поступлений распространяет свое действие на все население страны независимо от пола, гражданского состояния и профессии, а также на проживающих или находящихся на законных основаниях на территории Испании иностранных граждан (п. 1 ст. 7 Общего закона о соцобеспечении), при условии, что они трудятся на территории страны и подпадают под одну из следующих категорий граждан:
— наемные работники, занятые в различных сферах экономической (иной сходной) деятельности (временной или постоянной), включая надомников независимо от вида профессиональной деятельности, формы и размера получаемого ими вознаграждения, а также вида трудовых отношений;
— лица старше 18 лет, работающие на себя, независимо от факта наличия у них индивидуального или семейного предприятия, и отвечающие иным требованиям, предъявляемым законодательством для занятия подобной деятельностью;
— участники кооперативов;
— студенты;
— государственные, гражданские и военные служащие.

Средства от неналоговых поступлений в систему соцобеспечения используются на нужды всех испанцев, проживающих на территории Испании (п. 3 ст. 7 Общего закона о соцобеспечении), а также испано-язычных латиноамериканцев, португальцев, бразильцев, граждан Андорры и филиппинцев, приравниваемых в этом случае к испанцам (п. 5 ст. 7 Общего закона о соцобеспечении). Подобный подход, по мнению автора, объясняется общим колониальным наследием.

Работниками (в целях уплаты налоговых поступлений) не признаются (если не доказано обратное) супруги, нисходящие, восходящие и иные родственники (в том числе усыновленные) и свойственники предпринимателя до второй степени родства включительно, занятые на работах на его предприятии, если они живут с ним одной семьей и он отвечает за них (пп. 1, 2 ст. 7 Общего закона о соцобеспечении).

Описанная система предусматривает общий режим соцобеспечения (раздел II Общего закона о здравоохранении) и особые режимы соцобеспечения, учитывающие особенности профессиональной деятельности отдельных категорий работников (моряков, государственных служащих, сельхозработников и др.) и студентов (ст. 9, 10 Общего закона о здравоохранении). В целях сохранения единства системы социального обеспечения каждый из особых режимов может стать составляющей общего режима (п. 5 ст. 10 Общего закона о соцобеспечении).

Социальное обеспечение носит обязательный характер и действует пожизненно. Субъектами системы соцобеспечения в части налоговых поступлений выступают физические лица и предприятия, указанные в п. 1 ст. 7 Общего закона о соцобеспечении. Если они не выполняют эту обязанность, заявить о такой необходимости могут заинтересованные лица или администрация системы соцобеспечения (ст. 12, 13).

Уплата взноса на социальное обеспечение обязательна в рамках как общего, так и специального режимов. Обязанность выплачивать взнос появляется с момента начала занятия соответствующей деятельностью. В рамках каждой разновидности режима соцобеспечения указывается перечень обязанных к выплатам субъектов (ст. 15 Общего закона о соцобеспечении). Так, в рамках общего режима обязанность уплаты взноса в фонд социального обеспечения налагается на работника и его работодателя. Взнос разбивается на две части: отчисления работника и отчисления работодателя (пп. 1 и 2 ст. 103). Когда происходят несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, взнос выплачивает только работодатель (п. 2 ст. 103).

Государственная медицина в системе социального обеспечения Испании: правовые аспекты

Работодатели вправе объединяться в общества взаимного гарантирования для совместных выплат в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это ассоциации, создаваемые с разрешения министерства труда и социальных вопросов без цели извлечения прибыли. Единственной их целью является сотрудничество при управлении системой социального обеспечения. Они не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью (ст. 68 Общего закона о соцобеспечении).Управление системой социального обеспечения и медицинского обслуживания

Новая структура управления системой социального обеспечения в Испании представлена учреждениями (управляющими компаниями), работающими под руководством и надзором департаментов соответствующих министерств и призванными осуществлять администрирование в рамках системы соцобеспечения. Это юридические лица. К таким учреждениям относятся:
— Национальный институт социального обеспечения (El Institute) Nacional de la Seguridad Social), управляющий выплатами, осуществляемыми из средств системы соцстрахования (кроме отнесенных к компетенции Национального института социальных услуг);
— Национальный институт здоровья (El Instituto Nacional de Salud), ответственный за предоставление системой соцобеспечения медицинских услуг (позже переименован в Национальный институт медицинского управления — Instituto Nacional de Gestio n Sanitaria);
— Национальный институт социальных услуг (Instituto Nacional de Servicios Sociales), который несет ответственность за предоставление системой соцстрахования пенсий по инвалидности и по возрасту из неналоговых выплат, а также за оказание дополнительных к предоставляемым в рамках системы соцобеспечения услуг (позже переименован в Институт социальных услуг и охраны лиц пожилого возраста — Instituto de Mayores y Servicios Sociales — ст. 57, раздел VII Общего закона о соцобеспечении).

Порядок пользования медицинскими учреждениями эти управляющие компании определяют совместно на основе соглашения о сотрудничестве (п. 2 ст. 57 Общего закона о соцобеспечении).

В систему управления входит также созданное правительством по предложению министерства труда и социальных вопросов Генеральное казначейство социального обеспечения (La Tesoreria General de la Seguridad Social), выполняющее функции единой службы и фонда системы. Казначейство действует на основе принципа финансового единства и призвано управлять накоплениями бюджетных и внебюджетных финансовых средств системы под руководством и надзором государства. Для аккумулирования сборов казначейство может брать на себя функции, обычно выполняемые государственной, институциональной, автономной, местной администрацией или частными предприятиями, созданными для этих целей, и прежде всего, службами министерства экономики и финансов. Казначейство хранит ценные бумаги, дела и архивы документов, касающихся выплат взносов на соцобеспечение и выплат, произведенных системой соцобеспечения (пп. 1, 2 ст. 18, ст. 63 Общего закона о здравоохранении).Обеспечение и финансирование системы социального обеспечения

В 80-е гг. XX века в Испании был принят ряд мер по повышению финансовой устойчивости системы соцобеспечения. В этот период создано Информационное управление системы соцобеспечения (Gerencia de Informa tica de la Seguridad Social) для координации и контроля оказания соответствующих информационных услуг разными учреждениями социальной сферы.

Государственная медицина в системе социального обеспечения Испании: правовые аспекты

В результате финансовая система соцобеспечения строится в настоящее время на основе принципа распределения средств между всеми действующими режимами.

Генеральное казначейство социального обеспечения образует стабилизационный фонд, действующий на основе принципа финансового единства и служащий для покрытия расходов системы (ст. 87 Общего закона о соцобеспечении).

Источником финансирования системы соцобеспечения по медицинскому обслуживанию служат, как отмечалось выше, неналоговые поступления в ее бюджет (подп. b п. 2 ст. 86) из средств, выделяемых государством. Любое увеличение расходов Национального института здоровья (кроме выплат кредитов) также покрывается в течение года государством (ст. 90).

При этом к средствам финансирования системы соцобеспечения не относятся поступления в Национальный институт здоровья от оказания платных медицинских услуг. Эти средства поступают в казну и с одобрения министерства здравоохранения и потребления в виде кредита могут предоставляться Генеральному казначейству социального обеспечения.Контроль расходования средств фонда социального обеспечения

Бюджет системы соцобеспечения — составная часть госбюджета, поэтому для более эффективного контроля за расходованием бюджетных средств правительство по совместному предложению министра труда и социального обеспечения и министра экономики и финансов разрабатывает механизмы государственного вмешательства в управленческую деятельность органов соцобеспечения.

В больницах и санитарных центрах Национального института здоровья эта функция может быть заменена постоянным финансовым контролем специального Учреждения, осуществляющего вмешательство в системе социального обеспечения (la Intervencion General de la Seguridad Social). Последнее вправе делегировать свои функции Национальному институту здоровья (ст. 89 Общего закона о соцобеспечении).

Учреждение, осуществляющее вмешательство в системе социального обеспечения, проводит ежегодные аудиторские проверки управляющих системой соцобеспечения компаний. В случае недостаточности ресурсов Учреждения для проведения таких проверок могут привлекаться частные аудиторские фирмы (ст. 93). Отчеты компаний, входящих в систему соцобеспечения, готовятся по тем же правилам и процедуре, что и отчет об исполнении государственного бюджета (ст. 94).

За деятельностью системы соцобес-печения наблюдает также Инспекция по труду и соцобеспечению (Inspeccio n de Trabajo y Seguridad Social — ст. 78, 79 Общего закона о соцобеспечении). Она контролирует выполнение положений Общего закона о соцобеспечении, и прежде всего на предмет мошенничеств и задержек выплат взносов и их собираемости для пополнения фондов Генерального казначейства соцобеспечения.Заключение

Таким образом, средства, удерживаемые работодателем из заработной платы работника (специальный сбор), перечисляются им в государственный бюджет. Оттуда они в виде неналоговых поступлений перечисляются в бюджет системы соцобеспечения, за формирование которого ответственно Генеральное казначейство соцобеспечения. В государственной больнице бесплатно можно получить определенный набор медицинских услуг согласно вышеприведенному перечню, за остальные придется заплатить. Некоторые медицинские услуги оказываются только платно. Бесплатное медицинское обслуживание финансируется из средств системы социального страхования через Генеральное казначейство, которое перечисляет деньги больнице, оказавшей соответствующие услуги.

Управляющие же компании не участвуют в перераспределении денег, а совместно определяют порядок пользования медицинскими учреждениями на основе взаимного соглашения о сотрудничестве.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль