• Главная страница
  • » Статьи
  • » Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 г. и задачах на 2011 г. (по материалам доклада Министра Т.А. Голиковой на расширенном заседании Коллегии 25.03.2011)

Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 г. и задачах на 2011 г. (по материалам доклада Министра Т.А. Голиковой на расширенном заседании Коллегии 25.03.2011)

895

В 2010 г. в здравоохранении началась реализация ряда масштабных программ. Главные из них – переход на новые принципы обязательного медицинского страхования и введение государственного регулирования обеспечения населения лекарственными препаратами. Принятые в 2010 г. федеральные законы “Об обязательном медицинском страховании” и “Об обращении лекарственных средств” поэтапно должны коренным образом изменить ситуацию в этих сферах и обеспечить в короткие сроки решение важнейшей социальной задачи – выйти на новый, существенно более высокий уровень доступности и качества медицинской помощи.

Также можно отметить программу формирования здорового образа жизни, Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг., Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.

Обратимся к основным демографическим показателям.

В 2010 г. родились 1789,6 тыс. детей, что на 27,9 тыс. детей (на1,6%) больше, чем в 2009 г. Коэффициент рождаемости составил 12,6 на 1 тыс. населения против 10,4 в 2006 г. (рост на 21,2%). По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует средний уровень рождаемости у одной женщины репродуктивного возраста, в 2010 г. составил 1,59. В 2006 г. он составлял лишь 1,30.Общий коэффициент смертности снизился с 15,2 в 2006 г. до 14,3в 2010 г. (снижение на 5,9%). Естественная убыль населения уменьшилась за 4 года в 2,85 раза – с 4,8 на 1 тыс. населения в 2006 г. до 1,7в 2010 г.

В 2010 г. были приняты дополнительные меры по улучшению работы учреждений родовспоможения и детства. Повсеместно внедрялись современные формы медицинской помощи женщинам и детям. Формировалась трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным. Создавались акушерские и детские реанимационно-консультативные центры с выездными реанимационными акушерскими и неонатологическими бригадами, межмуниципальные центры перинатальной медицины. Внедрялись современные медицинские технологии, в том числе хирургические методы лечения детей с врожденными пороками развития.

Введены в эксплуатацию один федеральный перинатальный центр и семь регинальных. Еще в пяти региональных перинатальных центрах завершаются пуско-наладочные работы и монтаж медицинского оборудования.

В 2010 г. обследованием на пять наследственных заболеваний было охвачено более 1,7 млн новорожденных, выявлено 1157 случаев наследственных заболеваний. Аудиологический скрининг в 2010 г. проведен у 1,1 млн детей, выявлено более 4,6 тыс. детей с нарушением слуха. Детям, нуждающимся в кохлеарной имплантации, проведено оперативное лечение.

В 2010 г. осмотрено 339,7 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях. Всем детям с нарушениями в состоянии здоровья проводятся лечебные и оздоровительные мероприятия. К моменту проведения коллегии в России открыто более 200 центров здоровья. Это говорит о высокой заинтересованности регионов Российской Федерации и востребованности такой меры для профилактики, выявления и лечения заболеваний у детей и подростков.

Все эти меры дали результаты, которые являются самыми позитивными в группе демографических показателей. Только за 2010 г. коэффициент младенческой смертности сократился на 7,4%. За четыре года реализации программы “Родовый сертификат” и дополнительных мер по развитию системы родовспоможения удалось обеспечить снижение коэффициента младенческой смертности на 26,4% (с 10,2 на 1 тыс.родившихся живыми в 2006 г. до 7,5 в 2010 г.).

К сожалению, в 2010 г. увеличилась общая смертность. Аномальные погодные условия лета 2010 г. внесли свой негативный результат в общий показатель смертности за этот год. В целом за 2010 г. количество умерших выросло на 20 тыс. человек,или на 1,0% по сравнению с 2009 г. Коэффициент смертности составил14,3 на 1 тыс. населения против 14,2 в 2009 г.

Структура смертности населения осталась прежней. На первом месте болезни системы кровообращения, на втором – онкологические заболевания, на третьем – внешние причины смерти, где наибольший процент занимает смертность от самоубийств и транспортных травм, на четвертом – болезни органов пищеварения, на пятом – болезни органов дыхания. Однако определенные положительные тенденции в количественных показателях, особенно в части смертности от наиболее распространенных болезней, все же произошли. И главная причина этого –реализация программных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, больным онкологическими заболеваниями.

За период реализации программ (начиная с 2006 г.) удалось сохранить 274 тыс. жизней. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за пять лет на 3,7 года, в том числе мужчин – на 4,1 года, женщин – на 2,5 года. Впервые за много лет этот показатель приблизился к 70-летнему порогу. Но все же ожидаемая продолжительность жизни мужчин еще остается низкой и составляет 63 года, что почти на 12 лет меньше, чем у женщин.

В 2010 г. показатели смертности улучшились практически по всем видам основных заболеваний. Смертность от внешних причин снизилась на 8,1%, в том числе от дорожно-транспортных происшествий – на 3,6%,от случайных отравлений алкоголем – на 32,6%. Смертность от самоубийств уменьшилась на 11,3%. Смертность от новообразований снизилась в 2010 г. на 0,3% по сравнению с 2009 г., а от туберкулеза – на 10,1%.В 2010 г. в целом по России отмечено увеличение смертности от болезней системы кровообращения, органов пищеварения и случайных утоплений. Главная причина этого – аномально жаркая погода, стоявшая в наиболее населенных регионах России летом 2010 г. Анализ ситуации в регионах, где в летний период отмечен значительный рост смертности, показал, что смертность увеличилась в основном на дому, вне лечебно-профилактических учреждений. Внутрибольничная летальность возросла незначительно. Выводы из такой ситуации неутешительные.

Руководителям региональных и муниципальных органов управления здравоохранением и руководителям медицинских учреждений необходимо обратить на это внимание. Постоянное наблюдение за диспансерными группами ведется недостаточно. Патронаж на дому осуществляется плохо. Активная работа с населением по предупреждению и выявлению факторов риска в аномальных условиях не ведется. Профилактическое направление, которое, в отличие от лечебного, не требует больших дополнительных финансовых средств, развивается очень медленно. Число посещений амбулаторно-поликлинических подразделений, несмотря на значительные средства, вложенные в развитие первичной медицинской помощи, практически не увеличилось и в расчете на одного жителя осталось на уровне 2008 г. – 2,4.

Показатель заболеваемости в целом по стране продолжает расти. И это объяснимо, так как рост является следствием проведения дополнительной диспансеризации, профилактических и периодических осмотров. Однако в ряде территорий происходят труднообъяснимые процессы, которые косвенно свидетельствуют о недостаточной эффективности этой работы. На фоне снижения заболеваемости здесь происходит увеличение смертности. Руководителям органов управления здравоохранением Владимирской, Псковской, Новгородской, Смоленской, Воронежской областей необходимо разобраться с этими фактами и выяснить причины таких диспропорций.

К сожалению, пока еще не в полную силу работают центры здоровья, созданные в субъектах Российской Федерации. В прошлом году в центры обратились 2,3 млн чел. На один центр здоровья приходилось 4710 посещений. А ведь центры могут расчитывать на 6 тыс. посещений в год. Факторы риска были выявлены у 66% обследованных, но к врачам амбулаторно-поликлинического звена было направлено всего 18% обратившихся.

Сейчас настоятельно требуется реализация иных подходов к организации амбулаторной помощи населению. В организации первичной медико-санитарной помощи должны участвовать не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, другие медицинские работники. Необходимо существенно улучшить взаимодействие с дворовыми хозяйствами, на которые возлагаются функции по само- и взаимопомощи (первая помощь).

В проекте федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” предусматривается выстроить более эффективную модель оказания медицинской помощи. Наша целевая задача – повысить эффективность медицинских услуг за счет увеличения объемов первичной медико-санитарной помощи и сокращения затрат на дорогостоящие виды стационарной медицинской помощи.

Каждый из трех видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, включая первичную специализированную помощь, специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная, и скорая медицинская помощь – должны решать свои специфические задачи.

В первичном звене здравоохранения необходимо развивать все элементы первичной специализированной помощи, а также создавать специальные структуры по оказанию неотложной помощи с переадресацией части вызовов со скорой медицинской помощи через единую диспетчерскую службу. В качестве необходимой составной части амбулаторного лечения должно развиваться лечение с использованием стационарозамещающих технологий, дневных стационаров и стационаров на дому.

В стране начинается масштабная модернизация скорой медицинской помощи. На базе приемных отделений круглосуточных стационаров необходимо развивать отделения экстренной медицинской помощи, постепенно передавая им и бригады скорой медицинской помощи. Это должен быть единый механизм, когда врач скорой помощи напрямую будет заинтересован в результатах лечения доставленных им больных, а не оставлять их на пороге приемных отделений, снимая с себя ответственность за их жизнь и здоровье.

Необходимо обратить особое внимание на развитие санаторно-курортной помощи, которая должна стать ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации. К сожалению, число санаторно-курортных учреждений, особенно санаториев-профилакториев и детских санаториев, ежегодно сокращается. Этот процесс надо остановить. Закрытие санаторно-курортных учреждений недопустимо. Ресурс системы медицинской реабилитации и оздоровления надо развивать.

Важным направлением работы здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, которая вносит весомый вклад в снижение смертности населения. Количество медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания, увеличилось с 207 в 2009 г. до 236 в 2010 г. Высокотехнологичную помощь получили почти 290 тыс. больных, что на 35 тыс. пациентов (на 12%) больше, чем в 2009 г. Положительные результаты оказания высокотехнологичной медицинской помощи при выписке пациентов отмечены в 94% случаев. Высокотехнологичная помощь – очень затратное мероприятие, и подготовка больных к операциям в высокотехнологичных медицинских центрах, которая проводится на местах, должна осуществляться особо тщательно.

Прошу региональные органы управления здравоохранением обратить на это особое внимание, с тем чтобы не допускать обоснованных отказов в оказании высокотехнологичной медицинской помощи из-за недостаточного обследования или наличия противопоказаний к операциям.

В рамках проводимой лекарственной политики в 2010 г. наиболее значимым событием было вступление в силу Федерального закона “Об обращении лекарственных средств”. В качестве базового элемента государственного регулирования ценна лекарственные средства был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который были включены 500 наименований лекарственных препаратов.

В 2010 г. удалось стабилизировать и несколько снизить цены на все группы лекарственных препаратов. На 13,4% увеличились объемы финансовых затрат на обеспечение лекарствами отдельных, наиболее уязвимых категорий граждан. Однако в ряде регионов не были решены проблемы со сроками закупок лекарственных препаратов, о чем свидетельствуют неиспользованные бюджетные ассигнования и обращения граждан об отсутствии некоторых лекарственных препаратов в начале 2011 г.

Руководителям региональных органов управления здравоохранением необходимо обратить внимание на недопустимость срыва сроков закупок лекарственных препаратов. Обязательства перед льготными категориями граждан должны выполняться в полном объеме и своевременно. В рамках реализации Федерального закона “Об обращении лекарственных средств” определен порядок государственной регистрации лекарственных средств. Министерство приняло решение о государственной регистрации 259 лекарственных препаратов. В государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения включено80 фармацевтических субстанций. Подтверждена регистрация 105 лекарственных препаратов. Принято около 2 тыс. решений о направлении на экспертизу лекарственных средств.Основные задачи в области здравоохранения на 2011 г.

Главные задачи на 2011 г. в области здравоохранения – принятие и реализация региональных Программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Программы включают в себя три основных направления:
первое – укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
второе – внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
третье – внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Безусловным приоритетом программ модернизации здравоохранения является снижение показателей заболеваемости и смертности по основным причинам. Решению этой задачи должно способствовать полное и безусловное внедрение во всех субъектах Российской Федерации 31 Порядка оказания медицинской помощи, утвержденного Министерством в 2009–2010 гг. Модернизация будет проведена и в федеральных учреждениях здравоохранения, которые также должны выстроить свою работу в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, оптимизировать штатные нормативы и пересмотреть коечный фонд.

Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи потребует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011/2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальные отличия федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения – существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций – знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения.

Одним из разделов программы модернизации предусматривается обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей. В настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30%. Нехватку кадровых ресурсов особенно испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей должны отражать потребность в дополнительном профессиональном образовании и учитывать количество специалистов, работающих в отрасли, и периодичность обучения один раз в пять лет. Программы модернизации здравоохранения должны быть нацелены на расширение охвата населения современными специализированными, в том числе высокотехнологичными методами диагностики и лечения, а также всеми методами медицинской реабилитации, как ранней, так и поздней.

К сожалению, сейчас оказание медицинской помощи далеко от идеальной, что подтверждается многочисленными жалобами жителей подавляющего большинства субъектов Российской Федерации. Основные цели и задачи, стоящие перед государством по охране здоровья женщин и детей, поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2010 г.

С целью реализации Послания в части поддержки материнства и детства необходимо усилить работу, направленную на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям. Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиники больниц, повысить квалификацию их сотрудников. Объем средств, выделяемых на совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, должен составлять не менее 25% от совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения.

В 2011 г. запланировано ввести в эксплуатацию восемь перинатальных центров. Еще один центр будет введен в эксплуатацию в 2014 г. Будет продолжена реализация программы родовых сертификатов. Медицинское обслуживание в рамках программы в 2011 г. получат 1,6 млн женщин. Будет начата реализация комплекса мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, по качественному повышению уровня оказания реанимационной и реабилитационной помощи недоношенным новорожденным. Расчеты показывают, что действия в этом направлении позволят снизить смертность среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела, примерно на 30%.

Новым направлением приоритетного национального проекта “Здоровье” является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 г. планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками. Реализация региональных программ модернизации здравоохранения является ключевым шагом к внедрению новой системы обязательного медицинского страхования.

С 2012 г. мы переходим на новую систему организации обязательного медицинского страхования – организация ОМС будет являться полномочием Российской Федерации, переданным для исполнения в субъекты Российской Федерации. С 2013 г. указанные полномочия будут сопровождаться субсидией, основанной на нормативах единой базовой программы ОМС. Работоспособность указанной системы напрямую зависит от того, удастся ли нам выровнять условия и качество оказания медицинской помощи на всей территории России.

С 2012 г. доступ медицинских организаций к участию в территориальных программах ОМС будет свободным. Модернизация здравоохранения должна позволить обеспечить безболезненную интеграцию федеральных медицинских учреждений в систему ОМС.

Теперь об организационных вопросах подготовки и подписания соглашений по реализации региональных программ модернизации здравоохранения. По состоянию на 24 марта 2011 г. подписаны соглашения между Минздравсоцразвития России, Федеральным фондом ОМС и высшими исполнительными органами государственной власти следующих субъектов Российской Федерации: Чувашской Республики, Республики Татарстан, Брянской, Пензенской и Саратовской областей. В высокой степени готовности программы модернизации здравоохранения Республики Мордовия, Краснодарского и Хабаровского краев, г. Москвы, Кемеровской, Ивановской, Ростовской, Рязанской, Волгоградской областей. В остальных субъектах Российской Федерации подготовка к подписанию соглашений находится в начальной стадии. Очень прошу обратить внимание на необходимость завершения этой работы к 1 апреля 2011 г., когда завершается срок подписания соглашений в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

В 2011 г. будет начата работа по повышению результативности деятельности научных учреждений Министерства, особенно в части развития приоритетных направлений фундаментальной и прикладной науки. Будет проведена масштабная паспортизация подведомственных организаций, осуществляющих научную деятельность. В результате данной работы должен быть сформулирован системный подход к формированию государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям инновационного развития здравоохранения, а также внесены предложения по внедрению системы оценки эффективности научной деятельности. Будут сформированы целевые программы по развитию отдельных приоритетных направлений научных исследований, включая такие важные направления, как разработка передовых вакцин, противоопухолевых препаратов и онкомаркеров, диагностика и лечение аутоиммунных, нейродегенеративных, эндокринных, сердечно-сосудистых, инфекционных заболеваний, а также регенеративная медицина.

Особо следует остановиться на изменении правового положения бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, который вступил в силу с 1 января 2011 г. Переходный период, предусмотренный законом, должен быть завершен 1 июля 2012 г.

Этим законом предусмотрено создание учреждений трех типов – казенных, бюджетных и автономных. Наиболее консервативный тип государственных учреждений – это казенные учреждения. Финансовое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрена иная форма финансового обеспечения деятельности – этим учреждениям из бюджета будет предоставляться субсидия на выполнение государственного задания. Необходимо обратить внимание на то, что закон не предоставляет дополнительной свободы бюджетным учреждениям при оказании платных услуг. Наоборот, цены на платные услуги нормируются гораздо жестче.

В течение 2011 г. все участники этого процесса должны отработать весь комплекс вопросов, связанных с финансированием государственных заданий и с тем, как новые бюджетные и автономные учреждения будут участвовать в программах обязательного медицинского страхования. Важно обеспечить переход на новые требования таким образом, чтобы доступность бесплатной медицинской помощи, а также других услуг в сфере здравоохранения и социального развития не была снижена. В 2011 г. также предстоит провести работу по реализации норм Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. В Перечне государственных услуг (функций), предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, сведения о которых должны быть включены в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг, содержится 105 государственных услуг (функций), предоставление которых осуществляется в системе Министерства. Из них 90 услуг предоставляют подведомственные службы и агентство, а также курируемые государственные внебюджетные фонды.

Требуется уже в текущем году решить несколько задач.

Первая – по-новому выстроить систему взаимодействия в этой работе всех звеньев нашей системы – Министерства, подведомственных служб и агентства, государственных внебюджетных фондов.
Вторая – завершить работу по утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг.
Третья – осуществить перевод предоставления государственных услуг и исполнения государственной функции в электронном виде, а также по принципу “одного окна”. Всю работу по оказанию государственных услуг необходимо активизировать. Пока она ведется очень медленно. Для обеспечения успешной модернизации отрасли здравоохранения необходимо информировать медицинских работников о предстоящих изменениях.

До 5 апреля 2011 г. все органы управления здравоохранением субъектов РФ должны провести в регионах обсуждение программ модернизации здравоохранения с представителями врачебного сообщества, профсоюзов и работодателей и представить в Минздравсоцразвития России информацию о проведенных мероприятиях и прозвучавших вопросах. 12–13 апреля Минздравсоцразвития России вместе с коллегами из федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, представителями Государственной Думы и Совета Федерации проведет Всероссийский форум медицинских работников по всем вопросам организации здравоохранения в России и по тем проблемам, которые предстоит в ближайшее время решать.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×