Новый порядок закупки товаров и услуг государственными и муниципальными автономными учреждениями и унитарными предприятиями

9998

Закон № 223-ФЗ регламентирует все закупки АУ и УП - вне зависимости от вида товара (услуги, работы), его стоимости или источника финансирования.

Например, аптечное унитарное предприятие закупает лекарственные препараты за счет своей коммерческой выручки для последующей реализации населению. Иначе говоря, аптека не является конечным потребителем лекарственных препаратов, а бюджет - источником финансирования закупки медикаментов. тем не менее такая закупка в полной мере подпадает под правила и ограничения Закона № 223-ФЗ.

По новым правилам закупки товаров (услуг, работ) на незначительную сумму (например, 1 тыс. руб.) могут быть проведены "прямым способом" - без проведения конкурсных процедур, у любого поставщика (подрядчика). Однако и в этом случае Законом № 223-ФЗ установлены специальные требования в АУ и УП - на-пример, к изданию локальных нормативных актов, регулирующих такие закупки, и к представлению отчетности.

При наличии различных источников получения финансовых средств (система ОМС, бюджеты различных уровней, при¬носящая доход деятельность) требования Закона № 223-ФЗ распространяются на любые расходы АУ или УП, помимо выплаты заработной платы и уплаты налогов. Исключением будут являться закупки, которые проводятся только в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на по¬ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон № 94-ФЗ). Так, если УП будет проводить отбор исполнителя для проведения обязательного аудита, то такой отбор должен проводиться в форме открытого конкурса в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Рассмотрим основные требования, установленные Законом № 223-ФЗ. Их можно условно разделить на три группы:
1. требования по принятию в организации Положения о закупках;
2. требования по раскрытию информации о закупках;
3. требования по планированию закупок.

Одним из главных является требование принять и разместить на официальном интернет-сайте АУ или УП Положение о закупках организации (далее - Положение о закупках). Если этого не сделать, то начиная с 01.04.2012 заказчик при всех закупках будет обязан руководствоваться требованиями значительно более жесткого Закона № 94-ФЗ.

Сравнивая эти нормативные правовые акты, отметим, что Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы и требования к закупкам, а детальная регламентация закупочной деятельности заказчика устанавливается им самостоятельно в Положении о закупках. Фактически АУ и УП предоставлено право самим установить требования и ограничения, которыми они будут руководствоваться впоследствии.

В Положении о закупках должны быть отражены:
способы закупок и условия их применения, принятые в организации;
порядок подготовки и проведения процедур закупок;
порядок заключения и исполнения договоров;
иные положения, связанные с обеспечением закупочной деятельности организации.

При установлении правил закупок заказчику необходимо соблюдать положения не только Закона № 223-ФЗ, но и Гражданского кодекса РФ (например, ст. 447-449), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции''; других нормативных правовых актов. Кроме того, АУ и УП могут дополнительно ориентироваться на Закон № 94-ФЗ (например, взять за образец установленные в нем правила проведения конкурса, электронного аукциона и других процедур закупок) - это не является обязательным, но может помочь при разработке локального нормативного акта.Важно Согласно закону, при подготовке Положения о закупках необходимо исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров и услуг (работ) с учетом всего жизненного цикла закупаемой продукции и необходимости сокращения издержек

В Положении о закупках совсем не обязательно указывать в качестве основного способа закупки электронный аукцион и закупать только самые дешевые товары (услуги, работы), не рассматривая их качество и другие условия договора. Для того чтобы иметь возможность выбора поставщика (подрядчика), основываясь на совокупности предложенных им условий исполнения договора, можно указать перечисленные ниже способы закупок.

1. Прямая закупка - способ, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Такая закупка может осуществляться:
а) при небольшой стоимости приобретаемой продукции (услуг);
б) если продукция имеется в наличии только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами на данную продукцию;
в) если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции (в том числе вследствие чрезвычайного события и если использование иного способа закупки является нецелесообразным - при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, нельзя было предвидеть или они не являлись результатом медлительности со стороны Заказчика).

Что считать небольшой стоимостью? Закон № 223-ФЗ устанавливает, что Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров и услуг (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., то он вправе не размещать сведения о закупке товаров и услуг стоимостью не более 500 тыс. руб.). Очевидно, что эти параметры могут быть использованы для определения "небольшой стоимости.

Означает ли это, что все закупки можно "разбить" на договоры по 100 тыс. руб. и полностью отказаться от проведения конкурсов и аукционов? Ведь в отличие от закупок, осуществляемых согласно Закону № 94-ФЗ, АУ и УП, применяющие Закон № 223-ФЗ, нормативно не ограничены понятием "одноименности" приобретаемой продукции.Важно Одна из целей Закона № 223-ФЗ - развитие добросовестной конкуренции, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке, поэтому случаи применения прямой закупки должны быть четко регламентированы

В Положении о закупках можно использовать одну из следующих формулировок:
"Стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает 100 тыс. руб. в квартал; при этом цена одного договора на закупку одноименной продукции не может превышать 100 тыс. руб. в квартал. Под одноименной продукцией понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работ, услуги), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (результатов работ, услуг), являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми";
"Стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает 100 тыс. руб.; при этом совокупный объем закупок по данному основанию не должен превышать 5% от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с Планом закупок" (эта формулировка соответствует проекту закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг").
Примерный перечень оснований для проведения прямой закупки можно установить в Положении о закупке по аналогии со ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

2. Запрос цен (в Законе № 94-ФЗ ему соответствует запрос котировок) - способ, используемый заказчиком для приобретения типовой продукции, для которой есть функционирующий рынок. Как правило, заказчиком устанавливаются конкретные требования к приобретаемой продукции, а выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется лишь по одному критерию - цене договора.

3. Запрос предложений (Законом № 94-ФЗ не предусмотрен) - способ, используемый в случаях, когда заказчик не может сформулировать подробные требования к продукции, определить ее характеристики и выявить наиболее приемлемое решение для удовлетворения своих потребностей в закупках. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется не только по самой низкой предложенной цене, но и по другим параметрам, в том числе по качеству и квалификации.

4. Аукцион (в том числе в электронной форме) - это торги, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора.

Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых должна будет осуществляться заказчиками только в электронной форме (ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Вполне вероятно, что продукты питания и лекарственные препараты будут включены в такой перечень.

Процедура проведения электронного аукциона как таковая в Законе № 223-ФЗ не описана, поэтому заказчик вправе сделать это самостоятельно в Положении о закупках, в том числе определить электронную площадку, на которой им будут проводиться электронные аукционы. Логично, что устанавливаемый заказчиком в Положении порядок проведения электронного аукциона будет зависеть от регламента работы выбранной заказчиком площадки. Конечно, при желании АУ и УП могут установить порядок проведения электронного аукциона в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ - на одной из пяти специально отобранных электронных площадок.Важно Нельзя скопировать из Закона № 94-ФЗ порядок проведения "короткого электронного аукциона" на сумму, не превышающую 3 млн руб. (при котором можно сократить сроки подачи заявок до семи дней) - согласно Закону № 223-ФЗ извещение о проведении аукциона (в том числе электронного) должно быть размещено на сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе

Помимо электронного или "обычного" аукцион может быть открытым или за¬крытым, а также с предквалификацией.

5. Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупках. Конкурс может быть открытым, закрытым, двухэтапным, с предквалификацией.

Конкурс и аукцион - обязательные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Поскольку конкурс и аукцион являются торгами, то на них помимо Закона № 223-ФЗ распространяются положения Гражданского кодекса РФ (ст. 447-449), а также положения Закона № 135-ФЗ (ст. 17).

Например, согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ извещение о проведении кон¬курса или аукциона размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В Законе № 223-ФЗ не устанавливаются иные сроки проведения процедур конкурса и аукциона, в том числе не определен срок, до наступления которого заказчик вправе отказаться от проведения конкурса или аукциона. В то же время согласно ч. 3 ст. 448 Гражданского кодекса РФ организатор открытых торгов, подавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до наступления даты проведения конкурса (если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов). Это нужно учитывать при установлении в Положении о закупках сроков и правил проведения конкурса и аукциона.

Заказчик обязан определить условия применения каждого из способов закупки, предусмотренных Положением о закупках.

Приведем пример формулировок:
"...запрос цен проводится при наличии одновременно следующих условий:
закупка продукции производится не по конкретным заявкам Заказчика;
для продукции есть функционирующий рынок;
продукцию можно сравнивать только по ценам;
начальная цена договора не превышает. тыс. руб.

Совокупный объем закупок с помощью запроса цен не должен превышать 10% от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с Планом закупок" (либо: "При этом заказчик вправе осуществлять путем запроса цен закупку одноименной продукции на сумму более чем. тыс. руб. в квартал").

В Положении о закупках заказчик должен предусмотреть требования к участникам закупки, причем такие требования должны быть измеряемыми.

Важно Ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки запрещено (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)

Например, формулировка "наличие опыта работы" некорректна, вместо нее следует указать "наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, не менее... лет"

Положение о закупках необходимо разместить на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения такого Положения. В п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установлен принцип информационной открытости закупок, поэтому обязанностью заказчиков является размещение в открытом доступе на сайте в сети Интернет не только Положения о закупках, но и любой иной информации о закупке, в том числе:
извещения о закупке;
документации о закупке;
проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
изменений, вносимых в извещение или документацию
разъяснений документации;
протоколов, составляемых в ходе закупки;
иной информации, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Положением о закупках организации.

До 01.07.2012 заказчику достаточно разместить Положение и другую информацию о закупках на своем собственном сайте (если иной срок не будет установлен решением Правительства Российской Федерации).

После 01.07.2012 вся перечисленная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www. zakupki.gov.ru (в настоящее время это сайт для работы заказчиков согласно требованиям Закона № 94-ФЗ).

Не подлежат размещению в сети Интернет сведения о закупке, составляющие государственную тайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте до¬говора), а также сведения о закупке, по которым принято соответствующее решение Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе дополнительно определить:
конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

Закупки, сведения о которых не подлежат размещению в сети Интернет, проводятся в закрытой форме.

Особенность таких закупок в том, что участниками таких закупок являются только лица, специально приглашенные для этой цели.

Информация обо всех иных закупках подлежит размещению на сайте в сети Интернет - следовательно, к участию в таких закупках приглашается неограниченный круг лиц.Важно Произвольное применение заказчиками закрытых процедур в иных случаях, кроме напрямую установленных в Законе № 223-ФЗ, будет являться нарушением

Есть еще одно исключение из общего принципа информационной открытости закупок. Как уже упоминалось, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. – стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.). Такие случаи в Положении о закупках целесообразно включить в перечень оснований проведения прямой закупки.

Закон № 223-ФЗ установил определенные требования к планированию закупок: например, заказчики обязаны разрабатывать, утверждать и размещать на официальном сайте планы закупок. План закупки составляется заказчиком на срок не менее одного года и может корректироваться в течение календарного года.

В будущем требования к планированию станут еще более жесткими. Например, планы закупки лекарственных средств в течение 2013–2014 гг. должны будут составляться заказчиками на трехлетний период, а с 01.01.2015 – на срок от 5 до 7 лет.

Согласно Закону № 223-ФЗ порядок подготовки плана закупки товаров (работ, услуг), требования к его форме, порядок и сроки его размещения на официальном сайте должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Итак, установленные Законом № 223-ФЗ требования к закупкам государственных АУ и УП являются намного более мягкими, чем те, которые установлены Законом № 94-ФЗ. Отметим также, что в настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение требований Закона № 223-ФЗ.

При правильной разработке Положения о закупках и соблюдении требований к закупкам, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, государственные и муниципальные АУ и УП будут способствовать достижению государственных стратегических целей – обеспечения единства экономического пространства, развития добросовестной конкуренции. Эти учреждения и предприятия смогут более эффективно использовать собственные денежные средства и своевременно закупать необходимые им товары (работы, услуги) с приемлемым соотношением цены и качества.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль