Размещение государственного заказа на строительно-монтажные работы для ЛПУ

4117

Прежде чем приступить к строительству, очень важно тщательно провести необходимые изыскания и получить исходно-разрешительную документацию, на основе которых осуществляется проектирование нового объекта. Проект – это “дорожная карта” строительства. Он включает не только графическую и текстовую часть, но и сметную документацию. Проектно-сметная документация учитывает самые мелкие детали будущего сооружения. От тщательности ее проработки зависит успех строительства, долговечность конструкций и эксплуатационные характеристики объекта.

Процесс строительства от самого начала до его логического завершения можно разделить на несколько этапов:
• определение потребности в новом строительстве и обоснование инвестиций в объект капитального строительства;
•выполнение изыскательских работ;
• выполнение проектных работ;
• выполнение строительно-монтажных работ.

Каждая из этих стадий регулируется целым рядом нормативных документов, основной из них – Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Статьей 1 ГрК РФ установлены следующие основные понятия:
• объект капитального строительства– это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и др. (п. 10);
• строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13);
•реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (п. 14).

Между тем, в ГрК РФ отсутствуют понятия “капитальный” и “текущий”ремонт. Для их определения можно воспользоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН), утвержденными приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312.

Согласно ВСН, текущий ремонт здания – это ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может производиться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Иными словами, капитальный ремонт здания подразумевает восстановление его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшение эксплуатационных показателей.

Условно выделим ключевые слова, по которым можно различить упомянутые понятия. Строительство – это всегда создание нового объекта. Реконструкция – изменение параметров уже созданного объекта капитального строительства (пристрой, надстрой и т. д.). Капитальный ремонт очень близок к реконструкции, но разница в том, что при капитальном ремонте восстанавливается ресурс существующего здания без увеличения его показателей. Текущий ремонт – это профилактические работы по поддержанию в состоянии работоспособности основных элементов здания и инженерного оборудования. Эти понятия очень важны для определения предмета размещения заказа и обуславливают некоторые особенностей подготовки документов, которые мы рассмотрим ниже.

Перед началом строительства необходимо определиться с источниками финансирования. Частный инвестор обычно определяет возможности нового строительства исходя из собственных доходов. В бюджетной сфере, где требуется обоснование необходимости капитальных вложений, дела обстоят куда сложнее.

Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), выделение бюджетных средств или их увеличение возможно с начала очередного финансового года при условии включения расходов в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, а также при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении других расходов.

Инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (далее – ФАИП), порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 “Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы”).

Утвержденная адресная программа является основанием:
а) для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005№ 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов);
б) для заключения в установленном порядке договоров с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, в целях реализации бюджетных инвестиций, а также соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о предоставлении субсидий.

Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений, невключенные в долгосрочные целевые программы, принимается главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 “Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные(федеральные) целевые программы”.

Возникновение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований регулируется гл. 11 Бюджетного кодекса РФ. Допустим, что этот этап успешно пройден и денежные средства для осуществления строительно-монтажных работ выделены. Теперь предстоит правильно провести процедуры размещения заказа на соответствующие виды работ.

Объединение проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ ››

Для целей данной статьи изыскательские и проектные работы мы будем рассматривать вместе, так как в соответствии с п. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. Проектные и изыскательские работы можно объединить в один лот и с точки зрения Закона о размещении заказов.

С другой стороны, объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ недопустимо по следующим основаниям (письмо ФАС РФ от 23.05.2011№ ИА/19712). Так, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ). При этом, согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства ведутся на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации о торгах на строительство объекта требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, делает невозможным формирование участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Отсутствие проектной документации в составе документации о торгах означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишил участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение. Это нарушение ч. 2 ст. 22, ч. 2ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, которое влечет выдачу предписания о внесении изменений в документацию о торгах.

Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ (по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства), влияющих на безопасность объектов капитального строительства, установлен приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624(далее – Перечень видов работ).

При этом саморегулируемые организации (далее – СРО), основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами СРО (ст. 55.3ГрК РФ).

Так, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, выданным саморегулируемой организацией (генеральным проектировщиком). Контракт на строительство заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральным подрядчиком).

Соответственно, объединение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ недопустимо одновременно по двум основаниям:
•невозможно определить состав и объем, а также требования к качеству и техническим характеристикам строящегося объекта;
• заказчик будет вынужден установить требования наличия у участников размещения заказа сразу двух допусков саморегулируемой организации – на проектные и строительные работы, что приведет к ограничению конкуренции.

Еще одна особенность формирования торгов на строительство – ограничение на включение в состав предмета торгов работ, технологически и функционально не связанных между собой. Строительные работы сопровождаются установкой различного технологического (вентиляция) и иного оборудования (“тяжелое” медицинское оборудование). Заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. Под таким оборудованием необходимо понимать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства (письмо ФАС РФ от 23.05.2011№ ИА/19713). Например, для монтажа некоторого медицинского оборудования предусматриваются специальные конструктивные особенности здания. Замена такого оборудования на другое может привести к изменению конструкции помещения или здания в целом. Наряду с этим представляется неправомерным включать в состав торгов на выполнение строительно-монтажных работ требование оснащения здания организационно-техническим оборудованием (мебель, компьютеры, мониторы), а также медицинским оборудованием, которое можно установить по завершении строительства (реконструкции, капитального ремонта) без внесения изменений в конструктивные элементы здания (помещения).

С учетом вышеизложенного рассмотрим отдельно размещение заказана проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы.Способы размещения заказа ››

Заказ на выполнение проектно-изыскательских работ может размещаться разными способами:
•у единственного источника (гл. 6Закона о размещении заказов);
• путем запроса котировок (гл. 4Закона о размещении заказов);
•с помощью открытого аукциона в электронной форме (гл. 3.1 Закона о размещении заказов);
• посредством открытого конкурса (гл. 2 Закона о размещении заказов).

При размещении заказа на строительно-монтажные работы выбор форм, напротив, ограничен законодательством. В соответствии с ч. 4.1ст. 10 Закона о размещении заказов “размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме”.

В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе не урегулирован.Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов, Правительством РФ установлены перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме. В отношении товаров (работ, услуг), включенных в данные перечни, применение конкурса не допускается.

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В этот перечень вошел код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) “4500000 Услуги строительные и объекты строительства”. Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ по текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказа.

Закон установил императивную норму в отношении размещения заказа на строительно-монтажные работы, из которой следует, что размещать заказ можно только путем проведения аукциона в электронной форме. Однако органы государственной власти, в чьи функции входит нормативно-правовое регулирование (Минэкономразвития России) и контроль в сфере государственных и муниципальных закупок (ФАС России), уже неоднократно заявляли, что при размещении заказов на строительно-монтажные работы допускаются другие способы, а именно запрос котировок и единственный источник (исполнитель, подрядчик). Эта позиция выражена в совместном письме Минэкономразвития России № 5683АП/Д05 и ФАС России № АЦ/10328от 29.04.2008 “О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд”, а также в совместном письме Минэкономразвития России от 29.07.2010 № 13369-АП/Д22 и ФАС России от 27.07.2010 № АЦ/24051“О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме”.

Из разъяснений ведомств следует, что указание в ч. 4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов на проведение аукциона в электронной форме означает запрет на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на выполнение соответствующих работ. В то же время оно не накладывает запрета на использование иных способов размещения заказа, предусмотренных Законом.

В частности, в ст. 10 Закона о размещении заказов в числе способов размещения заказа определены:
• проведение торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
•размещение заказа без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

При этом установлено, что заказ размещается путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, помимо обязанности использовать исключительно аукцион в электронной форме в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в т. ч.путем запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика))при соблюдении ограничений, установленных Законом о размещении заказов.

Запрос котировок и размещение заказа у единственного исполнителя(подрядчика) ограничены предельными суммами в один квартал (запрос котировок – 500 тыс. руб., единственный источник – 100 тыс. руб.). Кроме того, запрос котировок является неэффективным инструментом для отбора подрядчика на ответственную работу.

С 1 января 2010 г. лицензирование заменено институтом саморегулирования для следующих видов деятельности (ч. 3ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004№ 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса РФ”):
• инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений;
•проектирование зданий и сооружений;
•строительство зданий и сооружений.

Таким образом, участники размещения заказов для выполнения работ должны обладать допусками саморегулируемых организаций (ч. 2 ст. 47,ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ), если в составе технического задания присутствуют работы из Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

В связи с изменениями, внесенными в ГрК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ, в составе заявки можно требовать допуск саморегулируемой организации только наследующие виды работ:
• для инженерных изысканий – работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 7Перечня видов работ);
•для проектирования – работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (п. 13Перечня видов работ);
• для строительства – работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33 Перечня видов работ).

Таким образом, требовать от участников размещения заказа допусков СРО на другие виды работ запрещается.

Заказчикам необходимо обращать внимание на предельную сумму, указанную в допусках СРО участников размещения заказа. Участники имеют право заключать договоры в пределах этой суммы. Указанная сумма напрямую зависит от размера взноса участника, который обладает допуском СРО, в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Если предлагаемая цена контракта выше предельной суммы, указанной в допуске, то заказчик должен отклонить заявку участника. Это необходимо для защиты заказчиков, так как одной из особенностей института саморегулирования является страхование гражданской ответственности членов СРО, а предельная сумма, указанная в допуске СРО, свидетельствует о размере покрытия возможных убытков по договору.

Однако из любого правила есть исключения. В соответствии с п. 2 приказа Минрегиона России от 30.12.2009№ 624 допуск саморегулируемой организации не требуется для работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не предусмотрена выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51ГрК РФ, а также в отношении иных жилых объектов.

Таким образом, при формировании требований к участникам размещения заказа в документации о торгах необходимо учитывать содержание работ, а также уточнять, в отношении каких объектов будут производиться такие работы. Например, из указанного выше следует, что требовать допуск СРО на проведение текущего ремонта неправомерно.

В следующем номере мы продолжим эту тему и подробно рассмотрим процедуры размещения заказов на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, правила формирования технического задания, конкурсной и аукционной документации, проекта контракта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×