Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

4760

Организация медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений напрямую зависит от их ресурсного обеспечения. На макроэкономическом уровне эффективный менеджмент ресурсов снижает финансовые риски государства и повышает удовлетворенность населения как потребителя медицинских услуг. На уровне ЛПУ рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов оказывает значительное влияние на качество оказываемой медицинской помощи и обеспечивает стабильное функционирование учреждения как хозяйствующего субъекта.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию реализации Закона № 94-ФЗ находятся в ведении Минэкономразвития России. Вместе с тем определение потребности медицинских организаций в материальных ресурсах (в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, специальном оборудовании и т. д.) существенно отличается от подобной деятельности в других отраслях – строительстве, промышленности и т. д.Важно Отсутствие у Минздравсоцразвития России полномочий по нормативному и методическому регулированию ресурсного обеспечения ЛПУ привело к полиморфизму подходов при принятии главными врачами решений о методологии этой работы и о распределении обязанностей и ответственности сотрудников, задействованных в ресурсном обеспечении. Это, в свою очередь, становится причиной множества процедурных и иных нарушений

Объем задач по ресурсному обеспечению, решаемых непосредственно медицинским учреждением, определяется полномочиями по размещению заказов, делегируемыми органами власти регионов и вышестоящим органом управления здравоохранением. При этом проведение процедур размещения заказов может быть как централизованным (на уровне органа исполнительной власти региона, уполномоченного на размещение заказов), так и закрепленным непосредственно за учреждением.

Приведем сравнительный анализ централизованной и децентрализованной модели управления размещением заказов. При построении организационной системы размещения заказов в конкретном ЛПУ целесообразно использовать преимущества и нивелировать недостатки каждой из моделей.

В условиях наличия у ЛПУ полного объема закупочных компетенций ресурсное обеспечение может быть представлено в виде комплекса взаимосвязанных процессов. Реализация каждого из них представляет собой сходную последовательность действий, приводящих к заключению и исполнению государственного контракта. Каждый процесс имеет определенные этапы реализации (рис. 1).

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

Отсутствие унифицированных подходов к работе приводит к проявлению проблем и ошибок, которые могут возникать на любом из этапов. Так, например, завышение потребности на этапе планирования приводит к образованию сверхнормативных производственных запасов. Следствием этого становится необоснованное отвлечение оборотных средств, что в условиях ограничения финансовых ресурсов неизбежно сопровождается появлением дефицита на других направлениях.

С целью изучения подходов к планированию закупок, применяемых в различных ЛПУ, в 2009–2010 гг. нами было проведено анонимное анкетирование сотрудников, отвечающих за обеспечение своих подразделений медикаментами и расходными материалами медицинского назначения. В опросе участвовали 364 сотрудника 38 лечебных учреждений 4 регионов Российской Федерации.

Оказалось, что 8 из 10 опрошенных не знакомы с требованиями законодательства о размещении заказов или знакомы с ним в общих чертах (39,6 и 40,7% соответственно). Это неудивительно, только каждый десятый (11,5%) респондент сообщил о проведении специального обучения персонала, ответственного за составление заявок.

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решенияАктуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

Также нет единого подхода в назначении ответственного за составление заявки лица: в одних учреждениях это заведующие отделениями (30,2%), в других – старшие медицинские сестры (42,0%), а четверть опрошенных (26,6%) указали одновременно и заведующего отделением, и старшую медицинскую сестру. Отсутствует и единая система согласования заявок: в половине учреждений (53%) они согласовываются с заместителем главного врача по профилю, в трети учреждений (31,3%) – с “представителем администрации”, в каждом десятом случае (12,4%)– с главными медицинскими сестрами.

Отсутствует единая политика в периодичности подачи заявок на закупку в различных ЛПУ. Так, в 25,8% ЛПУ заявка формируется и утверждается на текущий год, в 25,3% – ежеквартально, в 26,6% – ежемесячно, 19,5% подают заявки на закупку бессистемно, когда в отделении заканчивается расходный материал, а 2,7% выбрали другой вариант ответа.

Отсутствует и единая методология составления заявок: более половины респондентов (56,6%) формируют заявки исходя из фактически потребленного количества расходных материалов за предыдущий период, 14,3% заявили об отсутствии какой- либо системы. Только 29,1% опрошенных сообщили, что заявка рассчитывается на основании статистических отчетов за предыдущий период (по количеству пролеченных больных, выполненных процедур, вмешательств, манипуляций).

В качестве источника информации о новинках рынка расходных материалов лидируют торговые представители медицинских компаний, на которых указали 61,5% опрошенных. Далее с почти одинаковым числом голосов следуют информация, получаемая из специализированных журналов и Интернета, и информация, получаемая от коллег (44 и 42,9%). Информирующая роль руководства больницы, проводящего регулярные занятия с персоналом, довольно низка: на нее указали только 15,4% респондентов.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют об отсутствии унифицированных подходов к ресурсному обеспечению, неосведомленности исполнителей о нормативных требованиях к закупочной деятельности, о недостаточной роли руководства ЛПУ по обучению ответственного персонала составлению заявок и информированию их о современных подходах, оптимизирующих деятельность.

Проанализировав предпосылки, приводящие к возникновению проблем при размещении заказов, можно выделить находящиеся в основе проблем причины как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним причинам можно отнести несовершенство и изменчивость действующего законодательства о государственных закупках и большой объем подзаконных нормативных актов, отсутствие практического опыта и невозможность его заимствования, большой объем документации. К внутренним – отсутствие системного подхода у администрации ЛПУ к организации процессов ресурсного обеспечения и планированию потребностей, отсутствие внутри учрежденческих регламентов, недостаток квалифицированных кадров.

Анализ характера и основных причин затруднений, с которыми сталкиваются медицинские учреждения при размещении заказов, а также анализ ошибок, совершаемых на каждом этапе, свидетельствуют о необходимости принятия мер по исключению ролевой неопределенности и закреплению зон персональной ответственности исполнителей.

Планирование процессов размещения заказов для нужд государственных и муниципальных медицинских учреждений должно быть научно обосновано, а методики определения оптимальной потребности подразделений в материально-технических ресурсах должны базироваться на утвержденных стандартах медицинской помощи.

Кроме того, было бы целесообразно включить эти методики в программу последипломного образования заведующих отделениями и старших медицинских сестер (или иного персонала, занимающегося формированием заказов для нужд подразделений ЛПУ).

По нашему мнению, оптимальным является построение в медицинском учреждении соответствующей организационной системы, формируемой с учетом экономического и кадрового потенциала учреждения. Такая система разработана и внедрена на базе Городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова г. Москвы в виде организационно-функциональной модели ресурсного обеспечения (рис. 2).

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

В основу модели положен принцип централизации деятельности по размещению заказов и исполнению контрактов с делегированием непосредственным получателям товаров, работ, услуг части функций по планированию и подготовке к размещению заказов, а также по согласованию заключения и контролю исполнения государственных контрактов.

Базовым модулем такой системы стало отдельное подразделение по размещению заказов, сотрудники которого имеют специальную подготовку по направлению “Управление государственными и муниципальными заказами”. Задействованность в ресурсном обеспечении различных структурных подразделений предполагает регламентацию, создание правил взаимодействия и установление зон ответственности элементов системы.

Сформированная таким образом организационно-функциональная модель позволила более четко, последовательно и оперативно решать задачи по ресурсному обеспечению больницы, более гибко и успешно справляться с задачами оперативного обеспечения деятельности ЛПУ. Значительно улучшилось оперативное планирование и снизилась доля экстренных “авральных” закупок, улучшилась согласованность действий структурных подразделений на всех этапах размещения заказов; заключения и исполнения контрактов, внедрен ежедневный мониторинг контрактов с истекающими сроками исполнения, что способствует своевременному началу претензионной работы.

По данным мониторинга с использованием Единой автоматизированной информационной системы торгов г. Москвы (ЕАИСТ) за период работы внедренной модели в ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова не было случаев несвоевременной публикации протоколов и ввода данных о заключении контрактов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×