Непрерывное медицинское образование: применение симуляционных технологий в ЛПУ

3837

Необходимость учиться в течение всей жизни – аксиома. Это требование признается всеми медиками, однако выполняют его лишь немногие. Конечно, большинство врачей, медсестер, фельдшеров и акушерок исправно проходят курсы повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет), иногда читают специальную литературу, а самые “продвинутые” обращаются к профессиональным базам данных и интернет-ресурсам. При этом они получают лишь теоретическую информацию, а практические навыки приобретаются в процессе лечения конкретного пациента, методом проб и ошибок.Важно Медицинская услуга, которая должна оказываться на профессиональном уровне, становится полигоном для учебы: принято считать, что только действия в реальной ситуации позволяют сформировать необходимые навыки и выработать правильный алгоритм работы

Альтернативой обучению на пациентах является моделирование. На самом деле в нем нет ничего нового – на протяжении многих веков медики применяют “учебные” операции на трупах или с использованием животных. Проблема состоит в том, что сегодня такое обучение становится все менее доступно в силу ряда этических и юридических причин, и крайне редко оно возможно для работающих врачей и медсестер, уже закончивших вузы и медицинские колледжи. Сложности с привлечением пациентов возникают даже при освоении новых диагностических навыков.

В то же время в последние годы произошли серьезные изменения в технологиях обучения, появились тренажеры и симуляторы, позволяющие отработать как самостоятельные, так и согласованные действия группы специалистов. Ошибки, допущенные при тренировках, не представляют угрозы для жизни и здоровья реального пациента, а манипуляции могут быть повторены столько раз, сколько нужно.

Но многие ли российские ЛПУ используют эти возможности?

Чаще главные врачи считают:
• что учить должны в вузе (или колледже), а в больнице надо работать;
• что при использовании симуляционных технологий невозможно воспроизвести реальную ситуацию;
• что организовать обучение в ЛПУ – это дорого и сложно.

Почему за рубежом применяются тренажеры За последние 10 лет использование симуляционных технологий при подготовке медицинских специалистов стало обычной практикой во всем мире. Тренажерные центры, где проходит значительная часть практических занятий, имеются не только в каждом медицинском университете (школе), но и во многих клиниках. Для того есть причины.

Нормативные требования к уровню квалификации медиков. Появилась необходимость подтверждать на всех уровнях обучения, что компетентность специалиста соответствует стандарту (сдавать экзамены и демонстрировать практические навыки).

Ожидания пациентов. Их больше не устраивает, что на них практикуются. Пациенты считают, что медицинские специалисты должны быть заранее подготовлены к тому, чтобы работать самостоятельно.

Необходимость эффективной работы в команде. Оказание медицинской помощи в ХХI в. – это чаще всего коллективные действия различных специалистов. Общий результат зависит от слаженности действий и качества работы каждого из них.

Структурные изменения систем здравоохранения. Общие тенденции (в первую очередь, по экономическим причинам) – сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре и повышение интенсивности лечебно-диагностических мероприятий. Это означает, что увеличивается нагрузка на специалистов и персональная ответственность каждого за свой участок работы. Коллеги больше не могут уделять много времени наставничеству. Кроме того, менее сложные заболевания лечат в амбулаторном звене, а состояние более тяжелых стационарных больных не позволяет привлекать их для целей обучения.

Потребность во владении широким спектром профессиональных умений. Конкуренция на рынке труда дает преимущества врачам и медицинским сестрам, владеющим дополнительными специализациями. В то же время независимо от того, является специальность основной или дополнительной, сохраняются жесткие требования к выполнению стандарта медицинской помощи.

Прогресс в технологиях обучения. Раньше при обучении практическим навыкам и умениям широко использовался метод наставничества. Он был эффективен при относительно небольшом выборе терапевтических тактик и достаточном времени для обучения. Сейчас ситуация диаметрально противоположная, что требует более гибкого и конструктивного построения процесса обучения. Кроме того, стало невозможно игнорировать тот факт, что врачи не всегда готовы применить полученные знания в реальной обстановке, значительно отличающейся от учебной.

Какие умения и как нужно отрабатывать специалисту

Принято считать, что дипломированный специалист уже обладает минимумом необходимых навыков. То, что это не всегда так, выясняется в самых разных ситуациях: при проверке медицинской документации, экспертизе обоснованности назначенного лечения, оценке качества выполнения манипуляций и т. д.

Основные необходимые клинические умения (навыки): коммуникативные, сбор анамнеза, проведение физикального осмотра и исследований, диагностические навыки и критическое оценивание, принятие решения, выполнение процедур, уход за пациентом. Кроме того, это навыки безопасного труда, лидерства, управления временем, ведения документации, обучения других (например, пациента), административные умения.

Чтобы правильно определить и устранить причины ошибочных действий, нужно понимать, что бывают специальные (необходимые только в клинической практике) и неспециальные (или общие) умения. От развитости общих умений напрямую зависят скорость и качество овладения целым рядом специальных умений. Например, когнитивные навыки влияют на то, насколько полно врач учитывает при постановке диагноза полученные анамнестические сведения, и на то, насколько правильно он выполняет медицинские манипуляции.

Для формирования как специальных, так и неспециальных умений может успешно применяться моделирование. Этот метод имеет ряд преимуществ перед обучением непосредственно в процессе клинической практики:
• можно создать ситуации с заданными параметрами и ставить структурированные, поэтапно выполняемые задачи;
• при совершении ошибок отсутствует опасность для пациента и для персонала;
• возможны полное “погружение” обучаемого в выполнение задания; осмысление действий.Как организовать обучение в ЛПУ

Конечно, лучшим вариантом является создание в ЛПУ учебного класса (или центра), специально оборудованного для проведения тренингов медицинского персонала. Для этого главному врачу необходимо решить три вопроса: помещения, оснащение и преподаватели.

Хорошо, когда есть возможность выделить отдельный кабинет, где могли бы одновременно заниматься три-пять сотрудников: отработка практических навыков наиболее эффективна в небольших группах (по сравнению с занятиями в больших группах и индивидуально).

Важно При отсутствии специального класса в большинстве случаев можно использовать (по расписанию) кабинеты, оснащенные тем оборудованием, использованию которого будут обучаться

Все устройства, применяемые для отработки практических умений, можно разделить на простые (без использования компьютерных технологий) и высокотехнологичные. Применяется также метод“стандартизированных пациентов”.

К простым относятся объемные (трехмерные) модели, специальные устройства для отработки умений и манекены.

Трехмерные модели – это анатомические муляжи костей и мышц, внутренних органов (например, сердца, легких, мозга, почек), частей тела (средостение, брюшная полость, промежность и т. д.), срезы полостей (грудной, брюшной) и тканей (кожа, стенка сосуда), органов чувств (зрения, слуха). Муляжи могут отражать нормальное или патологическое состояние, быть разборными или составными. Основное назначение муляжей – трехмерная демонстрация. Они могут быть полезны не только в учебном классе, но и в любой ординаторской (как и анатомический атлас).

Простые устройства для отработки навыков, позволяющие многократно проводить манипуляции, – это модели конечностей (для венепункции, пункции суставов), кожи, сосудов и кишечника (для проведения первичной хирургической обработки, наложения швов и анастомозов), промежности (для пластики сфинктеров, эпизиотомии), органов шеи (для ухода за трахеостомой), молочных желез (для пальпации), органов таза (для обучения вагинальному и ректальному пальцевому исследованию, катетеризации мочевого пузыря, постановки клизмы и т. д.).

Существуют также наборы для отработки техники некоторых оперативных вмешательств (например, для проведения биопсии, лапароскопии, удаления желчного пузыря при калькулезном холецистите, удаления внематочной беременности с использованием диатермокоагуляции или лазера и т. д.).

Так, на тренажере желчного пузыря с общим желчным протоком можно отработать навыки:
• инцизии и диссекции висцеральной брюшины;
• выделения и мобилизации сосудов;
• лигирования пузырной артерии и пузырного протока;
• удаления желчного пузыря;
• визуализации и распознавания анатомических ориентиров и вариантов расположения органов;
• введения катетера для холангиограммы и поиска камней.

Манекены (например, “КРиЗис”,“Ressusi Anne”) применяются для обучения реанимационным процедурам. Высокотехнологичные симуляции проводятся на достаточно дорогих компьютерных системах. Они интерактивны, в них могут применяться технологии виртуальной реальности. Наиболее частое назначение таких симуляторов – обучение навыкам диагностики и лечения при динамично изменяющемся состоянии условного пациента с помощью мониторинга обратной связи. Как правило, такие модели применяются в специальных симуляционных центрах, где можно обеспечить их эффективное использование благодаря большому количеству обучаемых.

Помимо этого, в ЛПУ можно организовать тренинги с использованием имитируемых пациентов (в качестве которых могут выступать другие сотрудники) – деловые игры. Цели таких тренингов – развитие навыков коммуникации, сбора анамнеза, проведения физикального осмотра и проведения неинвазивных процедур. Определенную сложность при организации деловой игры представляет необходимость обеспечить серьезность отношения к учебному процессу со стороны всех его участников. Этого можно достичь с помощью четкого плана занятия и контроля со стороны организатора тренинга.

Важный вопрос обучения, предполагающий моделирование любого типа (деловая игра, простые или высокотехнологичные симуляции) – наличие преподавателей. Конечно, наилучший вариант –профессиональный преподаватель, имеющий опыт моделирования, однако на практике это возможно только в крупных ЛПУ, являющихся клиническими базами вузов или колледжей.Важно В большинстве ЛПУ администрация может организовать повышение квалификации сотрудников, привлекая в качестве преподавателей наиболее опытных клинических специалистов, которые освоили моделирование и владеют коммуникативными навыками

Следует заранее принять календарный план обучения, определить перечень умений и ситуаций, отрабатываемых на каждом занятии, обучение проводить систематически. Полезно, чтобы при переносе освоенных умений из моделируемой среды в реальную практику был обеспечен контакт обучаемых с преподавателем.

Для достижения наилучших результатов тренингов и эффективного использования оборудования администрация ЛПУ должна уделять внимание всесторонней поддержке учебного процесса, разработать мотивационную схему для преподавателей и обучаемых.

Современные подходы при обучении клиническим умениям

Можно выделить несколько ключевых тенденций в применении симуляционных технологий. Прежде всего это одновременное совершенствование неспециальных и специальных умений. Одно из важнейших общих умений, значительно влияющих на качество оказываемой медицинской помощи, – навык коллективной работы. Он отрабатывается при так называемом бригадном методе обучения с моделированием совместной работы врачей в сложных условиях.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание при обучении каждого сотрудника:
• приспособляемость;
• межличностные отношения и общение;
• командное руководство и координирование действий;
• контроль выполнения действий и критическая оценка результатов;
• владение ситуацией и принятие решений.

Вторая тенденция – повышение объективности оценки действий сотрудника. Справедливая оценка позволяет судить о достаточной (или недостаточной)компетенции специалиста, что влияет на возможность возложения на него определенных функций.

Традиционно такая оценка проводится при наблюдении за выполнением медицинской технологии в реальных условиях, а предпочтение отдается периодическому выборочному контролю на рабочем месте. В то же время большую ценность представляет оценка компетенций всех сотрудников в условиях моделирования. Это позволяет выделить и отработать именно то умение, при реализации которого возникают трудности у конкретного работника.

Третья тенденция – обязательная корректировка действий медицинского персонала, которые выполняются неправильно. Достаточно часто врачи и медицинские сестры считают, что хорошо владеют навыком, поскольку неоднократно проводили ту или иную процедуру. В то же время объективный анализ показывает, что во многих случаях привычный алгоритм действий ошибочен и представляет угрозу для пациента или для самого медработника.

Корректировка сложившейся привычки представляет собой задачу даже более сложную, чем обучение совершенно новому умению, поэтому требуется многократное повторение действий под контролем преподавателя. Большой плюс симуляционных технологий – возможность моделировать ситуации с учетом человеческого фактора – усталости, стресса и т. п.

Наконец, четвертая тенденция – унификация требований к профессиональной подготовке медицинских работников каждой специальности, подразумевающая владение определенными умениями, необходимыми для выполнения стандартов медицинской помощи и обеспечения должного уровня безопасности пациента. Конечно, симуляционные технологии не заменяют в полной мере клиническую практику, а условия любого моделирования имеют отличия от реальной ситуации. Однако, предоставляя возможность для постоянной и безопасной тренировки медицинских работников, эти технологии могут значительно повысить уровень их подготовки. Это отразится на качестве оказываемой медицинской помощи, сократит число ошибок при диагностике и лечении пациентов и снизит риски медицинского учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль