Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле

9897

Результатом научных исследований становится получение достоверных научных данных, позволяющих на их основе осуществлять и совершенствовать профессиональную деятельность [2]. В медицине под научными исследованиями подразумевается изучение экспериментальной, клинической или управленческой проблемы для улучшения помощи, оказываемой пациентам, и разрешения какой-либо сложной ситуации. В каждой области научных исследований, в т. ч. в медицине, исторически сложился оптимальный комплекс методов познания, с помощью которых ученые достигают поставленных целей.

Укрепление здоровья населения, совершенствование работы учреждений здравоохранения в новых экономических условиях невозможно без повышения роли сестринского персонала – основной “армии” медицинских работников. В свою очередь, преобразования в сестринском деле не могут осуществляться без анализа современного состояния сестринской помощи, четкого определения сильных и слабых сторон деятельности медицинских сестер разных специальностей, работающих во всех учреждениях здравоохранения с различными категориями пациентов. Для повышения престижа сестринской профессии в России помимо законодательных и образовательных мероприятий требуется постоянное развитие базы научно обоснованных знаний, составляющих основу практической деятельности.

Сестринские исследования в России: проблемы и перспективы

Проблем, связанных с развитием базы научных исследований в сестринском деле, немало. Среди них можно выделить:
отсутствие достаточного числа методических материалов, посвященных организации и проведению исследований в сестринском деле;
незначительное число публикаций, обобщающих результаты исследований и позволяющих оценить их достоверность;
невозможность, а иногда и нежелание руководителей сестринских служб медицинских организаций внедрять результаты исследований в практическую деятельность.

Традиции сестринской науки в отечественной медицинской практике не сложились, а участие медицинских сестер в исследованиях до недавнего времени было ограничено уровнем их образования. Внедрение в Российской Федерации многоуровневой системы сестринского образования в начале 1990-х гг. стимулировало появление и энергичное развитие научных исследований в сестринском деле. В процесс включились студенты и выпускники факультета высшего сестринского образования (ВСО), для которых научная активность является одной из характеристик специальности [1]. Большинство выпускников факультета ВСО готовили дипломные работы, каждая из которых представляла собой законченную разработку, где на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки медицинских кадров предлагалось самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.

Постепенно основными направлениями сестринских исследований в России стали: организация деятельности сестринского персонала, совершенствование различных уровней сестринского образования, решение основных проблем, присущих профессии медсестры. Согласно существующей нормативной базе даже выпускники факультета ВСО не могут проводить самостоятельных клинических исследований, поскольку им не позволяет это делать квалификационная характеристика.Подобную тенденцию подчеркивает и Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Минобрнауки России от25.02.2009 № 59 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294,от 16.11.2009 № 603), согласно которой медсестры с высшим образованием могут защищаться лишь по специальности “общественное здоровье и здравоохранение”. Таким образом, врачи в клинических исследованиях изучают в основном конкретное воздействие чего-либо на здоровье пациентов, а медицинские сестры – прежде всего информацию о пациентах согласно паспорту специальности “общественное здоровье и здравоохранение” (приложение 1).

Общее число кандидатских и докторских диссертаций по организации работы среднего медицинского персонала остается незначительным.Анализ работ по данной теме, проведенный В.В. Степановым [3], показал,что из 1495 диссертаций, защищенных в Российской Федерации с 1998по 2004 гг. по специальности “общественное здоровье и здравоохранение”только 26 (1,7%) посвящено вопросам подготовки или организации труда среднего медицинского персонала (из них докторских диссертаций –3, кандидатских – 23).

Обязательные шаги, предшествующие исследованию

В российской медицинской практике сестринская наука действует в методологическом поле общественного здоровья, широко используя достижения таких дисциплин, как психология, педагогика, менеджмент,гигиена, экономика и право. Прежде чем перейти к рассмотрению методик и построения исследования, необходимо отметить обязательные шаги, которые должны предшествовать любой серьезной научной работе, будь то диплом или диссертация.

Протокол исследования. Перед тем как приступить к исследованию,научный работник составляет протокол. Это документ, в котором описаны цели, дизайн, методология, статистические аспекты и организация исследования. В нем также обычно приводятся ранее полученные результаты и обосновывается целесообразность проведения данной работы, но эти сведения могут быть представлены и в других документах, на которые в протоколе исследования должны быть указаны ссылки. В отечественной практике протокол исследования часто называют аннотацией / расширенной аннотацией.

Информированное согласие. В сестринских исследованиях, проводимых в рамках методологии общественного здоровья, не обойтись безучастия пациентов и медицинских работников. Для них необходимо разработать форму документа под названием “Информированное согласие”, т. е. добровольного подтверждения субъектом своего согласия на участие в конкретном исследовании, которое он дает после получения исчерпывающей информации обо всех значимых для принятия такого решения обстоятельствах.

В устных и письменных сведениях об исследовании и в информированном согласии должно быть как можно меньше специальных терминов.Необходимо, чтобы субъект или его законные представители (например,родители ребенка) понимали в них каждое слово. Информированное согласие становится официальным документом после подписания обеими сторонами и датирования. В случае проведения клинического исследования, подразумевающего активное вмешательство в организм человека, информационное согласие должно быть максимально полным по содержанию (приложение 2). По ходу работы в него могут быть внесены дополнения. При типичном сестринском исследовании согласие участника требуется прежде всего для использования персональной информации, поэтому в данном случае содержание этого документа может быть значительно более кратким (приложение 3).

Одобрение экспертных органов. Для проведения исследования необходимо получить от экспертного органа письменное и датированное утверждение протокола исследования, письменной формы информированного согласия и ее последующих редакций, а также действий, направленных на привлечение субъектов к участию в работе (например, рекламных объявлений). Медицинские сестры не ведут клинических исследований, в которых этот аспект контролируется особенно тщательно, но даже для работ социально-гигиенической тематики данный этап является обязательным. Так, при написании дипломной работы тема и основные рабочие документы утверждаются выпускающей кафедрой, а при выполнении диссертации – профильной комиссией медицинского образовательного или научно-исследовательского учреждения, в план которого включена работа.

В качестве дополнительного экспертного органа, одобряющего проведение исследования в области сестринского дела, может выступать:
администрация ЛПУ, на базе которого планируется проведение работы;
комитет по этике базового ЛПУ или образовательного учреждения.

Перечисленные органы являются также основными контролирующими структурами при проведении научной работы.Исследования в области сестринского дела, за исключением диссертационных, не подлежат обязательной государственной регистрации.

Подготовка протокола исследования

Прежде всего, следует поставить цель, т. е. определить, для чего проводится данная научная работа, какие результаты она должна принести? Как правило, каждое отдельное исследование в сестринском деле имеет одну цель, которая всегда носит не только теоретический (познавательный), но и практический (прикладной) характер, а значит, должна быть конечна, измерима и достижима средствами исследования. Типичными целями в сестринских исследованиях являются улучшение, совершенствование и оптимизация (к примеру, сестринской помощи различным группам населения или системы управления сестринским персоналом ЛПУ).

Цель исследования – это не процесс изучения чего-либо, а его конечный результат. Не следует путать цель и средства. Такие формулировки,как “разработка мер (моделей)”, “создание рекомендаций”, относятся,скорее, к задачам исследования, т. е. к средствам достижения цели. Если же, формулируя цель, автор использует общие выражения наподобие“обозначить противоречия”, “выяснить закономерности”, “изучить явление”, закономерно встает вопрос о его научной компетентности. Цель необходимо формулировать четко и недвусмысленно. Она должна быть ясна не только автору, но и всем, кто знакомится с его работой.

Когда цель определена, нужно наметить этапы движения к запланированному результату, т. е. задачи исследования. Они формулируются в соответствии с целью исследования и, как правило, составляют логическую цепочку, являясь “маяками” на пути к цели. Задач в дипломной или диссертационной работе, как правило, несколько (от трех до пяти),и они должны полностью соответствовать цели исследования. Обычно первые по списку задачи подразумевают теоретическое изучение существующей проблемы, знакомство с базой исследования, а последующие –описывают применение ключевых для исследования методик.

Название темы должно отражать цель исследования. Тема обычно формулируется одним предложением, доступным для восприятия.Не стоит перегружать название темы ненужными подробностями вроде наименования базы исследования или особенностей его организации, например: “Организация итогового контроля качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в условиях высшего учебного заведения на примере медицинского колледжа Н-ской государственной медицинской академии”. Такую формулировку можно безболезненно сократить вдвое: в названии научной работы не должно быть больше 14 слов, иначе оно плохо воспринимается.

Один из важных моментов подготовительного этапа – составление или уточнение глоссария понятий и используемых терминов. Дело в том, что исследователи, обследуемые и читатели часто по-разному понимают одно и то же понятие. Во избежание этого необходимо заранее определить смысловое содержание терминов. Если в литературе и среди организаторов исследования наблюдается разнобой в толковании используемых терминов и понятий, нужно условиться, как следует трактовать их в данном случае. Так, еще несколько лет назад под детской смертностью в России понимали смертность детей от рождения до одного года. В настоящее время под этим термином понимают смертность детей в возрасте от рождения до 15 лет, а смертность детей до одного года именуют младенческой смертностью.

До начала сбора материала следует также определить объект и единицу наблюдения. Под объектом сестринского исследования понимают совокупность, состоящую из относительно однородных единиц наблюдения. Разумеется, в сестринском деле объект исследования – почти всегда совокупность людей: пациентов и членов их семей, медицинских работников, сотрудников промышленных предприятий, учащихся, военнослужащих и т. д. Единица наблюдения – первичный элемент выбранной совокупности. В сестринских исследованиях это чаще всего один человек – член исследуемой группы, т. е. один пациент, медицинский работник и т. д. Так, при изучении образовательного уровня медицинских сестер города объектом исследования являются все работающие в выбранном городе медицинские сестры. Единицей наблюдения выступает одна медицинская сестра, работающая на определенной территории в указанном году.

Для того чтобы получить достоверные и репрезентативные по отношению к генеральной совокупности данные, важно на подготовительном этапе определить методику формирования выборочной статистической совокупности, т. е. методику отбора единиц наблюдения.

Также до начала исследования разрабатывается и тиражируется статистический инструментарий (карты, анкеты, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных), куда в период исследования будет заноситься вся информация.

Программа и построение исследования в зависимости от его специфики, выбор методик и сбор данных будут рассмотрены в отдельной статье.

Список использованной литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040600 – Сестринское дело.Квалификация – менеджер. Регистрационный № 239 МЕД/СП (утв. Минобразованием России 15.03.2000)*.
2. Краевский В.В. Парадигма науки и тенденции развития образования/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. Современные проблемы педагогики:парадигма науки и тенденции развития образования. Краснодар, 2006.236 с.
3. Организация и проведение исследований в области сестринского дела / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, Н.В. Туркина и др. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. 163 с.
4. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. М., 1995. 46 с.

Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле

Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле

Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле

Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле

Особенности подготовки и организации научных исследований в сестринском деле



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль