Об итогах международной практики реформирования здравоохранения и рекомендациях ВОЗ

1602

К оценке систем здравоохранения, функционирующих в раз¬личных странах, можно подходить по-разному, используя множество критериев. Цель любой системы здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения страны, но даже при такой постановке проблемы стандарты оценки могут быть различны. Лозунг “Здоровье для всех”, под которым выступает ВОЗ, означает лишь то, что в следующих этому лозунгу странах стремятся достигнуть уровня здоровья населения, которое возможно в конкретных условиях. Чаще всего это далеко не то, о чем мечтает и в чем нуждается большинство граждан страны.

Цель достижения хорошего здоровья, как это формулируется в документах ВОЗ, двояка: “наилучший достижимый средний уровень – хорошее качество – и учитываемое очевидное различие, проявляемое в отношении отдельных лиц и групп, – справедливость”. Проще говоря, хотелось бы, чтобы системы здравоохранения в разных странах были организованы так, чтобы они соответствовали ожиданиям населения, чтобы всем оказывали медицинскую помощь одинаково, без дискриминации, адекватно реагируя на каждый запрос. Можно не сомневаться, что здравоохранение может достигнуть состояния, близкого к идеальному. Это может случиться, если все граждане, независимо от уровня благосостояния и положения в обществе, – и глава государства, и члены правительства, и богатые, и малообеспеченные люди – будут обращаться в одни и те же медицинские учреждения и получать совершенно одинаковую помощь. Но такой идеальной системы здравоохранения нет ни в одной из стран мира.

Условно говоря, сегодня в мировой практике существует три основных системы здравоохранения и ряд комбинированных, содержащих элементы трех основных в разной интерпретации.Национальная (государственная) система здравоохранения финансируется из бюджетных средств, собираемых путем налогообложения. Базовый образец данной системы – система Н.А. Семашко, созданная в Советском Союзе, которая была модифицирована в Великобритании и действует в этой стране с 1944 г. под названием системы Бивериджа. Сегодня единая государственная система здравоохранения практикуется в девяти европейских странах: Дании, Испании, Финляндии, Великобритании, Греции, Италии, Ирландии, Португалии и Швеции. По всем признакам это наиболее справедливая, ориентированная на интересы широких слоев населения система, в которой ограничены возможности для бизнеса, и это, видимо, главная причина того, что она используется не так широко, как того заслуживает.Общественная (страховая) система здравоохранения, финансируемая из средств обязательных страховых взносов. Модель страховой медицины, известная как Бисмаркианская, была создана в Германии в 1881 г. В своих базовых позициях она остается неизменной после реформирования, проведенного согласно “Имперскому указу о медицинском страховании” в 1924 г. В настоящее время система медицинского страхования используется в 25 странах, где проживает около 1 млрд чел, что составляет почти 18% населения земного шара. В Австрии, Бельгии, Франции и Люксембурге финансирование осуществляется через систему социального страхования, которая распространяется на все население. В Нидерландах им охвачено 70% населения, в Германии 85% населения пользуется обязательным страхованием. В Бельгии, Италии, Норвегии и Франции размеры страхового взноса зависят от дохода, что позволяет реально осуществлять принцип солидарной справедливости. В ряде других стран этот взнос фиксирован и одинаков для всех граждан независимо от дохода. Это создает условия, при которых эффективность данной системы здравоохранения в разных странах проявляется по-разному.Здравоохранение, основанное на частной (добровольной) системе страхования, осуществляется преимущественно на средства, собираемые от граждан, страхующих самих себя из собственных доходов частным образом. Формы частного страхования весьма многообразны и доступны лишь хорошо обеспеченным слоям населения. В Нидерландах частным страхованием охвачено 40% населения; в Бельгии оно используется для оплаты тех услуг, которые не входят в схемы национального медицинского страхования. Вполне очевидно, что данная система поддерживает процесс рас¬слоения общества по уровню материального достатка и наиболее благоприятна для тех, кто делает бизнес на здоровье. Ее могут позволить себе государства, где проводится активная политика выравнивания уровня доходов граждан главным образом за счет прогрессивной шкалы налогообложения.

Страны Северной Европы – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция – в стремлении к созданию “государств всеобщего благоденствия” выработали собственные варианты государственной системы здравоохранения, признаваемые одними из наиболее справедливых в мировой практике. В 1970–1980-е гг. в странах Южной Европы (Греция, Италия, Португалия, Испания и Турция) государственные службы здравоохранения стали сосуществовать с сильным и разнообразным по укладу частным сектором. Во всех странах Европы, начиная с Португалии (1975 г.), Италии (1979 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.), реформировали системы здравоохранения, перейдя от модели страховой медицины к государственной службе охраны здоровья. Основания для этих перемен – недостаточная доступность медицинской помощи, неравенство в ее оказании и низкая восприимчивость здравоохранения к потребностям населения в медицинских услугах. Сегодня лучшей моделью здравоохранения считается национальная система здравоохранения с финансовыми поступлениями в виде налогов, дополненная системой добровольного частного медицинского страхования. Это оставляет пациенту возможность выбора при единых стандартах оказания лечебно-профилактической помощи в стране.

В государствах Центральной Европы (в Австрии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Нидерландах и Швейцарии) практикуют систему страховой медицины, которую по степени приверженности принципу социальной солидарности иногда именуют системой “социального страхования”, так как она включает в себя выплату пенсий по старости, пособий по нетрудоспособности, а также в связи с утратой платежеспособности.

Волна “реформирования” здравоохранения, поднявшаяся в 1980-х гг., особенно “прошлась” по странам Восточной Европы. Не утихает она и в настоящее время. Ее главная движущая сила – настойчивое желание правительств втянуть здравоохранение в водоворот выстраиваемых “рыночных отношений” и превратить медицинскую помощь в товар на рынке, где торгуют услугами. Данная тенденция особенно сильна в большинстве стран бывшего Советского Союза и в России. К сожалению, это не приносит желаемого успеха в повышении доступности и улучшении качества медицинского обслуживания, а в большинстве случаев эффект оказывается обратным (это постоянно отмечают и эксперты ВОЗ).

Заслуживает внимания практика стран Западной Европы, где главные задачи реформирования систем здравоохранения следующие:
– сдерживание роста и снижение затрат на медицинскую помощь;
– обеспечение большей отдачи от вложенных денежных средств путем повышения экономической эффективности, развития конкуренции или установления более строгого контроля за деятельностью медицинских учреждений;
– повышение восприимчивости медицинской службы к нуждам пациентов;
– обеспечение качества медицинских услуг;
– стимулирование здравоохранения к деятельности по укреплению здоровья населения, а не только по лечению заболеваний;
– правильное выстраивание приоритетов в оказании медицинских услуг и обеспечение их эффективности на основах “доказательной медицины”;
– обеспечение права пациентов на доступную и квалифицированную медицинскую помощь, на получение необходимой информации о предоставляемых услугах, а для населения в целом – возможность оказывать действенное влияние на организацию и управление медицинским обслуживанием.

В странах Восточной Европы, стремящихся копировать задачи реформирования западноевропейского здравоохранения, это плохо получается, главным образом из-за традиционно низкого финансирования. В ряде стран, таких как Чехия, Словения и Эстония, оказались в со¬стоянии увеличить долю ВВП, выделяемую на цели охраны здоровья, но в большинстве стран, в первую очередь в странах бывшего Советского Союза, этот показатель остается недопустимо низким. Оперируя данными о долях ВВП, выделяемых на здравоохранение, используют показатель, мало отражающий действительное положение вещей. Очевидно, что никто не может приобретать товары и услуги на абстрактную долю ассигнований от даже несколько возрастающего ВВП, если при этом не идет речь об увеличении реального финансирования на выплату зарплат, лекарственное обеспечение, закупку медицинского оборудования. Именно повышение уровня совокупной покупательной способности выделяемых здравоохранению денежных ресурсов должно было бы составлять главную заботу государства о своем здравоохранении.

В ежегодных докладах ВОЗ традиционно подводятся итоги анализа международного опыта по реформированию здравоохранения и определяются перспективы. В докладе за 2008 г. звучит призыв к странам интенсифицировать внедрение практики первичной медицинской помощи, которая сегодня “актуальнее, чем когда-либо”. По мнению экспертов ВОЗ, это обеспечит реальные возможности для того, чтобы предпринимаемые реформы “делали системы здравоохранения более равноправными, открытыми для всех и справедливыми”. Надо принять во внимание, что практика и время внесли свои коррективы в основные направления развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), которые в современных условиях выглядят иначе (см. таблицу).

Об итогах международной практики реформирования здравоохранения и рекомендациях ВОЗ

В цитируемом докладе ВОЗ отмечается, что нередко управление сектором здравоохранения реагирует на происходящие изменения в обществе неадекватными и наивными реформами. Они оказываются неадекватными из-за неспособности предвидеть возможные последствия в ближайшем и отдаленном будущем. Предпринимаемые меры часто оказываются недостаточными, запоздалыми или просто неуместными. Наивными они оказываются потому, что для преодоления несостоятельности системы требуется системный подход, а не временные решения, которыми изобилует практика реформирования здравоохранения во многих странах Восточной Европы.

Проблемы обеспечения общественного здравоохранения и системы медико-санитарной помощи людскими ресурсами, финансированием, инфраструктурой или информационными системами выходят за рамки сектора здравоохранения в его узком понимании. Их можно решать лишь на основах межсекторального сотрудничества и заинтересованного участия правительства. Авторы доклада ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире в 2008 г. вновь обращаются к масштабному представлению о первичной медико- санитарной помощи как о комплексе ценностей и принципов, направляющих развитие систем здравоохранения. Пользуясь уроками прошлого и принимая во внимание особенности настоящего времени, странам предлагается рассмотреть несколько возможных путей реформирования здравоохранения.

По мнению экспертов ВОЗ, предлагаемые реформы позволят обеспечить сближение ценностей первичной медико-санитарной помощи и ожиданий населения и ускорить решение проблем, а значит, обеспечить население доступным и качественным здравоохранением. Это:
– реформы, обеспечивающие всеобщий охват населения медицинским обслуживанием и мерами социальной защиты здоровья. Они должны способствовать достижению равенства в отношении здоровья, социальной справедливости и ликвидации социальной изоляции отдельных слоев населения;
– реформы самой сферы предоставления медицинских услуг, направленные на реорганизацию служб здравоохранения в соответствии с потребностями и ожиданиями граждан. Главное назначение этих реформ – повысить социальную значимость медицинских услуг, обеспечивая достижение более высоких результатов;
– реформы государственной политики. Они должны способствовать повышению уровня здоровья граждан путем интеграции деятельности в области общественного здравоохранения с первичной медицинской помощью. Необходимо проводить рациональную государственную политику во всех секторах и укреплять меры общественного здравоохранения на национальном и транснациональном уровнях;
– реформы управления. Они призваны заменить чрезмерное использование административно-командных методов управления, с одной стороны, и политику невмешательства со стороны государства – с другой социально интегрированным, репрезентативным, осуществляемым на основе переговоров управлением в соответствии с требованиями, которые диктуются сложным характером современных систем здравоохранения.

В докладе ВОЗ подчеркивается, что хотя названные реформы могут проводиться повсеместно, они не являются образцом для слепого копирования или неоспоримым руководством к действию. Конкретные детали, необходимые для воплощения их в жизнь в каждой стране, должны определяться условиями и оценкой ситуации на основе достоверной информации. Вместе с тем нет никаких оснований для промедления с их проведением в любой стране – богатой или бедной. В докладе отмечается, что, как показывают три последних десятилетия, в данной области возможно добиться значительных результатов. Но для этого необходимо, чтобы правительства сосредоточили внимание на таких проблемах, как организация первичной медико-санитарной помощи, борьба с коммерциализацией сектора здравоохранения, развитие человеческих ресурсов для преодоления кризисных ситуаций в области охраны здоровья.

Опыт и общепризнанный высочайший уровень квалификации экспертов Всемирной организации здравоохранения – достаточные основания не пренебрегать их рекомендациями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль