• Главная страница
  • » Статьи
  • » Проблемы реализации информированного добровольного согласия лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Проблемы реализации информированного добровольного согласия лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

1351

Российская Федерация как социальное государство в полном объеме реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право общепризнано нормами международного права, например ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948), ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966).

Одним из возможных способов реализации данного права является обеспечение благоприятной окружающей среды, в том числе путем ограничения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (далее — постановление № 715) к заболеваниям, опасным для окружающих, отнесены:
— болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);
— вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки;
— гельминтозы;
— гепатит В, гепатит С;
— дифтерия;
— инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
— лепра;
— малярия;
— педикулез;
— акариаз и другие инфестации;
— сап и мелиоидоз;
— сибирская язва;
— туберкулез;
— холера;
— чума.

Для улучшения качества жизни человека и гражданина в стране идет модернизация здравоохранения, которая предусматривает в том числе изменение нормативно-правового регулирования данной отрасли.

С 1 января 2012 г. вступили в силу положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья). Как и в ранее действовавшем документе (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-I), в новом законе указано, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Данная норма берет свое начало не только в документах, находящихся выше по иерархической лестнице, но и в таких актах, как Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", затрагивающих право человека на информацию.

Национальное законодательство предусматривает возможность оказания медицинской помощи как с согласия, так и без согласия лица. Естественно, для организаций, оказывающих медицинскую помощь, в правовом плане всегда целесообразно получить согласие лица на ее оказание, тем самым защитив себя от необоснованных претензий пациентов.

Новый Закон об охране здоровья в ст. 20 определяет, что информированное добровольное согласие гражданина (в том числе с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих) или его законного представителя на медицинское вмешательство дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего возраста, установленного законодательством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство (п. 1 ч. 2 ст. 20). Следует напомнить, что недееспособным в РФ может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ).

Проблемы реализации информированного добровольного согласия лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Необходимо подчеркнуть, что впервые на законодательном уровне предусматривается письменная форма изложения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказ от него. Также необходимым условием является подпись гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, медицинского работника.

Законодатель предусмотрел также случаи, когда информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство не требуется. В частности, оказание медицинской помощи без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя возможно в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 20 Закона решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается консилиумом врачей. В случае если собрать консилиум невозможно, решение принимает непосредственно лечащий (дежурный) врач с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

Проанализировав нормы нового законодательства, можно с сожалением констатировать, что некоторые аспекты так до конца и не урегулированы. В результате при применении норм нового законодательства об информированном добровольном согласии при оказании медицинской помощи лицам с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, могут возникнуть следующие вопросы:

1. Все ли лица с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, могут быть подвержены недобровольной госпитализации?
Данный вопрос возникает при анализе постановления № 715. При составлении Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, законодатель не классифицировал заболевания по тяжести, степени опасности, по возможным последствиям для здоровья (например, возникновения инвалидности), тем самым уравняв такие заболевания, как педикулез и чума. На данный момент, учитывая нормы нового закона, лица с вышеуказанными заболеваниями при их несогласии на лечение могут быть подвергнуты принудительной госпитализации. И если при таких заболеваниях, как чума или холера, сомнения в необходимости медицинских манипуляций без согласия лица не возникает, то при педикулезе, с учетом дефицита коечного фонда, целесообразность подобных действий вызывает вопросы.

2. Возможно ли для подтверждения диагноза при подозрении на заболевание, представляющее опасность для окружающих, проведение диагностических манипуляций без согласия гражданина (одного из родителей или иного законного представителя)?

3. В течение какого периода после медицинского вмешательства без согласия гражданина должно последовать уведомление должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя недееспособного лица, в отношении которого проведено медицинское вмешательство?

В связи с вышесказанным предлагаем дополнить Закон об охране здоровья и изложить п. 22 ст. 2 в следующей редакции: "Особо опасные инфекции — инфекционные заболевания, представляющие угрозу для человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, возможным эмбриотоксическим эффектом, а также быстрым распространением среди населения (эпидемия)".

Пункт 2 ч. 9 ст. 20 изложить в редакции: "Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: <...> 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих или при подозрении на особо опасные инфекции".

Пункт 1 ч. 10 ст. 20 следует изложить в редакции: "Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается: консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением в установленные законодательством сроки должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя недееспособного лица, в отношении которого проведено медицинское вмешательство".

Внесение дополнений в действующее законодательство в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина может помочь избежать неправомерных действий со стороны медицинского персонала и предотвратить возникновение необоснованных претензий у пациентов с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, при оказании им медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×