Cовершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации*

6049
Cовершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации*

С целью воздействия на наиболее значимый фактор повышения качества медицинской помощи – профессиональную компетентность сестринского персонала – в ГУ Республики Марий Эл “Детская республиканская больница” (далее – ГУ РМЭ ДРКБ) осуществляются мероприятия по непрерывному повышению уровня образования среднего медицинского персонала. Так, в 2010 г. на базе учреждения организован учебно-методический кабинет (приложение 1).

Основанием для проведения эксперимента являлась потребность в пересмотре подходов к последипломному образованию через создание системы “образовательной самостоятельности” ЛПУ, что определено Программой развития сестринского дела на период 2010–2020 гг.

Экспериментальная деятельность была обеспечена нормативно-правовой, материально-технической и учебно-методической базой.

Общее руководство деятельностью осуществлялось менеджером сестринского дела с использованием системного подхода к управлению.

В штат учебно-методического кабинета руководством больницы введена должность медицинской сестры – координатора за счет должностей среднего медицинского персонала больницы. Подготовлена и внедрена в работу должностная инструкция медицинской сестрыкоординатора (приложение 2). Разработку тематического плана семинарских занятий и непосредственно их проведение осуществляли два специалиста с высшим сестринским образованием и два специалиста с незаконченным высшим сестринским образованием. Подготовлены специализированные программы обучения в “Школе сестринского дела” для старших медицинских сестер и их резерва, палатных медицинских сестер, медицинских сестер процедурных и перевязочных; специализированные программы обучения медицинских сестер в “Школе молодого специалиста” на один год, со сдачей дифференцированного зачета по окончании обучения (приложение 3).

Во время проведения исследования для всех лечебных отделений подготовлен стандартный пакет документов, информационно-методический материал, включающий все необходимые сведения для повседневной работы, разработанный Советом по сестринскому делу:

· стандарты сестринских технологий в педиатрии;

· стандарты оказания неотложной помощи в педиатрии и др.

Подготовлены инструктивно-методический материал по профилактике внутрибольничных инфекций, инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала и приказы и инструкции по фармацевтическому порядку. Для лучшей организации работы по обучению сестринского медицинского персонала проводились ежемесячные обучающие конференции с демонстрацией видеофильмов. В течение 2010–2011 гг. медицинской сестрой – координатором, старшими медицинскими сестрами проведены мастер-классы по стандартам сестринских технологий.

Для контроля знаний использовались тест-опросы, решение ситуационных задач, которые в сочетании с традиционными методами обучения позволяют повысить эффективность подготовки специалистов.

Подготовлены темы для проведения тест-опросов: алгоритм стандартов по сестринским технологиям в педиатрии; знание противоэпидемического режима, санитарных правил, инструкций и т. д.; соблюдение холодовой цепи при транспортировке и хранении иммунобиологических препаратов; этико-деонтологические принципы работы медицинской сестры и др.

Оценка качества сестринской деятельности по результатам обучения

По результатам обучения специалистов была проведена внутриведомственная экспертная оценка качества сестринской деятельности. В ролиэкспертов выступили главная медицинская сестра и старшие медицинские сестры (таблица).

Cовершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации*

Как показали результаты экспертной оценки, после обучения повысились интегральные показатели качества сестринского труда в соматических отделениях: кардиоревматологическом – с 0,90 до 0,99 балла, неврологическом отделении № 1 – с 0,90 до 0,98; в хирургических отделениях: отоларингологическом – с 0,88 до 0,98, травматолого-ортопедическом – с 0,87 до 0,95; в детском психиатрическом отделении – с 0,89 до 0,94 балла.

Старшими медицинскими сестрами хирургического, соматического отделений являются специалисты с высшим сестринским образованием и повышенным уровнем образования. В данных отделениях наиболее широко применяются новые сестринские технологии, организованы “Школы здоровья” для пациентов с различной патологией, проводятся сестринские исследования, дополнительные семинары по обучающим модулям и отработка практических навыков.

В заключение*

Таким образом, укомплектованность кадрами среднего медицинского персонала в ГУ РМЭ ДРБ составляет 73,8%. Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационные категории, – 72,3%.

Анкетирование медицинских сестер в хирургических и соматических отделениях выявило, что 53,0 ± 4,9% медицинских сестер не удовлетворены организацией их работы. Удовлетворены качеством работы медицинских сестер 79,4 ± 5,7% врачей.

При выборе формы повышения квалификации 57,0 ± 4,8% медицинских сестер отдали предпочтение изучению литературы, участию в конференциях. Наиболее эффективной формой повышения профессионального уровня медицинские сестры считают проведение учебы на рабочем месте. Фактором, повышающим качество последипломного образования медицинских сестер, 60,5 ± 4,8% респондентов назвали разработку учебно-методического материала. При выборе вида обучения, необходимого для повышения квалификации медицинской сестры, были названы психология общения и уход за пациентами.

Организован учебно-методический кабинет и разработана гибкая модульная система обучения в “Школе сестринского дела”. Введена должность медицинской сестры – координатора с высшим сестринским образованием. Улучшились показатели экспертной оценки качества работы медицинских сестер.

Авторы считают необходимым внедрить в практическую деятельность крупных медицинских учреждений учебно-методический кабинет для осуществления непрерывного обучения медицинских работников со средним специальным образованием, ввести штатную должность медицинской сестры – координатора учебно-методического кабинета. Руководителям сестринских служб всех ЛПУ Республики Марий Эл рекомендовано использовать программу “Школы сестринского дела” для повышения уровня профессиональных знаний и навыков специалистов со средним специальным образованием.

* - Начало статьи читайте в в журнале "Главная медицинская сестра" №9 2012» 

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Главная медицинская сестра" №10 2012» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×