Изменение законодательства о лицензировании: новые принципы и подходы

2497

Лицензирование – один из механизмов государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в условиях рыночной экономики. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства.

Совершенствование законодательства о лицензировании осуществляется исходя из общей концепции становления рыночной экономики и направлено на устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности, на постепенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности и повышение эффективности лицензионного контроля.

Федеральный закон от 04.05.2011№ 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” вступает в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. До этого момента действует Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ был опубликован в “Российской газете” 6 мая 2011 г., поэтому он должен вступить в силу в начале ноября 2011 г.

Вновь принятый закон, как и Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ, не унифицирует до конца порядок лицензирования. Положения нового Закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” не применяются к лицензированию11-ти видов деятельности (вместо 22 в Законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ). Их лицензирование осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Еще для трех видов деятельности федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности, могут устанавливаться особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии.

Рассмотрим некоторые нововведения более подробно.Важно Впервые в законе установлены цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачи лицензирования отдельных видов деятельности – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены этим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии; их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Уточнен и дополнен понятийный аппарат.Важно Несколько изменились определения понятий “лицензирование” и “лицензия”

Лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий (в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами), осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия – специальное разрешение направо осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа).Важно Введено понятие “место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию”

Это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие, позволяющие идентифицировать объект, данные.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Причина введения последнего определения в понятийный аппарат закона, видимо, связана с тем, что в перечне причин отказов в предоставлении лицензий на виды деятельности в сфере здравоохранения на этот пункт, входящий в лицензионные требования, приходится 60% отказов.

Сокращено число лицензируемых видов деятельности. При этом показательна динамика этого сокращения. В Законе от25.09.1998 № 158-ФЗ было 215 лицензируемых видов деятельности, в Законе от08.08.2001 № 128-ФЗ их стало 120, а в Законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ значится 49 видов деятельности, на которые требуется лицензия. Лицензирование сохранено лишь в тех сферах, где это действительно необходимо.

Сокращено и число лицензируемых видов деятельности, имеющих отношение к сфере здравоохранения. Их стало четыре вместо девяти. Согласно ст. 12 Закона обязательному лицензированию подлежат:

  • производство лекарственных средств;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”);
  • фармацевтическая деятельность.

Важно Акцентируем внимание на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности

Закон устанавливает не только сокращение числа лицензируемых видов деятельности, он упрощает порядок лицензирования. Установлено, что лицензия, предоставленная на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Закона, действует бессрочно. При этом, если лицензии на виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 12 Закона, получены до дня вступления в силу Закона, то согласно ч. 3 ст. 22 Закона они действуют бессрочно.

Лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в ч. 1 ст. 12 Закона, прекращают действие со дня вступления Закона в силу. Предоставленные до дня вступления в силу Закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению по истечении срока их действия при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. В сфере здравоохранения к видам деятельности, наименования которых изменены, относятся оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В большинство статей прежнего закона внесены существенные изменения. Введены по существу новые статьи: лицензионные требования (ст. 8); порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом (ст. 13); сведения, подлежащие включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию (ст. 15); лицензионное дело (ст. 16); порядок переоформления лицензии (ст. 18); порядок организации и осуществления лицензионного контроля (ст. 19); порядок приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии (ст. 20).Важно К принципиальным нововведениям следует отнести дополнения и изменения в порядок переоформления лицензии (ст. 18)

По этому вопросу было немало нареканий со стороны лицензиатов. В принятом законе детально прописаны практически все мероприятия, связанные с переоформлением лицензии. В качестве примера приведем части 7, 9 и 17 ст. 18, связанные с переоформлением лицензии:
“7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности”.
“9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности”.
“17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов”.

Еще одно принципиальное нововведение состоит в том, что в соответствии сост. 19, вступающей в силу с 1 июля 2011 г., в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Основание для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата – представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии. Эта норма закона снимает вопрос о легитимности предлицензионного контроля, который поднимался работниками прокуратуры в ряде субъектов РФ.

Предметы проверок соискателя лицензии или лицензиата – содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности; о состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов; соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям; выполняемые работы; оказываемые услуги; принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом. Основаниями для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок служат:
1. истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
2. истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3. истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.Важно Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 2, может быть проведена лицензирующим органом после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Эту проверку лицензирующий орган вправе проводить без предварительного уведомления лицензиата

Изменение законодательства о лицензировании: новые принципы и подходы

В ст. 10 Закона прописано положение о недопустимости взимания лицензирующими органами с соискателей лицензии и лицензиатов платы за осуществление лицензирования. Единственный взнос – официально установленная государственная пош лина за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии – в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С 1 июля 2012 г. ряд лицензионных процедур будет переведен в электронную форму.

Следующими положениями закона, заслуживающими внимания, являются ст. 8 “Лицензионные требования” и ст. 16 “Лицензионное дело”.

Важно В ст. 8 впервые на уровне закона дано определение понятия “лицензионные требования” и определены такие важные положения, как порядок их установления, перечень требований, которые могут быть включены в конкретные лицензируемые виды деятельности

Установлено также, что к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видами объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Для лицензирующих органов и соискателей лицензии и лицензиатов важной является ст. 16. Установлено, что формирование и хранение лицензионного дела осуществляются лицензирующим органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к формированию и ведению лицензионного дела.

Как указывалось выше, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Так, со дня официального опубликования закона вступила в силу ч. 2 ст. 8, согласно которой “лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования”.

С 1 июля 2011 г. вступят в силу нормы, регулирующие порядок организации и осуществления лицензионного контроля.

С 1 июля 2012 г. соискатели лицензии смогут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронном виде.

Более подробно ознакомиться с положениями Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” можно в “Ведении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. Практическое руководство”, которое подготовлено к печати Издательским домом МЦФЭР.

Изменение законодательства о лицензировании: новые принципы и подходы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль