• Главная страница
  • » Статьи
  • » Формирование государственного (муниципального) задания при злокачественных новообразованиях молочной железы

Формирование государственного (муниципального) задания при злокачественных новообразованиях молочной железы

3408

Социально-экономическое значение злокачественных новообразований молочной железы обусловлено тем, что эти заболевания являются причинами серьезных экономических потерь. Потери складываются из прямых затрат, связанных с обследованием, лечением, реабилитацией, социальным обеспечением больных, а также с проведением профилактических мероприятий (в сумме – примерно 20% общих затрат), и из косвенных издержек, измеряемых “непроизведенным продуктом” в связи с потерей трудоспособности (5%) или преждевременной смертью больных в трудоспособном возрасте (75%).

Программно-целевой подход к организации и финансированию плановой онкологической помощи доказал свою эффективность при реализации приоритетного национального проекта “Здоровье”.

По данным Минздравсоцразвития России, в 2010 г. смертность от онкологических заболеваний в России снизилась на 0,3%, а темпы ее роста сократились в 2,5 раза. Проведение профилактических мероприятий позволило повысить показатель выявляемости больных РМЖ на 2,5% и снизить показатель запущенности на 1,5%. Комплексное лечение по программе оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (включающее наряду с хирургическими вмешательствами лучевую терапию и высокодозную химиотерапию), получили практически все нуждавшиеся в ней больные с впервые выявленным РМЖ. Это позволило добиться снижения уровня смертности женского населения от РМЖ на 4,0%.Важно В связи с переходом к программно-целевым методам управления и финансирования требуется использовать адекватные механизмы бюджетного планирования с ориентацией на конечный результат (законченный случай оказания медицинской помощи), подразумевающий определенный объем и качество услуг и заданный уровень потребления ресурсов

Наличие программы, содержащей конкретные цели и задачи, предусматривающей достижение установленных показателей и имеющей экономическое обоснование всех этапов ее выполнения, – необходимое условие для бюджетирования (финансового планирования), ориентированного на результаты деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее – ГМУЗ).

Основная задача финансового планирования – обеспечение доступности и должного качества медицинской помощи за счет эффективного использования ресурсов (с применением противозатратных стимулов).

Большинство экспертов считают, что при сметном финансировании использование ресурсов не может быть эффективным, если выделяемые бюджетные ассигнования недостаточны для полного возмещения затрат, возникающих при оказании помощи в объемах, соответствующих плановой мощности ГМУЗ онкологического профиля. Кроме того, сметное финансирование вообще не создает стимулов к более рациональному использованию ресурсов.

Наличие нескольких источников финансирования, отсутствие учета итоговых показателей и общая недостаточность выделяемых средств позволяют подменять часть бесплатной онкологической помощи платными медицинскими услугами. В результате растет социальная напряженность, обусловленная снижением доступности и низким качеством оказания бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, на фоне роста объема ассигнований из государственных источников механизм сметного финансирования не приводит к улучшению качества медицинского обслуживания населения. Это обусловливает необходимость широкомасштабного применения в здравоохранении программно-целевых методов государственного управления.

С целью повышения эффективности функционирования онкологической службы страны Минздравсоцразвития России была разработана Национальная онкологическая программа России. Реализация программы началась с 2009 г. в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”.

Основные задачи программы:
• повышение качества и доступности плановой онкологической помощи;
• разработка единых стандартов специализированной (высокотехнологичной) помощи при онкологических заболеваниях;
• внедрение системы мониторинга и оценки показателей качества и эффективности бюджетных расходов ГМУЗ на основании действующего Национального онкологического регистра.

Национальная программа включает в себя оказание онкологической помощи по 20 профилям заболеваний, одним из которых является онкомаммология. Общая логика, положенная в основу развития онкомаммологической службы, предполагает распределение бюджетных средств по финансовым нормативам, соответствие запланированных объемов помощи их финансовому обеспечению, введение “прозрачного” механизма использования финансовых средств, повышение эффективности расходования средств на оказание определенного объема помощи.Важно В настоящее время формируется нормативно-правовая основа программно-целевых методов государственного управления, одним из которых является метод установления государственных (муниципальных) заданий

Государственное (муниципальное) задание (далее – госзадание) – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию, порядку формирования, использованию, а также финансовому обеспечению госзадания.

Так, в этом документе должны содержаться:
• выписка из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
• показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
• порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Госзадание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) государственными и муниципальными учреждениями, иными некоммерческими организациями.

Заметим, что в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” использование механизмов предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания является обязательным условием при организации деятельности ГМУЗ.

С целью повышения эффективности деятельности по оказанию плановой онкологической помощи населению Минздравсоцразвития России утвержден Порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным (приказ от 03.12.2009 № 944н). В Порядке определены уровни оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями и приведены положения об организации деятельности первичного онкологического отделения (кабинета), отделения городской и центральной районной поликлиники, отделений онкологического диспансера (онкологической больницы), отделения паллиативной помощи онкологическим больным. Кроме этого представлены рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала вышеназванных подразделений и стандарт оснащения федеральных организаций, оказывающих медицинскую помощь онкологическим больным, а также соответствующих организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.

В Рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (см. письмо Минздравсоцразвития России от 29.06.2009 № 20-0/10/2-5067) перечислены способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций:
• по законченному случаю оказания медицинской помощи;
• на основе подушевого финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения;
• по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения;
• по клинико-статистической группе болезней;
• по единице объема оказанной медицинской помощи.

В нормативных актах пока не предусмотрен единый порядок формирования госзадания для ГМУЗ онкологического профиля и определения нормативных затрат на его финансовое обеспечение. Обязательными условиями формирования госзадания должны стать разработка и утверждение комплекса соответствующих стандартов (как по объемам, так и по финансовым нормативам).

Нормативная база по стандартизации онкологической помощи формировалась достаточно тяжело и долго. Помимо стандартов оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями регламентируют клинические руководства, протоколы ведения больных, формуляры лекарственных средств, алгоритмы стандартных операций и процедур (стандартные операционные процедуры1), финансовые нормативы затрат.

Клинические руководства, в которых отражены наиболее современные технологии диагностики и лечения онкологических больных, разрабатываются профессиональными медицинскими ассоциациями.

Стандарты медицинской помощи (например, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 09.10.2006 № 700 Стандарт медицинской помощи больным со злокачественным новообразованием молочной железы) – это составленные с учетом клинических руководств перечни медицинских услуг с указанием их среднего количества на один случай лечения и применяемых лекарственных препаратов (в том числе ориентировочной дневной и эквивалентной курсовой дозы).

На основе стандартов рассчитываются нормативы финансовых затрат, которые должны покрывать расходы медицинских учреждений (на заработную плату медицинских работников, участвующих в оказании помощи, на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, расходные материалы и т. д.). Важно Из-за отсутствия единых методик расчета стандартных затрат процедуры планирования и расчета нормативов финансовых затрат, используемые сегодня, далеки от совершенства

Многие эксперты считают, что для разработки нормативов финансовых затрат при оказании онкологической помощи больным РМЖ лучше всего подходит метод клинико-статистических групп (далее – КСГ). КСГ – это группы болезней, объединенных по принципу схожести диагнозов, технологий и стоимости лечения.

Из зарубежного опыта известно, что КСГ являются одним из наиболее действенных инструментов при финансировании медицинских учреждений и управлении качеством медицинской помощи. Представляется целесообразным применить КСГ больных РМЖ в качестве основы для определения плановых объемов помощи и объемов финансирования госзадания. Это позволит обеспечить соразмерность плановых и фактических показателей деятельности ГМУЗ.

В настоящее время имеется опыт использования КСГ для формирования государственного (муниципального) задания по профилю “кардиохирургия” (КСГ по другим профилям и видам специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи находятся в стадии разработки). Для построения системы стандартов КСГ по профилю “онкомаммология” необходимо использовать модель оказания онкологической помощи, устанавливающую реально достижимый и нормативно утвержденный уровень медицинской помощи в ГМУЗ.

Считается, что стандарты КСГ могут работать наиболее эффективно, если разрабатываются и используются в условиях действующей в учреждении системы менеджмента качества. В противном случае они рассматриваются просто как некий ограничитель.

Стандарты КСГ должны быть соотнесены с управлением по результатам, системой нормативного планирования и финансирования, отражая принятую сегодня практику возмещения затрат с учетом согласованного фиксированного бюджета. Такой подход к развитию базы клинико-статистической стандартизации онкологической помощи не просто фиксирует применение, но и мотивирует развитие современных технологий диагностики и лечения больных РМЖ.

По мнению Н.Г. Шамшуриной (2006), стандарты медицинской помощи выполняют несколько задач. На их основе можно обоснованно рассчитать цену (тариф) государственной (муниципальной) услуги, осуществлять контроль качества помощи, определять объемы финансирования ГМУЗ, защищать права пациента, обеспечить страхование профессиональной ответственности медицинских работников.

По существу, проекты стандартов онкологической помощи больным РМЖ, основывающиеся на принципах КСГ, представляют собой технологические и расходные нормативы в расчете на пролеченного больного. Они базируются на принципе клинической эффективности лечения и включают следующие позиции:
• стадия заболевания;
• метод лечения (хирургический, лекарственный, лучевой, комбинированный);
• виды оперативных вмешательств, лучевой терапии и химиотерапии;
• схемы и режимы лекарственной терапии.

Стандарт КСГ, относимый на единицу онкологической помощи (на случай оказания помощи больной РМЖ), выполняет функцию тарифа (цены) на услуги, оказываемые ГМУЗ. При этом подразумевается, что тариф должен покрывать все издержки по оказанию данного вида услуг (т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование персонала).

Обновление базы стандартизации предполагает экономическое обоснование единых тарифов КСГ на виды онкологической помощи, финансируемой за счет средств бюджетов по полным затратам. При этом тарифы КСГ являются основным инструментом планирования и финансирования помощи больным РМЖ, а нормативы финансовых затрат – элементом контроля эффективности использования ресурсов.

К основным тактическим задачам эффективного управления ресурсами ГМУЗ следует отнести переход на принцип деятельности на основе нормативного метода финансирования и внедрение бюджетирования, ориентированного на конечный результат деятельности учреждений (законченный случай оказания медицинской помощи). Развитие этого подхода связано с совершенствованием госпитальных информационных систем (в т. ч. канцер-регистров и систем управленческого учета затрат на медицинские услуги).

Для увеличения эффективности использования бюджетных расходов ГМУЗ по профилю “онкомаммология” целесообразно устанавливать ГМЗ на объемы онкологической помощи больным РМЖ, содержащие плановые показатели по числу законченных случаев лечения, стоимости лечения одного больного, а также требования к качеству оказания помощи.

Кроме того, большое значение имеют определение перечня услуг, финансируемых за счет бюджетных средств; установление видов затрат учреждений, включаемых в расчет стоимости услуг; расчет нормативов затрат на оказание услуг и содержание ГМУЗ; формирование механизмов мониторинга исполнения госзадания; взвешенное принятие управленческих решений по оптимизации бюджетных расходов.

Для увеличения зависимости объемов финансирования ГМУЗ от эффективности и качества их работы необходимо объединить государственные источники финансирования медицинской помощи в систему одноканального финансирования.Источник информации
1 Стандартные операционные процедуры (СОП) – документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур или, иными словами, формализованные алгоритмы выполнения действий, исполнения требований стандартов медицинской помощи.

Открыта подписка на 2012 год



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль