Причинение вреда здоровью пациента в период госпитализации

1497

В современной России проблема жестокого обращения с детьми стала одной из самых актуальных. Неслучайно Указом Президента РФ от 30.12.2009 № 1518 Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка назначен известный правозащитник П.А. Астахов. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации (http://www.rfdeti.ru), в течение 2010 г. в ходе рабочих поездок Астахов проинспектировал свыше 400 учреждений, в которых находятся дети. Это и детские дома, и школы-интернаты, и колонии для несовершеннолетних, и детские больницы.

Повышенное внимание президента к рассматриваемой проблеме предопределило организационно-методические изменения в работе большинства детских лечебных учреждений. Первым шагом стало ознакомление медицинского персонала с законодательной базой, гарантирующей правовую безопасность ребенка:
1. Конвенцией о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
2. Конституцией РФ.
3. Семейным кодексом РФ (глава 11 “Права несовершеннолетних детей”).
4. Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
5. Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

В ряде лечебных учреждений обязанность по проведению обучающих правовых семинаров была возложена на юридическую службу. Некоторые больницы для экспертных и научно-аналитических работ в сфере защиты прав ребенка привлекли специалистов высших учебных заведений.

Кроме того, в план организационно-методической работы лечебных учреждений было включено обучение медицинского персонала (медицинских сестер и врачей) теории и практике социальной психологии. Необходимость подобной подготовки обсуждалась на координирующих совещаниях, конференциях достаточно давно, однако активную поддержку эта инициатива получила лишь в 2010 г.

Описанная ситуация наглядно демонстрирует практическую целесообразность подготовки работников лечебных учреждений по вопросам социально-правового характера. В большинстве случаев медперсонал не вступается за своих маленьких пациентов, объясняя это тем, что мать или отец имеет полное право заниматься воспитанием своих детей. Безучастность окружающих формирует у родителей чувство безнаказанности за свои действия и провоцирует в последующем более агрессивные действий по отношению к ребенку.

К сожалению, именно матери чаще всего используют негативные способы контроля. Наиболее распространенным является принуждение, которое направлено на ограничение активности ребенка, или насильственное переключение ребенка с одного вида активности на другой. Нередко мать применяет физическую силу, чтобы заставить сопротивляющегося больного ребенка выполнять действия, которые, на ее взгляд, более правильные. Нахождение родителя и ребенка в стационаре является самым благоприятным периодом для социально-психологической поддержки и коррекции поведения такой матери (реже отца).

Коррекция поведения родителя требует планомерной и длительной работы под постоянным наблюдением руководства больницы. Задача же медперсонала – вовремя отреагировать на конфликт и не допустить его развития. Став свидетелем неправомерного поведения родителя, медсестра, санитарка или иной работник должны немедленно сообщить об этом заведующему отделением. Тот, в свою очередь, обязан поставить в известность главного врача и исключить возможную угрозу здоровью ребенка. Помочь в этом может постоянное наблюдение за проблемным родителем и профилактическая беседа с ним.

Беседа проводится с целью разъяснения правовых норм, а также оказания психологической помощи. У родителя следует выяснить:
1. Мотивы совершения поступка.
2. Особенности психологического взаимодействия между матерью и ребенком до поступления в лечебное учреждение и в настоящий период.
3. Возможное развитие этих отношений.

Заведующий отделением (а в отдельных случаях и лечащий врач, установивший контакт с матерью больного ребенка) обязательно должен ознакомить мать с содержанием ст. 62, 65, 69–71, 73–75, 77 Семейного кодекса РФ. Сотрудники лечебного учреждения должны при необходимости предоставить неблагополучной семье координаты правовых центров, где оказывается бесплатная профессиональная юридическая помощь по вопросам жилищного, семейно-брачного, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов. В последнее время популярность приобрели юридические клиники при высших учебных заведениях, где под контролем опытных педагогов юридическую помощь оказывают студенты.

Психологическое направление беседы должно помочь родителю сконцентрироваться на положительном и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка. Содержание такой беседы может быть определено психологом. Если в штате больницы нет соответствующего специалиста, то руководство больницы должно организовать индивидуальные беседы родителей с психологом и консультации специалиста для медперсонала больницы не реже 1 раза в неделю. Огромную психологическую помощь могут оказать проходящие в больнице практику будущие социальные психологи. Эту возможность нужно согласовать с главным врачом. Особенно их помощь нужна в лечебных учреждениях, где проходят длительный курс лечения дети-инвалиды или онкологические больные.

Если предотвратить насилие в лечебном учреждении не удалось, то руководитель больницы должен немедленно сообщить о случившемся в правоохранительные органы, в инспекцию по делам несовершеннолетних, региональное Министерство здравоохранения и решить вопрос о возможности дальнейшего нахождения ребенка с матерью. Оказанная ребенку медицинская помощь, все лечебные и диагностические манипуляции должны быть отражены в медицинской документации.

Приведем примерный алгоритм действий главного врача и медицинского персонала при выявлении случая жестокого обращения с ребенком. Главный врач должен направить телефонограмму о факте насилия в районный отдел милиции, районную инспекцию по делам несовершеннолетних, районный отдел опеки и попечительства, министру здравоохранения области и в последующем подтвердить данный факт в письменной форме с указанием не только обстоятельств случившегося, но и принятых мер. Отметим, что руководитель должен быть готов отчитаться и по тем профилактическим мерам, которые принимались в учреждении для предотвращения подобного рода конфликтов.

Решая вопрос о возможном совместном нахождении матери и ребенка, нужно исходить из последующего поведения виновной и ее желания оставаться рядом с сыном или дочкой. Необходимо помнить, что пока мать не лишена родительских прав либо не ограничена в них по решению суда, нельзя полностью запретить контакты между ней и ребенком. Решение о выписке матери из стационара следует принимать, руководствуясь правилами внутреннего распорядка больницы. Кроме того, главврач должен проконтролировать правильность заполнения медицинской документации и отражения в ней не только всех особенностей физического состояния пациента, но и обстоятельств дела.

В рассматриваемом случае Дмитриева Е.А. совершила два самостоятельных преступления, предусмотренных ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) и п. б ч. 2 ст. 111УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью малолетнему лицу). Следовательно, в медицинской документации пациента необходимо отметить особенности негативного поведения матери, а также описать характер и тяжесть причиненных ребенку травм, их локализацию, использованные методы диагностики и лечения. При описании необходимо помнить о том, что данная документация в последующем будет предоставлена судебно-медицинскому эксперту для определения степени тяжести вреда здоровью.

Уголовно-правовая оценка причинения вреда здоровью человека возможна только на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих производство судебно-медицинских экспертиз. Это Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (далее – Правила), и Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от24.04.2008 № 194н (далее – Медицинские критерии).

Указанными документами в своей работе руководствуются как сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, суда, так и судебно-медицинские эксперты. Кроме того, процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 195, 199, 200), ст. 1,10–13, 27 Федерального закона от31.05.2001 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, законодательными актами Российской Федерации о здравоохранении, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими организацию и производство судебной экспертизы. Определение степени тяжести вреда здоровью – прерогатива судебно-медицинского эксперта. Однако в юридической библиотеке руководителя лечебного учреждения обязательно должны находиться выше указанные документы в действующей редакции. Это позволит главному врачу грамотно и квалифицированно ответить на вопросы не только сотрудников правоохранительных органов, но и работников учреждения, ставших свидетелями конфликтной ситуации.

Рассмотренная ситуация требует ответа на два ключевых вопроса:
1. Какие критерии используются для определения тяжести вреда здоровью ребенка?
2. Каков порядок определения степени вреда здоровью при наличии нескольких повреждений разной степени тяжести?

Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью взрослого человека и ребенка, одинаков и определен в выше указанных Правилах. Критерии (признаки) определения степени тяжести вреда здоровью человека едины в отношении:
• тяжкого вреда: вред, опасный для жизни человека; потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией либо токсикоманией; неизгладимое обезображивание лица; значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полная утрата профессиональной трудоспособности;
• средней тяжести вреда: длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть;
•легкого вреда: кратковременное расстройство здоровья; незначительная стойкая утрата общей трудоспособности. Упомянутые Медицинские критерии содержат более детальную характеристику каждого из вышеуказанных признаков.

Дополнительные вопросы возникают в случае диагностирования у ребенка легкого вреда здоровью или вреда здоровью средней степени тяжести, так как в этом случае используются критерии длительности (кратковременности) расстройства здоровья, а также значительной (незначительной) стойкой утраты общей трудоспособности.

Поскольку трудоспособность устанавливается законом с 14 лет, оценить вред здоровью у двухлетнего ребенка с позиции ее утраты не представляется возможным, хотя п. 21 Медицинских критериев указывает на то, что у детей трудовой прогноз в части возможности в будущем стойкой утраты общей (профессиональной) трудоспособности следует определять так же, как у взрослых. В этом случае судебно-медицинские эксперты при работе с детьми используют признак длительности (кратковременности) расстройства здоровья. Он не тождествен понятию временной нетрудоспособности, определяемой сроками, указанными в листе временной нетрудоспособности, который кроме диагноза не содержит каких-либо сведений относительно состояния здоровья пациента и не дает возможности критически оценить обоснованность срока пребывания в стационаре или на амбулаторном лечении.

Продолжительность нарушения функций органов и (или) систем органов (временной нетрудоспособности) устанавливается в днях исходя из объективных медицинских данных, так как длительность лечения может не совпадать с продолжительностью ограничения функций органов и (или) систем органов человека. Объективные данные, подтверждающие временной промежуток расстройства здоровья, берутся из медицинской документации, а характер расстройства здоровья потерпевшего каждый раз определяется исходя из индивидуальных особенностей организма. Поскольку граница между длительным и кратковременным расстройством здоровья весьма условна, то в сложных случаях необходимо проводить экспертизу с участием судебно-медицинского эксперта, имеющего специальную подготовку по экспертизе временной нетрудоспособности. Указанные Правила и Медицинские критерии едины в том, что при наличии нескольких медицинских критериев тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому критерию, который соответствует большей степени тяжести вреда.

В приведенной ситуации, несмотря на наличие у ребенка закрытой черепно-мозговой травмы, оцениваемой экспертом как вред здоровью средней тяжести по признаку длительности расстройства, все-таки более тяжким повреждением будет неизгладимое обезображивание лица как признак тяжкого вреда здоровью.

Отметим, что в 2008 г. впервые после введения в действие Медицинских критериев судебно-медицинское сообщество определило условные анатомические границы области лица: верхняя – край волосистого покрова головы в норме, боковая – передний край основания ушной раковины, задний край ветви нижней челюсти, нижняя – угол и нижний край тела нижней челюсти (1).

Неизменным осталось то, что степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. При этом судебно-медицинская экспертиза устанавливает лишь неизгладимость указанного повреждения, так как определение степени обезображивания лица не входит в круг специальных знаний эксперта. Таким образом, степень тяжести вреда здоровью ребенка определяется судебно-медицинским экспертом на основании медицинской документации лечебного учреждения и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В заключение подчеркнем, что содействие руководства детского лечебного учреждения следствию и суду (предоставление необходимых доказательств и возможности общения с персоналом больницы) важно для нормального функционирования лечебного учреждения, однако приоритетным направлением организационно-методической деятельности должно оставаться предупреждение совершения неправомерных действий в отношении пациентов.Источник информации
1. Отчет о проведении всероссийского совещания судебно-медицинских экспертов по применению правил и медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека // URL: http://http://www.rc-sme.ru/konf08-okt.htm (дата обращения: 11.12.2008); Ответы на вопросы, задаваемые по применению Правил и Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека // URL: http://www.rc-sme.ru/questions.htm (дата обращения: 17.10.2008).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×