Контроль финансовой деятельности бюджетных учреждений здравоохранения

4719

Пожалуй, нет ни одного бюджетного учреждения здравоохранения, которое бы не сталкивалось с проверками на предмет нецелевого использования бюджетных средств. Как правило, само известие о том, что в учреждение придут проверяющие, создает определенный дискомфорт, обусловленный в большинстве случаев незнанием процедуры проверки, прав и обязанностей проверяющих и проверяемых, а также порядка обжалования результатов проверки.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 198 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор).

Среди основных функций указанной службы названы, в частности, следующие:
1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере.

Росфиннадзор выполняет возложенные на него функции в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н (далее – Регламент). Данным Регламентом установлены цели проверки, перечень возможных предметов проверки, порядок подготовки и назначения ревизии, сроки и порядок проведения ревизии, а также порядок оформления ее результатов.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать руководителю любого бюджетного учреждения здравоохранения, чтобы ориентироваться в процедуре проверки финансовой деятельности.Предмет проверки ››

В зависимости от темы проверки входе ее проводится комплекс контрольных действий по изучению:
• соответствия деятельности ЛПУ учредительным документам;
•обоснований (расчетов) плановых сметных показателей;
•исполнения бюджетных смет;
• использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
• использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
• соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;
•использования средств государственных внебюджетных фондов;
•поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
•обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
• использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
•ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
• устранения нарушений, выявленных предыдущей ревизией.Основание для проведения проверки ››

Ревизии проводятся Росфиннадзором в соответствии с планом, в котором приводится обязательный для исполнения перечень проверок с указанием проверяемых организаций (объектов контроля), сроков проведения проверок и ответственных исполнителей. Такой план составляется один раз в год.

Для проведения каждой отдельной ревизии составляется программа ревизии, которая утверждается лицом, назначившим ее. Ревизию правомочны назначать руководитель Росфиннадзора, если она проводится работниками центрального аппарата, или руководитель территориального органа Росфиннадзора, если ревизия ЛПУ проводится работниками территориального органа.

Программа ревизии должна содержать следующие сведения:
• тему проверки (в соответствии с планом);
• наименование проверяемой организации;
• перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит контрольные действия.

Контроль финансовой деятельности бюджетных учреждений здравоохранения

Документальное оформление ››

Решение о назначении ревизии оформляется приказом, в котором указывается:
• наименование проверяемой организации;
• проверяемый период, тема ревизии;
• основание проведения ревизии;
• персональный состав ревизионной группы, включая при необходимости работников правового подразделения Росфиннадзора (территориального органа);
• срок проведения ревизии.

На основании решения о назначении ревизии оформляется удостоверение на ее проведение. Удостоверение подписывается лицом, назначившим ревизию и заверяется печатью Росфиннадзора (или его территориального органа). Срок проведения проверки не может превышать 45 рабочих дней.

Датой начала проверки считается дата предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение проверки руководителю (его заместителю) проверяемого ЛПУ или уполномоченному лицу. Датой окончания проверки считается день вручения акта проверки руководителю ЛПУ. В случае отказа руководителя ЛПУ подписать или получить акт руководитель ревизионной группы в конце акта делает запись об отказе подписать или получить акт, а датой окончания проверки становится день направления Росфиннадзором акта проверки в ЛПУ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней лицом, уполномоченным ее назначать, на основе согласованного с заместителем руководителя Росфиннадзора, руководителем структурного подразделения Росфиннадзора мотивированного представления руководителя ревизионной группы. При этом решение о продлении срока проведения ревизии доводится руководителем ревизионной группы до сведения руководителя проверяемого ЛПУ в течение трех рабочих дней со дня продления срока.Процедура проверки ››

Проверка проводится федеральными государственными гражданскими служащими Росфиннадзора (территориального органа). При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке могут привлекаться специалисты научных и иных организаций.

Перед началом проверки руководитель ревизионной группы должен:
• предъявить руководителю организации удостоверение на проведение проверки;
•ознакомить его с программой проверки;
• представить участников ревизионной группы;
•решить организационно-технические вопросы проведения проверки.

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы проверки.
Выборочный способ предполагает проведение контрольного действия в отношении части таких операций, относящихся к одному вопросу программы. Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.

Руководитель ревизионной группы вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

В ходе проверки по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки. Участник ревизионной группы, проводивший контрольное действие, составляет справку, подписывает ее, согласовывает с руководителем ревизионной группы, затем свою подпись ставит должностное лицо проверяемой организации, ответственное за определенный участок работы. Если должностное лицо не хочет ставить подпись под документом, в конце справки делается запись об отказе лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения должностного лица. Справки прилагаются к акту проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки, акта встречной проверки.

Если есть основания предполагать, что выявленное в ходе проверки нарушение может быть скрыто либо должно быть незамедлительно устранено, составляется промежуточный акт проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации.

Промежуточный акт проверки оформляется в порядке, установленном для оформления акта проверки, и подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы проверки, руководителем ревизионной группы, а также руководителем проверяемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в итоговый акт проверки.Оформление результатов ››

Результаты проверки оформляются актом проверки и должны подтверждаться прилагаемыми к нему документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Документы могут содержать сведения как в письменной, так и виной форме. Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или уполномоченного им лица и печатью проверенной организации.

Акт проверки может составляться либо в двух, либо в трех экземплярах. В первом случае один экземпляр предназначен для ЛПУ и один – для Росфиннадзора. Три экземпляра составляются, если проверка проводится по мотивированному обращению руководителя правоохранительного органа федерального уровня или руководителя правоохранительного органа субъекта РФ, требованию, поручению соответствующего органа (третий экземпляр – для органа).

Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем ЛПУ. При этом руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем ЛПУ срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более пяти рабочих дней со дня вручения акта.Возражения руководителя ЛПУ ››

При наличии у руководителя проверяемого ЛПУ возражений по акту проверки он делает отметку об этом перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки.

Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту оценивает их обоснованность и дает по ним письменное заключение, которое утверждается лицом, назначившим проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, другой приобщается к материалам проверки.

Заключение направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю организации (уполномоченному им лицу) под расписку.Последствия выявления нарушений ››

На основании материалов проверки руководитель Росфиннадзора выносит предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ (далее – предписание), обязательное для исполнения должностными лицами проверенной организации. Оно направляется в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем Росфиннадзора порядка реализации материалов проверки.

В предписании указываются:
• Ф.И.О. руководителя ЛПУ либо руководителя организации – распорядителя, которому подведомственно проверенное ЛПУ;
•наименование юридического лица, руководителю которого выносится предписание
• нарушения бюджетного законодательства РФ с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств),нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;
•предложения по устранению выявленных проверкой нарушений;
•сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений;
•срок извещения должностного лица, вынесшего предписание, о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений.

По результатам проверки руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета (далее – представление), в котором указываются:
• Ф.И.О. руководителя организации распорядителя, которому подведомственно ЛПУ, либо Ф.И.О. руководителя организации – получателя бюджетных средств;
• выявленные нарушения с указанием их содержания, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены;
•предложение о рассмотрении представления;
•предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений бюджетного законодательства;
•срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений;
•срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.

Административная ответственность предусмотрена как в случае выявления нарушений бюджетного законодательства (ст. 15.14-15.16 КоАП РФ), образующих самостоятельные составы административных правонарушений, так и в случае невыполнения требований представления или предписания (ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченные должностные лица Росфиннадзора составляют протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленномст. 28.1-28.9 КоАП РФ, и рассматривают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. 29.1-29.13 КоАП РФ.Обжалование действий Росфиннадзора ››

Руководители проверяемых организаций (ЛПУ) имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц Росфиннадзора в досудебном и судебном порядке. Порядок судебного обжалования определяется в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Если учреждение привлекается к административной ответственности, во многих случаях следует оценить, не подпадает ли вменяемое ему правонарушение под определение малозначительного. Так, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При обжаловании действий должностных лиц руководитель ЛПУ направляет письменное обращение либо в Росфиннадзор (если обжалуются действия должностных лиц территориальных органов Росфиннадзора), либо в Минфин России (если обжалуются действия должностных лиц Росфиннадзора).

Регламентом установлены определенные требования к содержанию обращения, которым обжалуются действия должностных лиц Росфиннадзора. В письменном обращении обязательно должны быть:
• наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо Ф.И.О. должностного лица, либо должность лица;
• Ф.И.О. обратившихся (полное наименование для юридического лица);
•способ информирования о принятых по результатам рассмотрения обращения мерах;
•суть предложения, заявления или жалобы;
•личная подпись и дата.

Дополнительно в обращении могут быть указаны решение, действие органа (должностного лица), которые обжалуются; суть обжалуемого действия; обстоятельства, на основании которых обратившийся считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность; иные сведения, которые обратившийся считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов обратившийся прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации такого обращения. В исключительных случаях, прямо предусмотренных Регламентом, срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней с обязательным уведомлением обратившихся.

Наконец, Регламент устанавливает, что обратившиеся могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов по телефонам горячей линии Росфиннадзора или по электронной почте Росфиннадзора, Министерства финансов РФ. Подводя итоги, подчеркнем, что знание процедуры проведения проверки, полномочий проверяющих и прав проверяемых – залог не только внутреннего спокойствия руководителя ЛПУ, но и своего рода гарантия эффективности проведения проверки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×