Актуальные аспекты взаимодействия специалистов здравоохранения и представителей фармацевтических компаний

3487
Актуальные аспекты взаимодействия специалистов здравоохранения и представителей фармацевтических компаний

«Бурное формирование фармацевтического рынка, начавшееся более 20 лет назад и продолжающееся по сегодняшний день, вынуждает медицинское сообщество реагировать на новые, не знакомые ранее приемы и методы внедрения новых лекарственных средств в практическое здравоохранение…

На сегодняшний день ключевые проблемы, связанные со сложившейся практикой продвижения лекарственных средств, можно свести к следующим позициям:

• введение в заблуждение врачей и пациентов относительно эффективности и безопасности новых лекарственных средств;

• “навязывание” болезней здоровым людям за счет расширения диагностических критериев известных нозологических форм и перевода пограничных и функциональных расстройств в разряд патологии;

• нарастание необоснованных затрат на медикаменты в системе здравоохранения;

• неоправданный риск для пациентов в связи с преимущественным продвижением новых лекарственных средств с наименее изученным профилем безопасности;

• деформация научно обоснованных принципов рационального назначения лекарственных средств в результате маркетингового давления ФК на врача;

• снижение доверия пациентов и общества к практикующему врачу вследствие возникающего конфликта интересов;

• использование врачом при выборе лекарственных средств промоционной информации ФК вместо независимых источников.

Методы воздействия представителей фармацевтических компаний на практикующих врачей

…Материальное вознаграждение

Первая группа инструментов продвижения лекарственных средств связана с получением практическим врачом неправомерного материального вознаграждения за назначение продвигаемых ФК препаратов, что лежит в основе конфликта интересов.

С вступлением в силу с 1 января 2012 г. отдельных положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ), касающихся взаимодействия практикующих врачей с ФК, данные взаимоотношения регулируются на государственном уровне…

За нарушения указанных требований медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 3 ст. 74 Закона № 323-ФЗ).

В настоящее время готовятся поправки в соответствующие законодательные акты. Ожидается, что будет регламентирована материальная и административная ответственность за нарушения положений Закона № 323-ФЗ1…

Информирование о лекарственных средствах

Здесь уместно отметить, что запрет на предоставление пациенту недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых лекарственных средствах подразумевает заведомую дезинформацию пациента врачом. Между тем подобные действия могут быть продиктованы не злым умыслом врача, а его профессиональной некомпетентностью, проявившейся в неумении критически оценить промоционную информацию о лекарствах, предоставляемую фирмами-производителями.

Таким образом, информационная составляющая маркетинговых усилий на сегодняшний день остается единственным легальным инструментом воздействия ФК на врачебное сообщество.

В настоящее время можно выделить несколько основных каналов передачи информации о лекарственных средствах от ФК практикующему врачу.

Во-первых, по-прежнему сохраняет свое значение прямое продвижение лекарственных средств врачу через медицинского представителя фирмы – производителя лекарственных средств...

Во-вторых, ФК стремятся компенсировать прогнозируемое снижение объема личных контактов своих представителей с целевой аудиторией переносом общения на профессиональные темы в Интернет…

В-третьих, ФК традиционно размещают информацию о своей продукции в печатных средствах информации, предназначенных для практикующих врачей и активно распространяемых в медицинских организациях…

В-четвертых, распространяемые на профессиональных научных и научно-практических мероприятиях промоционные материалы, подготовленные маркетинговыми отделами ФК для практикующих врачей, зачастую не содержат обязательной информации и создают неверное впечатление об эффективности, безопасности и экономичности продвигаемых препаратов…

Наконец, существенную роль в продвижении новых лекарственных средств на рынок играют так называемые ключевые лидеры мнений. К этой категории относятся авторитетные в своей области специалисты, которые по договору с фирмами-производителями устно или на страницах профессиональной прессы знакомят практикующих врачей с новинками фармацевтического рынка. Отметим, что за рубежом в таком случае принято информировать свою аудиторию о получении вознаграждения от ФК. В свою очередь, профессиональная аудитория должна учитывать коммерческий характер представляемой информации…

Критерии оценки информации фармацевтических производителей о лекарственных средствах

…Международные требования к информации о лекарственных средствах, содержащей утверждения производителя об эффективности, безопасности или иных преимуществах продвигаемого продукта, были сформулированы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в руководстве “Этические критерии продвижения лекарственных средств”, которое впервые было опубликовано в 1986 г. и до сих пор используется в качестве стандарта для оценки промоционных материалов.

В частности, такие материалы должны содержать следующую информацию о препарате:

• название (-я) активного ингредиента (-тов) с использованием международного непатентованного наименования или одобренного генерического названия препарата;

• торговое название;

• содержание активного ингредиента (-ов);

• названия других ингредиентов, могущих вызвать нежелательные явления;

• утвержденные показания к применению;

• форму и способ применения;

• побочные эффекты и основные нежелательные явления;

• меры предосторожности, противопоказания и предостережения;

• основные пищевые и лекарственные взаимодействия;

• наименование и адрес производителя или дистрибьютора;

• ссылки на научную литературу по необходимости.

В этом же документе обозначено, что все промоционные утверждения должны быть достоверными, точными, правдивыми, информативными, сбалансированными, современными, обоснованными и сформулированными в соответствии с правилами хорошего вкуса. Любой фрагмент текста на промоционных материалах должен быть читаемым...

Арсенал приемов фармацевтических производителей по продвижению своей продукции врачам с помощью рекламы лекарственных средств хорошо известен и достаточно полно систематизирован в дидактическом материале, находящемся в открытом интернет-доступе (pharmedout.org/ bingofunwithpharmads.pdf ):

• лекарственный препарат позиционируется как уникальный;

• приводятся данные о лекарственном средстве, ориентированные на одно конкретное заболевание;

• опускается важная информация о серьезных побочных эффектах;

• производитель лекарственного средства “изобретает” новое заболевание или диагноз;

• приводится оригинальное название лекарственного средства фармацевтического производителя и генерические – препаратов конкурирующих фирм;

• реклама перегружена лишней графической информацией;

• в отношении лекарственного препарата используются эпитеты “новый” или “первый”;

• приводятся ссылки на мнение авторитетных специалистов;

• реклама выглядит излишне кричаще, имеет “ярмарочное” оформление;

• графическая информация искажена для создания преувеличенного представления об эффективности продвигаемого лекарственного средства (используются “усеченные” графики и диаграммы; на осях графиков и диаграмм используется не арифметическая, а логарифмическая нумерация и т. д.);

• официально требуемая информация о лекарственном средстве приведена в усеченном виде;

• информация не имеет ссылок для ознакомления с первоисточниками;

• реклама “просвещает” врача о заболевании;

• рекламируемый препарат – очередной из ряда аналогов;

• исследования проведены на контингенте больных, отличном от наблюдаемых вами пациентов;

• реклама рассчитана на возбуждение страха за жизнь и здоровье пациента;

• рекламируемый препарат сравнивается с “соломенным чучелом” – устаревшим лекарственным средством, заведомо проигрывающим продвигаемому продукту…

Рекомендации практикующим врачам по взаимодействию с представителями фармацевтических компаний

… 1. Не следует забывать, что представитель ФК – коммерсант, а не медицинский работник, цель его деятельности – повышение продаж продукта своего работодателя, а не повышение квалификации врача или благополучие пациентов.

2. Врачу запрещено принимать представителей ФК у себя на рабочем месте…

3. Нельзя держать у себя на рабочем месте ручки, календари, блокноты и прочую рекламную продукцию ФК с упоминаниями препаратов или логотипом фирмы. Недопустимо также ношение белых халатов с названиями ФК и их продукции…

5. Необходимо помнить, что запрещенные сегодня к распространению образцы лекарственных препаратов – покушение на свободу врачебного выбора и карман пациента…

6. При контактах с представителем ФК на разрешенных мероприятиях целесообразно в формате “вопрос – ответ” поинтересоваться эффективностью, безопасностью, стоимостью продвигаемого лекарственного средства, его преимуществами перед существующими аналогами.

7. Не стоит тратить время на выслушивание информации о клинических исследованиях, демонстрирующих “уникальные” свойства продукта…

8. Крайне полезно уточнить у представителя ФК данные о числе больных, которые должны принимать рекламируемый препарат для получения 1 случая позитивного эффекта…

9. Несостоятельны в качестве основного аргумента ссылки представителя ФК на хвалебные отзывы других специалистов о продвигаемом лекарственном средстве...

10. Критически оценивайте рекламные буклеты и листовки фармацевтических производителей, основываясь на приведенных выше рекомендациях…

11. Помните, что новизна рекламируемого лекарственного средства не повод к его назначению...

12. Недопустимы попытки представителя ФК вторгаться в медицинские аспекты деятельности других врачей, обсуждать с вами их профессиональную квалификацию и этические принципы...

13. Бессмысленно консультироваться с представителем ФК по применению рекламируемого лекарственного средства у конкретного больного…».


Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Заместитель главного врача" №9 2012»


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль