Изменения в правовом статусе муниципальных и государственных учреждений здравоохранения

8095

В стране идет процесс совершенствования системы организации оказания медицинской помощи, в том числе системы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В специальной литературе высказывались различные точки зрения на этот счет (1).

Учреждения здравоохранения и их правовой статус

Законодатель пошел по пути изменения правового статуса и условий функционирования учреждений здравоохранения. Отныне существующие муниципальные и государственные учреждения здравоохранения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. 

В этой связи у заинтересованных лиц (руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и собственно работников отрасли) возник ряд вопросов. Проанализируем законодательство с учетом действующей доктрины.

Правовой основой деятельности учреждений здравоохранения являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.

Атакже принятые на их основе подзаконные акты (в первую очередь постановления Правительства РФ).

Новые типы хозяйствующих субъектов в учреждениях здравоохранения

Последние пятнадцать лет с момента принятия и вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ рынок медицинских услуг, а также нерыночный сектор здравоохранения был представлен в основном государственными, либо муниципальными учреждениями. В связи с принятием ряда новых федеральных законов (например, об автономных учреждениях) и внесением значительных изменений в уже действующие (например, в ГК РФ, Федеральный закон “О некоммерческих организациях”) в сфере здравоохранения стало возможным создание хозяйствующих субъектов новых типов:

  • казенное учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • автономное учреждение.

Отличие “традиционных” типов учреждений здравоохранения от новых

Рассмотрим основные характеристики организационно-правовой формы юридического лица для выявления общих признаков и отличий между “традиционным” учреждением, с одной стороны, и автономным, бюджетным и казенным учреждением – с другой. Различия между юридическими лицами.

В отраслевой литературе и законодательстве юридических лиц классифицируют по нескольким основаниям.

Так, по цели деятельности различают коммерческие (преследуют извлечение прибыли и распределяют ее между участниками) и некоммерческие (не преследуют в качестве своей цели деятельности извлечение прибыли) организации. Большинство некоммерческих юридических лиц могут извлекать прибыль для достижения уставных целей, но в отличие от коммерческих юридических лиц не распределяют ее между участниками, а направляют на достижение уставных целей.

Любое учреждение отнесено законом к некоммерческой организации. Получаемую прибыль оно должно направлять на достижение своих уставных задач. Здесь каких-либо изменений не отмечается. В соответствии с ГК РФ учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Казенное учреждение здравоохранения

Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, деятельность которого финансируется из средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с подп. “д” п. 1 ч. 1ст. 31 вышеупомянутого Федерального закона № 83-ФЗ как казенные учреждения создаются психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории, противочумные учреждения.

Бюджетное учреждение здравоохранения

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономные учреждения здравоохранения

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об автономных учреждениях”, автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Как можно убедиться, наиболее широк перечень возможных направлений деятельности у автономных учреждений. Для удобства анализа представим основания классификации юридических лиц в обобщенном виде в таблице.

Изменения в правовом статусе муниципальных и государственных учреждений  здравоохранения

Теперь рассмотрим эти основания подробнее.

Делимое и неделимое имущество организации

В зависимости от делимости, либо неделимости имущества организации по вкладам (долям, паям и др.) различают:

  • корпорации (делимое);
  • унитарные предприятия;
  • учреждения (неделимое имущество).

Имущество любых учреждений является неделимым, так как учреждением признается не имеющая членства организация, и принадлежит учредителю-собственнику. Существуют следующие формы собственности: частная, государственная и муниципальная.

В принципе учреждение может создаваться на базе как частной, так и публичной собственности (государственной,либо муниципальной). В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Согласно Федеральному закону “Об автономных учреждениях” собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Такое же правило закреплено для казенных и бюджетных учреждений. Иными словами, если учреждение по форме собственности может быть как частным, так и публичным, то казенное, бюджетное и автономное учреждение – исключительно публичным.

В сфере здравоохранения различия в форме собственности практического значения не имели. На рынке медицинских услуг в отличие от некоторых других рынков (например, образовательного) частные медицинские учреждения широко представлены не были.

Хозяйственная компетенция учреждений здравоохранения с позиции юрлица

По хозяйственной компетенции различают юридические лица с общей, ограниченной (законом, договором, учредительными документами), специальной и исключительной компетенцией.

ГК РФ закрепил почти за всеми коммерческими организациями гражданские права и гражданские обязанности, необходимые для любых не запрещенных законом видов деятельности, т. е. общую правоспособность. Исключение составляют унитарные предприятия – несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации (например, некоммерческие).

Компетенция любых учреждений носит узконаправленный специальный характер. Законом или учредительными документами учреждению могут быть разрешены некоторые виды хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (например, возмездное оказание медицинских услуг). Учреждение наделяется имуществом лишь для достижения целей, указанных в его учредительных документах (п. 4 ст. 213ГК РФ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами. При этом полученные доходы должны направляться в бюджет.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной уставной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, имеющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иные виды деятельности, не являющиеся основными, бюджетное учреждение вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям. Такая деятельность также должна быть отражена в его учредительных документах.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений непосредственно направлена на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов такой деятельности определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений – в том числе отдельных типов.

Предмет и цели деятельности автономного учреждения также определены федеральными законами и уставом. Это выполнение работ, оказание услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Наиболее ограничена компетенция у казенного учреждения и предельно широка (с учетом общих ограничений по виду (разновидность некоммерческой организации) и сфере деятельности) – у автономного учреждения. Кроме того, медицинская деятельность в настоящее время относится к лицензируемым видам деятельности. Необходимость лицензирования не связана с типом учреждения.

Далее, по правам на обособленное имущество организации подразделяют на юридические лица – собственники имущества (таковых большинство в хозяйственном обороте); юридические лица – не собственники закрепленного за ними имущества (имущество закреплено за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления).

Учреждения не являются собственниками имущества. За учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Также юридические лица различаются по правам учредителей на переданное организации имущество (наличие обязательственных прав у участников по отношению к организации; наличие вещных прав; отсутствие каких-либо имущественных прав).

В соответствии сост. 48 ГК РФ к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Данная классификация во многом обусловлена делением юридических лиц на собственников и не собственников имущества. Так, если учредитель учреждения сохраняет право собственности на передаваемое учреждаемой организации имущество, то имущество у учреждения находится на праве оперативного управления (организация – не собственник имущества).Нюансы имущественных отношений учреждений.

Имущественные отношения учреждений здравоохранения

Как можно убедиться, по изложенным выше признакам существенных различий между типами учреждений нет. Имущественные отношения между организацией – не собственником имущества и ее учредителем – собственником имущества могут иметь нюансы.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения.

Все закрепленное за такой организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе, а выделенное учреждению несобственнику имущество – также по смете его расходов, утвержденной собственником.

В соответствии с ч. 3 ст. 298 ГК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 83-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

  • Как уже говорилось, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. При этом крупные сделки бюджетное учреждение может совершать только с предварительного согласия учредителя. Под запретом находятся размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами.

Согласно ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

  • Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы от указанной деятельности, как уже отмечалось, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги оно не имеет.
  • Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным им самим за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Если в учредительных документах такого учреждения предусмотрено право заниматься приносящей доходы деятельностью, то доходы от такой деятельности и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Как можно убедиться, законодатель несколько ужесточил требования в части распоряжения имуществом для казенных учреждений (точнее, привел в соответствие с экономико-правовым смыслом деятельности такого учреждения). При этом он предоставил большую свободу распоряжения имуществом бюджетному и автономному учреждению, в том числе и доходами от основной деятельности (применительно к сфере здравоохранения – за счет возмездного оказания медицинских услуг).

Среди возможных причин расширения хозяйственной самостоятельности учреждений (за исключением казенных) можно назвать:

  • дальнейшее внедрение экономических стимулов для медицинских учреждений оказывать услуги в большем объеме, лучшего качества, инновационные медицинские услуги;
  • повышение заинтересованности руководителей клиник и конкретных медиков в результатах своего труда;
  • разрешение коллизий между гражданским и бюджетным законодательством.

Однако действующее законодательство четко не указывает на возникновение вещного права на доходы (т. е. поступления в собственность без каких-либо оговорок), полученные от хозяйственной деятельности. Они хотя и учитываются на отдельном балансе, тем не менее не становятся собственностью автономного учреждения.

Пункт 2 ст. 299 ГК РФ Федеральным законом № 83-ФЗ изложен в следующей редакции: “Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности”. Доходы учреждения, как отмечает законодатель, поступают в его оперативное управление, но не в собственность.

Условия финансирования учреждений здравоохранений

Однако ключевой, на наш взгляд, вопрос связан не с изменением собственно организационно-правовой формы, правоотношений между собственником имущества и созданным им учреждением, а с появлением новых условий, источников финансирования учреждений. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных)услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

  • Бюджетным учреждениям (БУ) должны выделяться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации им могут предоставляться субсидии и на иные цели. Бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств на переходный период.
  • Государственные (муниципальные) задания для БУ формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания оно не вправе. Бюджетное учреждение может сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  • Автономное учреждение (АУ) действует на основе государственного или муниципального задания, выполнение которого является для учреждения обязательным. Такое задание для АУ формируется и утверждается учредителем в соответствии с основными видами деятельности, прописанными в уставе. Деятельность АУ финансируется посредством субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

На АУ не распространяются требования бюджетного законодательства о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении, о необходимости расходовать их строго по статьям бюджетной сметы и др. Иными словами, закон предусматривает некоторые послабления в части использования внебюджетных доходов автономного учреждения.Расходование средств ››Предоставление автономным учреждениям большей свободы действий в имущественных отношениях, в проявлении хозяйственной инициативы, по мнению инициаторов изменений законодательства об учреждениях, должно сделать их более чуткими к изменениям конъюнктуры на рынке работ и услуг, в получении которых заинтересованы граждане и юридические лица. Поэтому АУ могут работать более оперативно по сравнению с иными типами учреждений. Однако, на субъективный взгляд автора, большинство таких возможностей уже были реализованы государственными бюджетными учреждениями здравоохранения в прежние годы. Автономные учреждения должны “больше зарабатывать” за счет оказания платных медицинских услуг населению. Полученные таким образом средства они могут расходовать на выполнение своих уставных задач. На практике это будет означать возможность проведения более гибкой кадровой политики, осуществления стимулирующих выплат медперсоналу.Имущественная ответственность ››

По гражданско-правовой ответственности перед контрагентами различают: организации с полной имущественной ответственностью и с ограниченной ответственностью. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учреждения отвечают перед своими кредиторами только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами. Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений в том числе включает возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением в результате своей деятельности.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

При этом следует учитывать, что сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора. Иными словами, контрагент казенного учреждения поставлен в худшие условия в сравнении с иными участниками рынка (возможность требовать от контрагента, по общему правилу, и упущенной выгоды).

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, закрепленное за БУ собственником этого имущества или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимое имущество. Собственник имущества БУ не несет ответственности по его обязательствам.

В целом сохранен прежний подход – обращение взыскания на денежные средства учреждения. При этом, если более трех месяцев с бюджетного учреждения-должника невозможно получить денежные средства из-за отсутствия на его лицевых счетах денежных средств, задолженность взыскивается по исполнительному документу за счет имущества должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. Однако возможность ареста и последующей реализации имущества учреждения-должника в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, фактически ограничивается видами имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

На первый взгляд законодатель намного повышает степень защиты контрагентов по обязательствам автономного учреждения. Теперь взыскиваться могут не только денежные средства организации (наложение ареста на расчетный счет и кассу; запрещение пользоваться соответствующими денежными средствами), но и другое имущество (за исключением недвижимого и особо ценного движимого). Однако здесь потенциального кредитора по обязательствам поджидают следующие проблемы.

Во-первых, иные виды имущества (за исключением недвижимого и особо ценного имущества) могут быть незначительными по своей стоимости, а значит, не покрывать возникший долг, и, кроме того, неликвидными (койки, белье, устаревшее медицинское оборудование). Во-вторых, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам в отличие от собственника учреждения.

Автономное учреждение – разновидность юридического лица, и на него распространяются нормы о недопустимости банкротства, на что уже обращалось внимание. Однако в отсутствие субсидиарной ответственности учредителя (собственника в лице государства либо муниципального образования) автономное учреждение представляется “опасным” для контрагента, желающего иметь гарантии исполнения возникающих обязательств. В перспективе придется возвращаться к норме о субсидиарной ответственности учредителя либо предусмотреть возможность банкротства АУ. Второй вариант с учетом возможных социальных последствий банкротства медицинского учреждения вряд ли можно счесть предпочтительным. Контрагентам предстоит потребовать включения в договоры условий о предоплате, залоге, поручительстве, страховании рисков и пр., что удлиняет и усложняет договорный процесс, увеличивает общие издержки.

Законодатель пошел по пути ужесточения требований к порядку заключения гражданско-правовых сделок, их строгой формализации. Такой подход не нов. В условиях советской административно-командной экономики данная конструкция уже использовалась. Предприятия – производственно-технологические комплексы являлись собственностью государства-учредителя, оставаясь под его полным контролем. При этом государство не только не отвечало своим имуществом по его долгам, но и фактически запрещало другим кредиторам обращать взыскание на его “основные фонды” (т. е. на наиболее ценное имущество) как на объекты своей собственности. Этот недостаток компенсировался тем, что его контрагенты также были государственными (исключение – коллективные хозяйства, хотя и они были также огосударствленными).

Не следует думать, что все они эффективно хозяйствовали. Долги накапливались. Института банкротства в советский период не было. Поэтому долги приходилось периодически “списывать”. Однако в настоящее время большинство контрагентов – частные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а не публичные компании.

Кроме отмеченных выше признаков, новеллы законодательства коснулись порядка организации и деятельности органов управления отдельными типами учреждений здравоохранения, а также требования открытости (доступности) информации о них. От лица учреждения действовал и продолжает действовать единоличный исполнительный орган в лице руководителя учреждения здравоохранения – главного врача. Общие вопросы, не связанные с текущим управлением, оперативной деятельностью субъекта, решались и решаются учредителем такой организации.

Органы управления учреждения

Основные изменения коснулись органов управления автономным учреждением. Органами управления АУ являются наблюдательный совет (высший орган управления), руководитель автономного учреждения (исполнительный орган управления), каждый из которых выполняет специально оговоренные законом функции. Уставом АУ могут быть предусмотрены и иные органы.

В наблюдательном совете должно быть не менее пяти и не более одиннадцати членов. Среди них представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В наблюдательный совет могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, работники автономного учреждения.

Наблюдательный совет АУ выполняет следующие функции:

  1. дает учредителю рекомендации по вопросам:

    Предполагается, что с 1 января 2012 г. все муниципальные и государственные бюджетные учреждения здравоохранения вне зависимости от типа должны обеспечить открытость и доступность документов, среди которых:
    • учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
    • свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
    •решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
    • решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
    • положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
    •план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов РФ;
    •годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального)учреждения;
    • сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
    •государственное (муниципальное)задание на оказание услуг (выполнение работ);
    •отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества.

    • Назначать руководителя автономного учреждения и прекращать его полномочия, а также заключать и прекращать трудовой договор с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок, вправе учредитель такого учреждения.
    • В компетенции руководителя находятся вопросы управления текущей деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом учреждения к ведению учредителя автономного учреждения, его наблюдательного совета или иных органов учреждения. Руководитель от имени автономного учреждения без доверенности представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность АУ внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения.
    • Таким образом, предоставление большей хозяйственной самостоятельности автономным учреждениям и независимости от учредителей нивелируется созданием нового органа – наблюдательного совета, состоящего, как отмечалось, из представителей учредителя автономного учреждения и представителей исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
    • Фактически контроль за текущей деятельностью автономного учреждения, вмешательство в процесс принятия конкретных управленческих решений главного врача могут и усилиться. Следовательно, автономия учреждений нового типа в первую очередь сводится к отсутствию субсидиарной ответственности учредителя автономного учреждения по долгам (обязательствам) учреждения, а также отсутствию бремени прямого бюджетного финансирования. Хозяйственная автономия означает увеличение оказания платных медицинских услуг населению. Изменения в автономии управления незначительны.Обеспечение доступности документов ››
      • внесения изменений в устав учреждения;
      • создания и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
      • реорганизации учреждения или о его ликвидации;
      • изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
      • участия учреждения в других юридических лицах;
      • совершения сделок по распоряжению имуществом, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;
    • дает свое заключение по вопросам:
      • проекта плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
      • выбора кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета;
    • утверждает отчеты о деятельности учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность учреждения;
    • принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения, по вопросам совершения:
      • крупных сделок;
      • сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
      • проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности учреждения и утверждения аудиторской организации.

Возможные изъятия и ограничения доступности перечисленных выше документов определяются законодательством о государственной тайне.Источник информации1 См. например: Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) // Журнал российского права.2007. № 4; Рыбальченко И.Е. Новые формы о интенсификации деятельности медицинского учреждения в сфере платных услуг // Менеджер здравоохранения. 2005. № 11; Селюков А.Д. Правовые аспекты финансового обеспечения бюджетных учреждений // Право и образование. 2002. № 3; Сибурина Т.А. Грядущие направления институционального развития здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2005. № 7; СтародубовВ.И., Тихомиров А.В. Учреждение: pro et contra // Главный врач: хозяйство и право. 2004. № 1; Стеценко С.Г.Платные медицинские услуги: актуальные вопросы юридической регламентации // Медицинское право.2003. № 1.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль