Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

3452

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья), принятый в конце 2011 г., гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь для граждан. Часть 2 ст. 19 Закона гласит: "Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования".

Вместе с тем в Законе об охране здоровья впервые на таком уровне закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг (ст. 84). С принятием данного закона закончен многолетний спор сторонников разрешения платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и их противников. Однако для законного предоставления платных медицинских услуг организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо разработать механизм реализации норм нового закона в подзаконных нормативно-правовых актах, а также механизм прозрачного контроля за платными медицинскими услугами.

Оказание платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения на сегодняшний день регламентировано Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями".

Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

Вопрос о конституционности указанного постановления был вынесен на рассмотрение Верховного Суда РФ. Суд сформулировал позицию, согласно которой российское законодательство не запрещает государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские услуги (определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС 02-373). Подобная легитимация сегодня в основном рассматривается в контексте ст. 7 Конституции РФ, где охрана здоровья стоит в ряду задач социального государства. Признается и защита (обеспечение) государством двух основных прав — права на достойную жизнь и права на свободное развитие. Достойная жизнь прежде всего характеризуется наличием минимального набора бесплатных для человека благ (объемы медицинской помощи, предусмотренные Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; далее — Программа), а свободное развитие — возможностью беспрепятственного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным благам.

В соответствии с общими принципами деятельности государства, закрепленными в Конституции, именно частные медицинские организации, а не оказывающие платные медицинские услуги государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) должны составлять основу частной системы здравоохранения.

При оказании платных медицинских услуг государственные и муниципальные учреждения здравоохранения выполняют функции частных медицинских организаций. Такая практика подрывает финансовую основу рынка частных медицинских услуг, формируя условия неравной конкуренции для частных медицинских организаций.

Оказывать значительный объем платных медицинских услуг государственным (муниципальным) учреждениям позволяют следующие преимущества:
— смешанное финансирование из бюджетов соответствующих уровней, системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и доходов от коммерческой деятельности;
— льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют частники;
— широкая известность, что позволяет практически не тратить средства на продвижение услуг;
— государственные ЛПУ вкладывают собственные средства в ремонт помещений, материалы и оборудование в весьма ограниченном объеме.

В основном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государственные и ведомственные учреждения легко побеждают в ценовой конкуренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сегмента рынка платных услуг.

Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения довольно часто предпочитают работать на платной основе, вместо того чтобы оказывать медицинскую помощь бесплатно. Но при этом они не хотят терять и бюджетное финансирование, что препятствует сокращению излишних мощностей.

Сложившаяся ситуация мешает развитию частной системы здравоохранения. Кроме того, оказание платных медицинских услуг государственными и муниципальными ЛПУ нередко приводит к сокращению ими объема бесплатной помощи, предоставляемой по программе государственных гарантий.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее — Закон № 83-ФЗ) изменился правовой статус государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Появились три типа государственных (муниципальных) учреждений — автономное, бюджетное и казенное.

Финансирование данных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Собственник имущества перестает нести субсидиарную ответственность по обязательствам автономных и бюджетных учреждений. Помимо выполнения государственного задания автономным и бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений.

В условиях недостаточности финансирования в рамках государственного задания и отсутствия субсидиарной ответственности собственника автономные и бюджетные учреждения вынуждены развивать дополнительную приносящую доход деятельность. Тем более что законодательно разрешается осуществлять "иные виды деятельности, поскольку это служит достижению целей". В этой ситуации необходимо четко прописать условия предоставления платных медицинских услуг населению, чтобы не допустить замену гарантируемой бесплатной медицинской помощи платной.

В новом Законе об охране здоровья впервые на законодательном уровне производится регламентация оказания платных медицинских услуг. Этой теме посвящена отдельная статья Закона — 84 "Оплата медицинских услуг". В соответствии с указанной статьей граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Данной нормой, по сути, узаконено, что бытовые, сервисные и транспортные услуги, дополнительно предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, могут быть платными.

Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

Согласно Закону об охране здоровья при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 37 "Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи” Закона порядки включают в себя в том числе:
“3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений…”.Платные услуги сверх стандартов >>

В соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Понятно, что платные медицинские услуги в полном объеме стандарта медицинской помощи будут оказываться теми медицинскими организациями, которые не участвуют в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и целевых программ, финансируемых за счет соответствующего бюджета. А вот отдельные консультации и медицинские вмешательства, в том числе сверх выполняемых стандартов медицинской помощи, будут предоставляться и медицинскими организациями, участвующими в реализации вышеуказанных программ.

Подразумевается, что оказание платных медицинских услуг сверх стандартов медицинской помощи допустимо не само по себе, а в целях более быстрого достижения медицинской эффективности.

Если идея формирования Программы на основе стандартов медицинской помощи, когда станет возможным оплачивать медицинскую помощь в соответствии со стандартом, будет реализована, границы стандарта медицинской помощи могут служить основой для разделения бесплатного и платного оказания медицинской помощи. Различные авторы предлагают свои алгоритмы оформления правоотношений с пациентом при платном оказании медицинской помощи населению.

С нашей точки зрения, наиболее вероятны следующие варианты развития событий при оказании платных медицинских услуг.Вариант 1

Врач назначает диагностические исследования и лекарственные препараты из перечней стандарта медицинской помощи. Пациент соглашается на предложенное бесплатное обследование и лечение в рамках Программы в соответствии со стандартом медицинской помощи.
В медицинской документации делается запись: "С предложенным обследованием и лечением на бесплатной основе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи согласен".Условия реализации
Этот вариант изначально предполагает, что в рамках Программы, сформированной на основе стандартов медицинской помощи, лечение будет наилучшим и всеобъемлющим.
В действительности же могут потребоваться лечебно-диагностические мероприятия и лекарственные препараты, более эффективные для конкретного больного (исходя из его состояния здоровья, сопутствующих заболеваний, аллергологического статуса и т. д.), чем те, что предлагаются в рамках выделенных финансовых ресурсов. Поэтому врач обязан информировать пациента не только о бесплатных методах обследования и лечения, но и об альтернативных методах диагностики и лечения, которые не всегда входят в Программу. При этом информация должна предоставляться исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления со стороны врача. Решение принимает сам пациент.Преимущества:
— обследование и лечение для пациента бесплатное;
— риск возникновения претензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов сведен к минимуму.Недостатки:
Малообеспеченные пациенты ограничены в получении медицинской помощи за рамками Программы (хотя являются законопослушными плательщиками налогов и страховых взносов), поскольку ряд современных, наиболее эффективных, но дорогостоящих методов диагностики и лечения может не входить в региональные стандарты медицинской помощи в связи с недостаточностью финансовых средств. Однако данная проблема является общегосударственной, а не проблемой организации взаимодействия субъектов правоотношений по оказанию медицинской помощи.Вариант 2

Врач, как и в первом варианте, назначает диагностические исследования и лекарственные препараты из перечней стандарта медицинской помощи. Пациент в целом соглашается на предложенное бесплатное обследование и лечение, однако отказывается от какого-то обследования или принятия того или иного препарата (например, болезненных диагностических исследований или приема цитостатических препаратов и т. д.).
Врач предлагает заменить методы обследования и лечения, регламентированные стандартом медицинской помощи, на другие медицинские мероприятия и лекарственные средства, которые больной может оплатить самостоятельно. Пациент отказывается от этих лечебно-диагностических мероприятий.
В медицинской документации делается запись: "С предложенным обследованием и лечением на бесплатной основе в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи согласен. Но отказываюсь от .......(указать). Информирован, что мое решение может повлиять на эффективность лечения".Условия реализации
Врач обязан информировать пациента обо всех последствиях отказа от обследования или лечения. Необходимо тщательное оформление отказа от обследования или лечения в медицинской документации, с перечислением всех возможных последствий данного отказа для здоровья пациента, эффективности лечения.Преимуществ у этого варианта нет. К недостаткам можно отнести:
— возможность предъявления претензий к медицинской организации со стороны пациента (при недостаточной эффективности лечения и несоблюдении требований к оформлению в медицинской документации отказа пациента от диагностических и (или) лечебных мероприятий);
— возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов, а также наложение штрафных санкций страховой медицинской организацией (СМО) за несоблюдение стандарта медицинской помощи и (или) за недостаточную эффективность лечения пациента.

Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы
Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

Вариант 3

Особенности состояния здоровья пациента и его заболевания предполагают применение лечебно-диагностических мероприятий и (или) лекарственных средств, не входящих в стандарт медицинской помощи. К данному случаю не относится назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости и по жизненным показаниям. В этой ситуации в соответствии со ст. 80 "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" Закона об охране здоровья медицинская помощь не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Врач сразу предлагает пациенту более эффективные диагностические исследования или лекарственные препараты, не входящие в стандарт медицинской помощи. Соответственно за дополнительные медицинские мероприятия и лекарственные средства больной должен платить самостоятельно.
Пациент не соглашается на рекомендованное обследование и лечение. В этой ситуации врач должен предложить медицинские мероприятия по перечню, регламентированному стандартом медицинской помощи, которые будут оказаны пациенту на бесплатной основе. При этом необходимо проинформировать пациента о возможно меньшей эффективности данных методов диагностики и лечения.

В медицинской документации делается запись: "На обследование и лечение на бесплатной основе в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи согласен. От предложенного обследования и лечения на платной основе ........................ отказываюсь. Информирован, что мое решение может повлиять на эффективность лечения".Условия реализации
Врач обязан предоставлять информацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент. Предложения по лечебно-диагностическим мероприятиям, не входящим в стандарт медицинской помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицинской документации. В случае возникновения претензий со стороны пациента на недостаточную эффективность лечения потребуется экспертиза качества медицинской помощи.Преимущества:
— обследование и лечение для пациента бесплатное;
— минимальный риск возникновения претензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов.Недостатки:
— возможно меньшая эффективность лечения;
— вероятность предъявления претензий со стороны пациента при недостаточной эффективности лечения.Вариант 4

Исходные данные аналогичны варианту 3 с той лишь разницей, что пациент соглашается на предложенное обследование и лечение.
В этом случае в медицинской документации делается запись: "С предложенным обследованием и лечением согласен. Согласен на назначение диагностических, лечебных мероприятий.................... (указать) и лекарственных препаратов (указать), которые буду оплачивать самостоятельно".Условия реализации
Врач обязан предоставлять информацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент. Предложения по лечебно-диагностическим мероприятиям, не входящим в стандарт медицинской помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицинской документации. В соответствии со ст. 779 — 783 ГК РФ заключается договор о возмездном оказании услуг, о заключении договора делается запись в медицинской документации. Необходим контроль за предоставлением платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в том числе за соблюдением принципов информированности и добровольности согласия на них со стороны пациента.Преимущество этого варианта — возможность более быстрого достижения медицинской эффективности.
К недостаткам можно отнести:
— завышенные ожидания от лечения со стороны пациента;
— вероятность предъявления претензий пациентом (при недостаточной эффективности лечения, несоблюдении требований к оформлению в медицинской документации информированного добровольного согласия пациента на платные медицинские услуги);
— возможность предъявления претензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов (органов управления здравоохранением), а также наложения штрафных санкций СМО за несоблюдение стандарта медицинской помощи.Неоднозначность толкования норм >>

В статье 84 Закона об охране здоровья дополнительно регламентировано оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в Программе. Согласно Закону такие организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами.

В соответствии со ст. 81 Закона об охране здоровья в рамках территориальной программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, кроме прочего, порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.

Поскольку данные нормы вносятся в закон, должно быть исключено всякое неоднозначное их толкование. Однако, на наш взгляд, такая неоднозначность присутствует.

На сегодняшний день в программах государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемых правительством, в разделе II описаны условия и виды оказания медицинской помощи (что включает, кем предоставляется). Однако эти условия достаточно общие. Предполагается, что конкретные условия и порядок предоставления медицинской помощи на территории субъектов РФ будут определены в территориальных программах государственных гарантий в зависимости от потребности населения и возможностей государственной и муниципальной систем здравоохранения. К таким условиям можно отнести: сроки ожидания плановой госпитализации, порядок направления на плановую госпитализацию, максимальная продолжительность нахождения в очереди на отдельные диагностические исследования, допустимость или недопустимость очередности при оказании медицинской помощи больным с определенными заболеваниями и состояниями и т. д.

Однако регионы весьма вольно определяют условия оказания медицинской помощи. Некоторые территориальные программы даже содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству.

По нашему мнению, если в закон вводить такой критерий платности медицинских услуг, как "иные условия", то эти условия должны быть юридически и организационно однозначными. К тому же права граждан одинаковы на территории РФ, и чтобы они были реализованы во всех субъектах РФ согласно территориальным программам государственных гарантий, необходимо на федеральном уровне (хотя бы в подзаконных нормативно-правовых актах) однозначно, путем определения четких критериев регламентировать, что представляют собой "иные условия".

Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

Формальность норм >>

Медицинские организации, участвующие в реализации базовой и территориальной программ государственных гарантий, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона об охране здоровья.

В соответствии со ст. 21 Закона гражданин при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия последнего. Для получения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин делает выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
— по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
— в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им, как описано выше, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации делается по направлению лечащего врача. В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной Программой.

И наконец, медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

Таким образом, ст. 21 Закона об охране здоровья закрепляет определенный маршрут движения пациента при получении медицинской помощи, следование которому гарантирует пациенту бесплатное предоставление медицинской помощи. А вот отклонение от маршрута уже подразумевает платность медицинских услуг. Отклонением может считаться:
— выбор медицинской организации при получении ПМСП чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина);
— выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера в выбранной медицинской организации чаще одного раза в год (за исключением случаев замены медицинской организации);
— выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме без направления врача.

Практически вся медицинская помощь, предоставляемая в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения на сегодняшний день, оказывается с соблюдением маршрута, закрепленного в Законе. Случаи выбора медицинской организации без изменения места жительства или выбора участкового врача чаще 1 раза в год являются единичными. Специализированная медицинская помощь в плановом порядке в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения предоставляется только по направлению врача. Поэтому, на наш взгляд, введение в Закон данных норм не актуально, носит формальный характер и не требует создания отдельного механизма их реализации.Заключение >>

В Законе об охране здоровья впервые законодательно закреплено оказание платных медицинских услуг населению. Эти услуги стали доступными и законными. При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках базовой и территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль