Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

35655

Медицинская сестра педиатрического участка является участником комплекса медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Роль медицинской сестры педиатрического участка имеет немаловажное значение в этих процессах.

Принципы профилактики заболеваемости детей

Основными учреждениями профилактического направления в системе обеспечения медико-санитарной помощи детям в городах являются детские поликлиники.

Профилактическое направление в их работе включает следующие разделы:

  • антенатальная охрана плода (проведение дородового патронажа и работа с беременными женщинами);
  • динамический контроль над здоровьем детей (проведение плановых профилактических осмотров в декретированные возрастные периоды с целью комплексной оценки здоровья и принятия оздоровительных мер, а при необходимости – и терапевтического воздействия);
  • вакцинопрофилактика;
  • гигиеническое воспитание и обучение населения;
  • подготовка детей к поступлению в детские образовательные учреждения и контроль над их адаптацией в этих заведениях.

В современном здравоохранении профилактическое направление реализуется по системе прогностического слежения за здоровьем ребенка.

Должностная инструкция медицинской сестры участковой, образец скачать  >>

Работа осуществляется поэтапно.

  1. На прогностическом этапе проводится прогнозирование особенностей развития и риска ряда наиболее часто встречающихся заболеваний. Для этого существует целая серия прогностических алгоритмов, предусматривающих анализ факторов социального и биологического анамнеза.
  2. На диагностическом этапе осуществляется комплексная оценка здоровья по основным критериям: уровню физического и нервно-психического развития, резистентности, реактивности, наличию заболеваний.
  3. На оздоровительном этапе осуществляются немедикаментозные назначения, способствующие нормальному развитию и тренировке защитных сил организма, а также назначения, соответствующие возрасту.
  4. Корректирующий этап имеет место в случае нарушения здоровья.

Эффективность первичной профилактики заболеваний у детей раннего возраста значительно возрастает при принятии мер, начиная с антенатального периода развития ребенка.

ль медицинской сестры педиатрического участкаЭффективное формирование его здоровья невозможно без учета состояния здоровья матери, поэтому медицинская помощь по рождению здорового ребенка должна осуществляться в условиях единого акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса (АТПК), представляющего собой объединение учреждений акушерской, общелечебной и педиатрической сети на основе функционального, административного и смешанного типа комплексирования.

Педиатрическая служба принимает участие в охране здоровья плода путем проведения дородового врачебно-сестринского патронажа, в процессе которого решаются две задачи: выявление факторов риска социально-биологического анамнеза и оценка их направленности на возможное формирование патологии будущего ребенка в раннем возрасте (прогноз групп риска); проведение антенатальной профилактики прогнозируемой патологии.

Далее представлена организационная модель патронажной педиатрической службы, разработанная Ивановским НИИ материнства и детства и применяемая на практике в Ивановской области.

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детейСкачать все алгоритмы и схемы работы сестры педиатрического участка, скачать сейчас >>

Дородовый патронаж

Первый дородовый патронаж проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка через десять – двенадцать дней после получения сигнала из женской консультации о постановке беременной на учет.

Задачи первого патронажа
  • выявление факторов риска (сбор и оценка данных генеалогического, биологического и социального анамнезов);
  • прогноз состояния здоровья и развития будущего ребенка (группы риска);
  • проведение прогноза и профилактики гипогалактии;
  • информирование беременной о выявленном у будущего ребенка риске;
  • подбор рекомендаций по профилактике реализации выявленного риска (санитарно-гигиенические условия, режим дня и питание беременной женщины);
  • гигиеническое обучение и воспитание будущих родителей (пропаганда здорового образа жизни, положительный психологический настрой на рождение ребенка, формирование мотивации на длительное грудное вскармливание, посещение занятий в “Школе будущих родителей”);
  • определение срока второго дородового патронажа.
Задачи второго патронажа
  • переоценка факторов и направленности риска (получение информации о течении беременности, перенесенных заболеваниях, применении медикаментов, изменении условий труда, быта, уточнение предполагаемого срока родов);
  • контроль выполнения предшествующих назначений и их эффективности;
  • проведение повторного прогноза гипогалактии и ее профилактика;
  • коррекция рекомендаций в соответствии с выявленным риском; гигиеническое обучение и воспитание будущих родителей (подготовка молочных желез к лактации, подготовка семьи к встрече новорожденного).

Медицинская сестра осуществляет патронаж беременной на дому и решает часть перечисленных задач из списка первого патронажа.

Это социальный патронаж, его целью является выяснение условий быта и труда будущей матери, состояния ее здоровья, наличия вредных привычек у нее и у отца будущего ребенка. Медицинская сестра обращает внимание на самочувствие беременной, сон, аппетит, дает рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию, гигиене, ношению одежды и обуви. Особое внимание уделяется беседе с беременной, ее мужем и близкими родственниками о создании в семье спокойной, доброжелательной обстановки. По окончании патронажа медицинская сестра приглашает беременную посетить участкового педиатра, кабинет здорового ребенка в детской поликлинике и занятия в “Школе матерей”, где будущая мать познакомится с правилами ухода за малышом.

Участковый врач-педиатр, получив сведения из сестринского патронажа и обменной карты беременной, оценивает степень и направленность риска у будущего ребенка, разрабатывает комплекс соответствующих профилактических мер.

Роль медицинской сестры педиатрического участка

Педиатр вносит свое заключение в обменную карту беременной, рекомендации немедикаментозного характера адресует непосредственно будущей матери, а его медикаментозные назначения выполняются в женской консультации акушером-гинекологом с учетом установленной педиатром группы риска и данных им рекомендаций.

Второй дородовый патронаж осуществляется участковым педиатром и медсестрой на 30-й неделе беременности в период начала декретного отпуска женщины.

Цель второго патронажа – контроль выполнения назначений врача женской консультации и педиатра, переоценка факторов и направленности риска, коррекция рекомендаций. Особое внимание уделяется посещению беременной “Школы матерей” и занятиям по психопрофилактической подготовке к родам.

После выполнения каждого патронажа заполняется бланк-схема (приложения 1, 2).

Патронаж новорожденных и детей в возрасте до трех лет

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка.

Кратность посещений определяется региональными нормативами.

В Ивановской области медицинская сестра посещает ребенка до 14-го дня ежедневно (приложения 3, 4), а затем на 21-й (приложение 5) и 28-й (приложение 6) дни жизни. Когда ребенку исполняется один месяц, мать и дитя приглашают посетить участкового педиатра в поликлинике [6, 7].

Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным.

Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком (приложение 7).

Патронажная сестра оценивает нервно-психическое развитие (НПР) новорожденного, ориентируясь на ряд показателей:

10 дней Аз (анализатор зрительный) Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
18–20 дней Аз (анализатор зрительный) Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет; Ас (анализатор слуховой) – ребенок успокаивается при сильном звуке.
Ас (анализатор слуховой) Ребенок успокаивается при сильном звуке.
1 месяц Аз (анализатор зрительный) Ребенок сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, наблюдает за движущимся предметом (плавное слежение).
Ас (анализатор слуховой) Ребенок прислушивается к звуку, голосу взрослого.
До (движения общие) Ребенок, лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.
Э (эмоции)  Первая улыбка на разговор взрослого.
Ра (речь активная) Ребенок издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Патронаж детей первого года жизни осуществляется медицинской сестрой не реже одного раза в месяц, второго года жизни – ежеквартально, третьего года жизни – два раза в год.

Для облегчения работы медицинской сестры в методическом пособии “Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике” (Иваново, 2011), разработанном на кафедре поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО “Ивановская государственная медицинская академия” Минздравсоцразвития России, подробно описан алгоритм каждого патронажа [11]. В приложениях к настоящей статье приведено содержание патронажа из этой книги.

Алгоритм осуществления медсестрой патронажа новорожденного до 14-го дня жизни

Цель патронажа – узнать об изменении состояния здоровья и поведения ребенка с момента последнего посещения; выяснить имеющиеся у матери жалобы.

1. Раcспросить о самочувствии матери, соблюдении ею режима дня, отдыха, о режиме и рационе питания.

2. Проверить выполнение гигиенических требований в отношении содержания помещения, детских вещей, предметов ухода.

3. Особое внимание уделить организации грудного вскармливания:

  • режиму кормления ребенка (по часам или по требованию);
  • кормлению в ночные часы;
  • активности сосания, срыгиванию после кормления;
  • сцеживанию молока после кормления, наличию оставшегося молока в груди;
  • выполнению матерью правил кормления ребенка грудью; проведению массажа грудных желез.

4. Осмотреть ребенка и дать объективную оценку его состояния.

5. При необходимости обработать пупочную ранку новорожденного, выполнить назначения врача.

6. Обучить мать технике туалета кожи, глаз, ушей, носа, подмывания, купания ребенка, свободного пеленания.

7. Дать советы по исправлению выявленных недочетов в уходе и вскармливании. Рекомендации, которые даются матери медицинской сестрой, должны даже в мельчайших деталях совпадать с указаниями участкового врача-педиатра.

8. Провести беседу по организации ухода за новорожденным. 

Профилактика осуществляется путем проведения плановых осмотров в декретированные возрастные периоды [11, 12].

Одна из задач профосмотра состоит в комплексной оценке здоровья и назначении оздоровительных мер в соответствии с возрастом ребенка.

Участие медицинской сестры в профилактическом осмотре заключается в организации доврачебного этапа обследования детей, определенного приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 “О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни” [9]:

  • проведении антропометрии, психометрии;
  • заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования;

Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.

Кабинет здорового ребенка (КЗР) детской поликлиники является методическим центром, где собраны все материалы по уходу за ним и воспитанию, предназначенные как для медицинских работников, так и для родителей.

Медицинская сестра может участвовать в проведении профилактических осмотров на педиатрическом участке и в КЗР, способствуя повышению эффективности доврачебного этапа.

Физическое воспитание детей первого года жизни включает массаж, гимнастику, закаливание.

Медицинская сестра КЗР обучает мать методике их проведения.

Участковая медсестра при патронажном посещении на дому контролирует правильность выполнения таких процедур. Все данные, полученные во время подобных посещений, фиксируются в истории развития ребенка. Важно, чтобы гимнастика и массаж проводились систематически с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа. Если контроль над проведением массажа и гимнастикой недостаточен со стороны врача и медсестры, а на приемах внимание родителей не фиксируется на огромной важности физического воспитания, то эффективность описанных процедур значительно снижается.

Ежемесячно оценивая НПР ребенка, медицинская сестра может давать родителям рекомендации по его стимуляции (приложение 8).

Подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение

Медицинская сестра педиатрического участка может участвовать в подготовке детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды [5]. Подготовка должна начаться задолго до того, как ребенок поступит в дошкольное учреждение.

Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к поступлению в ДОУ и в листе уточненных диагнозов формы № 112/у ставит отметку о ее начале. Медицинская сестра может проводить прогнозирование течения адаптации к ДОУ путем выявления факторов риска. Далее приведены наиболее информативные для прогноза признаки, расположенные в порядке уменьшения их значимости.

 

Факторы риска дезадаптации при поступлении в детские ясли

  1.  частые заболевания матери;
  2.  несоответствие домашнего режима ясельному;
  3.  возраст ребенка от 9 до 18 месяцев; 4) токсикоз второй половины беременности;
  4.  заболевания матери во время беременности;
  5.  наличие у ребенка вредных привычек;
  6.  асфиксия при рождении;
  7.  низкий культурный уровень семьи;
  8.  злоупотребление алкоголем у отца;
  9.  напряженные отношения между родителями;
  10.  отставание в НПР;
  11.  раннее искусственное вскармливание;
  12.  рахит 2–3-й степени;
  13.  отсутствие закаливания и подготовки к яслям;
  14.  2-я и 3-я группы здоровья;
  15.  масса тела при рождении менее 2,5 кг или более 4 кг;
  16.  частые заболевания отца;
  17.  заболевания ребенка на первом году жизни;
  18.  содержание гемоглобина менее 116 г/л;
  19.  хронические заболевания родителей.

Факторы риска дезадаптации при поступлении в детский сад

  1.  частые заболевания ребенка (более четырех раз в год);
  2.  неудовлетворительная адаптация к яслям;
  3.  злоупотребление алкоголем отца;
  4.  напряженные отношения между родителями;
  5.  неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад;
  6.  недружелюбное отношение ребенка к другим детям;
  7.  злоупотребление алкоголем у матери;
  8.  мужской пол ребенка;
  9.  медленная ориентация в новой среде;
  10.  низкий культурный уровень семьи;
  11.  осложнения при родах;
  12.  масса тела при рождении до 2,5 кг;
  13.  отклонения в физическом развитии.

При наличии у ребенка четырех-пяти и более факторов, особенно указанных в пунктах 1–6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды: в начале подготовительной работы (за шесть месяцев до поступления ребенка в ДОУ) и непосредственно перед поступлением в ДОУ.

Важным разделом работы медицинской сестры при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями.

В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение.

Подготовка родителей к поступлению детей в дошкольное учреждение

В качестве варианта формы подготовки родитей к поступлению детей в детский сад предлагаем организацию “Школы матерей” и проведение родительских конференций со следующей медицинской и педагогической тематикой:

  1. “Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение”;
  2. “Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада”;
  3. “Питание детей раннего и дошкольного возраста”;
  4. “Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний”;
  5. “Режим дня детей первых трех лет жизни”;
  6. “Вредные привычки у детей и пути их устранения”; 
  7. “Роль игрушки в воспитании ребенка” и др. (занятия проводятся, к примеру, в детских поликлиниках № 3, 6, 7 г. Иванова).

В проведении родительских конференций принимают участие заведующий педиатрическим отделением, опытные врачи и педагоги дошкольного учреждения.

Конференции проводятся один раз в месяц по фиксированным дням. Возможно заочное обучение родителей, для чего в детской поликлинике должны иметься информационные материалы по указанным темам в виде методических папок или на электронных носителях;

  • оформление витрин, стендов, уголков для родителей детей, поступающих в ясли и сад, отражающее основные аспекты этой подготовки;
  • необходимо наличие стендовой справки о том, какие документы и анализы нужны при устройстве ребенка в детское учреждение;
  • организация для родителей консультаций, проводимых педагогами ДОУ один-два раза в неделю по фиксированным дням.

Цель консультаций – освещение вопросов воспитания детей в семье и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения.

Одним из главных разделов работы медицинской сестры педиатрического участка является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов.

На каждом педиатрическом участке должен быть составлен годовой план санитарно-просветительной работы с населением, в соответствии с которым педиатр и медицинская сестра систематически организуют лекции и беседы.

Санитарное просвещение осуществляется при проведении дородового патронажа, во время активных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, в кабинете здорового ребенка, на специальных занятиях в “Школе молодых матерей”, “Школе отцов” и др.

Следует широко использовать вечера вопросов и ответов, выпуск специальных бюллетеней, оформление стендов.

Примерные темы лекций и бесед для молодых родителей:

  • “Уход за новорожденным”;
  • “Организация рационального вскармливания и питания детей первого года жизни”;
  • “Режим дня и питание кормящей матери”;
  • “Режим дня и его значение в воспитании ребенка”;
  • “Анемия и ее профилактика у детей”; “Предупреждение рахита у детей”;
  • “Нарушения питания в детском возрасте и их профилактика”;
  • “Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста”;
  • “Воспитание гигиенических навыков у детей”;
  • “Профилактические прививки у детей”;
  • “Предупреждение простудных заболеваний у детей”;
  • “Профилактика желудочно-кишечных заболеваний у детей”;
  • “Профилактика травматизма у детей”;
  • “Болезни нервной системы и их профилактика у детей”;
  • “О подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и школу”;
  • “Действующее законодательство в области охраны здоровья и прав женщин и детей”.

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней в Российской Федерации проводится согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 51н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям” [10].

Медицинская сестра обеспечивает своевременную явку детей на прививку, наблюдает за ребенком в поствакцинальный период, регистрируя сроки появления и характер поствакцинальных реакций, делает отметки о результатах наблюдения в учетных формах № 063/у и № 112.

Таким образом, медицинская сестра педиатрического участка является важным помощником участкового педиатра в организации и проведении профилактических мероприятий, формирующих здоровье детского населения.

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей
Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детей

Роль медицинской сестры педиатрического участка в формировании здоровья детейСкачать все приложения для работы сестры педиатрического участка, скачать сейчас >>

Список использованной литературы

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Руководство для врачей. М.: ИД “Династия”, 2004. 158 с.
  2. Доскин В.А., Косенкова Т.В., Авдеева Т.Г., Шестакова В.Н., Никонорова Н.М., Федоров Г.Н., Григорьева В.Н. Поликлиническая педиатрия. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 503 с.
  3. Краснов М.В., Шарапова О.В., Краснов В.М. Профилактическая работа по охране здоровья детей раннего возраста: Пособие для врачей-педиатров. М., 2002. 252 с.
  4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  5. Медико-педагогические мероприятия по облегчению адаптации детей к образовательным учреждениям: Учеб. пособие / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Г.Н. Нуждина, С.И. Мандров, Л.К. Молькова, И.Е. Бобошко, М.Н. Салова. Иваново, 2010. 116 с.
  6. Приказ Департамента здравоохранения Ивановской области от 15.08.2011 № 138 “О дополнительных безотлагательных мерах по снижению младенческой смертности в Ивановской области”.
  7. Приказ Департамента здравоохранения Ивановской области от 07.04.2009 № 79 “Об утверждении стандарта качества медицинской помощи ребенку первого года жизни в медицинских учреждениях Ивановской области”.
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 № 56 “Об утверждении примерного порядка и организации деятельности и структуры детской поликлиники”.
  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 “О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни”.Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 51н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям”.
  10. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике: Учеб. пособие для студентов / Л.А. Жданова, Г.Н. Нуждина, А.В. Шишова, Л.К. Молькова, И.М. Прощина, С.И. Мандров, И.Е. Бобошко, М.Н. Салова, О.С. Рунова. Иваново, 2011. 308 с.
  11. Профилактические осмотры детей: Учеб. пособие / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Т.В. Руссова, Г.Н. Нуждина, И.М. Прощина, Н.Н. Нежкина. Иваново, 2010. 36 с.
  12. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под. ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 608 с.
  13. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей: Руководство для врачей. М.: Медпрактика-М, 2004. 388 с.
  14. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. 454 с.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль